Контрольная работа по "Финансовому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 19:36, контрольная работа

Описание работы

Финансово-правовая норма — это установленное государством и обеспеченное мерами государственного принуждения правило поведения в отношениях, возникающих в процессе образования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований. Финансово-правовые нормы являются первичными элементами, из которых состоит финансовое право как отрасль права. Финансово-правовые нормы не являются простой волей законодательных и исполнительных органов, они всегда имеют материальное обоснование. Финансово-правовые нормы определяют права и обязанности участников финансовых отношений, обстоятельства, при которых они становятся носителями прав и обязанностей и предусматривают ответственность за выполнение предписаний государства.

Файлы: 1 файл

Финансовое право КР.docx

— 87.74 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки РФ

Высшее учебное заведение

Уральский финансово-юридический  институт

Кафедра государственно-правовых дисциплин

 

 

 

         Контрольная работа по дисциплине

Финансовое право РФ

Вариант № 5

 

 

 

 

Выполнила: студент заочного отделения Копытова А. М. ФК 1809

Проверил: доцент Панов Сергей Федорович

 

 

 

г. Екатеринбург, 2013

Финансово-правовые нормы и финансовые отношения.

 

1. Понятия,  признаки и виды финансово-правовых  норм, их структура.

 

Финансово-правовая норма — это установленное государством и обеспеченное мерами государственного принуждения правило поведения в отношениях, возникающих в процессе образования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований. Финансово-правовые нормы являются первичными элементами, из которых состоит финансовое право как отрасль права. Финансово-правовые нормы не являются простой волей законодательных и исполнительных органов, они всегда имеют материальное обоснование. Финансово-правовые нормы определяют права и обязанности участников финансовых отношений, обстоятельства, при которых они становятся носителями прав и обязанностей и предусматривают ответственность за выполнение предписаний государства.

С точки зрения происхождения  финансово-правовых норм их особенность  заключается в том, что они  редко возникают как фактические, т.е. в общественной жизни редко  складываются правила поведения, являющиеся прототипом финансово-правовой нормы. Сначала создается фактическая  модель поведения, а затем она  оформляется нормой права.

Особенности финансово-правовых норм обусловлены тем, что они  в отличие от норм других отраслей права регулируют отношения, возникающие в процессе планового образования, распределения и использования государством и органами местного самоуправления финансовых ресурсов, необходимых им для осуществления своих задач.

Это выражается в  особенностях:

а) содержания финансово-правовых норм;

б) характера установленных  в них предписаний;

в) мер ответственности  за нарушение предусмотренных правил;

г) способов защиты прав участников финансовых отношений.

Главная особенность финансово-правовых норм состоит в том, что они  носят государственно-властный, императивный характер. Государство предписывает правила поведения юридическим  лицам, гражданам в области финансовой деятельности.

Финансово-правовые нормы  содержат правила взимания налогов  и других обязательных платежей с  граждан и предприятий, формирования и расходования бюджетных средств, создания и распределения кредитных  ресурсов и страховых фондов и  т.д. Как правило, они содержат требования, выраженные в категорической форме и не допускающие их произвольного изменения, точно определяют объемы прав и обязанностей участников финансовых отношений. Участники финансовых отношений, урегулированных нормой финансового права, не вправе изменить предписания нормы и условий ее применения.

Финансово-правовые нормы имеют общие признаки характерные для всех юридических норм и специфические, свойственные финансового права.

К общим признакам финансово-правовой нормы относятся:

  • это писаные правила поведения, установленные государством, а поэтому исполнение обеспечивается принудительной силой государства;
  • правило поведения, рассчитанное на неоднократное применение;
  • это правило поведения общего характера, обращенное ко всем участникам регулируемых ею общественных отношений;
  • возлагает на участников отношений юридические обязанности и предоставляет им субъективные права;
  • имеет формализованный характер - всегда выражена в каком-либо правовом нормативном акте — законе, указе, постановлении, приказе, инструкции, принятом компетентным государственным органом или органом местного самоуправления.

 

 

Специфические признаки финансово-правовой нормы обусловлены особенностями предмета и метода финансово-правового регулирования.

Специфические особенности  финансово-правовой нормы проявляются  в:

а) регулируемых правоотношениях – финансовые;

б) содержании финансово-правовых норм;

в) характере установленных  в них предписаний;

г) мере ответственности  за нарушение предусмотренных правил;

д) способах защиты прав участников финансовых отношений.

 

                Виды финансово-правовых норм.

