Государственный долг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 19:25, курсовая работа

Описание работы

Целью моей работы является рассмотрение сущности и особенностей государственного долга РФ, изучение его современного состояния и социально-экономического значения, анализ динамики и структуры внешнего долга и определение методов по его управлению.
Для достижения цели работы необходимо решение следующих задач:
анализ современного состояния внешнего и внутреннего долга РФ;
оценка влияния государственного долга на экономику России;
исследование путей совершенствования управления госдолгом;
раскрытие экономической сущности госдолга и его составляющих;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..…………3
ГЛАВА I. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ РФ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ………………………………………………...6
§ I.1. Понятие государственного долга и его классификация………………6
§ I.2. Современное состояние…………………………………………………9
ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕГО ДОЛГА.
§ II.1. Государственные программы...……………………………………….15
§ II.2. Управление государственным долгом...……………………………...21
ГЛАВА III. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВНЕШНЕГО ДОЛГА……………………………………...27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………...………………………………..33
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..36

Файлы: 3 файла

Защита.docx

— 28.96 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

курсовик.docx

— 131.77 Кб (Скачать файл)

Важным  является также контроль за заимствованиями субъектов РФ. К государственным заимствованиям субъектов РФ относятся займы, привлекаемые от физических лиц и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства субъекта РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками. В настоящее время регионы активно проводят политику заимствований, однако многие их них зачастую не в состоянии платить по уже имеющимся обязательствам по внешним долгам. Это обуславливает необходимость выработки эффективных способов и решений по обеспечению контроля со стороны федерального центра за этим процессом. Так законом 2007 г. N 63-ФЗвведены более жесткие ограничения по предельным значениям долга и дефицита бюджетов в отношении субъектов РФ и муниципальных образований, имеющих в своих собственных доходах в течение двух из трех последних финансовых лет большую долю безвозмездных поступлений из других бюджетов бюджетной системы РФ. Данные изменения направлены на укрепление государственной финансовой дисциплины, повышение прозрачности финансовой системы Российской Федерации, усиление контроля за своевременным поступлением, целевым и эффективным использованием средств бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Этим законом также определен предельный объем расходов на обслуживание долга субъекта РФ - он  не должен превышать 15% объема расходов его бюджета33.

Для более  эффективного управления внешним долгом необходимо внести существенные изменения систему управления внешним долгом России, основываясь на наиболее удачный зарубежный опыт. Однако это не означает, что зарубежные модели управления долгом должны полностью копироваться в отношении России. Несмотря на то, что применение западного опыта представляется вполне естественным процессом, он требует прогнозирования возможных последствий его применения и обдуманной адаптации к российским условиям.

Немаловажным  представляется также исключение возможностей каких-либо злоупотреблений и махинаций  вокруг урегулирования  внешнего долга. Для этого необходимо, чтобы схемы, используемые для урегулирования долга, были прозрачны и понятны. Открытость при проведении политики в области внешних заимствований, а также обеспечение кредиторов соответствующей информацией позволит значительно снизить стоимость обслуживания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВНЕШНЕГО ДОЛГА

При недостатке налоговых и не налоговых средств для формирования доходов бюджета государство использует свои возможности для привлечения дополнительных финансовых ресурсов путем заимствования средств, накапливая задолженность, что ведет к росту государственного долга.

Чем хуже обстоит дело с государственным  бюджетом, чем больше его дефицит, тем больше объем заимствований. Это приводит к увеличению объема государственного долга. Чем глубже финансовый кризис в стране, тем выше доля затрат на обслуживание государственного долга в расходах бюджета.

Чем больше Россия платит по внешним долгам, тем  меньше денег остается у государства на социальную политику, образование, медицинское обслуживание, на оборонные заказы. Не замечать проблемы долгового бремени уже нельзя. На сегодняшний день только внешний государственный долг России колеблется у цифры в 50 млрд. долларов34.

Значительные  размеры государственного долга  оказывают существенное влияние  на экономику страны. Негативное воздействие, оказываемое внешним долгом на экономику еще в 1815 г. отмечал Д. Рикардо: «Государственный долг ведет к бегству капиталов, сокращает частные сбережения, бремя долга заключается не столько в ежегодной выплате процента, сколько в растрате ресурсов»35.

