Финансовый контроль: понятие, цели, субъекты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 18:58, контрольная работа

Описание работы

Несмотря на множество видов контроля в деятельности организации, ряд специалистов высказывает мысль, что финансовый контроль является контролем более высокого порядка по отношению к другим видам контроля. Это объясняется тем, что многие процедуры финансового контроля невозможно осуществить только как контроль финансовых потоков, без рассмотрения сущности финансируемых операций, а следовательно, без привлечения других видов контроля.

Содержание работы

1). Финансовый контроль: понятие, цели, субъекты.................................3
2).Правовой режим государственных и местных внебюджетных фондов..........................................................................................................14
3)Список литературы..................................................................................25

Файлы: 1 файл

финансовое право.docx

— 49.14 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

1). Финансовый контроль: понятие, цели, субъекты.................................3

2).Правовой режим государственных и местных внебюджетных  фондов..........................................................................................................14

          3)Список литературы..................................................................................25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1). Финансовый контроль: понятие, цели, субъекты.

Финансовый контроль, будучи составной частью контроля в деятельности хозяйствующего субъекта, является одной из функций управления. Он представляет собой систему действий уполномоченных лиц по проверке соблюдения управляемым субъектом:

  • норм финансового права и решений, принятых управляющим субъектом,
  • интересов управляющего субъекта.

Фактически, выше названы  две основные цели финансового контроля, которые можно назвать тактическими. При этом стратегические цели финансового контроля, как и любого другого, перечислены в статье Контроль.

Несмотря на множество  видов контроля в деятельности организации, ряд специалистов высказывает мысль, что финансовый контроль является контролем  более высокого порядка по отношению  к другим видам контроля. Это объясняется  тем, что многие процедуры финансового  контроля невозможно осуществить только как контроль финансовых потоков, без рассмотрения сущности финансируемых операций, а следовательно, без привлечения других видов контроля.

Цель финансового контроля - установление правильности и законности финансовой деятельности предприятия в части создания, распределения, перераспределения и использования имеющихся в наличии финансовых ресурсов.

Финансовый контроль предусматривает  тщательную проверку всех сторон финансовой деятельности и распространяется на всех без исключения субъектов хозяйствования. Это обусловлено тем, что все  субъекты хозяйствования ведут финансовую деятельность. Предметом финансового  контроля является финансовая деятельность предприятия.

 

Цели финансового контроля:

  1. Проверка соблюдения финансовой дисциплины, в том числе кассовой.
  2. Проверка пределов полномочий должностных лиц при принятии решений; выявление случаев превышения полномочий, в том числе злоупотребление ими в корыстных целях.
  3. Проверка соответствия совершённых хозяйственных операций требованиям законодательства.
  4. Контроль соблюдения установленных бюджетов и лимитов по статьям затрат.
  5. Проверка правильности документального оформления хозяйственных операций.
  6. Проверка правильности ведения бухгалтерского учёта; причём не только финансового, но и управленческого, если его ведение предусмотрено локальными нормативными актами.
  7. Проверка правильности и своевременности расчётов с бюджетом и государственными внебюджетными фондами.
  8. Проверка целевого использования целевых средств, в том числе заёмных и бюджетных.
  9. Контроль ценообразования в областях, где оно регулируется государством.
  10. Определение и (в ряде случаев) применение мер ответственности лиц, допустивших нарушения финансово-экономического законодательства.

Задачи по обеспечению  интересов собственника

Первый и основной интерес  собственника — получение прибыли, то есть прирост вложенного капитала (рост курса акций, получение дивидендов). Однако, возможны и другие локальные задачи, например :

-сокращение активов,

-наращивание кредиторской задолженности,

-увеличение средней заработной платы.