 

 В зависимости от функций, выполняемых финансовым правом, финансово-правовые нормы подразделяются на регулятивные и охранительные.

   Регулятивные - непосредственно  направлены на регулирование общественных отношений путем предоставления участникам прав и возложения на них обязанностей. Основная масса финансово-правовых норм — регулятивные, поскольку финансовое право не является сугубо охранительной отраслью права, а призвана регулировать определенную группу отношений, т.е. закрепить их, упорядочить деятельность субъектов в этих отношениях и т.д. (ст. 51, 56 НК РФ).

   Охранительные - предусматривают  применение мер государственного принуждения за финансовые правонарушения. Число охранительных норм в финансовом праве постепенно увеличивается, что связано с необходимостью установления, а в ряде случаев повышения, ответственности субъектов финансовых правоотношений за свои действия (ст. 116-129 НК РФ).

   Регулятивные и  охранительные нормы финансового  права тесно взаимосвязаны друг  с другом. Охранительные производны  от регулятивных, так как они устанавливают ответственность за нарушение установленной обязанности, а если нет обязанности нет ответственности.

   Регулятивные финансово-правовые  нормы в зависимости от юридического  содержания классифицируются на  обязывающие, запрещающие и управомочивающие  финансово-правовые нормы.

Обязывающие - устанавливают  обязанность лица совершать определенные положительные действия. Большинство финансово-правовых норм — обязывающие. Очень часто они формулируются в финансово-правовых актах в виде прямых обязательных предписаний (ст. 45 НК РФ). Часто обязывающие финансово-правовые нормы внешне объективируются в законодательстве в нейтральной формулировке (ст. 121 БК РФ - обязанность эмитента - «Информация о заимствованиях и других обязательствах вносится эмитентом в Государственную долговую книгу Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципальную долговую книгу в срок, не превышающий три дня с момента возникновения соответствующего обязательства»).

Запрещающие - устанавливают  обязанность лица воздерживаться от определенных действий, указанных в финансово-правовой норме (ст. 87 НК РФ, запрещающая проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам). Так, запрещено придавать обратную силу законодательным актам, ухудшающим положение налогоплательщиков. Субъектам РФ и органам местного самоуправления запрещено устанавливать (вводить) налоги, не предусмотренные федеральным законодательством (ст. 5, 12 НК РФ). На территории РФ запрещено введение других денежных знаков, кроме рубля, и выпуск денежных суррогатов. Центральному банку РФ запрещено предоставлять кредиты Правительству РФ для финансирования бюджетного дефицита за исключением случаев, когда это особо предусматривается законом о федеральном бюджете.

Управомочивающие -  правовые нормы, устанавливающие права субъектов  финансового права, не обремененные признаком обязательности (ст. 21 НК: право на использование налоговых  льгот; на своевременный зачет или  возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов; на получение отсрочки, рассрочки, налогового кредита и т.д.). Особенность управомочивающих финансово-правовых норм состоит в  том, что они в большинстве  случаев производны, вторичны от обязывающих, как бы «привязаны» к обязывающей (императивной). Например, все управомочивающие нормы ст. 21 НК РФ производны от нормы п. 1 ст. 23 НК РФ, закрепляющей обязанность уплаты налога и сбора. Без этой нормы управомочивающие нормы не имели бы никакого смысла, и у субъектов финансового права не возникало бы потребности в их реализации.

Большая часть финансово-правовых норм это компетенционные нормы, т.е. такие, которыми устанавливается  компетенция государственных органов  и органов местного самоуправления в области регулирования бюджетных  правоотношений и финансов (ст. 7, 8, 9 БК РФ). Компетенционные нормы в  законе чаще всего даются в нейтральной  формулировке или формулируются  через права соответствующих  субъектов (например, ст. 31 НК РФ). Однако компетенционные нормы нельзя рассматривать  как исключительно управомочивающие, это такие права, которые государственный  орган или орган местного самоуправления обязан реализовать при соответствующих  обстоятельствах. Компетенционная  норма это правообязанность, т.к. устанавливает полномочие и одновременно закрепляет обязанность государственного органа или органа местного самоуправления.

Преобладание в системе  финансово-правовых норм обязывающих (императивных), компетенционных норм, специфика управомочивающих финансово-правовых норм позволяет констатировать, что  в целом они имеют императивный характер.

Финансово-правовые нормы  могут быть классифицированы в зависимости  от специализации, т.е. операции, которую они выполняют в процессе правового регулирования. Поэтому выделяются так называемые специализированные нормы. Они не являются самостоятельной нормативной основой для возникновения правоотношений, а как бы присоединяются к регулятивным и охранительным нормам.

