Государственный кредит в системе финансового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2015 в 09:36, контрольная работа

Описание работы

Государство как субъект экономических отношений для покрытия своих расходов привлекает не только доходы бюджета, но и дополнительные, сформированные на заемной основе, финансовые ресурсы. Уникальный способ их получения - государственный кредит, выражающий отношения между государственными и многочисленными физическими и юридическими лицами по поводу формирования дополнительного денежного фонда (наряду с бюджетом) в руках государства. В данном случае государство выступает заемщиком средств, а население, предприятия и организации - кредиторами1.

Файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 105.00 Кб (Скачать файл)

Государственный кредит делится на виды, отражающие специфику отношений и влияния ряда факторов. Виды государственного кредита определяются: составом заемщиков и кредиторов; конкретными причинами появления потребности у государства мобилизации средств; местом получения кредита; формой его оформления; методами привлечения денежных ресурсов и способами их возврата; сроками погашения государством своих обязательств; степенью риска кредитора и заемщика.

 

В зависимости от характеристики заемщика государственный кредит бывает6:

- централизованный;

- децентрализованный.

В первом случае в качестве заемщика центральный финансовый орган, во втором - местные органы власти. Децентрализованные займы проводятся для частичного покрытия расходов местного бюджета, а целевые займы для финансирования конкретных проектов, связанных с социально-экономическим развитием области, города, района. Местные займы обеспечиваются материальными, финансовыми и невещественными активами, находящимися в коммунальной собственности.

По месту получения кредита, государственный кредит подразделяется на: внутренние и внешние займы. По срокам они делятся на:

- краткосрочные (до 1 года);

- долгосрочные (свыше года).

В каждом конкретном случае оговариваются условия, формы и сроки государственного кредита. В зависимости от формы и порядка оформления кредитных отношений различают:

- государственные облигационные  займы;

- безоблигационные займы.

Выпуск разного рода казначейских обязательств, векселей, кредитование центральным банком государственного бюджета - это примеры безоблигационных займов.

Оформление государственных займов может осуществляться двумя видами ценных бумаг - облигациями и казначейскими обязательствами (векселями).

Облигации представляют собой долговое обязательство государства, по которому в установленные сроки возвращается долг и выплачивается доход в форме процента или выигрыша. Они могут быть обезличенными (для покрытия бюджетного дефицита) и целевыми (под конкретные проекты).

Облигация имеет номинальную стоимость - обозначенную сумму долга - и курсовую цену, по которой она продается и перепродается в зависимости от ее доходности, надежности и ликвидности. Разница между курсовой ценою и номинальной стоимостью представляет собой курсовую разницу.

Казначейские обязательства (векселя), имеют характер долгового обязательства, направленного только на покрытие бюджетного дефицита. Выплата дохода осуществляется в форме процентов. Казначейскими обязательствами, как правило, оформляются займы (иногда среднесрочные - казначейские ноты), облигациями - средне - и долгосрочные.

По характеру погашения задолженности разделяются два варианта: одноразовая выплата и выплата частями. При погашении частями может применяться три варианта. Первый займ погашается равными частями на протяжении нескольких лет. Второй займ погашается постоянно возрастающими суммами. Третий – сумма постоянно уменьшается. Второй вариант применяется тогда, когда предусматривается в перспективе ежегодное повышение доходов государства, третий – напротив, когда доходы будут уменьшаться либо увеличиваться государственные расходы.

В зависимости от обязательств государства по погашению долга различают займы с правом и без права долгосрочного погашения. Право долгосрочного погашения дает возможность государству учитывать ситуацию на финансовом рынке.

Таким образом, государственный кредит представляет собой совокупность достаточно разнообразных форм и методов финансовых отношений. Такой подход направлен на создание благоприятных условий для привлечения средств как для государства, так и для ее кредитов. Разнообразие форм позволяет максимально учитывать разносторонние интересы юридических и физических лиц.

Государственный кредит требует особенного контроля. Этот контроль распространяется как на привлечение заемных средств, так и на их погашение. Привлечение займов должно основываться на двух принципах: минимизация стоимости займа и установление стабильности государственных ценных бумаг на финансовом рынке.

Выпуск государственных займов основывается на следующих условиях7: наличие кредиторов, у которых есть временно свободные средства; доверие кредиторов государству; заинтересованность кредиторов в предоставлении займов государству; возможность государства своевременно и полностью возвратить долг и выплатить доход.

Источниками погашения государственных займов могут выступать: доходы от инвестирования заемных средств в высокоэффективные проекты; дополнительные поступления от налогов; экономия средств от сокращения расходов; эмиссия денег; привлечение средств от новых займов (рефинансирование долга).

В современных условиях становится очевидно, что государственный кредит и государственный долг такие же важные экономические категории, как налоги, бюджет, денежное обращение, и несут не меньшую нагрузку в создании сбалансированных государственных финансов и стабильного денежного обращения.

Как один из видов кредита государственный кредит должен обладать главными атрибутами кредита: срочностью, возвратностью и платностью.

Главная его особенность состоит в том, что потребность в нем возникает чаще всего из-за финансовых затруднений страны. Источником его погашения выступает бюджет государства, государственный кредит используется чаще всего для покрытия бюджетного дефицита.

Россия чувствует себя хорошо. Россия по сравнению с ее большой экономикой ($1479 млрд.) почти не имеет долгов – только 2,5% ВВП.

Российское правительство выигрывает от большого экспортного профицита, что позволяет оплачивать государственные расходы. Источник профицита – экспорт нефти и газа.

