Роль и значение финансового анализа в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 16:10, курсовая работа

Описание работы

Финансовое состояние предприятия складывается в результате осуществления хозяйственной деятельности. Каждая хозяйственная операция вносит свой вклад в реализацию основной цели деятельности предприятия — получение прибыли. Результаты всей совокупности хозяйственных операций в целом формируют финансовое со-стояние предприятия.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1.РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
1.1 ОБЩИЕ И ЧАСТНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ 4
2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 13
2.1 Анализ структуры и ликвидности баланса 13
2.2 Анализ платёжеспособности и финансовой устойчивости 17
2.3 Оценка деловой активности предприятия 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
БИБЛИОГРАФИЯ 28
ПРИЛОЖЕНИЯ 29

Файлы: 1 файл

сакс.doc

— 350.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «Сибирская государственная  геодезическая академия»

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа по дисциплине

Анализ и диагностика  финансово–хозяйственной

 деятельности предприятия

 

Тема:  «Анализ финансового  состояния предприятия»

 

 

 

 

                                                          Выполнил: Сакс Елена Евгеньевна____

                                                          Студент группы___ЭУП-5__________

                                                          Преподаватель:_Воронова Ольга Ивановна

                                                                   Оценка___________________________

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск 2013

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В В Е Д  Е Н И Е

 

Финансовое состояние  предприятия (ФСП) – это экономическая  категория, отражающая состояние капитала в процессе его кругооборота и  способность субъекта хозяйствования к саморазвитию на фиксированный момент времени.

Финансовое состояние  может быть устойчивым, неустойчивым (предкризисным) и кризисным. Об (о) устойчивом (неустойчивом) состоянии предприятия свидетельствует его способность (неспособность) своевременно производить платежи, финансировать свою деятельность на расширенной основе, переносить непредвиденные потрясения и поддерживать свою платежеспособность в неблагоприятных обстоятельствах.

Основные задачи анализа  финансового состояния предприятия можно разделить на три группы:

1. Своевременное выявление и устранение недостатков в финансовой деятельности, и поиск резервов улучшения финансового состояния предприятия и его платежеспособности.

2. Прогнозирование возможных  финансовых результатов, экономической рентабельности исходя из реальных условий хозяйственной деятельности и наличия собственных и заемных ресурсов, разработка моделей финансового состояния при разнообразных вариантах использования ресурсов.

3. Разработка конкретных  мероприятий, направленных на более эффективное использование финансовых ресурсов и укрепление финансового состояния предприятия.

 Для оценки ФСП,  его устойчивости используется  целая система показателей, характеризующих:    

а) наличие и размещение капитала, эффективность и интенсивность его использования;

б) оптимальность структуры  пассивов предприятия, его финансовую независимость и степень финансового риска;

в) оптимальность структуры активов  предприятия и степень производственного риска;

г) оптимальность структуры источников формирования оборотных активов;

д) платежеспособность и инвестиционную привлекательность предприятия;

е) риск банкротства (несостоятельности) субъекта хозяйствования;

ж) запас его финансовой устойчивости (зону безубыточного объема продаж).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ  ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА В РЫНОЧНОЙ  ЭКОНОМИКЕ

 

1.1 Общие и частные показатели рентабельности

Финансовое состояние предприятия складывается в результате осуществления хозяйственной деятельности. Каждая хозяйственная операция вносит свой вклад в реализацию основной цели деятельности предприятия — получение прибыли. Результаты всей совокупности хозяйственных операций в целом формируют финансовое со-стояние предприятия. Роль анализа состоит в том, чтобы оценить уровень финансового состояния на конкретный момент времени, проследить динамику финансового состояния до этого момента времени, выявить причины произошедших изменений финансового состояния, перечень и направления влияния факторов, а также определить характер изменения финансового состояния в результате осуществления предстоящих операций хозяйственной деятельности. Важнейшим инструментарием анализа в данном случае служит система обобщающих и частных показателей, которые всесторонне характеризуют финансовое состояние предприятия. Показатели рентабельности характеризуют финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса, рыночного обмена. 
 
