Налоговые преступления в ходе финансовых проверок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 11:32, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в анализе способов выявления и пресечения налоговых преступлений в ходе мероприятий налогового контроля.
В соответствии с целью в работе решаются следующие задачи:
Определить сущность налоговых преступлений;
Рассмотреть основные отличия налоговых преступлений от налоговых правонарушений;
Проанализировать способы выявления налоговых преступлений в ходе мероприятия налогового контроля;
Проанализировать способы пресечения налоговых преступлений в ходе мероприятия налогового контроля;

Содержание работы

Введение
1. Теоретические аспекты налогового преступления
1.1 Сущность налогового преступления
1.2 Признаки налогового преступления
1.3 Отличия налоговых преступлений от налоговых правонарушений
2. Пресечение налоговых преступлений в ходе мероприятий налогового контроля
2.1 Основы взаимодействия налоговых и федеральных исполнительных органов
2.2 Взаимодействие налоговых и правоохранительных органов
2.3 Взаимодействие налоговых и таможенных органов
2.4 Взаимодействие налоговых органов с иными исполнительными органами
3. Выявление налоговых преступлений в ходе проведения мероприятий налогового контроля
3.1 Организация налоговых проверок в ходе мероприятий налогового контроля
3.2 Проблемы и перспективы организации налогового контроля как основного элемента выявления и пресечения налоговых преступлений
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 70.10 Кб (Скачать файл)

- соблюдение государственной,  служебной, налоговой и иной  охраняемой законом тайны;

- самостоятельность в  реализации задач и полномочий, а также выработке форм и  методов использования собственных  сил и средств;

- плановость и непрерывность  взаимодействия и координации;

- обеспечение защиты информации  и контроль доступа к информации[23].

В сфере налогообложения  на органы внутренних дел возложено  решение следующих основных задач:

1) предупреждение, выявление  и пресечение налоговых преступлений  и правонарушений;

2) предупреждение, выявление  и пресечение коррупции в налоговых  органах и органах внутренних  дел;

3) обеспечение безопасности  деятельности налоговых органов,  защита должностных лиц налоговых  органов от противоправных посягательств  при исполнении ими служебных  обязанностей[24].

В качестве форм взаимодействия налоговых и правоохранительных органов можно выделить:

обмен информацией;

совместные проверки;

совместная подготовка кадров;

подготовка совместных аналитических  материалов;

издание совместных приказов и других документов;

проведение совместных служебных  расследований[25].

Совместная контрольная  работа органов МВД и налоговых  органов осуществляется по следующим  направлениям:

выявление и пресечение фактов подпольного производства алкоголя;

проверка соблюдения установленных  правил производства, хранения и реализации этилового спирта, правильности уплаты акцизных сборов;

проверка полноты уплаты налогов лицами в местах массовой торговли24.

Непосредственное участие  органов внутренних дел в оказании содействия налоговым органам начинается с проведения ими профилактических мероприятий, направленных на пресечение противоправных действий налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов).

В случае возникновения вышеназванных  проблем налоговые органы должны обращаться в милицию. Милиция входит в систему МВД России.

Сотрудники милиции при  наличии данных о влекущем налоговую  или административную ответственность  нарушении законодательства, регулирующего  финансовую, хозяйственную, предпринимательскую  и торговую деятельность, в целях  установления оснований для возбуждения  уголовного дела или дела об административном правонарушении по мотивированному  постановлению начальника органа милиции  имеют право:

производить в присутствии  не менее двух понятых и представителя  юридического лица, лица, осуществляющего  предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а при отсутствии таковых - с участием представителей органов исполнительной власти или органов местного самоуправления осмотр производственных, складских, торговых и иных служебных помещений, других мест хранения и использования имущества;

производить досмотр транспортных средств в присутствии не менее  двух понятых и владельца данного  транспортного средства, а в случаях, не терпящих отлагательства, - в отсутствие этого лица;

изучать документы, отражающие финансовую, хозяйственную, предпринимательскую  и торговую деятельность, требовать  предоставления в 5-дневный срок с  момента вручения соответствующего постановления заверенных надлежащим образом копий этих документов;

изымать с обязательным составлением протокола отдельные образцы  сырья, продукции и товаров, необходимые  для проведения исследований или  экспертиз;

требовать при проверке имеющихся  данных, указывающих на признаки преступления, обязательного проведения в срок не более 30 дней проверок и ревизий  финансовой, хозяйственной, предпринимательской  и торговой деятельности, а также  самостоятельно проводить в указанные  сроки такие проверки и ревизии, изымать при их производстве подлинные  документы (их копии) с обязательным составлением протокола и описи  изымаемых документов. В случае если изымаются подлинные документы, с них изготавливаются копии, которые заверяются должностным  лицом органа милиции, проводящим проверку или ревизию, и передаются лицу, у  которого изымаются подлинные документы. При невозможности изготовления и передачи копий одновременно с  изъятием подлинных документов, должностное  лицо органа милиции, проводящее проверку или ревизию, передает заверенные копии  документов лицу, у которого изъяты подлинные документы, в течение 5 дней после изъятия, о чем делается соответствующая запись в протоколе  об изъятии[26].

