Международное сотрудничество государств в области борьбы с экономической преступностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2013 в 12:30, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – исследование понятия экономической преступностии мер борьбы с ней, а также существующих отношений на международном уровне и между государствами по борьбе с экономическими преступлениями и разработка на этой основе предложений по совершенствованию международного сотрудничества в данной сфере и его правового регулирования.
Поставленная цель конкретизируется в ряде исследовательских задач:
- проанализировать становление и развитие уголовного законодательства в сфере экономики;
- раскрыть правовую природу экономической преступности;
- дать анализ основных направлений борьбы с экономической преступностью и ее особенности;

Содержание работы

Введение
Глава 1. Экономическая преступность в международном уголовном законодательстве
1.1 Понятие, причины и условия экономической преступности в международном уголовном праве
1.2 Признаки экономической преступности в международном уголовном праве
1.3 Классификация экономических преступлений в международном уголовном праве
1.4 Масштабы экономической преступности и ее общественная опасность
1.5 Эволюция уголовного законодательства в сфере экономики
Глава 2. Меры борьбы с экономической преступностью
2.1 Основные направления борьбы с экономической преступностью
2.2 Особенности предупреждения преступлений в сфере экономической деятельности
2.3 Особенности борьбы с экономической преступностью
Глава 3. Международное сотрудничество государств в области борьбы с экономической преступностью
3.1 Сотрудничество государств в обеспечении экономической безопасности
3.2 Деятельность международных организаций по борьбе с преступностью
3.3 Проблемы и перспективы сотрудничества в области борьбы с преступностью и укрепления правопорядка для обеспечения экономического развития
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

диплом 2 (2).docx

— 170.48 Кб (Скачать файл)

В Швеции в 1976 и 1986 гг. были приняты  законы о борьбе с экономической  преступностью. В 1978 - 1980 г.г. приняты законы об ограничении деятельности торговых компаний по защите потребителей и кредиторов.

В Великобритании в 1987 году принят закон о защите потребителей.

В Австралии в 1974 году принимается  Закон о торговой деятельности, направленный на запрещение недобросовестной конкуренции  и защиту прав потребителей29.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. МЕРЫ БОРЬБЫ С ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ

 

 

2.1 Основные направления борьбы с экономической преступностью

 

 

Говоря о мерах борьбы с экономической преступностью, следует иметь в виду, что, хотя явление это уже не новое, ни в  одной стране, по признанию западных специалистов, до сих пор не существует какой-либо комплексной программы  мер борьбы с ней. Программы, которые  уже воплощены в жизнь, имеют  в основном ограниченный или показательный  характер. Такая ситуация вызвана  тем, что экономическая преступность, с одной стороны, связана с  базисными отношениями капитализма (некоторые исследователи склонны  даже считать ее имманентной условиям рыночной экономики и оценивают  ее как "необходимую дань", которую  должно платить общество за сохранение свободы предпринимательства), с  другой стороны, - с надстроечными  моментами (через свой субъект). Это  создает объективные трудности  для организации борьбы с этим видом преступности.

Здесь уместно также указать  на связь, существующую между циклами  экономического развития и экономической  преступностью. В период экономических кризисов наблюдается, с одной стороны, рост экономических преступлений, что в свою очередь связано с попытками любыми средствами укрепить материальное положение во время неблагоприятных экономических условий. А с другой стороны, усиление борьбы с этим видом преступности, что объясняется особым характером экономических преступлений, которые наносят ущерб либо экономике в целом, либо отдельным ее отраслям, это особенно опасно в периоды кризисов, когда она сильно ослаблена30.

Осознавая, что искоренить полностью экономическую преступность не представляется возможным, западные специалисты делают вывод о необходимости  хотя бы ограничения ее размаха. Однако при решении и этой задачи возникает  целый ряд трудностей научного, практического  и технического порядка.

Кроме названных факторов, осложняющих борьбу с экономической  преступностью (расплывчатость понятия  экономической преступности, раздробленность  законодательства, отсутствие конкретной жертвы и т.д.), самовыявление и расследование таких преступлений составляет большую проблему. Многие экономические преступления остаются темными цифрами, так как никто о них не заявляет. В некоторых случаях пострадавшие даже не подозревают, что они стали объектом преступления, - так может происходить, например, при сложной системе установления цен. Сотрудникам правоохранительных органов порой трудно распознать случаи противоправной практики по той причине, что методы, используемые предпринимателями при совершении преступлений, нередко оказываются теми же, что приняты в повседневной практике. Многие преступления выглядят как обычные деловые операции. Это затрудняет доказывание наличия преступного умысла и создает препятствие для возбуждения уголовного преследования. Многие экономические преступления являются актами скорее бездействия, чем действия, например, при нарушении норм налогообложения нарушитель в налоговой декларации просто указывает часть своих доходов31.

