Правовое положение Центрального банка Российской Федерации в системе органов государственной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 07:52, курсовая работа

Описание работы

При изучении проблемы определения правого статуса Центрального банка акцент ставится на различных ее аспектах. Особое внимание уделяется таким вопросам как соотношение «независимости» и «подотчетности» Центрального Банка в рамках рассмотрения более общего вопроса о правовом статусе и месте Центрального банка в системе органов государственной власти. Часто в литературе поднимается вопрос о гражданско-правовом статусе Центрального банка как юридического лица, делаются попытки определить его организационно-правовую форму, а также дать характеристику прав на закрепленное за ним имущество. В рамках небольшого исследования постараемся разобраться в существующих проблемах определения правового статуса Банка России.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………3
1 Особенности правового положения центрального банка Российской Федерации
1.1. Центральный Банк РФ как юридическое лицо………………………5
1.2. Взаимоотношения Банка России с государством…………………...9
1.3 Основные функции Центрального Банка РФ………………………...12
2 Правовой статус центрального банка РФ
2. 1. Особенности правового статуса Центрального банка РФ………....18
2. 2. Принцип независимости Центрального банка РФ………………….21
2. 3. Правовой режим имущества Центрального банка РФ……………..24
3 Взаимодействие Центрального Банка РФ с Федеральным казначейством , Министерством Финансов………………………………………………….26

3.1. Цели и задачи Федерального казначейства………………………….26
3.2. Взаимодействие Центрального Банка с Министерством Финансов РФ………………………………………………………………………………36
3. 3. Взаимоотношения Центрального Банка РФ с органами государственной власти и органами местного самоуправления…………37
Заключение ………………………………………………………………...39
Список использованных источников ……………………………………..42

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.doc

— 189.50 Кб (Скачать файл)

Обеспечение эффективного управления бюджетным процессом  требует совершенствования механизмов мобилизации, учета и использования  государственных финансовых ресурсов, упорядочения правовой основы деятельности органов Федерального казначейства, материально-технического обеспечения этих органов, а также создания и обеспечения эффективного использования единой информационной, телекоммуникационной системы Федерального казначейства, с учетом обеспечения безопасности информации. Все это является неотъемлемыми элементами реформирования системы исполнения федерального бюджета2.

Процесс модернизации и развития казначейской системы  в настоящее время становится одним из ключевых элементов государственной бюджетной политики и всего комплекса реформ бюджетной системы. Основные мероприятия по реализации целей модернизации казначейской системы РФ в рамках Проекта модернизации в последние годы были направлены на создание условий, обеспечивающих разработку, внедрение и эксплуатацию Автоматизированной системы Федерального казначейства. Информационные технологии, автоматизация обработки финансовой информации, конечно же, в той или иной степени применялись в Федеральном казначействе практически с самого момента его создания. За прошедшие 17 лет интенсивно развивалось бюджетное законодательство, активно видоизменялись и множились функции, возложенные на Казначейство России, но переход на сетевой уровень правового регулирования пока не произошел. На несколько порядков возрос объем данных, ежедневно обрабатываемых органами Федерального казначейства. В этих условиях стала совершенно очевидна необходимость скорейшего перехода от автоматизации отдельных фрагментов в исполнении функций по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов всех уровней к всеобъемлющему комплексному решению в области автоматизации этих функций, для упрощения функционирования и обеспечения прозрачности. Кроме того, необходим переход от разрозненных массивов данных по исполнению бюджетов, аккумулирующихся в нескольких сотнях отделений Федерального казначейства, расположенных на всей территории России, к единым базам данных, структурированным и унифицированным в соответствии с требованиями бюджетного законодательства, бюджетной классификации, единых федеральных реестров.

Таким комплексным  всеобъемлющим решением в области  автоматизации функций Федерального казначейства, создания единых баз  данных и должна стать АС ФК20. Однако необходимо понимать, что программный комплекс, необходимое для его работы аппаратное и инженерное обеспечение, наличие надежных телекоммуникаций с необходимой пропускной способностью, решение вопросов обеспечения информационной безопасности, внедрение системы управления эксплуатацией АС ФК сами по себе еще не могут обеспечить достижения нового качественного уровня в исполнении функций Федерального казначейства. АС ФК, так же как и любой другой высокотехнологичный инструмент исполнения функций, требует точной унификации в технологии исполнения автоматизируемых функций, в качественной подготовке. Одним из достоинств АС ФК является централизация ранее разрозненных баз данных. В этой связи часть операций, подлежащих внутреннему контролю, используется исключительно на уровне управления.

