Государственный долг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 19:25, курсовая работа

Описание работы

Целью моей работы является рассмотрение сущности и особенностей государственного долга РФ, изучение его современного состояния и социально-экономического значения, анализ динамики и структуры внешнего долга и определение методов по его управлению.
Для достижения цели работы необходимо решение следующих задач:
анализ современного состояния внешнего и внутреннего долга РФ;
оценка влияния государственного долга на экономику России;
исследование путей совершенствования управления госдолгом;
раскрытие экономической сущности госдолга и его составляющих;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..…………3
ГЛАВА I. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ РФ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ………………………………………………...6
§ I.1. Понятие государственного долга и его классификация………………6
§ I.2. Современное состояние…………………………………………………9
ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕГО ДОЛГА.
§ II.1. Государственные программы...……………………………………….15
§ II.2. Управление государственным долгом...……………………………...21
ГЛАВА III. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВНЕШНЕГО ДОЛГА……………………………………...27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………...………………………………..33
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..36

Файлы: 3 файла

Защита.docx

— 28.96 Кб (Скачать файл)

В последние десятилетия  проблема государственного долга стала  одной из актуальных проблем, стоящих перед мировым экономическим сообществом. Несмотря на реализацию ряда мер и инициатив, направленных на сдерживание его роста, размеры мирового внешнего долга продолжают расти. При этом увеличение объемов внешнего долга наблюдается не только в развивающихся странах, но и в ряде развитых стран, имеющих значительные внутренние сбережения. В целом должниками промышленно развитых стран в настоящее время являются свыше 140 государств мира. По данным МБРР(Московский банк реконструкции и развития) общая задолженность этих стран в 2010 г. превысила 5 трил. долларов, из которых 81% приходилось на развивающиеся страны и 19% на бывшие социалистические государства.

Проблема государственного внешнего долга - один из ключевых факторов макроэкономической стабильности в стране. От характера решения долговой проблемы будет зависеть бюджетная дееспособность России, состояние ее валютных резервов, а, следовательно, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инвестиционный климат, характер поведения всех сегментов отечественного финансового рынка.

Таким образом, актуальность данной работы состоит в том, что  величина государственного долга является важным показателем экономики страны, так как обслуживание государственного долга требует средств из бюджета и тем самым диктует необходимость сокращения расходов, как правило, на социальные нужды, что отражается на жизненном уровне населения. Поэтому грамотное управление размерами и структурой государственного долга важная социально-экономическая задача

Целью моей работы является рассмотрение сущности и особенностей государственного долга РФ, изучение его современного состояния и социально-экономического значения, анализ динамики и структуры внешнего долга и определение методов по его управлению.

Для достижения цели работы необходимо решение следующих  задач:

  • анализ современного состояния внешнего и внутреннего долга РФ;
  • оценка влияния государственного долга на экономику России;
  • исследование путей совершенствования управления госдолгом;
  • раскрытие экономической сущности госдолга и его составляющих;

Государственным долгом Российской Федерации являются долговые обязательства  Российской Федерации перед физическими  и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.

Государственный долг, включает: финансовую задолженность - денежные обязательства государства в связи с займом кредитных средств и административную задолженность - долги по платежам (например, задолженность по выплате заработной платы).

 

Государственный долг различают  по двум критериям:

1) по сроку выплаты;

2) по месту выплаты

По  сроку  различают  следующие  виды  долга:  краткосрочный  (до  1  года), среднесрочный (от 1 года до 5 лет), долгосрочный (свыше 5 лет).

Наиболее тяжелым является краткосрочный долг, так как по нему  вскоре  приходится выплачивать основную сумму с высокими процентами.

Основополагающей является классификация по месту выплаты. В соответствии с ней различают  внутренний и внешний долги. Государственным внутренним долгом РФ являются долговые обязательства Правительства РФ перед юридическими и физическими лицами

Внутренний государственный  долг РФ включает в себя задолженность  по ОФЗ (облигациям федерального займа-купоны минфин), ОГСЗ (облигациям государственного сберегательного займа), а также просроченную задолженность по централизованным кредитам сельскому хозяйству и северным регионам.

Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации  производится Центральным банком РФ и его учреждениями. Правительство РФ ежегодно публикует сведения о состоянии государственного внутреннего долга за предыдущий финансовый год.

Государственным внешним  долгом РФ являются долговые обязательства  Правительства РФ перед юридическими и физическими лицами, номинированные в основном в иностранной валюте. Внешний государственный долг РФ включает в себя задолженность по кредитам правительств иностранных государств, по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм, по кредитам международных финансовых организаций (МВФ, МБРР, ЕБРР).

Погашение накопленного долга  может происходить различными способами: денежными выплатами, обменом долгового обязательства на налоговые освобождения, отказом от уплаты, аннулированием задолженности кредиторов, принятием задолженности другим органом.

Россия сейчас имеет дело с тремя  группами кредиторов: официальными кредиторами, в основном входящими в Парижский клуб, коммерческими банками, или Лондонским клубом, и, наконец, коммерческими фирмами и банками.

Лондонский клуб кредиторов - крупная (около 1 тыс. членов) неофициальная  организация зарубежных коммерческих банков и финансовых институтов, созданная ими для ведения переговоров со странами-должниками, столкнувшимися с серьезными проблемами обслуживания и погашения своих соответствующих обязательств по внешнему долгу.

Обязательства России перед этим клубом составляют межбанковские кредиты, предоставленные Внешэкономбанку  в советское время, а также  векселя, использующиеся во внешнеторговых расчетах.

Парижский клуб - объединение  стран-кредиторов (Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония), созданное в 1956 году для обсуждения и урегулирования проблем задолженности суверенных государств. Россия - член Парижского клуба с 1997 года.