Во-первых, наличие государственного долга  предполагает его обслуживание, т.е. текущую выплату по процентам. Расходы на обслуживание госдолга определяются ставкой процента, которая обусловлена совокупным спросом и предложением кредитно-денежных ресурсов. Необходимость обслуживания долга ограничивает возможности правительства балансировать текущий бюджет или тратить средства, направляемые на обслуживание долга на другие нужды36.

Во - вторых, долг приводит, в определенной мере, к вытеснению частного капитала, что может ограничить дальнейший рост в экономике. Ведущий экономист П. Самуэльсон пишет: «Пожалуй, наиболее серьезное последствие огромного государственного долга заключается в том, что он обуславливает «вымывание капитала» из состава богатства, принадлежащего частному сектору. В результате этого темпы экономического роста замедляются и потенциальный уровень жизни в будущем снижается»37. Дело в том, что облигации и акции частных предприятий, с одной стороны, и государственные облигации с другой, являются для экономических субъектов, осуществляющих сбережения, взаимозаменяемыми. Более того, вторые могут быть привлекательнее, поскольку обладают, как правило, более высокой надежностью по сравнению с ценными бумагами частного сектора. По мере роста государственного долга экономические субъекты накапливают все больше долговых обязательств государства. Средства, затраченные на их приобретение, могли быть вложены в частный сектор, что способствовало бы расширению их деятельности38.

В - третьих, динамика государственного долга воздействует на ситуацию на денежном рынке. Рост долга  сопровождается расширением денежной массы за счет работы печатного станка, расходованием сбережений экономических субъектов и избыточных резервов коммерческих банков, что повышает темпы инфляции. Сокращение долга ведет к сжатию денежной массы, которое снижает темпы экономического роста. В целях нейтрализации данных негативных последствий государство должно ужесточать денежно-кредитную и налоговую политику в период увеличения государственного долга, и смягчать ее по мере сокращения последнего39.

В - четвертых, увеличение государственного долга  может способствовать росту процентной ставки. Государство, вынужденное рефинансировать значительную сумму долга, выступает крупным заемщиком на финансовом рынке, создавая конкуренцию между эмитентами, что и приводит к росту процентных ставок по кредиту. Их рост, в свою очередь, преграждает производителям доступ к кредитным ресурсам, в результате чего сокращаются инвестиции в реальный сектор экономики. Вместе с тем высокий процент делает вложения в данную страну привлекательными для иностранцев, а это постепенно приводит к росту внешнего долга. Также нужно отметить, что  повышение спроса на государственные ценные бумаги со стороны иностранных инвесторов приводит к удорожанию национальной валюты, соответственно к повышению эффективности импорта и снижению конкурентоспособности экспортируемых товаров на внешних рынках. В то же самое время для обеспечения потребности государства в процентных выплатах по внешнему долгу требуется как раз прямо противоположное - увеличение экспорта, положительный торговый баланс, приток иностранной валюты для обеспечения платежей40.

Каждое  из указанных последствий затрудняет реализацию основной макроэкономической цели - обеспечение высоких устойчивых темпов экономического роста.

Управление  государственным долгом осуществляется посредством эффективного использования средств государственного заимствования, привлечения средств для выплаты долга, а также нейтрализации его негативного воздействия на экономику страны.

Величина  государственного долга не должна превышать  размеры ВВП более чем в  два раза, в противном случае слишком  большие ресурсы будут направляться на его обслуживание, что негативно  скажется на развитии экономики. Если вложения средств государственного заимствования приносят доходы, превышающие сумму долга и выплаты по нему процентов, то значит эти средства используются эффективно.

Минимальным критерием эффективности использования  заемных средств является величина процента по долгу. Если данное условие не выполняется, то требуется привлечения других источников для выплат процентов по долгу во избежание штрафных санкций за задержку выплат.

Если  доходы от размещения государственного долга недостаточны для его погашения, то государство может41:

  • отказаться от долга полностью или частично;
  • использовать новые заимствования для выплаты прежних долгов;
  • пролонгировать долг;
  • продать безнадежные долги.