   Виды специализированных  норм:

- общие (общезакрепительные);

- оперативные;

- коллизионные;

- нормы-дефиниции;

- нормы-принципы.

Общие (общезакрепительные) нормы в обобщенном виде фиксируют определенные элементы регулируемых отношений (ч.1 ст. 2 НК РФ, определяющая общие признаки отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах).

   Оперативные определяют  вступление в силу финансово-правовых норм, отмену действующих, продление срока их действия и т.д. (ст. 1 и 2 ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» от 17 июля 1998 г.).

   Коллизионные нормы указывают на законы, порядок и проч., которые должны действовать именно в данном случае (при наличии альтернатив) (ст. 7 ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации. Она сформулирована так: «Федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации и не вошедшие в перечень актов, утративших силу, определенный статьей 2 настоящего Федерального закона, действуют в части, не противоречащей части первой Кодекса и подлежат приведению в соответствие с частью первой Кодекса»).

   В нормах-дефинициях  в обобщенном виде закрепляются признаки какой-либо финансово-правовой категории. Большое число норм-дефиниций содержится в НК РФ (ст. 8 НК РФ - понятие налога и сбора; ст. 6 БК РФ - понятия бюджета, бюджетной системы РФ, субвенции, дотации и т.д.).

   В нормах-принципах  сформулированы основные начала бюджетного, налогового и другого законодательства, финансовой деятельности тех или иных государственных органов и органов местного самоуправления (ст. 3 НК РФ - определяет основные начала законодательства о налогах и сборах).

 

        Структура финансово-правовых норм.

 

Структура финансово-правовой нормы это ее внутреннее строение, ее составные части: гипотеза, диспозиция, санкция.

   Логическая (словесная)  структура нормы права также  состоит из трех элементов.  Условно эта тройственность выражается формулой: «Если (в случае)... – то обязан... – иначе...»

Гипотеза - условия, при наличии  которых норма действует и  субъекту следует руководствоваться  данной нормой. Гипотеза имеет место  во всякой финансово-правовой, норме. Гипотеза является строго обязательным элементом  любой правовой нормы, и без неё  она не существует. "Движение" правовой нормы начинается с гипотезы. В гипотезе указываются юридические факты. Обычно в тексте правового акта она формулируется с использованием слова «если» и гораздо реже — с использованием слова «в случае». Если же эти слова отсутствуют, то они подразумеваются (п. 1 ст. 74 НК РФ).

Диспозиция — указывает  на вариант поведения, определяет права  и обязанности сторон, при наличии  обстоятельств, предусмотренных гипотезой. Диспозиции финансово-правовых норм чаще всего объективируются через  обязанности, которые должны исполнять  соответствующие субъекты при наличии соответствующих условий, и гораздо реже — через права.

Санкция — меры государственного принуждения, которые мо­гут быть применены  к субъектам, нарушающим диспозицию данной финансово-правовой нормы.

   Особенности финансово-правовой  нормы проявляются главным образом  через ее санкции.

   Во-первых, санкции финансово-правовой нормы имеют, как правило, де­нежный характер. Ими предусматривается пеня, штраф.

  Во-вторых, финансово-правовые санкции имеют правовосстановительный и карательный (штрафной) характер. К правовосстановительным санкциям относится пени, к карательным — штраф. Часто при нарушении финансово-правовых норм применяются одновременно правовосстановительные и карательные (штрафные) санкции.

  В-третьих, денежные  средства, получаемые в результате  применения санкций финансово-правовых  норм, зачисляются в государственные и муниципальные денежные фонды: бюджеты, государственные и муниципальные внебюджетные фонды.

    Необходимо иметь  в виду, что понятие «норма» - не синоним понятию «статья» соответствующего нормативного правового акта. Элементы финансово-правовой нормы могут размещаться в разных статьях финансово-правового акта. Например, ч.1 ст. 83 НК РФ содержит гипотезу (которая в формулировке опущена, но подразумевается) и диспозицию финансово-правовой нормы, определяющую порядок учета налогоплательщиков, а в ст. 116 НК РФ содержится санкция этой финансово-правовой нормы, так как в ней предусматривается ответственность за нарушения сроков постановки на учет в налоговом органе.

2. Финансовые  правоотношения, их особенности,  структура и виды.

 

Финансовое правоотношение – это урегулированное нормами финансового права общественное отношение, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства с целью обеспечения его финансовыми ресурсами.

Информация о работе Контрольная работа по "Финансовому праву"