Среди них можно  выделить: 
 
- контроль за своевременностью зачисления лимитов бюджетных обязательств на лицевые счета распорядителей (получателей) средств федерального бюджета; 
- контроль за своевременностью зачисления предельных объемов финансирования на лицевые счета получателей бюджетных средств областного бюджета.

В таких регионах РФ как Ульяновская, Самарская, Саратовская  и Владимирская области АС ФК запускалась  как «пилотная» версия. Эта система  далеко не идеальна и требует множества  доработок и усовершенствований. Мы полагаем, что эта система требует  достижения полной прозрачности, ибо с существующими «традициями» управления бюджетным процессом, невозможно достичь нужных результатов. Необходимо искоренять эти негативные «традиции» нашего государства и растить новое поколение управленцев, а также внедрять в бюджетные процесс сетевое право, его методы и принципы. 

Процесс внедрения  автоматизированной системы Федерального казначейства, переход на новый сетевой  уровень взаимосвязи Федерального казначейства с коммерческими банками, должен происходить в комплексе с внедрением принципов сетевого права. Определённые предпосылки модернизации права информационными средствами были заложены еще в Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года, которая поставила такие задачи как развитие единой защищённой телекоммуникационной инфраструктуры для государственных нужд, централизованное создание общих государственных информационных ресурсов (регистров, кадастров, реестров, классификаторов) и др. Что же касается права, то Концепция ставит задачу совершенствования законодательной и иной нормативной правовой базы в целях повышения эффективности использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти с учётом международной практики. Конечно, обновление нормативной правовой базы необходимо для оптимизации использования информационных технологий. Однако с другой стороны, использование информационных технологий в правовой сфере на качественно более высоком уровне может придать праву новые, в том числе сетевые свойства. Дальнейшая модернизация государства и переход к формированию «сетевого общества» в России запланированы в долгосрочной целевой программе «О государственной программе Российской Федерации "Информационное общество (2011-2020 годы)». 

Актуальной  проблемой в настоящее время  является реорганизация взаимодействия каналов связи между органами Федерального казначейства и учреждениями банков на всей территории страны, а  именно создание надежной сети этих двух структур и четкого правового регулирования их взаимодействия как на техническом, так и на правовом уровне. В настоящее время идут дискуссии о придании Федеральному казначейству статуса банка. Это позволит решить ряд проблем, связанных с незаконными операциями кредитных организаций по осуществлению кассового обслуживания налогоплательщиков. Так же автоматизация бюджетного процесса повысит эффективность работы финансовых служб, снизит трудозатраты на сбор и обработку информации, снизит риск появления ошибок в ходе планирования и исполнения бюджета.

Взаимосвязь казначейской и банковской систем обширна. Сеть казначейства и банковская сеть порождают новое  качество взаимодействия этих двух систем. Наибольшего эффекта во взаимодействии можно достичь, внедряя принципы сетевого права, которые рассмотрены в монографии .Один из принципов теории сетевого права – принцип управления правовыми средствами – принцип, допускающий автоматизацию создания тех элементов норм права, которые обеспечивают гибкость оперативного управления в финансовой и налоговой сфере. Применение данного принципа должно стать активным и постоянно действующим началом части правовой политики, проводимой государством с целью строительства информационного общества, причём значение данного принципа будет возрастать прямо пропорционально количеству имеющихся норм права. Правовая жизнь ежедневно преподносит нам факты непрерывного роста числа и сложности нормативных правовых актов, и поэтому применение принципа, который будет обязывать законодателя переводить хотя бы часть норм права (или их элементов) в сферу автоматизированного, полуавтоматического или автоматического создания и реализации, наполнит конструктивным содержанием одну из важнейших составляющих правовой политики на длительную перспективу.

Второй принцип, с помощью которого можно достичь наибольшего эффекта, – принцип структурного единства будущего законодательства, в котором задать новую структуру права сможет идея сетевого права. Данный подход представляется продуктивным, так как открывает долговременные возможности по применению этого принципа – постепенного перемещения всё большей и большей части элементов норм права в сферу сетевого права, в которой именно за счёт наличия сети будет возможно автоматизированное. Автоматически может исполняться, например, уплата налогов, сборов, пошлин, автоматизации можно подвергнуть составление и исполнение договоров, регистрацию сделок. Для реализации второго принципа законодатель должен постоянно заниматься поиском норм или элементов норм права, способных быть перемещёнными в сферу автоматического исполнения. Рассмотрение казначейской системы как сети поможет осмыслить её взаимодействие с банковской системой, также рассматриваемой в виде сети, и найти решение на новом уровне, с учетом принципов сетевого права.