По запросу налоговых  органов органы внутренних дел участвуют  вместе с налоговыми органами в проводимых налоговыми органами выездных налоговых  проверках [27]. Выездные налоговые проверки с участием органов внутренних дел проводятся налоговыми органами с целью выявления и пресечения нарушений законодательства о налогах и сборах.

Органы внутренних дел  и налоговые органы в порядке, определяемом по соглашению между ними, информируют друг друга об имеющихся  у них материалах о нарушении  законодательства о налогах и  сборах и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией в целях  исполнения возложенных на них задач. Так, при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных Налоговым кодексом РФ к полномочиям  налоговых органов, органы внутренних дел обязаны в 10-дневный срок со дня выявления указанных обстоятельств  направить материалы в соответствующий  налоговый орган для принятия по ним решения[28]. Аналогично, если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора) налогоплательщик (плательщик сбора) полностью не погасил указанную в данном требовании недоимку, размеры которой позволяют предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, налоговые органы обязаны в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела[29].

Взаимодействие органов  внутренних дел с налоговыми органами организуется и по другим направлениям, таким как:

- мероприятия по контролю  за соблюдением организациями  и индивидуальными предпринимателями  требований Федерального закона  от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении  контрольно-кассовой техники при  осуществлении наличных денежных  расчетов и (или) расчетов с  использованием платежных карт»;

- мероприятия по контролю  за продажей и хождением в  регионах специальных марок для  маркировки алкогольной продукции;  по выявлению и пресечению  фактов подпольного производства  и реализации неучтенной алкогольной  продукции; по предотвращению  незаконного предпринимательства  в сфере торговли спиртными  напитками; по раскрытию других  замаскированных преступлений, связанных  с производством и реализацией  алкогольной продукции;

- мероприятия по выявлению  и пресечению нарушений налогового  законодательства физическими и  юридическими лицами, сдающими в  аренду жилые и нежилые помещения;

Правовые механизмы взаимодействия и координации налоговых органов  и органов внутренних дел регулируются межведомственными правовыми актами.  

 

2.3 Взаимодействие налоговых  и таможенных органов

 

В целях организации взаимодействия между налоговыми и таможенными  органами РФ для выполнения возложенных  на них задач руководители налоговых  органов РФ и руководители таможенных органов РФ в центре и на местах принимают меры по организации и осуществлению взаимодействия по следующим основным направлениям:

1. Обмен информацией по  вопросам, представляющим взаимный  интерес.

В этих целях указанные  органы организуют взаимодействие ин формационных систем и безвозмездно предоставляют друг другу по со ответствующим  запросам информацию, содержащуюся в  архивах, учетах и банках данных; информируют  о фактах нарушения налогового и  таможенного законодательства; о  физических и юридических лицах, имеющих отношение к таким  нарушениям; причинах и условиях, способствующих совершению налоговых и таможенных правонарушений.

2. Передача сведений таможенных  деклараций из ГТК РФ в МНС  РФ, а также обмен другими необходимыми  сведениями и информацией осуществляются  на магнитных носителях или  по каналам связи между Главным  научноисследовательским вычислительным  центром (ГНИВЦ) МНС РФ и  Главным научноинформационным центром  (ГНИЦ) ГТК РФ[30].

Передаваемая из ГТК РФ в МНС РФ информация включает сведения из таможенных деклараций по всем участникам внешнеэкономической деятельности и группам Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.

Таможенные органы информируют  налоговые органы об участниках внешнеэкономических  связей (юридические и почтовые адреса, финансовые реквизиты, телефоны, факсы, телексы); предоставляют информацию о декларировании товаров и транспортных средств, перемещаемых через государственную  границу (грузовые таможенные декларации, транспортные декларации, сведения о  декларантах).

Налоговые органы по собственной  инициативе либо по запросу таможенных органов выдают информацию об имеющихся  сведениях, необходимых для таможенного  контроля.