Показатели рентабельности являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли предприятий. Вследствие чего они обязательны при проведении сравнительного анализа и оценке финансового состояния предприятия.  
 
В экономической литературе различные авторы по-разному классифицируют показатели рентабельности. Основные показатели рентабельности можно объединить в следующие группы:

1) показатели рентабельности  капитала (активов),

2) показатели рентабельности продукции;

3) показатели, рассчитанные на основе потоков наличных денежных средств.  
 
Первая группа показателей рентабельности формируется как отношение прибыли к различным показателям авансированных средств, из которых наиболее важными являются; все активы предприятия; инвестиционный капитал (собственные средства + долгосрочные обязательства); акционерный (собственный) капитал: 
 
Вторая группа показателей формируется на основе расчета уровней и рентабельности по показателям прибыли, отражаемым в отчетности предприятий. Например, 
 
 
 
Данные показатели характеризуют прибыльность продукции базисного ( ) и отчетного ( ) периодов. Например, рентабельность продукции по прибыли от реализации 
 

 

 
или 
 

 

 

 
где -  -прибыль от реализации отчетного и базисного периодов; 
 
- реализация продукции (работ, услуг) отчетного и базисного периодов; 
 
- себестоимость продукции (работ, услуг) отчетного и базисного периодов; 
 
- изменение рентабельности в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом. 
 
Влияние фактора изменения объема реализации определяется расчетом (по методу цепных подстановок) 
 
 
Соответственно влияние изменения себестоимости составит 
 
 
 
Сумма факторных отклонений дает общее изменение рентабельности в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом; 
 
 
 
Третья группам показателей рентабельности формируется аналогично первой и второй группам, однако вместо прибыли в расчет принимается чистый приток денежных средств. 
 
ЧПДС - чистый приток денежных средств 
 
 
 
Данные показатели дают представление о степени возможности предприятия расплатиться с кредиторами, заемщиками и акционерами денежными средствами в связи с использованием имеющего места денежного притока. Концепция рентабельности исчисляемой на основе притока денежных средств, широко применяется в странах с развитой рыночной экономикой. Она приоритетна, потому, что операции с денежными потоками, обеспечивающие платежеспособность, является существенным признаком состояния предприятия. 
 
   Рассмотрим наиболее важные и часто используемые  показатели рентабельности:  
 
    - Рентабельность активов

Рентабельность активов  определяется путем деления прибыли отчетного года (прибыли от реализации или чистой прибыли) на среднюю величину активов (среднегодовой итог баланса). 
 
 
 
Сопоставление со среднегодовой суммой баланса различных видов прибыли позволяет определить влияние различных факторов.

Сравнивая рентабельность активов, исчисленную по чистой прибыли, с рентабельностью активов, исчисленной по балансовой прибыли, можно определить влияние на доходность налоговых отчислений.

Сравнивая рентабельность активов, исчисленную по прибыли от реализации, с рентабельностью, исчисленной по прибыли отчетного года, можно оценить влияние на рентабельность операций, не имеющих непосредственного отношения к производству и реализации продукции (выплата и поступление дивидендов, арендные платежи и поступления и т. д.). 
 
Данный показатель характеризует величину прибыли, полученную на единицу стоимости активов независимо от источников привлечения средств. 
 
Более реально характеризует рентабельность вложений показатель рентабельности вложений, исчисленный по прибыли от реализации продукции, работ, услуг, к функционирующим средствам.

Функционирующие средства определяются следующим образом: из всех активов вычитают финансовые вложения и среднегодовую сумму незавершенных капитальных вложений.

Данный показатель имеет  определяющее значение, так как учитывается  прибыль только от основной деятельности и средства, непосредственно занятые в основной деятельности.

