Контрольная работа по "Финансовому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 19:36, контрольная работа

Описание работы

Финансово-правовая норма — это установленное государством и обеспеченное мерами государственного принуждения правило поведения в отношениях, возникающих в процессе образования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований. Финансово-правовые нормы являются первичными элементами, из которых состоит финансовое право как отрасль права. Финансово-правовые нормы не являются простой волей законодательных и исполнительных органов, они всегда имеют материальное обоснование. Финансово-правовые нормы определяют права и обязанности участников финансовых отношений, обстоятельства, при которых они становятся носителями прав и обязанностей и предусматривают ответственность за выполнение предписаний государства.

Файлы: 1 файл

Финансовое право КР.docx

— 87.74 Кб (Скачать файл)

Финансовые правоотношения — своеобразный синтез правовых и экономических материй, являясь как бы экономико-правовой категорией. На экономическую природу финансовых правоотношений обращал внимание Е. А. Ровинский, отмечая, что «важнейшая особенность финансовых правоотношений заключается в том, что они являются юридической формой выражения и закрепления финансовых отношений, которые сами, в свою очередь, являются формой определенных экономических отношений».

Финансовое правоотношение, являясь разновидностью правового  отношения, обладает признаками последних. В то же время они характеризуются  рядом отличительных особенностей, которые могут служить основой  для их отграничения от других видов  правоотношений:

    • оно возникает, изменяется и прекращается в процессе мобилизации, распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов, т.е. в процессе финансовой деятельности государства;
    • финансовое правоотношение – это публично-правовое отношение, т.е. оно реализуется в правовой форме и направлено на удовлетворение публичных интересов. Это обусловлено тем, что финансовое правоотношение возникает на основе нормы финансового права, которая является средством реализации, в первую очередь, общественных интересов.
    • финансовое правоотношение в большинстве случаев возникает в силу одностороннего установления государством, поскольку сам налог является его односторонним установлением, т.е. правовой акт, которым устанавливается, изменяется или отменяется налог, принимается в одностороннем порядке, а не соглашением сторон;
    • являются разновидностью имущественных отношений, имеющих публичный характер, так как возникают по поводу денежных средств, т.е. финансовых ресурсов государства, используемых для удовлетворения общественных потребностей. Урегулированные нормами финансового права отношения процедурного характера, связанные с использованием определенных форм и порядка деятельности, также обеспечивает движение финансовых ресурсов;
    • одним из обязательных участников финансового правоотношений выступает государство в лице уполномоченного органа, наделенного властными полномочиями, что, в свою очередь, позволяет говорить о финансовых правоотношениях как о властных отношениях, носящих императивный характер. Все это предопределяет отсутствие юридического равенства сторон в финансово-правовых отношениях, опосредованных участием в них государственных органов, обладающих такими полномочиями, которых нет у другой стороны;
    • финансовое правоотношение – это отношение, охраняемое государством. Более того, исполнение участниками финансового правоотношения своих обязанностей обеспечивается принудительной силой государства. При этом особой защите подвергаются интересы самого государства как субъекта финансового правоотношения, главным из которых является полное и своевременное получение от субъектов соответствующих платежей.

           

           Виды финансовых правоотношений.

По  своему материальному содержанию финансовые правоотношения группируются по следующим видам:

  1) бюджетные;

  2) налоговые;

  3) в области страхования;

  4) кредита (государственного  и банковского);

  5) расчетов, регулируемых  финансовым правом:

  6) финансовые правоотношения  по поводу регулирования денежного обращения и валютного регулирования;

  7) контрольные.

По  способу реализации прав финансовые правоотношения подразделяются на регулятивные и охранительные.

  Регулятивные - основаны на правомерных действиях участников финансовых правоотношений, составляют основу соблюдения финансовой дисциплины и наиболее часто используются субъектами финансового права в процессе аккумулирования, распределения и использования государственных (муниципальных) денежных фондов. С помощью этого вида финансовых правоотношений обеспечивается реализация регулирующей функции права.

Охранительные - возникают вследствие совершения правонарушения и означают правовую связь между государством (муниципальным образованием) в лице компетентного органа или должностного лица и правонарушителем в процессе выявления факта финансового правонарушения, а также применения к нарушителю финансово-правовых санкций.

