Государственный долг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 20:54, курсовая работа

Описание работы

Государственный долг и его рост сильно влияют на функционирование экономики. В этом плане видятся две опасности: возможность банкротства нации и опасность переложения долгового бремени на будущие поколения. В настоящее время государственный долг занимает особое место среди болевых проблем современной бюджетной политики России.

Файлы: 1 файл

ФП курсач.docx

— 42.45 Кб (Скачать файл)

· иные меры.

В России действует единая система учета и регистрации  государственного долга. Субъекты Федерации  и муниципальные образования  регистрируют свои долговые обязательства  в Министерстве финансов РФ, которое  ведет государственную долговую книгу.

Внутренние долговые обязательства  можно разбить на две группы:

· рыночные, существующие в  форме эмиссионных ценных бумаг (ГКО, ОФЗ, и др.);

· нерыночные, выпущенные в  счет финансирования образовавшейся задолженности  бюджета (векселя Министерства финансов РФ, задолженность перед Банком России).

Затраты по размещению, выплате  доходов и погашению долговых обязательств Российской Федерации  осуществляются за счет средств федерального бюджета.

Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации  производится Банком России и его  учреждениями, если иное не предусмотрено  Правительством Российской Федерации, путем осуществления операций по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашению и выплате  доходов в виде процентов по ним  или в иной форме.

Выполнение Банком России, другим специализированным финансовым институтом функций генерального агента Правительства Российской Федерации  по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашению  и выплате доходов в виде процентов  по ним осуществляется на основе специальных  соглашений, заключаемых с федеральным  органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации  выполнять функции эмитента государственных  ценных бумаг.

Банк России осуществляет функции генерального агента (агента) по обслуживанию государственного внутреннего  долга безвозмездно.

Обслуживание государственного внутреннего долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга производится в соответствии с федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации  и правовыми актами органов местного самоуправления.

Правительство Российской Федерации  вправе определять объемы выпуска, формы  и методы эмиссии государственных  ценных бумаг, являющихся долговыми  обязательствами Российской Федерации, и осуществлять их эмиссию в объеме, не приводящем к превышению верхнего предела государственного внутреннего  долга Российской Федерации.

Однако Бюджетный кодекс Российской Федерации (п. 3 ст. 106) предоставляет  Правительству Российской Федерации  право осуществлять внутренние заимствования  с превышением установленного федеральным  законом о федеральном бюджете  на очередной финансовый год предельного  объема государственного внутреннего  долга, но вместо внешних заимствований, если это снижает расходы на обслуживание государственного долга в рамках установленного федеральным законом  о федеральном бюджете на очередной  финансовый год объема государственного долга (суммы внутреннего и внешнего долга).

Обобщая изложенное, можно  дать краткое определение внутреннего  государственного долга - это общая  сумма всех выпущенных, но еще не погашенных займов государственных  и не выплаченных по ним процентов.

2.3. Управление  государственным внешним долгом  Российской Федерации.

В объем государственного внешнего долга Российской Федерации  включаются:

· объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным  Российской Федерацией;

· объем основного долга  по полученным кредитам правительств иностранных государств, кредитных  организаций, фирм и международных  финансовых организаций;

Размер и структура  внешнего долга России отражены в  программе внешних заимствований  РФ и предоставляемых Россией  государственных кредитов. Эта программа  входит в состав документов, предоставляемых  одновременно с бюджетом на следующий  финансовый год. В ней дается перечень внешних заимствований на очередной  финансовый год с указанием цели, источников, сроков возврата, объема заимствований. Программа отражает все займы  и гарантии, величина которых превышает 10 млн. долл. на весь срок займа. Она  утверждается Федеральным собранием  РФ.

Правительство РФ может осуществлять внешние займы, не включенные в программу, если это приводит к сокращению расходов по обслуживанию внешнего долга. В нее  включаются соглашения о займах, заключенные  в предыдущие годы.

Предельный объем внешнего государственного долга, пределы внешних  заимствований России на очередной  финансовый год утверждается федеральным  законом о федеральном бюджете  на соответствующий год.

Предельный размер государственных  внешних заимствований не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению внешнего долга РФ. Правительство может  превышать размер внешних заимствований, если это ведет к сокращению расходов по обслуживанию внешнего долга.

Нынешние российские долги  западным странам включают в себя следующие категории:

· задолженность перед  Парижским клубом, который состоит  из официальных представителей стран - кредиторов;

· кредиты, предоставляемые  коммерческими банками западных стран самостоятельно, без государственных  гарантий. Эту задолженность регулирует Лондонский клуб, объединяющий банкиров-кредиторов на неофициальной основе;

· задолженность различным  коммерческим структурам по фирменным  кредитам, связанным с поставкой  товаров и оплатой услуг;

· долги международным  валютным финансовым организациям.

Управление внешним долгом имеет свою специфику: чрезмерный рост внешнего долга угрожает безопасности страны, означает фактически ее банкротство. Управление внешним долгом должно осуществляться на стадии привлечения внешних займов, их использования и погашения. Управление внешним долгом на стадии привлечения  кредитов в России осуществляется путем  установления предельных размеров внешнего долга и государственных гарантий в Законе о бюджете на соответствующий  финансовый год.

Управление использованием внешнего долга осуществляется в  трех формах:

· финансовое размещение - финансирование инвестиционных проектов и развития экономики; это самый эффективный  способ размещения внешнего долга;

· бюджетное использование - финансирование текущих бюджетных  расходов и дефицита государственного бюджета, в том числе обслуживание внешнего долга;

· смешанное бюджетно-финансовое размещение.

Управление погашением внешнего долга предусматривает использование  различных источников его погашения: бюджетных средств, золотовалютных резервов, новых заимствований, конвертации  задолженности в акции предприятий.

ЗАКЛЮЧЕИЕ 
Причины появления государственного долга: внешние и внутренние заимствования для финансирования бюджетного дефицита; капитализация процентов по ранее полученным кредитам; недофинансирование обязательств, принятых государством к исполнению. Теория государственного долга неразрывно связана с теорией государственного бюджета и использует ряд основных бюджетных понятий, которые являются основополагающими при рассмотрении государственного долга. Важнейшей задачей экономической политики государств является поиск оптимального решения проблем бюджетного дефицита и государственного долга.

Государственный долг может  оказывать как отрицательное, так  и положительное влияние на экономическое  развитие. Внешняя задолженность  позволяет стране осуществлять большие  совокупные затраты, чем выработанный национальный доход, и финансировать  инвестиции, которые не обеспечиваются внутренними поступлениями. В этом аспекте государственные заимствования  оказывают положительное влияние  на макроэкономическое развитие.

Отрицательное влияние государственных  заимствований отражается в наличии (возрастании) бюджетного дефицита, особенно в объемах, которые являются непомерными  для развития конкретной экономики. Для отражения реальной экономической  ситуации чаще используют относительные  величины, в частности, отношение  государственного долга к объему ВВП. Существуют различные экономические методы, применяемые государством для балансирования бюджета и регулирования экономического цикла.


Информация о работе Государственный долг