Финансовые правоотношения: понятие, особенности, виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 19:49, реферат

Описание работы

Цель реферата состоит в рассмотрении понятия, особенностей финансовых правоотношений; оснований возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений; а так же виды финансовых правоотношений.
Для достижения цели необходимо было решить следующие задачи:
-определить основания возникновения, изменения и прекращения
финансовых правоотношений

Содержание работы

Введение…………………………………………………………3
Понятие финансовых правоотношений…………………………4
Структура (элементы) финансовых правоотношений…………5
Особенности финансовых правоотношений……………………7
Основания возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений…………………………………………………………9
Виды финансовых правоотношений…………………………….12
Заключение………………………………………………………..22
Библиографический список источников информации…………23

Файлы: 1 файл

ФИНАНСОВОЕ ПРАВО.docx

— 52.70 Кб (Скачать файл)

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

Кировский филиал

Юридический факультет

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине: «Финансовое  право»

 

по теме:

ФИНАНСОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ: ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ, ВИДЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Колотова О.И.

студентка 4 курса

группы ЮЗС-41

 

Проверила:

 


 

 

Киров

2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………3

  1. Понятие финансовых правоотношений…………………………4
  2. Структура (элементы) финансовых правоотношений…………5
  3. Особенности финансовых правоотношений……………………7
  4. Основания возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений…………………………………………………………9
  5. Виды финансовых правоотношений…………………………….12

Заключение………………………………………………………..22

Библиографический список источников информации…………23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность данной темы обусловлена тем, что при управлении обществом активно используются такие экономические рычаги, как  финансы, деньги, налоги и т. д. Эти  экономические категории определяют сущность общественных отношений, являющихся предметом финансово-правового регулирования.

Отношения, возникающие в  процессе финансовой деятельности государства, регулируются нормами финансового  права. Как и нормы всех остальных  отраслей права, это правила поведения, которые устанавливаются государством в строго определенном порядке и  форме и вводятся в действие в  точно установленный законодателем  срок. Государство предписывает правила  поведения юридическим лицам, гражданам  в области финансовой деятельности.

Финансовые отношения, возникающие  в обществе, требуют правового  регулирования. При этом применяются  разнообразные нормы финансового  права. Регулирование нормами финансового  права затрагивает самые различные  аспекты экономики страны.

Цель реферата состоит в рассмотрении понятия, особенностей финансовых правоотношений; оснований возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений; а так же виды финансовых правоотношений.

Для достижения цели необходимо было решить следующие задачи:

-определить основания  возникновения, изменения и прекращения 

финансовых правоотношений;

-рассмотреть понятия  и особенности финансовых правоотношений;

-дать классификацию финансовых  правоотношений.

Объектом являются финансовые правоотношения.

Предмет – особенности  проявления финансовых правоотношений в России.

Методологические и теоретические  основы исследования определили современные  методы познания. Среди них: нормативно-логический, сравнительного правоведения, метод  синтеза, анализа и описания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

 

 

Финансовые правоотношения — это один из видов общественных отношений, которые возникают в  сфере финансовой деятельности государства  и регулируются финансово-правовыми  нормами.

Финансовые правоотношения отличаются тем, что:

а) они возникают в процессе финансовой деятельности государства;

б) одним из субъектов  в них всегда является управомоченный орган государства (финансовый орган, кредитное учреждение) или высший, а также местный орган государственной  власти;

в) они всегда возникают  по поводу денег — денежного платежа  в доход государства, государственного расхода и т.п.

Эти три отличительные  черты, рассматриваемые в совокупности, отграничивают финансовые правоотношения от других видов правоотношений.

Финансовые правоотношения – это урегулированные нормами  финансового права общественные отношения, участники которых выступают  как носители юридических прав и  обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию  государственных и муниципальных  денежных фондов и доходов.

Правовая урегулированность  этих отношений необходима для достижения целей, поставленных государством и  органами местного самоуправления в  области финансовой деятельности. В  результате регулирования нормами  финансового права отношения  становятся финансово правовыми, т.е. возникают на основе норм финансового  права, их участники находятся во взаимной связи через субъективные юридические права и обязанности, такие связи (отношения) охраняются принудительной силой государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. СТРУКТУРА (ЭЛЕМЕНТЫ) ФИНАНСОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

 

 

Финансовое правоотношение, как и любое иное органически  целое образование, имеет свою строго определенную структуру (состав), т. е. совокупность составляющих его взаимосвязанных  элементов: субъект, объект, содержание (субъективное право и юридическая обязанность). Все составные части финансового правоотношения направлены на достижение целей финансовой деятельности государства (муниципальных образований) и обусловлены спецификой этой деятельности.

Кроме указанных элементов  на возникновение и существование  или прекращение финансового  правоотношения влияют различные юридические  факты, которые называются основанием правоотношения. Это своего рода четвертый элемент без которого финансового правоотношения может не возникнуть (или трансформироваться). 

 Каждый элемент правоотношения  выполняет особые, только ему  присущие функции. При отсутствии  хотя бы одного из названных  элементов становится невозможным наличие и самого финансового правоотношения. Благодаря такому составу финансовое правоотношение оказывается в состоянии выполнить все возлагаемые на него функции в процессе финансовой деятельности государства и местного самоуправления.

