Государственный долг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 20:54, курсовая работа

Описание работы

Государственный долг и его рост сильно влияют на функционирование экономики. В этом плане видятся две опасности: возможность банкротства нации и опасность переложения долгового бремени на будущие поколения. В настоящее время государственный долг занимает особое место среди болевых проблем современной бюджетной политики России.

Файлы: 1 файл

ФП курсач.docx

— 42.45 Кб (Скачать файл)

В случае предоставления государственной  гарантии Российской Федерации Министерство финансов Российской Федерации либо иной уполномоченный Правительством Российской Федерации орган исполнительной власти обязаны провести проверку финансового  состояния получателя государственной  гарантии Российской Федерации. [1]

ВЫВОД: Причины появления  государственного долга: внешние и  внутренние заимствования для финансирования бюджетного дефицита; капитализация  процентов по ранее полученным кредитам; недофинансирование обязательств, принятых государством к исполнению. Теория государственного долга неразрывно связана с теорией государственного бюджета и использует ряд основных бюджетных понятий, которые являются основополагающими при рассмотрении государственного долга. Важнейшей  задачей экономической политики государств является поиск оптимального решения проблем бюджетного дефицита и государственного долга.

Государственный долг может  оказывать как отрицательное, так  и положительное влияние на экономическое  развитие. Внешняя задолженность  позволяет стране осуществлять большие  совокупные затраты, чем выработанный национальный доход, и финансировать  инвестиции, которые не обеспечиваются внутренними поступлениями. В этом аспекте государственные заимствования оказывают положительное влияние на макроэкономическое развитие.

Отрицательное влияние государственных  заимствований отражается в наличии (возрастании) бюджетного дефицита, особенно в объемах, которые являются непомерными  для развития конкретной экономики. Для отражения реальной экономической  ситуации чаще используют относительные  величины, в частности, отношение  государственного долга к объему ВВП. Существуют различные экономические методы, применяемые государством для балансирования бюджета и регулирования экономического цикла.

1.2 Система управления  государственным долгом 

 

Система управления государственным  долгом – это взаимосвязь бюджетных, финансовых, учетных, организационных  и других процедур, направленных на эффективное регулирование размера, стоимости и структуры государственного долга. [10]

Система управления государственным  долгом Российской Федерации представляет собой следующую совокупность основных мероприятий:

·  разработка программы заимствований Российской Федерации на следующий год;

·  процедура принятия основных параметров управления государственным долгом Российской Федерации на очередной год;

·  исполнение принятой программы управления государственным долгом в течение планового года.

Основные задачи, решение  которых необходимо для достижения целей управления государственным  долгом:

·  своевременность и полнота формирования источников финансирования дефицита бюджета;

·  проверка эффективности и целевого использования привлекаемых денежных средств в целом и по видам применяемых финансовых инструментов;

·  осуществление контроля за соблюдением предельного значения и структуры государственного долга;

·  контроль за ходом исполнения долговых обязательств Правительства Российской Федерации прошлых лет;

·  контроль за эмиссией ценных бумаг и их размещением с учетом необходимой обеспеченности денежной массой в наличном обороте и на депозитах;

·  экспертиза проекта государственного бюджета и контроль за его исполнением, осуществление контроля за изменением структуры и объема государственного долга;

·  экспертиза проектов законов, других нормативных правовых актов органов государственной власти, влияющих на формирование, обслуживание и погашение государственного долга.

Ключевой целью долгового  управления является баланс между минимизацией бюджетного риска и минимизацией стоимости обслуживания долгов. [6]

Управление внешним долгом является одним из элементов макроэкономической политики государства. С одной стороны, эффективное использование внешнего долга может стать мощным фактором экономического роста, позволяющим  привлекать дополнительные финансовые ресурсы. Устойчивое положение страны на международном рынке капитала, своевременное выполнение долговых обязательств способствуют укреплению ее международного авторитета и обеспечивают дополнительный приток инвестиций на более выгодных условиях. Кроме того, повышается доверие к ее валюте, укрепляются внешнеторговые связи. С другой стороны, кризис внешней задолженности может стать серьезным негативным фактором не только экономического, но и политического значения. [9]

В последние годы наметились качественно новые тенденции  в сфере управления госдолгом, что  обусловлено форсированным переходом  к рыночным механизмам его формирования и обслуживания. Главные черты  новых тенденций – мобилизация  ресурсов с помощью займов и других государственных обязательств, использование  налоговой системы, активных методов  реструктуризации заимствований и  организации обслуживания долга. Система  управления госдолгом должна иметь  два режима функционирования:

·  управление в нормальном режиме воспроизводственного процесса;

·  кризисное управление в условиях обостряющегося дефицита бюджета, спада производства, сокращение возможностей привлечения новых заимствований.

Разница между этими режимами лежит в плоскости оценки ключевых составляющих государственных заимствований: накопление госдолга, система платежей, тенденции новых заимствований. [5]

Нормальный режим связан, во-первых, с обеспечением стабилизации долговых параметров; во-вторых, с наличием дефицитного бюджета;

в-третьих, с созданием  условий для сближения усредненной  реальной ставки процента по долгу и темпу прироста ВВП; в-четвертых, с нормализацией процесса сокращения краткосрочных обязательств по долгу, по отношению к среднесрочным и долгосрочным обязательствам.