 

    1. Взаимодействие Центрального Банка с

Министерством Финансов РФ

Минфина России, во взаимодействии с Банком России Правительство Российской Федерации осуществляет валютный контроль на территории России. Необходимо отметить, что Банк России в соответствии с  Федеральным законом от 02.12.1990 г. 394-1 О Центральном банке Российской Федерации Банке России также является органом валютного контроля.

Под валютным контролем  понимается деятельность, направленная на обеспечение соблюдения валютного  законодательства при осуществлении валютных операций 9 . Основными направлениями валютного контроля являются определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке. Российской Федерации проверка обоснованности платежей в иностранной валюте проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте Российской Федерации. Осуществление валютного контроля также возложено на агентов валютного контроля. К агентам валютного контроля, подотчетным Банку России, законодательство относит уполномоченные банки, под которыми понимаются банки и иные кредитные организации, получившие лицензии

Банка России на проведение валютных операций. Правительство Российской Федерации, Банк России как орган  валютного контроля, уполномоченные банки как агенты валютного контроля в пределах своей компетенции  а осуществляют контроль за проводимыми  в Российской Федерации резидентами и нерезидентами валютными операциями, за соответствием этих операций валютному законодательству, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими актов органов

 

3. 3. Взаимоотношения   Центрального  Банка РФ  с органами  государственной власти  и органами местного  самоуправления

Банк России участвует  в разработке экономической политики Правительства Российской Федерации. Председатель Банка России или по его поручению один из его заместителей участвует в заседаниях Правительства Российской Федерации, а также может принимать участие в заседаниях Государственной Думы при рассмотрении законопроектов, касающихся вопросов экономической, финансовой, кредитной и банковской политики. Министр финансов Российской Федерации и министр экономического развития и торговли Российской Федерации или по их поручению по одному из их заместителей участвуют в заседаниях Совета директоров с правом совещательного голоса.21

Банк России и Правительство  Российской Федерации информируют  друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные взаимные консультации. Банк России консультирует Министерство финансов Российской Федерации по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг Российской Федерации и погашения государственного долга Российской Федерации с учетом их воздействия на состояние банковской системы Российской Федерации и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики. Банк России не вправе предоставлять кредиты Правительству Российской Федерации для финансирования дефицита федерального бюджета, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, за исключением тех случаев, когда это предусматривается федеральным законом о федеральном бюджете.

Банк России не вправе предоставлять кредиты для финансирования дефицитов бюджетов государственных  внебюджетных фондов, бюджетов субъектов  Российской Федерации и местных  бюджетов.

Средства федерального бюджета и средства государственных  внебюджетных фондов хранятся в Банке России. Банк России без взимания комиссионного вознаграждения осуществляет операции со средствами федерального бюджета, средствами государственных внебюджетных фондов, средствами бюджетов субъектов Российской Федерации и средствами местных бюджетов, а также операции по обслуживанию государственного долга Российской Федерации и операции с золотовалютными резервами. Банк России и Министерство финансов Российской Федерации в необходимых случаях заключают соглашения о проведении указанных выше операций по поручению Правительства Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       Заключение

Определение особенностей правового статуса Банка России на современном этапе представляется достаточно актуальным, так как Центральный  Банк Российской Федерации является мощнейшим центром кредитной системы нашей страны, регулирующим центром в вопросах налично-денежного оборота.

Долгое время в юридической  литературе лидирующую позицию занимала точка зрения, сводящаяся к тому, что Банк России представляет собой унитарное предприятие. Однако данное положение представляется неверным, и в курсовой работе доказывается, что среди закрепленных законом организационно-правовых форм некоммерческих организаций, особенностям правового положения Банка России соответствует организационно-правовая форма - государственное учреждение. Данной точки зрения на современном этапе также придерживается большинство теоретиков финансового права. Возложенные на него функции Банк России, согласно ФЗ «О Центральном Банке РФ (Банке России)» осуществляет от имени Российской Федерации. Такая деятельность носит государственно-властный, общеобязательный характер и означает, что Банк России осуществляет функции государственного управления в кредитно-денежной и банковской сферах. Поэтому Банк России не может находиться вне системы органов государственного управления. Следовательно, Банк России безусловно является органом государственного управления РФ, наделенным государственно-властными полномочиями в денежно-кредитной сфере и сфере банковской деятельности. Но при этом Банк России не является органом исполнительной власти, не имеет полномочий распорядительного характера в отношении организаций, образующих банковскую систему и, по общему правилу, не может вмешиваться в их оперативную деятельность.

Информация о работе Правовое положение Центрального банка Российской Федерации в системе органов государственной власти