Правовое положение Центрального банка Российской Федерации в системе органов государственной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 07:52, курсовая работа

Описание работы

При изучении проблемы определения правого статуса Центрального банка акцент ставится на различных ее аспектах. Особое внимание уделяется таким вопросам как соотношение «независимости» и «подотчетности» Центрального Банка в рамках рассмотрения более общего вопроса о правовом статусе и месте Центрального банка в системе органов государственной власти. Часто в литературе поднимается вопрос о гражданско-правовом статусе Центрального банка как юридического лица, делаются попытки определить его организационно-правовую форму, а также дать характеристику прав на закрепленное за ним имущество. В рамках небольшого исследования постараемся разобраться в существующих проблемах определения правового статуса Банка России.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………3
1 Особенности правового положения центрального банка Российской Федерации
1.1. Центральный Банк РФ как юридическое лицо………………………5
1.2. Взаимоотношения Банка России с государством…………………...9
1.3 Основные функции Центрального Банка РФ………………………...12
2 Правовой статус центрального банка РФ
2. 1. Особенности правового статуса Центрального банка РФ………....18
2. 2. Принцип независимости Центрального банка РФ………………….21
2. 3. Правовой режим имущества Центрального банка РФ……………..24
3 Взаимодействие Центрального Банка РФ с Федеральным казначейством , Министерством Финансов………………………………………………….26

3.1. Цели и задачи Федерального казначейства………………………….26
3.2. Взаимодействие Центрального Банка с Министерством Финансов РФ………………………………………………………………………………36
3. 3. Взаимоотношения Центрального Банка РФ с органами государственной власти и органами местного самоуправления…………37
Заключение ………………………………………………………………...39
Список использованных источников ……………………………………..42

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.doc

— 189.50 Кб (Скачать файл)

- монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

- выступает кредитором последней инстанции для всех кредитных организаций, организует систему их рефинансирования.

Таким образом, в данной группе функций денежно-кредитного регулирования просматривается  назначение (роль) банка, призванного регулировать денежный оборот. Будучи эмиссионным центром, выступая организатором налично-денежного обращения, институтом поддержки ликвидности коммерческих банков в случае кратковременной необходимости у них дополнительных денежных средств, Центральный банк Российской Федерации, выполняющий данные функции, реализует свое назначение в экономике. 11Функции нормативного регулирования (нормативно-творческие функции) предусматривают:

- разработку правил ведения банковских операций;

- определение порядка и правил бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;

- определение правил ведения расчетов в Российской Федерации;

- разработку правил расчетов с международными организациями, государствами, а также с юридическими и физическими лицами.

Деятельность Банка  России по созданию нормативных актов (положений, инструкций, приказов), регулирующих банковские операции, порядок учета  и отчетности коммерческих банков, дает ему возможность упорядочить  и развивать работу кредитных  учреждений, создать общую методическую базу, единые стандарты деятельности кредитных организаций, позволяющие им в рамках действующего законодательства осуществлять обслуживание своих клиентов. 12Операционные функции позволяют Банку России:

- осуществлять самостоятельно либо по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок;

- управлять своими золотовалютными резервами;

- обслуживать счета бюджетов всех уровней бюджетной системы страны посредством ведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов.

Полномочия, определяемые данными функциями, позволяют Банку  России вести широкий круг деятельности, обслуживать разнообразный перечень потребностей экономических субъектов, при необходимости выступать в качестве уполномоченного агента государства по ведению расчетов по финансовым операциям.

В соответствии с информационно-аналитическими функциями Банк России:

- проводит анализ и прогнозирование состояния экономики в целом по стране и регионам, прежде всего в области денежно-кредитных и валютно-финансовых отношений, ценообразования, публикует соответствующие материалы и статистические данные;

- участвует в разработке прогноза платежного Балана страны, организует его составление;

- устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к национальной денежной единице.

Для Банка России данные функция  имеют особое значение. Без их выполнения практически невозможно регулирование  денежного оборота, основанного  на материальных и финансовых потоках. Анализ и прогнозирование экономического развития страны является той интеллектуальной базой, которая дает возможность определить динамику и структуру денежно-кредитных отношений. Сведения Банка России о тенденциях экономического развития страны, развитии отдельных секторов экономики, динамике платежного баланса, валютном курсе, основных показателях банковской деятельности, предоставляемые экономическим субъектам, в том числе банковскому сообществу, составляют важную информацию, позволяющую им при необходимости скорректировать направления своего развития.

Надзорные и контрольные функции  возлагают на Банк России:

- надзор за деятельностью банков и банковских групп;

- государственную регистрацию банков, выдачу им лицензий на осуществление банковских операций, приостановку их действий и отзыв их;

- регистрацию банками эмиссий ценных бумаг;

- валютное регулирование и валютный контроль.

