Финансовый контроль: понятие, цели, субъекты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 18:58, контрольная работа

Описание работы

Несмотря на множество видов контроля в деятельности организации, ряд специалистов высказывает мысль, что финансовый контроль является контролем более высокого порядка по отношению к другим видам контроля. Это объясняется тем, что многие процедуры финансового контроля невозможно осуществить только как контроль финансовых потоков, без рассмотрения сущности финансируемых операций, а следовательно, без привлечения других видов контроля.

Содержание работы

1). Финансовый контроль: понятие, цели, субъекты.................................3
2).Правовой режим государственных и местных внебюджетных фондов..........................................................................................................14
3)Список литературы..................................................................................25

Файлы: 1 файл

финансовое право.docx

— 49.14 Кб (Скачать файл)

Одна из основных функций КСО - подготовка Заключения по отчету об исполнении бюджета  и использовании средств внебюджетных фондов. Для подготовки такого Заключения КСО проводит проверку, подготовленного  исполнительным органом власти, отчета об исполнении бюджета. Значимость данной проверки определяется тем, что законодательный  орган власти не может принять  решения по отчету об исполнении бюджета, если нет соответствующего заключения от КСО. Составляя это заключение, КСО использует свои материалы и  результаты проверок, проведенных им в отчетном периоде.

2.2 Компетенция исполнительных  органов государственной власти  субъектов Российской Федерации

Финансовый контроль, осуществляемый исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляют финансовые органы субъектов Российской Федерации, главные распорядители, распорядители бюджетных средств.

Важнейшим органом государственного финансового контроля в системе  органов исполнительной власти является Министерство финансов РФ. Постановлением Правительства РФ от 07.04.2004 № 185 «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации»10. определено, что Министерство финансов РФ осуществляет наряду с другими функциями функцию контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере, реализация которой предполагает разработку и утверждение: порядка организации контроля в финансово-бюджетной сфере; порядка осуществления контроля за исполнением федерального бюджета и реализации мер принуждения, применяемых к участникам бюджетного процесса за нарушение бюджетного законодательства; методологии противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, коррупции и финансирования терроризма.

Министерство финансов РФ в соответствии с Указом Президента РФ «О системе  и структуре федеральных органов  исполнительной власти» Указ Президента РФ от 12 мая 2008года № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти»11. осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб: Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федеральной службы по финансовому мониторингу, а также осуществляет контроль за исполнением Федеральной таможенной службой правовых актов, касающихся вопросов исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств.

Министерство финансов РФ и Федеральные  службы осуществляют свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными  объединениями и иными организациями. В своей деятельности они руководствуются  Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, актами Министерства финансов РФ, соответствующими Положениями.

Органы исполнительной власти субъектов  РФ для осуществления контроля создают  свои органы контроля. Так, например, систему  органов исполнительной власти Ростовской области, осуществляющих финансовый контроль, составляют: Постановление Правительства  Ростовской области от 30 августа 2012 825 «Об организации осуществления  финансового контроля органами исполнительной власти Ростовской области.

министерство финансов Ростовской области;

управление финансового контроля Ростовской области;

главные распорядители средств  областного бюджета;

главные администраторы доходов областного бюджета;

главные администраторы источников финансирования дефицита областного бюджета.

Финансовый контроль важен для  реализации финансовой политики государства. В настоящее время финансовый контроль распространяется на все сферы  финансовой деятельности и является важным элементом государственного управления.

Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам как  экономической категории присущи  не только распределительная, но и контрольная  функции. Поэтому использование  государством и муниципальными образованиями  для решения своих задач финансов обязательно предполагает проведение с их помощью контроля за ходом  выполнения этих задач. Значение финансового  контроля выражается в том, что при  его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного в области  финансовой деятельности правопорядка всеми органами государственной  власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая  обоснованность и эффективность  осуществляемых действий, соответствие их задачам государства и муниципальных  образований.