Если подобные цели поставлены в виде локального нормативного акта, мы возвращаемся к задачам первой группы. Но в большинстве случаев, финансовый интерес собственника (выступающего одновременно субъектом контроля) принимается  по умолчанию в виде наиболее эффективного управления капиталом. Названная цель финансового контроля достигается путём решения следующих задач:

  1. Контроль сохранности имущества (в том числе, финансовых ресурсов), выявление случаев недостач, хищений, порчи; контроль мер по обеспечению сохранности.
  2. Оценка эффективности использования материальных ресурсов (например, полноты загрузки оборудования, использования земельных участков, оптимальности оборачиваемости материалов и т. д.); выявление внутрихозяйственных резервов.
  3. Оценка использования трудового потенциала организации, анализ кадровой политики.
  4. Оценка наличия и степени разработанности бюджетов, собственного контроля за их исполнением, анализ отклонений и принятых мер.
  5. Анализ принятой процедуры принятия управленческих решений и проверка её соблюдения на практике.
  6. Оценка ценовой политики, анализ системы ценообразования и маркетинговых мероприятий.
  7. Анализ эффективности привлечения заёмных средств.
  8. Анализ мер по оптимизации налогового бремени.

 

На уровне субъектов Федерации  их представительные органы власти образуют счетные палаты (контрольно-счетные  палаты и т.п.) как органы постоянно  действующего государственного финансового  контроля за получением и использованием средств бюджетов субъектов РФ и  внебюджетных фондов, создаваемых органами власти соответствующих субъектов.

Деятельность контрольно-счетных  органов осуществляется исключительно  на основании соответствующего субфедерального  Закона и в полном соответствии с  действующим законодательством  Российской Федерации и конкретного  субъекта РФ. Именно принятые в субъектах  РФ законы определяют задачи, решаемые контрольно-счетными органами, выполняемые  ими функции, основные права и  обязанности, организацию и порядок  их деятельности. Для исследования статуса контрольно-счетных органов  субъектов РФ немаловажное значение имеет изучение и анализ нормативно-правовых основ создания и организации  их деятельности.

Нормативно-правовой основой деятельности контрольно-счетных органов являются Конституция РФ Конституция Российской Федерации. Принята всенародным  голосованием 12 декабря 1993 года ( в ред. ФКЗ от 21 июля 2007 года №5 - ФКЗ)1, Бюджетный кодекс РФ Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года №145 - ФЗ (в ред. ФЗ от 28 июля 2012 года № 128 - ФЗ)2 Федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности контрольно - счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Федеральный Закон от 7 февраля 2011 года №6 - ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно - счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований3. Федеральный закон РФ «О Счетной палате Российской Федерации» Федеральный Закон от 11 января 1995года № 4 - ФЗ «О Счётной палате Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 28 декабря 2010года № 404-ФЗ)4, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», 5

Закон имеет своей целью «установление  общих принципов организации, деятельности и основных полномочий контрольно-счетных  органов субъектов Российской Федерации  и контрольно-счетных органов  муниципальных образований». Данный Закон призван отрегулировать отношения, связанные с осуществлением на местах внешнего финансового контроля (контроля законодательной (представительной) власти).

Законом «Об общих принципах организации и деятельности контрольно - счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» определяется, что помимо Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации, законодательства субъектов Российской Федерации и муниципальных нормативных правовых актов в качестве источника правового регулирования деятельности контрольно-счетных органов выступают не имевшие раньше юридической силы и носившие рекомендательный характер (часто являвшиеся документами для внутреннего пользования) стандарты внешнего государственного и муниципального финансового контроля. И.Б. Лагутин Проблемы и особенности ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно - счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»

Контрольно-счетные органы в субъектах  РФ - это постоянно действующие  органы государственного финансового  контроля, образуемые законодательными (представительными) собраниями субъектов  Российской Федерации. Статус контрольно-счетных  органов определяется при их создании: они учреждаются либо как самостоятельные  юридические лица, либо в качестве структурных подразделений создающих  их законодательных (представительных) органов государственной власти. Федеральный Закон от 7 февраля 2011 года №6 - ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно - счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»6

Федеральный закон «Об общих  принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Данный Федеральный закон не только устанавливает  общие принципы организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта РФ, но и определяет саму систему  органов государственной власти субъекта РФ, в которую входят и  иные органы государственной власти, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ. Отсюда следует  возможность создания контрольно-счетных  палат как самостоятельных контрольно-финансовых органов государственной власти субъектов РФ. На них всецело распространяются установленные в законе принципы деятельности и ответственности  региональных органов государственной  власти.