Госдолг представляет собой  сложное экономико-финансовое образование, особый финансовый механизм, требующий  использования системы методов  для его регулирования. К ним  можно отнести: стабилизационные инструменты  в госдолге, управление динамикой  долга, уменьшение государственного внутреннего  долга, реструктуризация задолженностей экономических субъектов (предприятий  и организаций) бюджету, контроль за заимствованиями субъектами РФ, сокращение государственного долга путем недофинансирования бюджетной сферы, снижение стоимости обслуживания госдолга.

Основным методом управления госдолгом является оптимизация  государственных заимствований. Данный подход выходит за рамки понятия  «метод регулирования», представляя  собой практически программу  по оптимизации заимствований, в  рамках которой осуществляется маневр внешними и внутренними займами. [12]

Оптимизационный подход касается как формирования долга, так и  его обслуживания, включая следующие  меры: обесценение эквивалентности  текущих долгов и будущих налогов; сохранение баланса в эмиссионной  деятельности и сборе налогов  с процессом наращивания долга  и размерами его обслуживания; реализация политики стабилизации долга  в увязке с процессом инвестирования; проведение мер по трансформации  политики роста долга в ограничительную  политику, стабилизирующую рост долга. 
Эффективным методом управления госдолгом является удлинение государственного долга. Он является одним из ключевых и связан с процессом замещения «коротких» и «дорогих» долгов на «длинные» и 
«дешевые».

Вывод: Система управления государственным долгом Российской Федерации представляет собой следующую  совокупность основных мероприятий: разработка программы заимствований Российской Федерации на следующий год; процедура  принятия основных параметров управления государственным долгом Российской Федерации на очередной год; исполнение принятой программы управления государственным долгом в течение планового года.

В последние годы наметились качественно новые тенденции  в сфере управления госдолгом, что  обусловлено форсированным переходом  к рыночным механизмам его формирования и обслуживания. Главные черты  новых тенденций – мобилизация  ресурсов с помощью займов и других государственных обязательств, использование  налоговой системы, активных методов  реструктуризации заимствований и  организации обслуживания долга. Система  управления государственным долгом должна иметь два режима функционирования: управление в нормальном режиме воспроизводственного процесса; кризисное управление в  условиях обостряющегося дефицита бюджета, спада производства, сокращение возможностей привлечения новых заимствований.

Государственный долг представляет собой сложное экономико-финансовое образование, особый финансовый механизм, требующий использования системы  методов для его регулирования. [17]

2. Управление государственным  долгом.

2.1. Понятие  системы управления государственным  долгом и ее основные цели.

Многообразные формы и  пути воздействия государственной  задолженности на функционирование экономики объясняют необходимость  постоянного внимания со стороны  правительства к проблеме регулирования  государственного долга.

Государственный долг используется как инструмент проведения стабилизационной, антициклической, перераспределительной политики, стимулирования или сдерживания темпов экономического роста. Самая большая трудность при этом - ввиду наличия и давления особых интересов различных социальных групп - совместить самые разнообразные, а иногда и противоречивые, но все-таки взаимосвязанные цели экономической политики.

Естественно, такое обширное использование государственной  задолженности в механизме государственного регулирования экономики требует  от правительства формирования определенной стратегии для управления госдолгом. При этом стратегия управления государственным  долгом и адекватная ей стратегия  финансирования дефицита государственного бюджета выступают элементами, балансирующими всю схему бюджетной стратегии  в целом.

Именно эти два взаимосвязанных  элемента в значительной мере определяют конкретные масштабы проведения тех  или иных мероприятий в области  налоговой политики, политики бюджетных  расходов, объемов трансфертов и  т.д. Все перечисленное выше однозначно свидетельствует о важности соответствующего регулирования как уже существующей, так и вновь возникающей государственной  задолженности.

Управление государственным  долгом может осуществляться на институциональном, техническом, собственно экономическом (макро- и микро) уровнях в зависимости от того, что выступает объектом регулирования. Так, в частности, если речь идет о законодательном регулировании, т.е. разработке новых законодательных актов в этой области, пересмотре старых и т.п., то можно говорить об институциональном аспекте регулирования долга. Если речь идет об изменении таких параметров, как срок погашения или доходность ценных бумаг, такое регулирование является техническим.

Изменение же объема государственного долга при проведении той или  иной макроэкономической политики, то есть воздействие различных макроэкономических показателей (например, инфляции) на величину государственной задолженности, является иллюстрацией экономического регулирования долга. В целом от методов и результатов такого регулирования во многом зависит, будет ли государственный долг бременем или стимулом для экономического развития.

Категория "управление" включает совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения определенного результата. Искусство управления (регулирования) состоит в выборе наиболее эффективного метода из числа имеющихся или создании условий для рационального использования применяемых методов с целью наиболее быстрого решения поставленных задач и выполнения намеченных целей.

Управление государственной  задолженностью следует понимать как  в узком, так и в широком смыслах. Управление в широком смысле представляет по сути одно из направлений экономической политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика. При этом если речь идет о государственном долге, возникшем в случае предоставления государством гарантий по частным кредитам, то для более точного определения необходимо упомянуть и о деятельности государства как гаранта.

Управление в широком  смысле обычно является прерогативой законодательных органов (иногда правительства) и включает в себя следующие элементы:

· формирование политики в  отношении внешнего и внутреннего  долга;

· установление границ государственной  задолженности (в том числе в  определении общего объема бюджетного дефицита и, следовательно, объемов  займов, необходимых для их финансирования);

· определение направлений  и целей воздействия на микро- и макроэкономические показатели;

· установление возможности  и целесообразности финансирования за счет государственного долга различных  программ и пр.

Информация о работе Государственный долг