Финансовые правоотношения: понятия, особенности, виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 22:50, курсовая работа

Описание работы

В сфере финансовой деятельности государства и местного самоуправления складываются различные и многообразные со¬циальные взаимоотношения. Среди них финансовые отношения содержат в себе наиболее общие признаки движения (распределения, перераспределения) и соотношения между собой финансовых средств различных уровней.
В результате правовой регламентации фи¬нансовых отношений государство придает им юридическую формализованность и финансовые отношения приобретают новое качество и особый вид — становятся право-выми.

Содержание работы

Введение
1.Финансовые правоотношения, их особенности
2.Классификация финансовых правоотношений
2.1. Бюджетные правоотношения
2.2. Налоговые правоотношения
2.3. Отношения по страхованию
2.4. Валютные правоотношения
2.5 Правоотношения в области банковской деятельности
3. Защита прав субъектов финансовых правоотношений
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.docx

— 56.19 Кб (Скачать файл)

2) отношения между федеральными исполнительными органами власти по надзору за страховой деятельностью и организациями-страховщиками по поводу выдачи лицензий, установления правил формирования и размещений страховых резервов, показателей и форм отчётности страховых организаций и пр.

3) отношения между государством в лице федерального антимонопольного органа и организациями-страховщиками по поводу предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

4) отношения по обязательному государственному страхованию, где государство как обязательный субъект всех финансовых правоотношений выступает в качестве страховщика имущественных и личных интересов отдельных категорий граждан и вырабатывает меры по обеспечению имущественных интересов страхователей.

В отличие  от правоотношений по обязательному  страхованию в отношениях по обязательному  государственному страхованию одной из сторон всегда выступает государство или уполномоченный им орган, и страхование осуществляется бесплатно – за счёт средств бюджета. Таким образом правоотношения по обязательному государственному страхованию в связи с этим в большей своей части относятся к кругу правоотношений, регулируемых финансовым правом

Наличие специфических  черт, присущих страховым правоотношениям, свидетельствует о том, что страхование  является особым правовым институтом, регулирующим круг однородных финансовых отношений. Страхование и вытекающие из него правоотношения играют важную роль в обеспечении постоянного  функционирования хозяйствующих субъектов  и нормальной работы граждан-предпринимателей.

 

2.4.   Валютные правоотношения

 

Эффективное решение задач в сфере экономики  и политики на этапе перехода к  рынку возможно только в условиях стабильности и устойчивости национальной валюты. На реализацию стоящих задач  направлено установление определённого  валютного режима.

Различают три  типа валютных режимов, используемых государством для проведения валютной политики внутри страны и за рубежом: режим государственной  валютной политики, т.е. исключительное право государства на совершение всех валютных сделок, существовавший ранее в нашей стране; режим  валютного государственного регулирования, установленный Федеральным законом от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»; режим свободно конвертируемой валюты.

Тип валютного  режима определяет принципы осуществлений  валютных операций, полномочия и функции  органов валютного регулирования  и валютного контроля, права и  обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования  и распоряжения валютными ценностями, ответственность за нарушение валютного  законодательства. Анализ структуры  валютного правоотношения позволяет  охарактеризовать тип валютного  режима РФ в современных условиях.

ФЗ делит субъектов валютных правоотношений на резидентов и нерезидентов.

К резидентам относят:

- физические  лица, являющиеся гражданами РФ, за исключением граждан РФ, постоянно  проживающих в иностранном государстве  в соответствии с законодательством  этого государства;

- постоянно  проживающие в РФ на основании  вида на жительство иностранные  граждане и лица без гражданства;

- юридические  лица, созданные в соответствии  с законодательством РФ;

- находящиеся  за пределами территории РФ  филиалы, представительства и  иные подразделения резидентов;

- дипломатические  представительства и консульские  учреждения РФ;

- РФ, её субъекты, муниципальные образования.

