Шпаргалка по "Финансовому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 15:15, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Финансовое право".

Файлы: 1 файл

финансовое ответы.doc

— 1.51 Мб (Скачать файл)

Свои функции и полномочия Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Банк России подотчетен Государственной Думе - нижней палате российского парламента.

Вопрос 11 Понятие финансовой системы.

 

Финансы составляют целостную систему, включающую несколько взаимосвязанных звеньев (институтов) и органов. Наличие различных институтов внутри финансовой системы объясняется тем, что финансы обслуживают многообразные потребности общества, охватывают своим воздействием всю экономику страны и всю сферу социальной деятельности. Под финансовой системой Российской Федерации понимают: а) совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов; б) совокупность государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность.

Совокупность финансовых институтов, регулирующих создание, перераспределение и использование фондов денежных средств, образует финансовую систему, которая отражает особенности развития государства в условиях перехода к рынку.

Так, финансовую систему Российской Федерации составляют следующие фонды денежных средств и соответствующие им правовые институты: Государственные финансы, Финансы предприятий, учреждений, организаций, Кредитование, Страхование, Местные финансы.

Вопрос 12. Состав финансовой системы, характеристика ее элементов.

 

Совокупность, взаимосвязь и взаимодействие всех финансовых институтов образуют финансовую систему, которая состоит из: Государственные финансы, Финансы предприятий, учреждений, организаций,  Кредитование, Страхование, Местные финансы

Каждый институт финансовой системы подразделяется на элементы в соответствии с внутренней структурой финансовых взаимосвязей. Так, гос. финансы включают в себя: Бюджетную систему страны, в т.ч. внебюджетные фонды, Гос. кредит.

Финансы предприятий, учреждений, организаций объединяют: Финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах, Финансы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность, Финансы общественных объединений.

Законодательное закрепление основных принципов организации местных финансов принято выделять в самостоятельный институт - местные финансы. В соответствии с ФЗ РФ «О финансовых основах местного самоуправления в РФ» местные финансы включают средства местного бюджета, гос., муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, и др. финансовые ресурсы. Формирование и использование местных финансов основывается на принципах самостоятельности, гос. финансовой поддержке, гласности и осуществляется в соответствии с Конституцией, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 28 августа 1995 г., другими федеральными законами, конституциями, уставами и законами субъектов РФ, уставами органов самоуправления. Местные финансы определяются как совокупность денежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов местного значения.

Институт кредитования образуют отношения, возникающие между вкладчиками и коммерческими банками, иными кредитными организациями по поводу привлечения денежных средств, а также предоставления банковских ссуд.

В сфере страховых отношений каждое из звеньев, представленное особой отраслью страхования, подразделяется по видам страхования: а) личное страхование; б) имущественное страхование; в) страхование ответственности; г) страхование предпринимательских рисков; д) перестрахование. Центральное место в финансовой системе принадлежит бюджетной системе, с помощью которой образуются фонды денежных средств государственных или административно-территориальных образований. Все звенья финансовой системы так или иначе определяются или связаны с бюджетной системой.

Т.о., финансовая система- совокупность финансовых и кредитных институтов, при помощи которых государство собирает, распределяет и расходует денежные средства.

Вопрос 13 Понятие финансового права, как отр. пр.

Финансовое право можно определить как совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства для обеспечения бесперебойного осуществления его задач и функций в каждый данный период его развития.

Вопрос о месте финансового права как самостоятельной отрасли права в системе еще советского права являлся предметом дискуссии и практически был решен в конце 60-х -- начале 70-х гг. Так, о том, что финансовое право является самостоятельной отраслью, писала еще P.O. Халфина. Однако она считала, что финансовое право выделилось из государственного и административного права.

Это положение, впервые сформулированное P.O. Халфиной в 1952 г., разделяли Б.Н. Иванов, М.И. Пискотин, С.Д. Цыпкин.

Другая точка зрения состояла в том, что финансовое право признавалось самостоятельной отраслью права. Эту точку зрения высказывали Е.А Ровинский, М.А. Гурвич, СИ. Вильнянский, Н.И. Химичева.

