«Электронный бюджет» концепция создания и развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 10:11, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время новые информационные технологии получили широкое распространение в индустриально развитых странах и все больше влияют на общественное развитие. Возрастает количество лиц имеющих доступ в интернет, и использующих его для удовлетворения своих потребностей: сегодня мы делаем покупки через интернет магазины, оплачиваем коммунальные услуги, получаем кредиты в банках, в конечном счете, мы имеем возможность подачи искового заявления в Арбитражный суд через интернет. Таким образом, время само нам диктует необходимость создания открытых и общедоступных систем управления государством, расширения возможности доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти, повышения оперативности предоставления государственных и муниципальных услуг, внедрения единых стандартов обслуживания населения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЭЛЕКТРОННОЕ ГОСУДАРСТВО 6
1.1 Понятие и цели внедрения электронного государства 6
1.2 Электронное государство и российское общество (федеральная целевая программа «Электронная Россия» 2002 – 2010 гг., результаты внедрения) 10
ГЛАВА 2. ЭЛЕКТРОННЫЙ БЮДЖЕТ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ПРОЕКТА «ЭЛЕКТРОННОЕ ГОСУДАРСТВО» 16
2.1 Понятие, цели и задачи, принципы системы «электронный бюджет» 16
2.2 Этапы и сроки реализации системы «Электронный бюджет» 19
2.3 Основные направления создания и развития системы «Электронный бюджет» 22
2.4 Основные преимущества использования системы «Электронный бюджет» 27
2.5 Проблемы реализации системы «Электронный бюджет» 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 34

Файлы: 1 файл

Курсовая по фин праву.doc

— 819.00 Кб (Скачать файл)

Главным разработчиком  программы выступила Высшая школа  экономики (ВШЭ) – один из ведущих государственных университетов России в экономической и управленческой области. Помимо ВШЭ, над документом работали Министерство экономического развития, Министерство по связи и информатизации, Министерство образования, Федеральное агентство правительственной связи и информации. Кроме того, в разработке "Электронной России" принимали участие Бюро экономического анализа, Межведомственный аналитический центр, НИИ "Информика", эксперты российских и зарубежных информационно – технологических компаний, представители академической науки. Репрезентативность группы, занимавшейся подготовкой программы, позволила учесть потребности всех слоев общества и добиться, чтобы в результате реализации программы эти потребности были удовлетворены максимально полно.

К экономическим целям  можно отнести задачу построения экономики, ориентированной на потребление  и экспорт информационных продуктов  и услуг (это позволит кардинально  сократить отставание России в использовании  новых технологий и органично  интегрировать нашу страну в мировую экономику). Важная политическая задача программы состояла в создании оптимальных условий для развития гражданского общества. Идея такова: в стране с высокой степенью информационной открытости гораздо меньше возможностей для злоупотреблений по отношению к гражданам со стороны представителей власти. Использование информационных технологий в этой связи как раз и позволило бы обеспечить такую открытость.

Программа «Электронная Россия» призвана создать условия, при которых по степени проникновения информационных и коммуникативных технологий Россия сможет максимально быстро выйти на один уровень с развитыми странами. Выполнение заложенных в программе мер позволит не только повысить эффективность государственного управления, конкурентоспособность экономики и степень развития общества, но также поможет сделать Россию одной из ведущих информационных держав мира.

Большое внимание в программе  уделено информатизации государственного управления. В программе сделан акцент на повсеместном внедрении в государственных органах систем электронного документооборота. Причем эти системы не являются автономными, они могут взаимодействовать между собой (между различными организациями информация также будет передаваться в электронном виде) и с внешним миром.

Программа "Электронная Россия" была разделена на три больших этапа:

  1. В течение 2002 г. предполагалось провести анализ уровня информатизации России во всех сферах: государственной, бюджетной, коммерческой, общественной. Провести аудит законодательно-правовой базы информационных технологий и изучить опыт их успешного внедрения. Начать реализацию первых проектов перехода к электронному документообороту в органах государственной власти.
  2. На втором этапе (2003 – 2004 гг.) должно было продолжиться развитие подобных проектов, и начата работа по продвижению России на мировых рынках в качестве поставщика услуг и решений в области информационных технологий.
  3. Третий этап (2005 – 2010 гг.) должен был ознаменоваться массовым распространением информационных технологий в реальном секторе экономики.