Содержание финансового  правоотношения как способа реализации норм финансового права в реалии финансовой деятельности выражается в следующих трех функциях:

 во-первых, финансовое правоотношение детализирует круг лиц, на которых распространяет свое действие финансово-правовая норма, таким образом, в финансовом правоотношении участвуют не абстрактные субъекты, а индивидуально определенные лица;

во-вторых, оно переводит абстрактные права и обязанности в плоскость финансово-правового статуса конкретных субъектов. При этом возможна конкретизация или дополнение состава финансового правоотношения с учетом определенных условий его осуществления (например, финансовая деятельность муниципальных образований осуществляется на основе местных традиций и особенностей); 

 в-третьих, финансовое правоотношение создает конкретные ситуации для реализации мер государственного принуждения и реализации финансово-правовых санкций в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения субъектами своих обязанностей.

Элементы  финансового правоотношения и их характеристика 

 Финансовые правоотношения  — это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных и муниципальных денежных фондов и доходов.

Во всех этих правоотношениях субъектами являются государство, хозяйствующие субъекты, организации, учреждения, а также граждане.

Государство в целом становится субъектом финансовых правоотношений, когда оно регулирует их между РФ и субъектами Федерации, между ними и органами местного самоуправления. В этих правоотношениях государство выступает в лице высших и местных органов, компетенция которых в области финансов установлена конституцией РФ и конституционными правовыми актами субъектов Федерации, а также законодательными и другими нормативными актами.

Как субъект финансового  права государство выступает  также через специальные управомоченные финансовые органы (кредитные организации), представляющие интересы государства.

Финансовый орган (кредитная  организация) осуществляет эти правомочия независимо от того, кто является второй стороной финансовых правоотношений — государственный орган, хозяйствующий субъект или физическое лицо.

Учреждения и организации, состоящие на бюджетном финансировании, это тоже участники финансовых правоотношений. Субъектами в этих правоотношениях  выступают распорядители бюджетных  средств, которые несут ответственность  за правильное их расходование в меру фактических потребностей, за постановку учета и отчетности расходуемых  по смете ресурсов.

Субъектами финансового  права являются отдельные физические и юридические лица. Основным признаком правосубъектности гражданина и юридического лица в финансовых правоотношениях считается наличие самостоятельного источника дохода (заработка имущества на территории РФ).

Субъектами правоотношений наряду с гражданами РФ могут быть иностранцы (или лица без гражданства), проживающие и работающие в РФ или имеющие на территории РФ законом разрешенные источники доходов, если особыми соглашениями они не освобождаются от уплаты налогов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

 

 

 

Основная особенность, которая  определяет и другие отличительные  черты финансовых правоотношений, заключается  в том, что они возникают в  процессе планового образования, распределения  и использования государственных (а также муниципальных) денежных фондов я доходов, то есть в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления. Отсюда и другая их особенность: финансовые правоотношения являются разновидностью имущественных отношений, имеющих публичный характер, так как возникают по поводу денежных средств, точнее — финансовых ресурсов государства и муниципальных образований, используемых на общезначимые потребности.

Такой объект правоотношений налицо, например, при возникновении  их между государством и предприятиями  в случаях внесения обязательных платежей в бюджет или, напротив, при  получении из него ассигнований; при  оказании финансовой помощи органом  государственного управления подведомственным организациям, между Центральным  банком РФ и Правительством РФ при  использовании банковского кредита  для покрытия бюджетного дефицита; между государством или и органами местного самоуправления и гражданами в связи с уплатой налогов  и т.д.

Урегулированные нормами  финансового права отношения  процедурного характера, связанные  с использованием определенных форм и порядка деятельности, также  обеспечивают движение финансовых ресурсов.

Следующая особенность финансовых правоотношений состоит в том, что  одной из сторон в них всегда выступает  государство и его уполномоченный орган, муниципальное образование  и соответствующий орган местного самоуправления. Это обусловлено  тем, что само государство (или муниципальное  образование) в интересах общества осуществляет финансовую деятельность: организует поступление денежных средств  в различные государственные (муниципальные) денежные фонды, распределяет и использует их на социально-экономические программы  и другие, общественно необходимые  потребности. При этом государственные  органы наделены властными полномочиями: они вправе издавать предписания, обязательные для исполнения другими участниками  финансовых правоотношений — предприятиями, организациями, учреждениями, гражданами. Такого рода предписания могут быть адресованы также другим государственным  органам согласно подчиненности  и подконтрольности. Однако государственные  органы, выступая в финансовых правоотношениях  от имени государства, имеют не только право властных предписаний, но и  обязанности, связанные с правами  других участников финансовых правоотношений. Аналогично взаимодействуют с участниками финансовых правоотношений и органы местного самоуправления. Права всех участников финансовых правоотношений находятся под защитой государства, реализация их, как и выполнение финансовых обязанностей, обеспечивается его принудительной силой.

Эти три отличительные  черты, рассматриваемые в совокупности, отграничивают финансовые правоотношения от других видов правоотношений.

В финансовых правоотношениях, как правило, отчетливо выступают  два правовых элемента: государственно-властный (организационный) и имущественный.

Финансовая деятельность основывается на государственных актах. В то же время мобилизация и  расходование государством денежных средств  представляют собой деятельность материального, имущественного характера. В связи  с этим финансовые правоотношения являются властно-имущественными.

Информация о работе Финансовые правоотношения: понятие, особенности, виды