К нерезидентам относят:

- физические  лица, не являющиеся резидентами;

- юридические  лица, созданные в соответствии  с законодательством иностранных  государств, с местонахождением  за пределами РФ;

- организации,  не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с  законодательством иностранных  государств;

- межгосударственные  и межправительственные организации,  их филиалы и постоянные представительства  в РФ.

Деление субъектов  валютных правоотношений на резидентов и нерезидентов обусловлено разным объёмом предоставленных им прав и обязанностей по совершению различных  валютных операций и сделок.

Под объектами  валютных правоотношений понимаются:

- валюта  РФ

- внутренние  ценные бумаги

- иностранная  валюта

- валютные  ценности.

Понятием  «валюта РФ» охватывается:

- денежные  знаки в виде банкнот и монеты  Банка России, находящиеся в обращении  в качестве законного средства  наличного платежа на территории  РФ, а также изымаемые либо  изъятые из обращения, но подлежащие  обмену указанные денежные средства.

- средства  на банковских счетах и в  банковских вкладах (п. 1 ст. 1 Закона)

Понятие «внутренние  ценные бумаги» охватывает:

- эмиссионные  ценные бумаги, номинальная стоимость  которых указана в валюте РФ  и выпуск которых зарегистрирован  в РФ

- иные ценные  бумаги, удостоверяющие право на  получение валюты, выпущенные на  территории РФ ( п. 3 ст. 1 Закона)

Под иностранной  валютой понимают денежные знаки  в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении  соответствующего иностранного государства, а также средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и  международных денежных или расчетных  единицах.

Таким образом содержание валютных правоотношений образуют права субъектов на совершение валютных операций и связанные с этим обязанности.

Осуществление валютного регулирования возлагается  на Правительство РФ, которое и  является органом валютного регулирования.

Основными принципами валютного регулирования и валютного  контроля в РФ являются:

1) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования

2) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов.

3) единство внешней и внутренней валютной политики государства

4) единство системы валютного регулирования и контроля.

5) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций

Законодательством предусмотрен широкий круг прав резидентов и нерезидентов на совершение различного рода валютных операций. Так, резиденты  могут иметь счета в иностранной  валюте в уполномоченных банках только с разрешения Банка России на условиях, им устанавливаемых.

Нерезиденты вправе иметь валютные счета, как  в России, так и за границей, а  также рублёвые счета с разным правовым режимом.

Беспрепятственный ввоз иностранной валюты в Россию возможен при соблюдении правил таможенного  контроля. Вывоз из страны сверх  установленного лимита допускается  только при наличии соответствующей  справки из уполномоченного банка. Открытие российскими резидентами счетов в заграничных филиалах и дочерних учреждениях российских уполномоченных банков требует получения отдельной лицензии Банка России.

Валютный  контроль – один из видов финансового  контроля, осуществляемый при проведении валютных операций. Орган, осуществляющий валютный контроль – Центральный  Банк РФ. Особую роль в осуществлении валютного контроля играет Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, которая контролирует соблюдение резидентами и нерезидентами законодательства и ведомственных нормативных актов, регулирующих осуществление валютных операций; осуществляет контроль за полнотой поступления средств в иностранной валюте по внешнеэкономическим операциям и т.д. Федеральная налоговая служба осуществляет контроль и надзор за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями. Непосредственные функции осуществления подобного контроля выполняют агенты валютного контроля.

 

2.5. Правоотношения в области банковской деятельности

 

Формирование  рыночных отношений в нашей с  вами стране объективно обусловило создание банковской системы, функционирующей  на принципиально новых основах, что позволило говорить и о иных правоотношениях в этой области финансового права. В соответствии с Федеральным законом от 2 декабря 1990 года №395-1 «О банках и банковской деятельности» банковская система включает в себя два уровня: Центральный банк (Банк России), кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков.