Данные полномочия позволяют Банку  России выполнять целевые ориентиры, направленные, в том числе, на развитие и укрепление банковского сектора страны. Осуществляя надзор за деятельностью коммерческих банков путем постоянного наблюдения и проверок на предмет ее соответствия законодательно установленным правилам и нормативным актам, Банк России защищает интересы вкладчиков и кредиторов, обеспечивает стабильность деятельности кредитных организаций. Контроль со стороны Банка России как самостоятельная форма наблюдения за обеспечением законности не основан на отношениях подчиненности между ним и коммерческими банками, поэтому его вмешательство в их оперативную деятельность строго ограничено законом; оно осуществляется только в случаях нарушения правил, установленных Банком России, а также при наличии угрозы интересам вкладчиков (кредиторов). В соответствии с законом Банк России не должен принуждать коммерческие банки выполнять операции, не предусмотренные учредительскими документами, законодательством и нормативными актами.

В экономической литературе можно  встретить и другие критерии классификации  функций Банка России. Среди них функции в зависимости от направлений его деятельности. Здесь выделяются функция хозяйственной деятельности и функция административной деятельности, которые в свою очередь состоят из организаторской функции (организация и управление денежным обращением) и функции защиты гражданского оборота, интересов вкладчиков (кредиторов). 13По степени важности предпринята попытка разделить функции на основные и дополнительны.

К основным относят те, без которых  невозможно выполнение основной задачи центрального банка (сохранение стабильности денежной единицы). В свою очередь эти функции подразделяются на регулирующую, контрольную и обслуживающую. Дополнительные функции в этом случае содействуют решению основной задачи. Помимо рассмотренных функций, в литературе можно встретить также упоминание о функциях: осуществления денежной эмиссии и организации денежного обращения, организации взаимодействия с органами государственной власти и управления Российской Федерации, а также с кредитными организациями.

Таким образом, список операций, осуществляемых Центральным банком очень велик, однако, соблюдая закон, Банк России не имеет права:

- осуществлять банковские операции с юридическими лицами, не имеющими лицензий на проведение банковских операций, и физическими лицами;

- приобретать акции кредитных и иных организаций (за исключением случаев, предусмотренных Законом о Банке России)

- проводить операции с недвижимостью, за исключением случаев, связанных с обеспечением деятельности Банка России и его организаций;

- заниматься торговой и производственной деятельностью, за исключением случаев, предусмотренных Законом о Банке России;

- пролонгировать предоставленные кредиты. Исключение может быть сделано по решению Совета директоров.

Таким образом, осуществление  Центральным Банком данных функций способствует стабильности его деятельности, что имеет важное значение для экономики России, поскольку от эффективного функционирования и правильно выбранных методов, посредством которых Центральный Банк осуществляет свою деятельность, зависит стабильность и дальнейший рост экономического потенциала страны, отдельных секторов экономики, а также укрепление позиций на международном рынке.

 

 

 

2 Правовой статус Центрального Банка РФ

2. 1. Особенности правового статуса Центрального банка РФ

Правовой статус Центрального банка РФ с самого момента его  создания стал предметом для дискуссий  среди юристов. Дело в том, что  этот статус характеризуется определенной двойственностью: с одной стороны  Центральный банк РФ является юридическим  лицом (что закреплено в ст. 1 Закона о Центральном банке), осуществляет банковские операции, получает прибыль, то есть является частью банковской системы; с другой стороны Центральный банк РФ наделен государственно-властными полномочиями - он осуществляет нормативное регулирование, надзор за функционированием кредитных организаций и т. п., то есть осуществляет функции, характерные не для кредитной организации, а скорее для государственного органа.

Такая противоречивость правового  статуса характерна не только для  Центрального банка РФ. Схожий правовой статус имеют многие центральные банки зарубежных государств. Такое положение дел обусловлено особенностями современной рыночной экономики. Если центральный банк станет полностью рыночной структурой, то не сможет выполнять функцию, в которой так нуждается государство, - функцию перераспределения финансов. Если центральный банк будет государственным органом, то его рыночная деятельность окажется менее эффективной, а стало быть, уменьшатся финансовые возможности государства».