Данная целевая программа несколько раз редактировалась (в 2004, 2006, 2009 годах).

Программа «Электронная Россия» закончилась в 2010 году, но работа в этом направлении не прекратилась. Следующим шагом стала долгосрочная целевая программа «Информационное общество (2011 – 2018 годы)» – совершенствование процессов формирования в Российской Федерации электронного правительства в 2011 – 2018 годах.

В результате выше представленных длительных этапов формирования электронного правительства в РФ, появился долгожданный результат, который, к сожалению, далек от оригинала (если сравнивать с электронным правительством Великобритании, США), но всем заданным параметрам отвечает.

Одним из результатов  внедрения Федеральной целевой  программы «Электронная Россия» является разработанный и запущенный единый портал www.gosuslugi.ru (cм. приложение 1).

Это система "одного окна" общероссийского государственного информационного центра, позволяющая  осуществить с использованием технологий электронной цифровой подписи связь граждан и коммерческих предприятий с различными правительственными организациями, предоставляющими ту или иную информацию и услуги. Это инновационный проект, предлагающий единую инфраструктуру для стандартизации и интеграции сферы оказания электронных услуг и основных процессов управления в рамках отдельных правительственных организаций и, следовательно, для перехода к межведомственному электронному взаимодействию и возможности оказания юридически значимых дистанционных услуг гражданам.

Портал «Государственные услуги» является справочно – информационным. Благодаря этому порталу любой человек или организация могут получить сведения о государственных услугах, порядке их предъявления и оформления, формах обращения. Вся информация, о государственных услугах размещённая на сайте www.gosuslugi.ru региональными и федеральными органами Российской Федерации. Также сайт www.gosuslugi.ru предоставляет возможность получить эти самые услуги.

Для более удобного поиска ответов  на искомые вопросы сайт разделён на государственные услуги, предоставляемые  физическим лицам и государственные  услуги, предоставляемые юридическим  лицам (см. приложение 2). Для более удобного поиска можно сделать отбор по категориям, ведомствам и возникшим жизненным ситуациям. На сайте www.gosuslugi.ru также размещены странички со всеми последними публикациями и интересный раздел, посвящённый профессиональным ответам на всевозможные вопросы. Кроме всего выше перечисленного, на сайте www.gosuslugi.ru находится раздел с наиболее часто необходимыми услугами.

Сегодня www.gosuslugi.ru оказывает практически весь перечень услуг, в том числе:

  • государственный техосмотр транспортных средств (запись);
  • прием заявлений граждан об установлении им трудовых и государственных пенсий;
  • прием заявлений о добровольном вступлении в программу софинансирования пенсий;
  • информирование застрахованных лиц о состоянии их пенсионного счета;
  • оформление, выдача, замена паспортов гражданина РФ;
  • оформление приглашений на въезд в РФ, а также принятие решений о выдаче виз;
  • лицензирование деятельности по изготовлению протезно – ортопедических изделий по заказам граждан, а также предоставление информации о таких организациях;
  • лицензирование медицинской деятельности, а также предоставление информации об этих организациях;
  • предоставление информации об оказании высокотехнологичной бесплатной медицинской помощи;
  • прием налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц;
  • организация выдачи иностранным гражданам разрешения на временное проживание в РФ и вида на жительство в РФ;
  • регистрация по месту пребывания и по месту жительства.

По большинству государственных  услуг на этом портале уже можно  заполнить все необходимые бланки, распечатав затем нужный документ, стала возможной подача документов в электронном виде (см. приложение 3).

На сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что данная программа работает, пусть пока не достигла желаемой эффективности, но определенные направления в развитии имеются.

 

ГЛАВА 2. ЭЛЕКТРОННЫЙ БЮДЖЕТ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ПРОЕКТА «ЭЛЕКТРОННОЕ ГОСУДАРСТВО»

2.1 Понятие, цели и задачи, принципы системы «электронный бюджет»

Современная Россия переживает один из активнейших этапов развития информационного общества, построения электронного государства, электронного правительства. Вопросы информатизации уже коснулись и сферы управления общественными финансами.

Президент РФ в Бюджетном  послании на 2012 – 2014 гг., поставил задачу Правительству РФ о необходимости утверждения создания и развития интегрированной информационной системы управления общественными финансами  «Электронный бюджет», электронный документ которой можно увидеть на официальном сайте Министерства финансов РФ – http//www.minfin.ru. Внедрение системы электронный бюджет должно достичь три взаимосвязанные цели.