Субъекты  правоотношений. Банк России является главным банком страны, соответственно большинство правоотношений связано  с его деятельностью. Кредитная организация – это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Банка России имеет право осуществлять банковские операции. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности. Банк – кредитная организация, имеющая исключительное право осуществлять следующие банковские операции:

1) привлечение  во вклады денежных средств  физических и юридических лиц; 

2) размещение  указанных средств от своего  имени и за свой счет на  условиях возвратности, платности,  срочности; 

3)открытие  и ведение банковских счетов  физических и юридических лиц.

Небанковская  кредитная организация – кредитная  организация, которая имеет право  осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные в законодательстве. Иностранный банк – банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован.

Кредитные организации  по кругу совершаемых банковских операции и других сделок, по территории своей деятельности, по организационно-правовой форме, по источникам формирования уставного  фонда и иным критериям значительно  отличаются друг от друга.

Правоотношения  в банковской деятельности вытекают из определённых в ст. 5 ФЗ «О банках и банковской деятельности» банковских операций:

1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц

2) размещение указанных средств от своего имени и за свой счёт

3) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц

4) осуществление расчётов по поручению физических и юридических лиц, в т.ч. банков-корреспондентов, по их банковским счетам

5) инкассация денежных средств, векселей, платёжных и расчётных документов и кассовое обслуживание клиентов

6) купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах

Кредитные организации  приобретают статус юридического лица с момента их государственной  регистрации. Вновь созданной кредитной  организации могут быть выданы следующие  виды лицензий:

1) на осуществление  банковских операций со средствами  в рублях (без права привлечения  во вклады средств физических  лиц) 

2) на осуществление  банковских операций со средствами  в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады  средств физических лиц)

3) на привлечение  во вклады и размещение драгоценных  металлов. Данная лицензия выдаётся  ЦБ РФ по согласованию с  Минфином РФ.

Особое положение  среди органов, осуществляющих финансовую деятельность занимает Центральный Банк РФ. Правовой статус Банка России определён Федеральным законом от 10 июля 2002года № 86-ФЗ «О Центральном Банке РФ».

Основными целями деятельности Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля, в т.ч. его покупательной  способности и курса по отношению  к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы  РФ, обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчётов. Банк России участвует в разработке экономической политики Правительства  РФ. Председатель Банка участвует  в заседаниях Правительства. Банк России вправе обращаться в суды с исками о признании недействительными  нормативных правовых актов федеральных  органов государственной власти субъектов Федерации и органов  местного самоуправления.

 

  1. Защита прав субъектов финансовых правоотношений

Выполнение  правил, закрепленных в финансово-правовых нормах, означает и соблюдение прав субъектов финансовых правоотношений. В этих целях широко применяется метод убеждения в различных формах, прежде всего проведением разъяснительной работы. В результате требования финансово-правовых норм выполняются большей частью субъектов добровольно. В случае нарушения установленных в области образования, распределения и использования государственных и местных денежных фондов правил вводится в действие метод государственного принуждения в различных его проявлениях (применение санкций, пресекательных и восстановительных мер). Важно, чтобы в соотношении этих методов первоочередность принадлежала методу убеждения. Такая последовательность свойственна высокому уровню правосознания, к которому в области финансов в условиях перехода к рыночным отношениям необходимы повышенные требования.

Меры  государственного принуждения являются неотъемлемым элементом механизма правового регулирования финансовых отношений, как и любых других общественных отношений. Следовательно, использование этих мер необходимо и в случаях возникновения потребностей в защите прав и законных интересов субъектов финансовых правоотношений. Это относится ко всем видам субъектов — государству, его территориальным подразделениям, органам государственной власти и местного самоуправления, предприятиям, организациям, учреждениям, гражданам. С помощью этих мер обеспечивается исполнение юридических обязанностей названных субъектов и в необходимых случаях — восстановление нарушенных прав.

Защита  прав и законных интересов субъектов, участвующих в финансовых правоотношениях, производится в административном или судебном порядке, что в настоящее время является общим правовым правилом. Естественно, что содержание их в области финансовых правоотношений имеет свои особенности.

Информация о работе Финансовые правоотношения: понятия, особенности, виды