Контрольная работа по "Финансовому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 18:01, контрольная работа

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Финансовое право"

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 298.23 Кб (Скачать файл)

Общие правила, установленные  в нормативных актах, конкретизируются в индивидуальных финансово-правовых актах, каждый из которых предусматривает  один какой-либо конкретный случай, обращен  к точно определенным участникам финансовых отношений, ведет к возникновению, изменению или прекращению конкретных финансовых правоотношений. Например, на основе такого нормативного финансово-правового  акта, как Закон РФ о подоходном налоге с физических лиц, Госналогслужба направляет конкретному гражданину, получающему доход от предпринимательской  деятельности, извещение об уплате определенной суммы налога. Таким  образом, индивидуальные финансово-правовые акты — это акты применения норм права. Принятие их — необходимое  условие для практического претворения  в жизнь нормативных финансово-правовых актов и выполнения задач по созданию, распределению или использованию  финансовых ресурсов государства.

По юридической природе  финансово-правовые акты делятся на а)законодательные, к которым относятся законы, принимаемые Государственной Думой РФ, законы субъектов Федерации по вопросам финансовой деятельности государства, и б) подзаконные. Это наиболее многочисленная группа финансово-правовых актов. Сюда входят акты всех других государственных органов, основанные на законе и принятые во исполнение закона (например, на основе Закона РФ “О налоге на добавленную стоимость” Госналогслужбой РФ принята соответствующая инструкция).

Такое подразделение финансово-правовых актов конкретизируется в классификациию органам, их издающим. Основные формы актов государственных органов установлены Конституцией РФ. Соответствующую форму принимают и финансово-правовые акты (законы и постановления Государственной Думы РФ, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ и др.). Например, издаются законы о федеральном бюджете и постановления Государственной Думы РФ по отчету об исполнении бюджета. Отраслевые органы государственного управления издают по вопросам финансов приказы и инструкции. Такую же форму имеют финансово-правовые акты финансово-кредитных органов. При этом инструкции относятся к нормативным финансово-правовым актам. Приказы могут содержать и нормы права, и решения конкретного характера. Органы государственного управления, в особенности финансово-кредитные органы, издают многочисленные индивидуальные финансово-правовые акты, которые помимо приказов имеют и другие формы выражения (резолюция должностного лица об утверждении документа, о разрешении каких-либо действий и т.д.).

Характерной особенностью финансово-правовых актов является наличие среди  них большой группы финансово-плановых актов. Они отличаются от других финансово-правовых актов своим содержанием.

Финансово-плановые акты —  это акты, принимаемые в процессе финансовой деятельности государства  и органов местного самоуправления, которые содержат конкретные задания  в области финансов на определенный период, то есть являются планами по мобилизации, распределению и использованию  финансовых ресурсов.

Существование финансово-плановых актов обусловлено действием  принципа плановости в процессе образования, распределения и использования  финансовых ресурсов.

К финансово-плановым акта относятся:

а) основной финансовый план государства — федеральный бюджет РФ, государственные бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты;

б) финансовые планы государственных  и муниципальных целевых фондов;

в) финансово-кредитные и  кассовые планы банков;

г) финансовые планы страховых  организаций;

д)финансовые планы и сметы министерств, ведомств, других органов государственного управления;

е) финансовые планы (балансы  доходов и расходов) предприятий  и объединений;

ж) сметы учреждений, организаций, состоящих на государственном и  местном бюджете.

Финансово-плановые акты получают свое юридическое оформление в актах  соответствующих государственных  органов. Так, федеральный бюджет утверждается законом РФ, смета учреждения —  министерством, которому это учреждение подчинено. Утвержденный в установленном  порядке финансово-плановый акт  регулирует финансовые отношения и  вызывает юридические последствия, как любой финансово-правовой акт.

 

 

 

11) Назовите субъектов  и стадии бюджетного процесса.

Бюджетный процесс — это  составление, рассмотрение, утверждение  и исполнение всех видов государственного бюджета.

Бюджетный процесс осуществляется по жестко установленным правилам в  силу его важности как экономического инструмента. Этапы бюджетного процесса можно представить следующим  образом:

Этапы бюджетного процесса:

Составление -> Рассмотрение -> Утверждение -> Исполнение

Бюджетный процесс согласно статье 6 Бюджетного кодекса РФ —  регламентируемая нормами права  деятельность органов государственной  власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных  внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

Составная часть бюджетного процесса — бюджетное регулирование, представляющее собой частичное  перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.

Бюджетный процесс длится около трех с половиной лет, и  это время называется бюджетным  периодом, то есть это время, в течение  которого длится бюджетный процесс.

Финансовый год — это  время, в течение которого обязательно  исполнение госбюджета, имеющего силу закона.

Участниками бюджетного процесса в государстве выступают:

глава государства;

органы законодательной  власти;

органы исполнительной власти;

органы денежно-кредитного регулирования;

органы государственного и местного финансового контроля;

государственные внебюджетные фонды;

главные распорядители бюджетных  средств.

Для бюджетного процесса важно  понятие финансового года. Финансовый год может совпадать с календарным (с 1 января по 31 декабря), но в целом ряде стран его начало сдвинуто на 1 марта или на 1 апреля.

Составление бюджета - начальный  этап бюджетного процесса. На этом этапе  решаются такие вопросы, как объем  бюджета, налоговая и денежно-кредитная  политика на предстоящий год, основные методы и направления покрытия бюджетного дефицита, а также распределение расходов между звеньями бюджетной системы.