Во – первых, сделать открытым не только результат финансово – хозяйственной деятельности, но и сам процесс принятия решения. Не только открыть документы – отчетные данные, проекты, прогнозы, но и дать понять гражданам логику принятия решений.

Вторая цель – связать  финансовую информацию с конечными  результатами деятельности органов власти, сделать ее доступной для конкретного пользователя.

Третья цель – переход  от локальных информационных систем каждого учреждения, к использованию так называемых облачных технологий, которые создают единую систему для всех участников бюджетного процесса по единым правилам. «У нас сейчас в бюджетном учреждении на каждом столе стоит персональный компьютер, который, по сути, закрывает всю сеть, не дает возможности пользователям участвовать в едином пространстве, которое может быть создано при помощи облачных технологий. Более 20 000 учреждений на федеральном уровне расходуют миллиардные средства для приобретения, доработки и ежегодного сопровождения бухгалтерских программ. Система «Электронный бюджет» позволит создать единый программный продукт, который может быть использован всеми участниками бюджетного процесса, и этот продукт будет доступен для его использования в системе Интернет»10

Концепция создания и  развития государственной интегрированной  информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» одобрена Распоряжением Правительства РФ от 20.07.2011 № 1275 – р. Концепция разработана в соответствии с положениями Программы Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 30.06.2010 № 1101 – р.

Для достижения поставленной цели система "Электронный бюджет" должна обеспечивать решение следующих  задач:

повышение доступности  информации о финансовой деятельности и финансовом состоянии публично – правовых образований, об их активах и обязательствах;

создание инструментов для взаимосвязи стратегического  и бюджетного планирования, проведения мониторинга достижения результатов  реализации государственных программ и результатов, характеризующих объемы и качество оказания государственных услуг (выполнение государственных функций);

обеспечение публикации в открытом доступе информации о  плановых и фактических результатах  деятельности организаций сектора  государственного управления в сфере управления общественными финансами;

обеспечение интеграции процессов составления и исполнения бюджетов, ведения бухгалтерского учета, а также подготовки финансовой и  иной регламентированной отчетности публично-правовых образований;

усиление взаимосвязи бюджетного процесса и процедур планирования закупок товаров, работ и услуг для нужд публично – правовых образований, размещения заказов на их поставку и выполнения государственных (муниципальных) контрактов, заключаемых по итогам размещения заказов;

обеспечение взаимосвязи реестров расходных обязательств с закрепленными в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочиями публично – правовых образований.

Для того чтобы обеспечить решение приведенных выше задач  и тем самым достичь поставленной цели, необходимо выделить принципы, на которых будет основано функционирование "Электронного бюджета". К таковым необходимо отнести следующие принципы:

  • открытости информационных систем и интеграции, имеющихся и вновь создаваемых информационных ресурсов различных архитектур с возможностью дальнейшего их наращивания и развития;
  • интерактивного доступа к информационным системам всех зарегистрированных пользователей;
  • исключения дублирования процедур сбора и обработки информации при соблюдении правил однократного ввода информации и обеспечения ее обработки в режиме реального времени средствами самих информационных систем;
  • удобства работы пользователей, обеспечиваемого постоянными улучшениями эргономических характеристик информационных систем и предоставлением широкого набора интерфейсов;
  • бесперебойности и надежности функционирования информационных систем с организацией многоуровневой защиты информации и информационных каналов.

2.2 Этапы и  сроки реализации  системы «Электронный бюджет»

В мировой практике имеются два подхода к созданию информационных систем управления финансами:

1) построение информационных систем по принципу максимально возможной унификации и интеграции функциональных областей управления (централизованный подход – Австрия, Австралия, Канада, США, Франция, Бразилия);

2) использование локальных систем (децентрализованный подход, характерен  для Великобритании).

Оценив все достоинства и  недостатки обоих подходов, авторы Концепции пришли к выводу о том, что при создании и развитии системы  «Электронный бюджет» целесообразно применить сочетание централизованного и децентрализованного подходов. Так будет обеспечена централизация информационных потоков, влияющих на полноту, достоверность и оперативность учета финансово – хозяйственной деятельности учреждений.

Информация о работе «Электронный бюджет» концепция создания и развития