В зависимости от структуры  финансовой системы России финансовые правоотношения подразделяются на: бюджетные; внебюджетные; кредитные; страховые; складывающиеся в сфере финансовой деятельности предприятий.

 

По характеру  финансово-правовых норм, лежащих в основе финансовых правоотношений, последние бывают материальными и процессуальными. В материальных финансовых правоотношениях реализуются права и обязанности субъектов по получению, распределению и использованию определенных финансовых ресурсов. Основное содержание субъективных материальных финансовых прав и обязанностей заключается в возможности или необходимости получения, уплаты, распределения, расходования, перераспределения, изъятия и т. п. этих конкретно определенных объемов финансовых средств.

В процессуальных финансовых правоотношениях выражается юридическая форма, в которой происходит получение государством или органами местного самоуправления в свое распоряжение финансовых ресурсов, их распределение и использование. Поэтому процессуальные субъективные права и обязанности (полномочия) направлены на использование определенной юридической формы и порядка финансовой деятельности. Например, на стадии составления проекта бюджета к ним относятся обязанность Правительства РФ представить в установленный срок Государственной Думе проект федерального бюджета по определенному перечню показателей. Процессуальные финансовые правоотношения осуществляются путем использования установленных форм и видов актов государственных органов и органов местного самоуправле­ния, соблюдения определенной последовательности и сроков тех или иных действий.

Между процессуальными и материальными финансовыми правоотношениями существует неразрывная связь. Процессуальные финансовые правоотношения имеют значение именно как форма реализации материальных прав и обязанностей в области финансов. По словам К. Маркса, «форма лишена всякой ценности, если она не есть форма содержания». Вместе с тем правильно избранная процессуальная форма способствует наилучшему осуществлению материальных прав и обязанностей в области финансов, по­скольку не только содержание, но и формы существенны. Поэтому одним из важных факторов повышения уровня финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления является совершенствование процессуальной стороны этой деятельности.

Помимо рассмотренных  видов финансовые правоотношения могут  быть подразделены:

  по структуре  их юридического содержания — простые и сложные;

  по объекту — имущественные и неимущественные;

  по юридическому характеру взаимоотношений участников — на вертикальные и горизонтальные;

  по форме проявления — двусторонние и многосторонние и т.д.

 

          

        Структура финансовых правоотношений.

Финансовое правоотношение, как и любое иное органически  целое образование, имеет свою строго определенную структуру (состав), т. е. совокупность составляющих его взаимосвязанных элементов: субъект, объект, содержание (субъективное право и юридическая обязанность). Все составные части финансового правоотношения направлены на достижение целей финансовой деятельности государства (муниципальных образований) и обусловлены спецификой этой деятельности.

Субъект финансового правоотношения - это индивидуально определенный участник конкретного правоотношения, являющийся носителем финансовых прав и обязанностей.

Анализ российского законодательства позволяет сделать вывод, что субъектами финансового права (участниками финансовых правоотношений) являются:

  - Российская Федерация и ее территориальные образования;

- Президент Российской  Федерации;

- органы государственной власти РФ (законодательные и исполнительные органы);

- органы специальной компетенции,  осуществляющие финансовую деятельность  государства (Комитет государственного  контроля, Министерство финансов, Министерство  по налогам и сборам, Национальный  банк и др.);

- органы управления государственными  внебюджетными фондами (Правление  Фонда социальной защиты населения  Министерства труда и социальной защиты РФ);

- бюджетные учреждения;

- субъекты хозяйствования;

- граждане Российской  Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;

 

Каждый из перечисленных  выше участников финансовых отношений  в процессе осуществления финансовой деятельности государства обладает определенными финансовыми правами  и несет соответствующие финансовые обязанности, что в совокупности позволяет эффективным образом  государству формировать, распределять и использовать соответствующие  денежные фонды.

Объекты финансовых правоотношений - то, по поводу чего возникают финансовые правоотношения, т.е. то, на что направлено поведение его участников. Объектом правоотношения являются материальные или нематериальные блага, на которые направлено (или воздействует) поведение всех его участников, осуществляемое в рамках их прав и обязанностей.

С.С. Алексеев считает, что  круг объектов правоотношения очерчивается через интерес управомоченного. Однако он отмечает, что на объект правоотношения направлены либо активные действия обязанного лица (в правоотношениях активного  типа), либо активные действия управомоченного лица (в правоотношениях пассивного типа).