Рассмотрение бюджета  начинается за полгода до его законодательного утверждения. В процессе рассмотрения участвуют: правительство, финансовые и кредитно-банковские органы, местные  органы власти. Законодательный орган  рассматривает бюджет в нескольких чтениях, результатом чего становится согласование всех спорных вопросов. Принятый законодательно бюджет становится общегосударственным законом.

В процессе рассмотрения бюджета  происходит согласование интересов  всех уровней власти по доходам и  по расходам.

Исполнение бюджета —  сложный процесс, в котором участвует  множество ведомств, властных структур, организаций. После сбора доходов  в процессе исполнения бюджета начинается второй этап — осуществление расходов.

Поскольку сам госбюджет  ничего не тратит, а распределяет деньги между конкретными организациями  — получателями бюджетных средств, то важно правильно распределить средства госбюджета .

Исполнение бюджета распадается  на два этапа: сбор доходов и осуществление  расходов.

При распределении бюджетных  средств необходимо определить, кому и сколько их причитается. Для  этого составляется бюджетная роспись.

Бюджетная классификация - это  группировка доходов и расходов бюджета, а также источников финансирования дефицита бюджетов.

С помощью бюджетной росписи  определяются получатели бюджетных  средств, распорядители госсредств (органы госвласти, уполномоченные распоряжаться средствами госбюджета и распределять их между получателями). Росписи, относящиеся к получателям бюджетных средств, утверждаются распорядителями бюджетных средств.

Сбор, расходование, хранение средств госбюджета организуются специальным  государственным, финансовым институтом — казначейством. Существование  казначейства объективно обусловлено  необходимостью соблюдения принципа единства места сбора, хранения и выплаты  бюджетных средств.

Основные задачи казначейства:

учет налогов и платежей, поступающих в госбюджет;

распределение доходов между  бюджетами различных уровней;

учет льгот и отсрочек, предоставленных налогоплательщиками;

взаимные расчеты между  бюджетами различных уровней;

обеспечение целевого и эффективного расходования средств;

управление доходами и  расходами госбюджета на счетах казначейства.

Бюджетный процесс и полномочия его участников.

С юридической точки зрения бюджетный процесс — это составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджета конкретного уровня.

С экономической точки  зрения бюджетный процесс есть процесс, во-первых, определения бюджетных  доходов и расходов и достижения их сбалансированности, а во-вторых, мобилизации доходов и осуществления  расходов.

В ходе бюджетного процесса обеспечивается определение возможных  доходов бюджета, взимаемых в  виде налоговых и неналоговых  платежей. На этой стадии важно определить, как влияют те или иные налоги на деятельность хозяйствующих субъектов, насколько эффективны эти налоги для обеспечения поступлений  денежных средств в бюджет.

Оценка объема необходимых  бюджетных доходов неразрывна от оценки необходимых расходов бюджета. Признание каких-либо расходов неизбежно  влечет за собой поиск дополнительных источников доходов. Иными словами, подготовке бюджета должна предшествовать разработка основных направлений финансовой политики.

Законодательство определяет круг участников бюджетного процесса и их полномочия.

В соответствии со статьей 164 Бюджетного кодекса РФ участниками  бюджетного процесса на федеральном  уровне являются:

Президент РФ;

Государственная дума Федерального собрания РФ;

Совет Федерации Федерального собрания РФ;

Правительство РФ;

Министерство финансов;

Министерство по налогам  и сборам;

Центральный банк;

Счетная палата;

Государственные внебюджетные фонды;

Главные распорядители и  распорядители бюджетных средств.

Непосредственную разработку проекта федерального бюджета осуществляет Министерство финансов.

Оно обладает следующими бюджетными полномочиями:

составляет проект федерального бюджета и представляет его в  правительство РФ;

принимает участие в разработке проектов бюджетов государственных  внебюджетных фондов;

по поручению правительства  РФ представляет сторону государства  в договорах о предоставлении кредитов за счет средств федерального бюджета;

составляет сводную бюджетную  роспись федерального бюджета;

разрабатывает прогноз консолидированного бюджета Российской Федерации;

разрабатывает по поручению  правительства РФ Программу государственных  внутренних и внешних заимствований;

осуществляет сотрудничество с международными финансовыми организациями;

проводит проверки финансов получателей бюджетных средств, в том числе получателей бюджетных  ссуд, кредитов и гарантий;

ведет государственные книги (реестры) внутреннего и внешнего долга Российской Федерации;

осуществляет управление государственным долгом РФ;

составляет отчет об исполнении консолидированного бюджета РФ;

ведет сводный реестр главных  распорядителей, распорядителей и получателей  средств федерального бюджета и  осуществляет регистрацию бюджетных  учреждений, деятельность которых финансируется  из средств федерального бюджета.

Действующее законодательство предоставляет особые полномочия министру финансов по обеспечению процесса исполнения бюджета. Он, в частности, утверждает сводную бюджетную роспись, а также лимиты бюджетных обязательств для главных распорядителей средств; предоставляет бюджетные ссуды; имеет право сокращать расходы федерального бюджета в размере, не более 5% утвержденных поступлений в федеральный бюджет; имеет право перераспределять ассигнования между главными распорядителями средств федерального бюджета и статьями функциональной и экономической классификаций расходов в пределах 10% утвержденных расходов.

Бюджетный процесс состоит  из четырех стадий.

Первая стадия бюджетного процесса.

Информация о работе Контрольная работа по "Финансовому праву"