Государственный и муниципальный заказ. Механизм финансирования государственных нужд

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 18:09, курсовая работа

Описание работы

Для достижения оптимальных параметров функционирования экономики и решения, стоящих перед государством приоритетных задач, необходима организация рационального и эффективного расходования бюджетных ресурсов. Поскольку система государственного заказа служит реализации этой цели, ее совершенствование с полным основанием может быть отнесено к категории задач государственной важности. В условиях стабильности российской экономики и роста расходной части бюджетов организация эффективной работы системы государственного заказа и создание объективной системы оценки ее эффективности приобретает все большее значение.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
1. Государственный заказ
Государственный заказ и его место в экономике…………………...………....5
1.2 Формирование нормативно-правовых основ государственного регулирования в сфере государственных заказов Российской Федерации.…10
2. Муниципальный заказ
2.1 Понятие и значение муниципального заказа…………..…………………13

2.2.Порядок размещения муниципальных заказов. ………………...............…18

2.3.Процесс формирования и оформления заказа………………….……….…21

3. Механизм финансирования государственных нужд……………………..28
Заключение……………………………………………………………..………….39
Список использованной литературы...................................................................43

Файлы: 1 файл

курсовая 1.docx

— 82.84 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова

Кафедра Финансы и кредит

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Государственные и муниципальные финансы»

на тему

  «Государственный и муниципальный заказ. Механизм финансирования государственных нужд»

 

 

 

Выполнил:

студент группы ЭФд-111

 Басала А.В.

 

Руководитель доцент, к.э.н.

Радченко В. М.

Работа допущена к защите «  » ___________2014 г.

Работа защищена «  » ______________2014 г.

 

Воронеж 2014 

 

Содержание:

Введение……………………………………………………………………………..3

1. Государственный  заказ

    1.  Государственный заказ и его место в экономике…………………...………....5

1.2 Формирование нормативно-правовых основ государственного      регулирования в сфере государственных заказов Российской Федерации.…10

2. Муниципальный  заказ

2.1 Понятие и значение муниципального заказа…………..…………………13 
 
2.2.Порядок размещения муниципальных заказов. ………………...............…18 
 
2.3.Процесс формирования и оформления заказа………………….……….…21 
 
3. Механизм финансирования государственных нужд……………………..28

Заключение……………………………………………………………..………….39

Список использованной литературы...................................................................43

 

 

 

 

 
 

Введение

Для достижения оптимальных параметров функционирования экономики и решения, стоящих перед государством приоритетных задач, необходима организация рационального и эффективного расходования бюджетных ресурсов. Поскольку система государственного заказа служит реализации этой цели, ее совершенствование с полным основанием может быть отнесено к категории задач государственной важности. В условиях стабильности российской экономики и роста расходной части бюджетов организация эффективной работы системы государственного заказа и создание объективной системы оценки ее эффективности приобретает все большее значение.

Достижение наиболее оптимальных характеристик государственного заказа может рассматриваться сквозь призму экономии бюджетных средств, при одновременном обеспечении высокого качества закупаемых товаров, работ, услуг.

В этой связи возникает сложная задача достижения оптимального соотношения рыночных и государственных механизмов: создание здоровой конкурентной среды, открытости системы государственного заказа для участия большого круга участников и вместе с тем защите интересов государственных заказчиков от рисков, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением государственных контрактов поставщиками и подрядчиками.

Учитывая масштабы закупок, осуществляемых в рамках государственного заказа, а также многообразие влияния сферы государственного заказа на развитие государства и регионов, ее целесообразно рассматривать в нескольких аспектах: государственно-управленческом, нормативно-правовом и социально-экономическом.

Цель исследования курсовой работы заключается в проведении анализа функционирования системы государственных и муниципальных заказов на всех его этапах: формирования, размещения и исполнения в контексте бюджетного процесса и его исполнения.

Для достижения указанной цели в работе были поставлены и решены следующие задачи:

  • обозначить место и роль государственного заказа в финансовой системе РФ и социально-экономическом развитии страны;

  • изучить и проанализировать бюджетное законодательство и законодательство в сфере формирования, размещения и исполнения государственного заказа;

  • проанализировать особенности функционирования системы государственных и муниципальных заказов в Российской Федерации;

  • провести оценку эффективности системы государственных и муниципальных заказов.

Объект исследования – государственный заказ как инструмент формирования и исполнения бюджетов в бюджетной системе РФ.

Предмет исследования – общественные отношения по поводу функционирования системы государственного заказа.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Государственный  заказ

1.1 Государственный заказ и его место в экономике

 

Построение продуктивной рыночной экономики невозможно без формирования государственной политики создания экономических и правовых условий развития предпринимательства. Мощным рычагом влияния на национальную экономику в целом и ее предпринимательский сектор является система государственных заказов, посредством которой осуществляется производство, закупка и поставка продукции и услуг (работ) для общественных нужд.

Мировая практика показывает, что   в развитых экономических странах  государственные заказы широко используются как один из элементов системы поддержки экономической и социальной стабильности, обеспечения поступательного роста экономики. Хозяйственным механизмом размещения и выполнения государственных заказов   выступает   рынок государственных заказов (закупок).   На этом рынке через систему контрактов  устанавливаются и реализуются экономические и договорные связи государства-заказчика с хозяйственными субъектами различных форм собственности.  