Все объекты финансовых правоотношений могут быть подразделены на две группы: отделимые и неотделимые от материального содержания правоотношения. Отделимые объекты — это такие, которые с той или иной степенью конкретности зафиксированы или вытекают из анализа финансово-правовых норм и существуют как явления (предметы) окружающего нас мира. Неотделимые объекты — те, которые не зафиксированы в финансово-правовых нормах, а могут быть выделены лишь в процессе научного абстрагирования и представляют собой результат деятельности субъектов финансового правоотношения, неотделимый от его материального содержания. К отделимым объектам финансовых правоотношений относятся: налоги, сборы, бюджетные ассигнования, субсидии, бюджетные кредиты, бюджетные ссуды, дотации, субвенции, свободный остаток прибыли казенных предприятий, штрафы, недоимки, пени, проекты бюджетов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, государственных и муниципальных внебюджетных фондов, бюджеты (законы и плановые акты) и т. д.

К неотделимым объектам финансовых правоотношений относятся: государственный  финансовый контроль, деятельность поводу установления казенному предприятию  порядка распределения прибыли  и т.д.

Для выявления сути финансовых правоотношений необходимо уяснить  их юридическое содержание, которое раскрывается через субъективные права и обязанности их участников. Отличительной чертой субъективных прав является мера поведения, обеспечиваемая не только законом, но и обязанностями других участников правоотношений. Содержание финансовых правоотношений всегда проявляется в корреспонденции прав и обязанностей их участников. Субъективному финансовому праву всегда соответствует субъективная финансовая обязанность. Субъективное право участника финансовых правоотношений является средством удовлетворения его интересов путем совершения определенных юридических действий, требований и притязаний. В свою очередь, юридическая обязанность участника финансовых правоотношений выступает в качестве меры должного поведения обязанного лица, причем такая мера соответствует субъективному праву другой стороны финансового правоотношения.

 

 

 

 

 

                              Задача № 5

Руководство кредитной организации  «Раритет» постановило создать  фонд страхования вкладов. Капитал  страхового фонда должна была формировать  специально созданная для этого  торговая компания. Генеральный директор «Раритета» подал заявление в  налоговую службу с просьбой освободить прибыль указанной торговой компании от налогообложения как получаемую в некоммерческих целях. Прокурор района принес протест на приказ директора  «Раритета» с требованием устранить  допущенные нарушения закона.

Законен ли приказ руководства  «Раритета»? Каков порядок создания страховых фондов? Укажите основания  и мотивы принесения прокурором протеста.

Решение:

Приказ руководства «Раритета» является законным, так как создание страхового фонда является объективной  необходимостью как для общества, так и для предпринимателя. Под термином страховой фонд понимается неприкосновенный денежный запас, предназначенный для возмещения ущерба, нанесенного стихийными бедствиями, социальными конфликтами, несчастными случаями, банкротством должников и т.д. Организация «Раритет» решила создать новую торговую компанию, которая формировала бы капитал страхового фонда. При этом организация «Раритет» решила создать страховой фонд по принципу взаимного страхования. Взаимное страхование — это некоммерческая форма организации страхового фонда, обеспечивающая страховую защиту имущественных интересов членов своего общества.  В этом случае страховщик формируется не как предприятие, преследующее получение прибыли, а как организация взаимопомощи, обеспечивающая раскладку ущерба между заинтересованными лицами, когда совокупность страхователей образует специфическую страховую организацию для страховой защиты своих имущественных интересов — общество взаимного страхования. Но несмотря на это компания «Раритет» не освобождается от налоговых обязательств. Так как со статьей 251 НК РФ налогом не облагаются такие доходы как: предоплаты, задаток, вклад в уставной капитал, кредит или заем, безвозмездно полученные средства.

Фонд страховых взносов  создается за счет страховых взносов  участников страхования и расходуется  на строго определенные цели: на возмещение убытков от стихийных бедствий и  выплату страховых сумм только участниками страхового фонда. Формирование фонда осуществляется в денежной форме в децентрализованном порядке, поскольку страховые взносы уплачиваются каждым страхователем, а выплата страхового возмещения и страховых сумм пострадавшим страхователям осуществляется на основе определенных правил, оговоренных в договоре страхования.

 

Информация о работе Контрольная работа по "Финансовому праву"