Коэффициент рентабельности активов показывает, сколько рублей прибыли приносит рубль вложенных средств независимо от источника их привлечения. Для исчисления этого показателя различные показатели прибыли соотносят со средним итогом баланса, что позволяет оценить воздействие внешних факторов.  
Эффективность использования активов также характеризуется их оборачиваемостью: 
 
Тогда рентабельность активов может быть представлена как: 
 
Полученное соотношение дает возможность провести дальнейший анализ факторов, оказывающих непосредственное влияние на рентабельность активов. 
 
Причинами ухудшения рентабельности активов могут быть как снижение рентабельности продаж, так и замедление их оборачиваемости. 
 
Если на ухудшение показателя в большей степени влияет падение объема продаж, необходимо сосредоточить свои усилия на маркетинге, ассортиментной политике и системе ценообразования.

Ускорение оборачиваемости  можно добиться путем уменьшения оборотных средств, либо постоянных активов. Для этого нужно рассмотреть возможность: 
 
1)продажи или списания неиспользуемого или неэффективно используемого оборудования, уменьшения непроизводственных активов;

2)снижения запасов  сырья и материалов, незавершенного  производства, готовой продукции;

3)уменьшения дебиторской  задолженности. 

- Рентабельность продукции

Эффективность основной деятельности предприятия по производству и реализации товаров, работ и услуг характеризуется показателем рентабельности продукции. Он определяется отношением прибыли к полной себестоимости продукции.  
 
 
Этот показатель может быть широко использован в аналитических целях, так как позволяет производить расчеты, соотнося различные показатели прибыли с различными показателями затрат на продукцию. Например: 
 
           .                                                            
 
Одним из наиболее объективных показателей, характеризующих единство тактических и стратегических целей развития предприятия, является рентабельность продаж, рассчитываемая как отношение прибыли от реализации к чистой выручке:  
 
Данный показатель характеризует важнейший аспект деятельности - реализацию продуктов и услуг, а также оценивает долю себестоимости в продажах. Он связывает операционную деятельность со стратегическими целями предприятия. 
 
На величину рентабельности продаж оказывают влияние различные факторы. Основными факторами её снижения являются:

1)рост затрат на  производство и реализацию продукции; 
 
2)падение объемов реализации.

В первом случае тщательному  анализу необходимо подвергнуть  структуру затрат в себестоимости, чтобы выявить причину ее роста. В себестоимости продукции нужно выделить наиболее весомые и растущие статьи, после чего — проанализировать возможность и необходимость их сокращения без ущерба для производства.

Общая последовательность управленческих решений может быть представлена в виде следующих шагов:

1)выделить наиболее  весомые статьи себестоимости  и исследовать возможности их снижения;

2)произвести разделение  затрат на постоянные и переменные  и рассчитать точку безубыточности;

3) проанализировать прибыльность  отдельных видов продукции на  основе коэффициента маржинальной прибыли, изучить необходимость и возможность изменения номенклатуры выпускаемой продукции. 
 
Во втором случае следует сосредоточить внимание на маркетинговых факторах, а также качественных характеристиках продукции. В целом, показатель рентабельности продаж затрагивает практически все аспекты деятельности предприятия — производство, маркетинг и сбыт.

Рентабельность капитала Показатель рентабельности собственного капитала является наиболее важной характеристикой деятельности предприятия с точки зрения его акционеров (собственников). Формула для его исчисления имеет следующий вид: 
 
Характеризует эффективность использования собственного капитала. Экономический смысл данного показателя заключается в том, сколько прибыли приходится на единицу собственного капитала предприятия. 
 
Изменение значений коэффициента рентабельности собственного капитала может быть вызвано, например, ростом или падением котировок акций предприятия на бирже, однако следует учитывать, что учетная цена акций не всегда соответствует их рыночной цене. Поэтому высокое значение коэффициента рентабельности собственного капитала не обязательно указывает на высокую отдачу инвестируемого в предприятие капитала.

Информация о работе Роль и значение финансового анализа в рыночной экономике