Например, в странах  Европейского союза в рамках общего интеграционного процесса  создан единый европейский рынок государственных заказов. В некоторых ключевых отраслях (индустрия высоких технологий, тяжелое машиностроение)  государственные заказы  используются в качестве  инструмента регулирования, позволяющего сориентировать собственных производителей на принятие определенных решений в области инвестиций, структурных преобразований для производства  продукции, обеспечивающей конкурентоспособность экономики в целом.  В наукоемких отраслях   доля государственных закупок  может достигать до 50%  объема производства. Общий объем  закупок в  странах-участницах ЕС составляет  15-20%  совокупного ВВП Союза.  

В России проблема формирования эффективной системы организации и управления государственными заказами имеет особое значение в связи с тем высоким удельным весом, который государственные заказы традиционно занимают в структуре расходов федерального бюджета. По данным Министерства экономического развития и торговли РФ (МЭРТ) в период с 2000 по 2006 год объем закупок для государственных нужд вырос почти в 5 раз, с 230,9 млрд. руб. в 2000г. до 1092 млрд.руб. в 2005году. В 2006г. консолидированный государственный заказ  достиг  2 трлн. руб., что составляет около 32%  федерального бюджета.  Именно государственный заказ становится одним из инструментов распределения бюджетных средств для реализации приоритетных национальных проектов в области здравоохранения, образования, жилья, агропромышленного комплекса.   

В отличие от стран с развитой рыночной экономикой, где  рынок государственных заказов является результатом длительного эволюционного развития, перед Россией стоит задача по сути одновременного формирования  институциональной системы  как общенационального, так и важнейшей его части -  рынка государственных заказов.  Развитие институтов  рынка государственных заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд  предполагает, в первую очередь, реформирование сложившейся в переходный период институциональной системы в сфере государственных закупок, в том числе правил и  механизмов размещения заказов, заключения контрактов, процедур  контроля. 

Государство является крупнейшим потребителем на товарных рынках развитых стран, где доля государственных закупок в среднем составляет 10-20% к ВВП. В настоящее время объем государственных закупок в России на федеральном и региональном уровнях составляет около 30% годового бюджета. Таким образом, учитывая масштабы и общественную значимость, государственные закупки становятся формой взаимоотношений государства и бизнеса на товарных рынках.

Осуществление закупок для государственных нужд является одним из  направлений экономической деятельности органов государственной власти, способствующее обеспечению нормального функционирования этих органов и государства в целом путем приобретения у субъектов предпринимательской деятельности товаров, работ, услуг.

Государственный заказ – обоснованная и оформленная потребность в поставках товаров, выполнении работ и оказании услуг для государственных нужд. Такая потребность может возникать на разных уровнях вертикали власти: на уровне федеральной власти Российской Федерации, на уровне субъектов Российской Федерации или на уровне местного самоуправления. Прежде всего, потребности в продукции возникают у органов исполнительной власти.

Под размещением государственного заказа понимаются действия по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг. Государственная закупка является конечным этапом процесса реализации государственного заказа, то есть приобретение товаров, работ, услуг для государственных нужд.

Решения государства по приобретению продукции оказывают существенное влияние на функционирование товарного и других рынков. Особенно это сказывается на тех рынках, где государство является единственным приобретателем продукции - фундаментальные научные исследования, продукция для нужд национальной обороны и безопасности, социальные  услуги населению.

Таким образом, государственные закупки из способов обеспечения текущей деятельности государственной власти превращаются в инструмент реализации государственной политики, основной элемент системы государственного регулирования социально-экономического развития. Закупка – не просто процесс расходования бюджетных средств, это процесс их инвестирования на определенных условиях со строго определенными целями. Закупка – это средство организации со стороны государства бескризисного развития экономики, организация конкурентоспособного национального производства, его развития на основе НИОКР, создания рабочих мест, реализация социальной политики государства.

Государственные закупки - основной элемент системы государственного регулирования социально-экономического развития. Закупка – это средство организации со стороны государства бескризисного развития экономики, организация конкурентоспособного национального производства, его развития на основе НИОКР, создания рабочих мест, реализация социальной политики государства. Система государственных закупок товаров и услуг служит той необходимой организационно-экономической формой, в рамках которой проявляются партнерские отношения государства и бизнеса на товарных рынках. Через предпринимательский интерес к максимизации прибыли общество получает все новые и новые товары. Партнерские отношения предполагают, что каждый из субъектов рынка оптимальным образом реализует свой частный интерес. Однако, кроме частных интересов во взаимоотношениях государства и бизнеса на товарных рынках присутствует и общественный интерес, реализация которого предполагает наличие целенаправленных согласованных действий и наличие государственной воли для организации этого процесса [14, стр 55]

Государственный заказ как элемент экономической деятельности государства выполняет ряд важнейших функций, основными из которых являются:

воспроизводственная функция, заключающаяся в удовлетворении государственных нужд  в товарах, работах, услугах для обеспечения стабильных воспроизводственных экономических связей с участием государства и для реализации присущих государству функций; 
         функция ценового регулирования, посредством государственных заказов оказывается косвенное влияние на динамику  цен  по определенным видам товаров, работ и услуг; 
         стимулирующая функция, расширение государственных закупок служит фактором роста совокупного спроса для поддержки и стимулирования национальных производителей, регулирования отраслевой и региональной структуры экономики;    
         социальная, направленная на содействие реализации социально-экономической политики государства, в том числе вовлечение социально уязвимых групп населения в трудовой процесс; 
          инновационная  функция, заключающаяся в формировании экономических предпосылок для создания принципиально новой или с новыми потребительскими свойствами продукции (товаров, работ, услуг). [13, стр 3]

Информация о работе Государственный и муниципальный заказ. Механизм финансирования государственных нужд