Постепенно принимаются законы, направленные на совершенствование  организации и деятельности органов  внешнего финансового контроля в  субъектах Российской Федерации.

Для эффективного осуществления своей  деятельности контрольные органы субъектов  Российской Федерации должны быть независимы от получателей бюджетных средств  не только административно, но и экономически. Для этого в бюджете субъекта Российской Федерации необходимо выделение  отдельной статьи расходов на содержание контрольного органа. Если исходить из БК РФ, для этого контрольные органы субъекта Российской Федерации должны быть главными распорядителями бюджетных средств.

В связи с отсутствием единой нормативной базы, регулирующей проведение контрольными органами субъектов Российской Федерации проверок законности исполнения бюджета, субъекты Российской Федерации  принимают свои нормативные акты.

Меры по совершенствованию финансового  контроля применительно к современным  задачам государства не завершены, в настоящее время они осуществляются в рамках общей задачи формирования эффективной системы и структуры  органов исполнительной власти. Необходимость  укрепления государственного финансового  контроля остается актуальной задачей.

2).Правовой режим государственных и местных внебюджетных  фондов.

Государственный внебюджетный фонд –  фонд денежных средств, образуемый вне  федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации  и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую  помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются  в порядке, установленном федеральным  законом, либо в ином порядке, предусмотренном  Бюджетным Кодексом РФ.12

2.  Правовой режим государственных и местных внебюджетных фондов.

Государственный внебюджетный фонд –  фонд денежных средств, образуемый вне  федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации  и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую  помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном федеральным законом, либо в ином порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Возникновение внебюджетных фондов в  Российской Федерации связано с  появлением реальной потребности в  значительных объемах финансовых ресурсов и целесообразностью их концентрации на государственном и (или) территориальном  уровне для проведения ряда важных социально - экономических мероприятий. С помощью внебюджетных фондов можно  оказывать социальные услуги населению (выплата пенсий, финансирование социальной инфраструктуры и т.д.); влиять на производственные процессы путем финансирования и  кредитования отдельных отечественных  предприятий; финансировать различные  природоохранные мероприятия и  т.д. Иными словами, внебюджетные фонды  представляют собой форму перераспределения  и использования финансовых ресурсов для финансирования важнейших общественных потребностей.

Появление внебюджетных фондов и их использование в целях перераспределения  публичных финансов параллельно  с государственными и местными бюджетами  в отечественной науке объясняется  следующим образом:

«Ограниченность финансовых ресурсов в любой момент вызывает необходимость  перераспределения финансовых ресурсов. Потребность в перераспределении  существенно возрастает при сложном  финансовом состоянии экономики. Государственный  бюджет во многом способствует мобильности  средств благодаря незакрепленности доходов за конкретными видами расходов. Однако нельзя допустить излишних переливов средств по статьям расходов; в частности, особую заботу вызывают урезания расходов именно на эти цели. Поэтому очень важно определить наиболее острые участки развития и обеспечить целевое направление и использование поступающих средств».13

Внебюджетные фонды денежных средств  являются разновидностью целевых государственных и местных фондов денежных средств. Они создаются как на федеральном, так и на региональном уровнях, как в силу самих законов РФ и постановлений Правительства РФ, так и в соответствии с законами РФ, указами Президента РФ, но по решению компетентных органов. Внебюджетные фонды весьма разнообразны: по своему целевому назначению они могут быть подразделены на социальные и экономические фонды.

К числу социальных внебюджетных фондов денежных средств относятся Пенсионный фонд РФ, Федеральный и территориальные  фонды обязательного медицинского страхования, фонд социального страхования  РФ.14 Эти фонды называются внебюджетными социальными фондами потому, что созданы в целях эффективной реализации социальных задач, а именно: финансирования выплаты пенсий, пособий, материальной помощи, медицинского обслуживания и т.д.