Ряд специфических трудностей связан также с расследованием экономических  преступлений. Трудоемкое дело требует  иногда нескольких месяцев, порой даже лет упорного труда следователей и экспертов, что по сравнению  с практикой оперативного производства арестов за уличные преступления представляется специалистам малоперспективным. Одной из причин сложности проведения расследования, присущей, в основном в США, является раздробленность и множественность органов, занимающихся таким расследованием. Эти органы часто дублируют друг друга. Так, дело о мошенничестве, подпадающее под компетенцию Федеральной торговой комиссии, может попасть также под юрисдикцию почтового управления, так как определенные нарушения относятся к законам о мошенничестве в почтовых отправлениях. Таким образом, вследствие отсутствия должной координации может оказаться, что несколько органов расследуют одно и то же дело, не имея понятия о работе другого органа.

По данным Комитета американской ассоциации адвокатов, федеральные  органы весьма избирательно подходят к тому, какие правонарушения расследовать. Министерство юстиции, облеченное правом возбуждать уголовное преследование  из-за отсутствия специалистов-экспертов  нередко не в состоянии завершить  расследование по делам, передаваемым ему другими следственными органами.

В США отсутствует общенациональная стратегия привлечения к ответственности  за экономические преступления. Отсутствие единообразного подхода к необходимости  преследования за такие преступления выражается в том, что административные органы, обнаруживая нарушения подведомственных им норм, выносят корпорациям даже в связи с крупными мошенническими операциями приказы о прекращении  данного рода деятельности либо административное предупреждение. Таким образом, огромное число преступлений не достигает  стадии суда32.

В связи с вышесказанным  признается важным вопрос о создании специализированных органов и формировании кадров по борьбе с экономическими преступлениями. Например, в ФРГ  накоплен определенный опыт в этой области. Еще в 1968 г. в ФРГ была создана специальная комиссия по изучению экономической преступности. В соответствии с разработанной  ею рекомендацией был проведен эксперимент  на земле Северный Рейн—Вестфалия, где было учреждено региональное бюро специального прокурора по борьбе с экономической преступностью. После проведения эксперимента, который оказался весьма удачным, был принят закон об организации таких бюро по всей территории страны.

Кроме того, ФРГ, является страной, где законодательно предусмотрена  специализация судов по рассмотрению дел об экономических преступлениях. В течение ряда лет на территории земли ФРГ Баден Вюртемберг действует  специальная полицейская служба экономического контроля. Сфера ее деятельности включает проверку цен на потребительские товары, контроль над соблюдением правил перевозки продуктов питания, а также надзор за продажей спиртных напитков. Только за один год ее сотрудники провели 115 тыс. проверок, отобрали для экспертизы 35 тыс. проб продовольственных товаров, направили в органы прокуратуры 1160 дел о совершении различных экономических правонарушений33.

В США инициатором мероприятий  по борьбе с "беловоротничковой" преступностью на местном уровне является Национальная ассоциация окружных атторнеев, которая с помощью  Администрации содействия правоприменительной  деятельности и Центра по программам борьбы с экономической преступностью  разработала программу преследования  экономических преступлений, подготовила  руководство по прогнозам и методике расследования. Основную роль в преследовании "беловоротничковой" преступности в США играют федеральные органы. В первую очередь, это связано  с тем, что ответственность за экономические преступления в большинстве  случаев регулируется федеральными законами. В большинстве управлений атторнеев США созданы отделы по экономическим преступлениям, в  состав которых входят квалифицированные  специалисты. Если правом возбуждать уголовное  преследование по экономическим  преступлениям обладает только министерство юстиции США, то проводить следствие  по этим делам могут и другие органы. Большую роль здесь играет ФБР, которое в последние годы значительно усилило борьбу с экономической преступностью. Примерно 10% бюджета ФБР расходуется на расследование таких преступлений. Для этого используются 8500 сотрудников ФБР, а также 12 500 лиц, не делающихся агентами ФБР. Бюро также привлекает к расследованию бухгалтерских работников и атторнеев34.

Служба по инспектированию  почтовых отправлений занимается расследованием мошенничеств, связанных с почтовыми  отправлениями. Эта служба вправе применять  уголовные санкции. Расследование  служба проводит, как правило, совместно  с атторнеями из министерства юстиции.

В министерстве здравоохранения, образования и благосостояния был  создан отдел по следствию и безопасности. В нем работают следователи и  ревизоры. Отдел проводит расследование  в следующих областях:

  • нарушения положений Программы по гарантированным студенческим ссудам. Программа касается возможности получения студентами у кредитных учреждений ссуды на оплату своего обучения. Махинации совершаются при предоставлении ссуды лицам, не являющимся студентами, в рамках этой программы;
  • нарушения программы по предоставлению медикаментов. Отдел расследует различные мошенничества, связанные с этой программой;
  • нарушения Программы по бесплатному медицинскому обслуживанию. Программа касается медицинского обслуживания пожилых лиц.