Таблица 1 – Выплаты процентов по государственным кредитам

Страна

1. Выплаты процентов по госкредитам  в 2012 году, в млрд. $

2. Выплаты по госкредитам в 2012 году, в млрд. $

3. Госкредиты к выплате в будущем, в млрд. $

4. Итого (1+2+3), в млрд. $

Россия

9

13

23

45

Канада

14

221

298,1

535,3

Бразилия

31

169

873

1073

Китай

41

141

907

1069

Индия

39

57

1115

1211

Великобритания

67

165

1379

1611

Франция

54

367

1772

2193

Италия

72

428

2000

2500

Германия

45

285

2304

2634

США

212

2783

12532

15527

Япония

117

3000

9324

12441


 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В контрольной работе я рассмотрела понятие государственного кредита, его сущность и формы.

Выяснили, что государственный кредит – это совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования государством финансовых ресурсов для финансирования бюджетных расходов и других государственных программ.

Назначение государственного кредита проявляется в первую очередь в том, что он является средством мобилизации в руках государства дополнительных финансовых ресурсов. В случае дефицитности государственного бюджета дополнительно мобилизуемые финансовые  ресурсы направляются на покрытие разницы между бюджетными расходами и доходами.

В условиях развитых товарно-денежных отношений  государство  может привлекать  к  покрытию  своих  расходов  свободные  финансовые  ресурсы хозяйственных структур и средства населения. Главным способом их получения является государственный кредит. Он выражает отношения между государством и  многочисленными  физическими  и юридическими лицами по поводу формирования дополнительного денежного фонда,  наряду с бюджетом, в руках государства.

Также я изучила основные формы государственного кредита.

Под формой кредита понимается внешнее проявление содержания тех экономических отношений, которые выражает кредит. Государственный кредит может иметь две формы: сберегательное дело и государственные займы.

Сберегательное дело принадлежит к государственному кредиту, если привлеченные средства направляются в доходы бюджета. Государственные займы являются основной формой государственного кредита и характеризуются тем, что временно свободные денежные средств, имеющиеся у физических и юридических лиц, привлекаются для финансирования общественных потребностей путем выпуска и реализации облигаций и других государственных бумаг.

Нужно сказать, что сейчас особое место занимает коммерческий кредит, лизинг, облигационные займы, при которых кредитодателями выступает не одно, а несколько лиц. Приоритетным методом финансирования экономики стал выпуск ценных бумаг. Крупные банки практикуют выдачу персональных кредитов, которые отличаются тем, что они не привязаны к торговой сделке, да и сама система кредитования населения является весьма гибкой. Важной особенностью современного периода является растущая интернационализация кредитных систем развитых стран.

Россия в современных условиях выступает, как  впрочем и любое современное государство, одновременно и  международным кредитором, и международным  должником. Это  является   результатом многолетнего длительного процесса заимствований  на  уровне   национальных рынков развитых стран с рыночной экономикой и одновременно с этим  кредитование ряда стран.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

1. Грязнова А.Г., Маркина Е.В., Седова  М.Л. Финансы: учеб. – 2-е изд., М. Инфра-м: 2010;

2. Деменцев В.В. "Внешний долг  России в системе международной  задолженности". ж. "Финансы" №12 - 2008г.

3. Иванова М. А. Государственные  заимствования на современном  этапе / М. А. Иванова / / Финансы и  кредит. - 2008.

4. Карташов A. B. Обзор международной научно-практической конференции "Финансовое право в условиях рынка в XXI веке" (совместно с О.Н. Горбуновой, Н.М. Артемовым, Е.М. Ашмариной) // Государство и право. 2007. №4.1,6печ. л.

5. Карташов A. B. Государственный кредит  как элемент финансовой системы // Сборник материалов 5-й Международной межвузовской конференции аспирантов и студентов "Традиции и новации в системе современного российского права" (1-3 апреля 2008 г). МГЮА.М., 2009 (в печати).0,31 печ. л.

6. Трошин А.Н., Фомкина В.И., "Финансы, денежное обращение и кредит", 2006 г.

7. Ярославова С. Б. Государственный ресурсный кредит: о проекте программы "Государственный ресурсный кредит" / С. Б. Ярославова / Национальные проекты. - 2008. - С. 28-30.

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Савин А.Ю. Финансовое право. – СПб.: Лина, 2005. – С. 36.

2 Иванова М. А. Государственные заимствования на современном этапе / М. А. Иванова / / Финансы и кредит. - 2008. - N14. – С 28-30.

3 Лаврушин О.И. Взаимодействие денежно-кредитной политики и финансовой политики // Финансы и кредит. - 2006. - №1. - С. 3.

 

4 Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учеб. для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка. – 2-е изд. – М.: ЮНИТИ, 2003. – С. 36-37.

 

5 Бюджетный процесс в Российской Федерации: Учеб. пособие для вузов и колледжей по спец. «Финансы и кредит» / Л.Г.Баранова, О.В. Врублевская, Т.Е.Косарева, Л.А.Юринова. – М.: Перспектива, 2006. – С. 48.

6 Бюджетный процесс в Российской Федерации: Учеб. пособие для вузов и колледжей по спец. «Финансы и кредит» / Л.Г.Баранова, О.В. Врублевская, Т.Е.Косарева, Л.А.Юринова. – М.: Перспектива, 2006. – С. 49-50.

7 Иванова М.А. Государственные заимствования на современном этапе // Финансы и кредит. - 2006. - №14. - С. 29.

 


 

 



Информация о работе Государственный кредит в системе финансового права