Финансовое право, конечно, взаимодействует с другими отраслями права. Так, отношения чисто рыночные, отношения равноправных субъектов по поводу денежных средств, отношения внутренних финансов предприятий, в сфере внутренней деятельности банков, органов страхования, отношения товарно-денежные регулируются соответственно нормами гражданского и хозяйственного права.

Вопрос 14 Предмет финансового права и его специфика.

Для определения предмета регулирования и установления границ этой отрасли права служат определенные критерии, главным из которых является то, что финансовое право регулирует общественные отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства, а нормы финансового права всегда связаны с регулированием отношений по поводу выполняемых в процессе финансовой деятельности государства распределительной, контрольной и стимулирующей функций при распределении общественного продукта и национального дохода в денежной форме.

Предметом финансового права являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государством финансовой деятельности, то есть деятельности по образованию, распределению и использованию фондов денежных средств. Эти отношения отличаются большим разнообразием по своему содержанию и по кругу их участников. Главная особенность общественных отношений, являющихся предметом финансового права, состоит в том, что одной из сторон всегда выступает государство или его орган.

Вопрос №15. Метод финансового права, его особенности.

Каждая отрасль права имеет со специфический метод пр. регулирования. Под методом правового регулирования понимается - способ воздействия данной отрасли права на определенный вид обществ. отношений, являющийся предметом ее регулирования. В действующей системе права закреплены два возможных способа воздействия с целью выполнения норм права: административно-правовой и гражданско-правовой. Административно-правовой способ (метод “властного обязывания” или метод “власти и подчинения”, императивны метод) исходит из неравного положения сторон - из отношений власти и подчинения. Гражданско-правовой метод наоборот основан на равенстве сторон, на возможности выбирать ими любой дозволенной линии поведения. Основной метод финансового права - метод «власти и подчинения». Однако метод «власти и подчинения», применяемый финансовым правом, отличается от аналогичного метода, используемого другими отраслями права, в частности административным правом. Отношения «власти и подчинения» при регулировании финансовых отношений, как правило, не основываются на отношениях субординации, подчинения «по вертикали». Властные предписания исходят в большинстве случаев от финансовых, налоговых и кредитных органов, с которыми другие участники финансовых отношений не находятся в административной зависимости. По своему содержанию эти предписания касаются порядка и размеров платежей в государственную бюджетную систему или внебюджетные фонды.

Определенную группу финансовых отношений составляют отношения, в которых участники находятся в подчинении «по вертикали» (министерства, ведомства и подчиненные им предприятия), однако эти отношения в связи с переходом к рыночной экономике теряют свое былое значение. Н.И. Химичёва рассматривает в качестве основного метода финансово-правового регулирования -- государственно-властные предписания одним участникам финансовых отношений со стороны других, выступающих от имени государства и наделенных в связи с этим соответствующими полномочиями. «Такой метод, -- пишет Н.И. Химичёва, -- свойствен и другим отраслям права, например административному. Но в финансовом праве он имеет специфику в своем конкретном содержании, а также в круге органов уполномоченных государством на властные действия... Большая часть таких предписаний исходит от финансово-кредитных органов государства, созданных специально для осуществления финансовой деятельности». И далее: «Участники финансовых отношений, которым они адресуют свои предписания (различные органы государственного управления, организации), находятся во взаимосвязи с этими органами и в зависимости от них лишь по линии функций финансовой деятельности».

Финансово-правовому регулированию свойственны и другие методы: рекомендации, согласование. В настоящее время такие методы получают все более широкое применение. Это обусловлено повышением уровня самостоятельности, субъектов Федерации, местного самоуправления, предприятий, организаций и учреждений.

Финансовое право имеет свой предмет правового регулирования и обусловленный им метод правового регулирования, поэтому финансовое право представляет собой самостоятельную отрасль права.

Вопрос 16. Система и источники финансового права РФ.