Служба по налогам и  сборам также занимается расследованием преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов. В следственном отделе работают 2500 следователей.

Расследованием нарушения  банковского законодательства занимаются Агентство по банковским операциям; Агентство по контролю над валютой; Федеральная корпорация по страхованию банковских депозитов; Федеральное резервное агентство. Эти агентства проводят ревизию банков в пределах своей юрисдикции. Контролер по валютным вопросам проводит проверку банков два раза в год. Агентства вправе отстранить служащих банков от исполнения обязанностей, если они совершили преступление35.

Отдельное место в борьбе с экономической преступностью  занимает проблема обнаружения и  расследования компьютерных преступлений. В связи с постоянным увеличением  числа ЭВМ и терминалов специалисты  прогнозируют, что возможности совершения этих преступлений будут расширяться. Уровень раскрываемости компьютерных преступлений довольно низкий и зависит, главным образом, от случайностей. Предпринимаемые  в настоящее время защитные меры малоэффективны. Определенное место в специальной литературе уделяется разработке вопросов выявления и расследования этих преступлений. Отмечается, в частности, что основным условием расследования компьютерных преступлений является хорошее знание вычислительной техники, особенностей ее применения. Указывается также на необходимость привлечения к расследованию специалистов из числа высокопоставленных должностных лиц пострадавшего предприятия. Немаловажным моментом, обеспечивающим успех дальнейшего расследования, по мнению западных криминалистов, может оказаться внезапность проведения отдельных следственных действий, в частности, арест подозреваемого, поскольку в иной ситуации ему не представит большого труда скрыть следы преступления в самое короткое время. Особые трудности вызывает проведение следователем осмотра информационно-вычислительного центра. Обращается внимание на необходимость быстрого изготовления копий носителей информации (их изъятие может прервать технологический процесс, что связано с рядом трудноразрешимых для следствия задач, в том числе и материального характера), получения оттисков с алфавитно-печатающего устройства (по этим оттискам можно осуществить контроль всех зафиксированных носителей информации).

Не менее важной стороной следствия при осмотре информационно—вычислительного  центра является фиксация первичных  документов, определение, какие данные и на каких носителях информации содержатся, где они хранятся36.

При описании особенностей тактики допроса особое внимание обращается на необходимость технической  подготовленности следователя к  допросу. В связи с этим рекомендуется  вводить должность полицейского инспектора по ЭВМ (можно отметить, что такие должности в связи  с высоким уровнем технической  оснащенности самих правоохранительных органов уже не редкость для западной уголовной юстиции).

Возросшая интернационализация  труда, торговли, транспорта и связи, всей экономической жизни западного  мира привела к тому, что экономические  преступления выходят за рамки национальных границ. В этой связи все острее ощущается необходимость организации  борьбы с этим явлением на международном  уровне.

С конца 70-х годов в  этой области предпринимаются определенные шаги. В рамках Европейского Совета было принято несколько рекомендаций в отношении сотрудничества в борьбе с налоговыми мошенничествами на международном уровне и подписаны протоколы, с целью обеспечить обмен информацией, судебную взаимопомощь и выдачу экономических преступников. Большую роль в разрешении этой проблемы играют и Конгрессы ООН, на которых были уже выработаны основные рекомендации по совершенствованию борьбы с экономическими преступлениями.

 

 

 

 

 

2.2 Особенности предупреждения преступлений в сфере экономической деятельности

 

 

Экономические преступления распространились практически на все  сферы хозяйствования, поэтому их предупреждение, нейтрализация криминальной ситуации в сфере экономической деятельности должны носить в государственной политике стратегический, приоритетный характер, включающий применение экономических, финансовых, организационно-управленческих, правовых, технических, культурно-воспитательных и других мер.

Превентивная деятельность должна быть разно уровневой, охватывать все общество – от международного, межгосударственного, национального и регионального уровня до индивидуального предпринимателя. Превентивные меры можно разделить на общесоциальные и специально-криминологические меры предупреждения37.

К общесоциальным мерам предупреждения относят: проведение государством экономической  политики, свободной от криминальных издержек, сужающей возможности «теневой»  экономики; разумное дистанцирование  государственного и частного секторов экономики, нейтрализация условий, способствующих перекачке государственных  средств в частнопредпринимательские структуры; стимуляция честного предпринимательского поведения, установление ответственности за использование недобросовестной конкуренции, дискредитацию экономических и финансовых партнеров, клановые проявления монополизма, связанные с коррупцией; создание условий для постепенного вытеснения из сферы производства и распределения криминальных методов регулирования экономических отношений, недопущение получения сверхприбылей противоправными способами, повышение ответственности за невыполнение экономических обязательств, несоблюдение финансово-кредитной, платежной и договорной дисциплины, устранение системного кризиса в обществе, защита самых уязвимых слоев населения.

Информация о работе Международное сотрудничество государств в области борьбы с экономической преступностью