К обязательствам России перед Парижским  клубом относится задолженность  по кредитам, предоставленным иностранными банками в рамках межправительственных соглашений под гарантии своих правительств или застрахованным правительственными страховыми организациями. Двойственное положение России в составе Парижского клуба заключается в том, что мы выступаем в качестве должника одних стран и, одновременно, кредитора других стран.

 

Категория долга

млн. долларов США

эквивалент млн. евро**

Задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба

577,9

407,7

Задолженность перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ

1043,1

735,8

Коммерческая задолженность бывшего  СССР***

обязательства, не урегулированные по завершении переоформления коммерческой задолженности бывшего СССР и расчетов с Лондонским клубом кредиторов

57,8

40,8

Задолженность перед международными финансовыми организациями

2626,7

1852,9

Задолженность по внешним облигационным  займам

29183,4

20586,5


 

Следующие черты:

- Большую часть российского долга составляют краткосрочные заимствования, из-за чего на протяжении последних десяти лет постоянно возникает вопрос о реструктуризации (Реструктуризация государственного долга — основанное на соглашении прекращение долговых обязательств,) задолженности;

- Отсутствует система долгового управления, т.е. не существует единого органа, который бы занимался исключительно проблемами долга. Сегодня долгами в России занимаются Министерство финансов, Внешэкономбанк, частично Центральный банк;

- Выдаваемые России кредиты принесли ей мало пользы, но привели к увеличению долгового бремени;

- Усиливается связь государственных обязательств и обязательств самостоятельных хозяйственных структур,(крупные российские банки). Конечно, государство не должно отвечать по обязательствам частных финансовых структур. Однако банкротство крупных структурообразующих банковскую систему кредитных учреждений может вызвать катастрофические последствия для платежной системы страны;

- Правительство стало осознавать проблему предстоящих значительных выплат по внешнему долгу в ближайшие годы. Об этом свидетельствует прописанный в бюджете механизм создания финансового резерва и заявления руководства страны о досрочном погашении обязательств перед кредиторами;

Меры:

  1. Стимулирование потребительского спроса - одна из ключевых мер в области решения долговых проблем, связанных с повышением реальной заработной платы граждан. Расширение потребительского спроса должно происходить за счет отечественных, а не импортируемых товаров, что требует принятия мер по защите внутреннего рынка, прежде всего от демпинга (Демпинг — продажа товаров по искусственно заниженным ценам.) низкокачественных товаров;
  2. Сокращение неэффективно используемых займов и займов, реализуемых в течение длительного времени;
  3. Ужесточение контроля над заимствованиями и т.д.
  4. Нужно отказаться от международных финансовых кредитов, идущих на покрытие текущих потребностей бюджета, а направлять их на реализацию целевых федеральных программ, связанных с оживлением производства.

Под управлением государственным  долгом понимается совокупность мероприятий  государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определение условий и выпуску новых государственных ценных бумаг

 

Организационная система  управления государственным долгом включает:

  1. функционально – ориентированные структурные подразделения по управлению долгом в Министерстве финансов РФ и ЦБ РФ;
  2. организационно-методическое обеспечение управления госдолгом, включающее разработки по прогнозированию госдолга, методические разработки по структуре долга, схемы обслуживания долга и др.

В процессе управления государственным долгом органами государственной власти должны решаться следующие основные задачи:

  • поддержание объема государственного долга на экономически безопасном уровне, недопущение переполнения рынка заемными обязательствами государства и резкого колебания их котировки, минимизация стоимости долга для государства;
  • определение предельно-допустимых размеров государственного долга с учетом особенностей данного этапа развития экономики (в соответствии со статьей 106 Бюджетного кодекса РФ предельный объем государственных внешних заимствований РФ не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию, погашению государственного внешнего долга РФ);
  • анализ и оценка методов финансирования бюджетного дефицита и возможных источников его покрытия;
  • определение направлений и мер по стабилизации размеров госдолга;
  • оценка влияния госдолга на перспективы развития экономики страны;
  • обеспечение своевременного исполнения и обслуживания обязательств в полном объеме.

 

Соц.эко. последствия

Во-первых, наличие государственного долга предполагает его обслуживание, т.е. текущую выплату по процентам. Расходы на обслуживание госдолга определяются ставкой процента, которая обусловлена совокупным спросом и предложением кредитно-денежных ресурсов. Необходимость обслуживания долга ограничивает возможности правительства, балансировать текущий бюджет или тратить средства, направляемые на обслуживание долга на другие нужды.

Во - вторых, долг приводит, в  определенной мере, к вытеснению частного капитала, что может ограничить дальнейший рост в экономике. Дело в том, что облигации и акции частных предприятий, с одной стороны, и государственные облигации с другой, являются для экономических субъектов, осуществляющих сбережения, взаимозаменяемыми. Более того, вторые могут быть привлекательнее, поскольку обладают, как правило, более высокой надежностью по сравнению с ценными бумагами частного сектора. По мере роста государственного долга экономические субъекты накапливают все больше долговых обязательств государства. Средства, затраченные на их приобретение, могли быть вложены в частный сектор, что способствовало бы расширению их деятельности.

В - третьих, динамика государственного долга воздействует на ситуацию на денежном рынке. Рост долга сопровождается расширением денежной массы за счет работы печатного станка, расходованием сбережений экономических субъектов и избыточных резервов коммерческих банков, что повышает темпы инфляции. Сокращение долга ведет к сжатию денежной массы, которое снижает темпы экономического роста. В целях нейтрализации данных негативных последствий государство должно ужесточать денежно-кредитную и налоговую политику в период увеличения государственного долга, и смягчать ее по мере сокращения последнего.

курсовик.docx

— 131.77 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

титульный.docx

— 14.75 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Государственный долг