В этом состоит сущность Центрального банка РФ и этим обусловлен его двойственный правовой статус. По поводу его статуса в литературе ведутся непрекращающиеся споры. В основном, они ведутся по двум направлениям: а) можно ли считать Центральный банк РФ органом государственной власти; б) какую организационно-правовую форму имеет Центральный банк РФ как юридическое лицо. По поводу того, является Банк России органом государственной власти, существует две точки зрения, что «Банк России является одним из органов государственной власти». Такой вывод они делают из ч. 2 ст. 75 Конституции РФ, где содержится формулировка, что «защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка РФ, которую он осуществляет независимо от других органов власти». Однако, «Банк России... не относится к числу органов, которые осуществляют государственную власть в общепринятом (классическом) смысле этого слова», так как Центральный банк РФ не может быть включен ни в одну из ветвей власти - ни в законодательную, ни в исполнительную, ни в судебную. 14

Анализируя Конституцию РФ, можно сделать вывод, что единая система государственной власти не исчерпывается федеральными органами законодательной, исполнительной и судебной власти. Возможно существование и других органов. В итоге они останавливаются на определении, что «Центральный банк РФ - это орган государственной власти, выполняющий одну из исключительных федеральных функций».  В пользу такой точки зрения говорит не только указание ч. 2 ст. 75 Конституции РФ. Центральный банк РФ наделен рядом полномочий, характерных только для органов государственной власти. Так, в соответствии со ст. 7 Закона о Центральном банке РФ Банк России имеет право по вопросам, отнесенным законодательством к его компетенции, издавать в форме указаний, положений, инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех физических и юридических лиц. Издание обязательных для исполнения нормативных актов - прерогатива органа государственной власти. Также Центральный банк РФ имеет право осуществлять надзор в банковской сфере. В соответствии со ст. 73 Закона о Центральном банке РФ Банк России имеет право проводить проверки кредитных организаций (их филиалов), направлять им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применять санкции по отношению к нарушителям. Такие полномочия также характерны для государственного органа.

Центральный банк РФ не является государственным органом. Его можно лишь назвать организацией с полномочиями государственного органа. Так как Центральный банк РФ является юридическим лицом, встает вопрос о том, какова его организационно-правовая форма. Прежде всего необходимо отметить, что, несмотря на название, Центральный банк РФ (Банк России) не является банком в том смысле, в каком этот термин понимается в законодательстве. Согласно ст. 1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» банк - это разновидность кредитной организации, а организационно-правовой формой кредитной организации является хозяйственное общество. В соответствии со ст. 50 Гражданского кодекса РФ, хозяйственные общества являются коммерческими организациями, то есть целью их деятельности является извлечение прибыли. Однако Центральный банк РФ не является коммерческой организацией. В соответствии со ст. 3 Закона о Центральном банке получение прибыли не является целью его деятельности. Также Центральный банк РФ не является хозяйственным обществом, так как его капитал не разделен ни на доли, ни на акции, у него нет учредителей, акционеров и участников. Поэтому Центральный банк РФ юридически не является банком.

Насчет организационно-правовой формы  Центрального банка РФ также существует несколько точек зрения. Не подлежит сомнению, что он является некоммерческой организацией. В соответствии со ст. 120 Гражданского кодекса РФ учреждение финансируется создавшим его собственником полностью или частично. Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов (ст. 2 Закона о Центральном банке). Собственник имущества несет субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения. Государство не отвечает по обязательствам Банка России (ст. 2 Закона о Центральном банке).

По моему мнению, применение цивилистического понятия юридического лица в данном случае невозможно, так как правовое положение Банка России включает в себя и публично-правовые компоненты. Центральный Банк РФ действительно существует в виде особой организационно-правовой формы. Но никакого противоречия с законодательством нет. В соответствии с ч. 3 ст. 50 Гражданского кодекса РФ некоммерческие организации могут создаваться в любых формах, предусмотренных законом. Такой формой и является Центральный банк РФ.

2. 2. Принцип независимости Центрального банка РФ

В соответствии со ст. 1 Закона о Центральном банке РФ свои функции  и полномочия, предусмотренные законодательством, Банк России осуществляет независимо от органов государственной власти и органов местного самоуправления. Независимость Центрального банка РФ в принятии решений, отнесенных к его компетенции - характерная особенность его правового статуса. Подавляющее большинство центральных банков в той или иной степени также обладают независимостью от органов государственной власти своих стран. В таком положении дел заинтересовано и государство, и общество, и участники экономических отношений. Практически проблема сочетания интересов в государственном регулировании экономики в различных странах сводится подчас к тому, что выборная власть, исполнительные органы редко бывают озабочены успешным решением таких экономических вопросов, реальный результат которых наступит позже, чем сроки их переизбрания... В то же время решение финансовых и банковских проблем зачастую требует планомерных, последовательных и долгосрочных усилий». Чем больше независимости у центрального банка, тем ниже уровень инфляции. Словом, чем выше уровень независимости центрального банка, тем лучше для банковской и финансовой системы страны. 15

Информация о работе Правовое положение Центрального банка Российской Федерации в системе органов государственной власти