При взаимодействии налоговых  и таможенных органов последние  в течение суток информируют  налоговые органы по установленной  форме о выявленных нарушениях для  принятия налоговыми органами решения  в соответствии с действующим  законодательством РФ. А налоговые  органы - о принятых ими мерах  по выявленным таможенными органами нарушениям, с указанием мер ответственности  за эти нарушения. Налоговые органы обеспечивают формирование Сводного государственного реестра лицензий на закупку, хранение и экспорт алкогольной продукции, на импорт, хранение и поставки алкогольной  и спиртосодержащей продукции.

В соответствии с п. 3 ст. 82 НК РФ налоговые органы, таможенные органы и органы внутренних дел в  порядке, определяемом по соглашению между  ними, информируют друг друга об имеющихся у них материалах о  нарушениях законодательства о налогах  и сборах и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией в целях  исполнения возложенных на них задач.

Необходимость взаимодействия органов внутренних дел с налоговыми и таможенными органами обусловлена  рядом причин. В налоговые органы налогоплательщики не представляют налоговую отчетность в 40% случаев. Борьба с налоговыми правонарушениями позволяет вскрыть финансовую базу, где возникает и функционирует  преступность и коррупция. Решение  поставленной задачи зависит от успешного  взаимодействия органов внутренних дел, таможенных и налоговых органов. Среди выработанных практикой методов подобного взаимодействия можно назвать: обмен оперативной информацией о нарушениях законодательства о налогах и сборах, оказание налоговым органам помощи в изъятии документации, проведение совместных проверок по сохранности денежных сумм и материальных ценностей на проверяемых объектах[31].

Взаимодействие налоговых  и таможенных органов с органами внутренних дел нацелено на совершенствование  механизма реализации положений, регулирующих отношения в сфере внешней  торговли. Оно может включать разнообразные  формы, заключающиеся в совместной нормотворческой деятельности. По мнению специалистов, важнейшей формой взаимодействия органов публичной власти является издание совместных правовых актов.

Наиболее распространенной формой взаимодействия таможенных органов  с иными органами исполнительной власти является обмен информацией  по письменным запросам. Запрашивается  статистическая информация, разъяснения  законодательства, уточняются и согласовываются  позиции этих органов по вопросам их ведения. Учитывая, что одной из функций таможенных органов выступает  обеспечение разрешительного порядка  перемещения товаров через таможенную границу, проверке подлежат лицензии и  иные разрешительные документы, выдаваемые Минэкономразвития России, Минобороны России, Ростехнадзором России и другими  государственными органами.

Взаимодействие и координация  деятельности органов внутренних дел  с налоговыми и таможенными органами должны осуществляться в следующих  формах:

- принятие совместных  нормативных правовых актов по  вопросам, отнесенным к их ведению;

- реализация механизма  осуществления отдельных юридических  процедур, планирование и проведение  совместных мероприятий, направленных  на решение задач взаимодействия  сторон;

- методологическое взаимодействие  по вопросам, отнесенным к совместному  ведению, и основным направлениям  взаимодействия сторон;

- координация усилий по  выявлению, пресечению и предотвращению  нарушений законодательства о  налогах и сборах, о таможенном  деле, о валютном регулировании  и валютном контроле;

- информационное взаимодействие, предоставление сведений по вопросам, интересующим стороны с учетом  принципа конфиденциальности;

- обмен опытом в целях  повышения профессионализма кадров  и совершенствования юридических  процедур;

- проведение совместных  экспертиз и консультаций;

- создание совместных  рабочих групп, проведение ими  исследования по вопросам, относящимся  к ведению сторон;

- проведение научно-практических  семинаров, в том числе с  участниками внешнеэкономической  деятельности, направленных на достижение  цели содействия развитию внешней  торговли[32]. 

 

2.4 Взаимодействие налоговых  органов с иными исполнительными  органами

 

Правоохранительные и  налоговые органы, спецслужбы взаимодействуют  между собой в сфере охраны водных биологических ресурсов и  контроля внешнеторговых операций с  продукцией рыбного промысла, а также  в области контроля за пересечением государственной границы РФ транспортными  средствами и перемещением товаров  через границу в морских пунктах  пропуска. Взаимодействие осуществляется в форме информационного обеспечения  в рамках законодательства с применением  карточек контроля товаров и транспортных средств; совместных проверок законности внешнеторговых операций и деятельности участников ВЭД; совместных мероприятий  по поддержанию режима государственной  границы.

Информация о работе Налоговые преступления в ходе финансовых проверок