Система российского фин. права -- это объективно обусловленное общественными фин. отношениями внутреннее его строение, единство и взаимосвязь финансово-правовых норм, расположение их в определенной последовательности. Эти нормы группируются в соответствующие правовые институты.

Нормы фин. пр. в зависимости от особенностей регулируемых ими общ. отношений группируются в различные структурные подразделения. Наиболее крупными подразделениями фин.о права являются общая и особенная части. Впервые такое деление было введено в теорию финансового права в 1952 г.

Общая часть финансового права включает в себя:

    • нормы, закрепл-е общие принципы фин. деят-ти, ее задачи, формы и методы осуществления;
    • нормы, рег-е систему органов гос-ва, осуществляющую фин. деятельность, их правовое положение, а также правовое положение всех субъектов-участников финансовых правоотношений;
    • нормы, устанавливающие порядок осуществления финансового контроля.

Эти нормы имеют значение для всех финансовых отношений.

Особенная часть фин. права включает в себя расположенные в определенном порядке и логической последовательности отдельные институты фин. права, связь между которыми объективно обусловлена. В теории права существует точка зрения, согласно которой в особенной части фин.о права объединяются не только фин.-правовые институты, но и более крупные подразделения, представляющие собой совокупность институтов -- подотрасли права. В Особенную часть фин. права входят разделы, в которых сгруппированы нормы, регулирующие отношения в области: а) гос. бюджетной системы; б) внебюджетных гос. и муниципальных фондов; в) финансов гос. предприятий; г) гос. доходов; д) гос. кредита; е) гос. страхования; ж) гос. расходов; з) банковского кредитования; и) денежного обращения и расчетов; к) валютного регулирования. Они имеют соответствующие наименования. Объединение норм фин. пр. в общей и особ. частях, в разделах, фин.-пр. институтах имеет не только теоретическое, но и практическое значение, поскольку позволяет более эффективно пользоваться фин. законодательством, способствует соблюдению важнейшего принципа фин. деятельности -- законности.

Источниками фин. права явл. н.-пр. акты, в которых содержатся пр. нормы, рег-е фин. отношения. Иначе можно сказать, что источники фин. права - это правовые акты представит. и исполнит. органов гос. власти и местного самоупр., в которых содержатся нормы финансового права.

В завис. от юр. силы актов, содержащих пр. нормы, источники фин. права можно разделить на следующие группы.

  1. Общепризнанные принципы и нормы междунар. нрава и междунар. договоры РФ, ратифицированные Россией, являются составной частью ее правовой системы. Если междунар. договором РФ установлены иные правила, чем предусм. законом, то применяются правила международного договора.
  2. Акты фед. органов подразделяются на Законы  РФ и подзаконные федеральные акты.

1.Законы РФ:

а) Конституция РФ. Конституция РФ имеет высшую юр. сипу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ. Так, например, в ст. 57 Конституции РФ определено, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Статьей 71 Конституции РФ к ведению РФ отнесено установление правовых основ единого рынка, фин., валютное, кредитное, таможенное регулирование, ден. эмиссия; в ведении РФ находятся фед. банки, фед. бюджет, фед. налоги и сборы. Статьей 72 Конституции РФ к совместному ведению РФи субъектов РФотнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации.

6) Акты Федерального Собрания РФ: *  ФКЗ. Конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение 14 дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию; * ФЗ. ФЗ принимаются большинством голосов от общего числа депутатов ГД. Затем принятые законы передаются на рассмотрение Совета Федерации. Принятый ФЗ в течение 14 дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию; *  акты  Федерального  Собрания (декларации,  положения, постановления и др.).

2.Подзаконные федеральные акты:1)указы, распоряжения Президента РФ;2) постановления, распоряжения Правительства РФ;3) нормативные акты министерств и других центральных органов;4) приказы, постановления, инструкции иных федеральных органов; 5) исполнительной власти.

3. Акты субъектов РФ подразделяются на Законы и подзаконные акты субъектов РФ: Законы субъектов РФ; конституции, уставы субъектов федерации; законы субъектов федерации.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансовому праву"