Основными принципами деятельности КСО - законность, системность, объективность, независимость, гласность.7 Системный подход означает, что организация планирования и фактическое осуществление контрольно-ревизионной деятельности происходит в тесной связи с текущей экономической и законодательной ситуацией в субъекте РФ, что проведение контрольных мероприятий осуществляется во взаимодействии с др. контрольно-финансовыми службами, с которыми КСО подписывают договоры и соглашения о взаимодействии.8 Принцип объективности не позволяет использовать политическую оценку при анализе и экспертизе решений, принимаемых органом власти субъекта РФ по финансово-бюджетным вопросам; при этом КСО, проводя контрольные мероприятия, может использовать только официально предоставленные ему материалы, а также опубликованные в официальных изданиях. Для обеспечения объективности КСО может привлекать для проведения контрольных мероприятий независимые экспертные организации. Должностные лица КСО несут персональную ответственность за достоверность и объективность результатов контрольных мероприятий, представляемых в государственные органы и предаваемых гласности. В рамках задач, определённых законодательством субъектов РФ, КСО обладают организационной и функциональной независимостью. Они подотчетны только представит, органам власти субъектов РФ и не подчиняются ни органам исполнительной власти РФ и субъектов РФ, ни Счетной палате РФ.

Принцип гласности означает, что  КСО не только ежегодно представляет для публикации в средства массовой информации отчет о контрольной  деятельности за прошлый год, но и  публикует материалы, связанные  с законностью, рациональностью  и эффективностью использования  средств бюджетов и внебюджетных фондов органами государственной власти, предприятиями и организациями, а также материалы по другим вопросам.

К компетенции КСО относится  оценка обоснованности доходных и расходных  статей бюджета субъекта Федерации, бюджетов внебюджетных фондов, а также  представление законодательным  собраниям рекомендаций по их корректировке. Основная задача КСО - организация и  осуществление контроля за своевременным  исполнением доходных и расходных  статей бюджета субъекта РФ и бюджетов внебюджетных фондов по объемам, структуре  и целевому назначению, а также  определение целесообразности и  эффективности расходов бюджета  субъекта РФ и бюджетов внебюджетных фондов, контроль за использованием региональной и муниципальной собственности, в том числе за поступлением средств  в бюджеты регионов от распоряжения и управления региональной и муниципальной  собственностью.

КСО осуществляют финансовую экспертизу проектов законов субъекта РФ, предусматривающих  расходы, покрываемые за счет средств  бюджета и внебюджетных фондов, а также расходы, влияющие на формирование и исполнение бюджетов и внебюджетных фондов. Они осуществляют анализ выявляющихся отклонений от установленных показателей бюджета субъекта РФ и внебюджетных фондов и подготавливают на этой основе предложения, направленные на их устранение, а также на совершенствование процесса формирования бюджетов; контролируют законность и своевременность движения средств бюджета и средств внебюджетных фондов в учреждениях Банка России в соответствующем регионе, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях. Важное место в деятельности КСО занимает контроль за использованием кредитов и займов, получаемых субъектами РФ, а также экспертиза финансовых и имущественных гарантий, предоставляемых исполнительными органами субъектов РФ в качестве обеспечения кредитных сделок. Контрольные полномочия распространяются, как установлено соответствующими законами, на органы государственной власти субъекта РФ, а также на государственные предприятия, учреждения, организации и региональные внебюджетные фонды.

Деятельность КСО осуществляется на основе текущих и перспективных  планов работ, при этом текущие (годовые) планы составляются по видам и  направлениям деятельности, а перспективные - в разрезе намечаемых мероприятий, обусловленных основными направлениями  развития бюджетного процесса и совершенствования  бюджетного законодательства. Федеральный  Закон от 7 февраля 2011 года №6 - ФЗ «Об  общих принципах организации  и деятельности контрольно - счётных  органов субъектов Российской Федерации  и муниципальных образований.9КСО осуществляют финансовый контроль в трёх формах - предварительный, текущий и последующий контроль. Для проведения контроля используются проверки, обследования, экспертизы, выполняемые с помощью сопоставления, позволяют глубже изучить проверяемый объект, сделать обоснованные выводы и предложения.

Информация о работе Финансовый контроль: понятие, цели, субъекты