Каждая  из указанных мер имеет определенные последствия. В случае отказа от долгов государство не сможет рассчитывать на кредиты в перспективе. Использование новых заимствований для выплаты старых долгов ведет к дальнейшему росту государственного долга. Применение пролонгирования продлевает сроки выплаты государственного долга, но суммы процентов при этом возрастают, поскольку процент придется выплачивать не только по сумме долга, но и по величине не выплаченного процента.

Безнадежные долги возникают вследствие того, что ранее страна предоставила кредиты другим странам, которые в настоящее время не могут по ним рассчитаться. Хотя безнадежные долги продаются данной страной по значительно меньшей стоимости, их реализация позволяет выручить определенные средства для погашения государственного долга.

 

 

Итак, высокий  уровень внешней задолженности  оказывает негативное воздействие на развитие национальной экономики России по нескольким направлениям42:

  • Необходимость обслуживать внешний долг, что при крупном его объеме означает существенное сокращение возможностей потребления для населения страны;
  • Долг приводит, в определенной мере, к вытеснению частного капитала, что может ограничить дальнейший рост в экономике;
  • Усиливает зависимость РФ от иностранных государств, предоставивших кредиты, при принятии решений в области экономической политики;
  • Происходит сокращение объёма средств, которые могут быть направлены на инвестирование, что серьёзно ограничивает экономический рост или вовсе приводит к стагнации;
  • Необходимость выплаты процентов может потребовать повышения налогов, что приведет к спаду экономической активности;
  • Ослабляет мотивацию к достижению наилучших макроэкономических показателей, которые привлекут за собой требования о своевременном погашении долга в полном объёме;
  • Сокращение объёма средств, которые могут быть направлены на развитие социальной сферы, усиливается социальная напряженность;
  • Дестабилизируется денежно- кредитная ситуация;
  • Происходит ослабление позиций России на мировых рынках товаров и капиталов.

Совокупность  этих качественных показателей даёт основания характеризовать экономическую систему страны как долговую. Это означает, что принятие большинства экономических решений на государственном уровне тесно связано, или даже зависит, от возможностей по погашению и обслуживанию внешнего долга. Именно поэтому построение грамотной, научно обоснованной стратегии и тактики управления внешней задолженностью и их связь с другими направлениями экономической политики государства является на современном этапе задачей исключительной важности.

Однако  следует отметить, что государственный  долг может оказывать не только отрицательное, но и положительное влияние на экономическое развитие. Так, в периоды экономических спадов достаточно эффективным способом смягчения ситуации выступает именно государственное заимствование, которое препятствует резкому падению совокупного спроса, оказывая стабилизирующее воздействие на экономику страны. Кроме того, государственные займы - это дополнительное поступление финансовых ресурсов в страну, которые могут стать базой будущего экономического роста, в особенности в случае их инвестиционного характера. Следовательно, по утверждению экономистов, внешняя задолженность позволяет стране осуществлять большие совокупные затраты, чем выработанный национальный доход, и финансировать инвестиции, которые не обеспечиваются внутренними поступлениями. В этом аспекте государственные заимствования оказывают положительное влияние на макроэкономическое развитие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Долговые проблемы России многоплановы: страна одновременно является крупным должником и кредитором. В силу своего уникального положения Россия стремится к комплексному решению проблемы международной задолженности при соблюдении баланса интересов кредиторов и заемщиков. Нынешний долговой кризис стал следствием крайне неблагоприятного переплетения субъективных и объективных факторов, долговременных и краткосрочных тенденций

Не уделяется  внимание структуре и эффективности  новых заимствований и способности своевременно возвращать долги. Отсутствие промышленной политики, твердой линии на направление внешних ресурсов на производство в производство для преодоления спада и возобновления экономического роста обусловило их концентрацию в финансовой сфере, а также использование для покрытия бюджетного дефицита. Эти тенденции на фоне непрерывного сокращения ВВП, промышленного производства и инвестиций в реальный сектор экономики свидетельствовали о нарастании кризиса внешней задолженности. Рыночные институты регулирования внешнего долга в трансформационный период без вмешательства государства оказались не способными противостоять стихийным процессам в стране.

титульный.docx

— 14.75 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Государственный долг