Пенсионный фонд РФ создан в соответствии со ст. 8 Закона Российской Федерации  «О государственных пенсиях в  РФ», а ныне его деятельность регулируется Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании». Его правовой режим определен Положением о Пенсионном фонде РФ, утвержденном Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. В соответствии с названными нормативными актами Пенсионный фонд России образован в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ. Он передан на переходный период в ведение Правительства РФ. Денежные средства фонда являются государственной собственностью, не входят в состав бюджетов и изъятию не подлежат.

Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации составляется страховщиком на финансовый год с учетом обязательного  сбалансирования доходов и расходов этого бюджета. При формировании бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на очередной финансовый год устанавливается норматив оборотных  денежных средств. Бюджет Пенсионного  фонда Российской Федерации и  отчет о его исполнении утверждаются ежегодно по представлению Правительства  Российской Федерации федеральными законами в порядке, определяемом Бюджетным  кодексом Российской Федерации. Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации  является консолидированным.

Статьей 16 Федерального закона «Об  обязательном пенсионном страховании» предусматривается также, что при  формировании бюджета ПФР устанавливается  норматив оборотных средств. Установление норматива оборотных средств  необходимо в первую очередь в  силу специфики функционирования той  части пенсионной системы, которая  продолжает работать на распределительной  основе, в связи с чем по окончании  финансового периода в бюджете  ПФР должны быть предусмотрены средства, за счет которых начнется финансирование выплаты пенсий в следующем финансовом периоде.

Положение о том, что бюджет ПФР  является консолидированным, означает, что в состав бюджета ПФР входят бюджеты всех его отделений в  субъектах РФ. Это означает также, что бюджеты отделений ПФР  в субъектах РФ являются составной  частью консолидированного бюджета  ПФР в целом как бюджета  государственного внебюджетного фонда  РФ и не являются бюджетами территориальных  внебюджетных фондов. В связи с  этим на бюджеты отделений ПФР  в субъектах РФ не распространяются положения абз. 2 п. 2 ст. 145 БК о том, что проекты бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов представляются органами исполнительной власти субъектов РФ на рассмотрение законодательных (представительных) органов субъектов РФ одновременно с представлением проектов законов субъектов РФ о бюджете на очередной финансовый год и утверждаются одновременно с принятием законов субъектов РФ о бюджете на очередной финансовый год.

Особо оговорено, что суммы страховых  взносов на накопительную часть  трудовой пенсии, средства, направляемые на инвестирование, выплаты за счет средств пенсионных накоплений, а  также расходы бюджета ПФР, связанные  с формированием и инвестированием  средств пенсионных накоплений, ведением специальной части ИЛС и выплатой накопительной части трудовой пенсии, учитываются в составе бюджета  ПФР отдельно.

Это связано с тем, что в связи  с введением накопительного элемента пенсионная система в Российской Федерации и ее бюджет стали функционировать  одновременно и на распределительной (страховая часть трудовой пенсии), и на накопительной основе (накопительная  часть трудовой пенсии), что потребовало  обособить учет средств накопительной  части пенсионной системы.

Предусмотрено, что денежные средства обязательного пенсионного страхования  хранятся только в ЦБР, и только в  случае его отсутствия хранение денежных средств обязательного пенсионного  страхования может осуществляться в иных кредитных организациях, перечень которых на конкурсной основе определяет Правительство РФ. Данная норма соотносится  как со ст. 23 Федерального закона от 10.07.02 № 86-ФЗ «О Центральном банке  Российской Федерации (Банке России)»15, так и со ст. 23 Закона об основах обязательного социального страхования. Положение о том, что плата за банковские услуги со средств обязательного пенсионного страхования не взимается, также соответствует ст. 23.

Государственный фонд занятости населения  РФ был в свое время образован  в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения  в Российской Федерации» и предназначен для финансирования мероприятий, связанных  с разработкой и реализацией государственной политики занятости населения. В настоящее время этот фонд ликвидирован, его средства переданы в федеральный бюджет.

Информация о работе Финансовый контроль: понятие, цели, субъекты