Финансовые правоотношения: понятие, особенности, виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 19:49, реферат

Описание работы

Цель реферата состоит в рассмотрении понятия, особенностей финансовых правоотношений; оснований возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений; а так же виды финансовых правоотношений.
Для достижения цели необходимо было решить следующие задачи:
-определить основания возникновения, изменения и прекращения
финансовых правоотношений

Содержание работы

Введение…………………………………………………………3
Понятие финансовых правоотношений…………………………4
Структура (элементы) финансовых правоотношений…………5
Особенности финансовых правоотношений……………………7
Основания возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений…………………………………………………………9
Виды финансовых правоотношений…………………………….12
Заключение………………………………………………………..22
Библиографический список источников информации…………23

Файлы: 1 файл

ФИНАНСОВОЕ ПРАВО.docx

— 52.70 Кб (Скачать файл)

Властно-имущественный характер типичен и для определенных административных правоотношений (конфискация и реквизиция, административные денежные штрафы, переход  в муниципальную собственность  бесхозяйного имущества). Однако эти  правоотношения возникают, изменяются и прекращаются в процессе управленческой деятельности государства, не связанной  непосредственно с финансовой деятельностью, с поступлением денежных средств  в доход государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.  ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

 

 

Основанием возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений являются юридические факты, т.е. предусмотренные нормами финансового права действия или события, которые влекут возникновение, изменение или прекращение у отдельных юридических или физических лиц финансовых прав и обязанностей.

Финансовые правоотношения возникают, изменяются и прекращаются при наличии определенных условий, предусмотренных нормами финансового права. Такими условиями служат юридические факты — конкретные жизненные обстоятельства, при которых на основе правовой нормы между субъектами финансового права должны сложиться правоотношения. Многообразие видов финансовых правоотношений обусловливает наличие огромного количества жизненных обстоятельств, признаваемых финансовым законодательством в качестве юридических фактов.  

 Юридические факты  как основания финансовых правоотношений по волевому признаку делятся на действия и события.  

 Юридические  факты-действия — это поведение субъектов финансового права, осуществляемое согласно их воле и желаниям. Такое поведение может полностью соответствовать требованиям действующего финансового законодательства либо ему противоречить. В зависимости от степени согласования с финансово-правовыми нормами юридические факты-действия подразделяются на правомерные и неправомерные.  

 В состав правомерных действий входят юридические акты, юридические поступки и правомерные действия, совершаемые с намерением достичь определенного финансово-правового результата или создающие какой-либо выраженный в материальной форме результат.  

 Большую часть неправомерных действий составляют финансовые правонарушения, т. е. виновные противоправные действия или бездействие. Неправомерными являются и так называемые объективно-противоправные действия, т. е. акты поведения субъектов финансового права, приводящие к противоправному результату. К названной группе относятся, например, случаи неисполнения налогоплательщиком обязательств вследствие действия непреодолимой силы; принятия субъектами РФ финансовых нормативных правовых актов, противоречащих Конституции РФ, федеральному законодательству либо содержащих иные правотворческие ошибки и т. д.  

 Для финансовых правоотношений  наиболее характеры такие юридические факты, как утверждение финансово-плановых актов. В них конкретно выражены права и обязанности участников правоотношений в области финансовой деятельности.  

 На основании правовых  норм и финансовых планов общего  значения принимаются индивидуальные финансово-правовые акты, которые также ведут к возникновению, изменению или прекращению финансовых правоотношений. Это, например, извещение налогоплательщика налоговым органом о необходимости уплаты определенной суммы налога, распоряжение министерства о передвижении средств по статьям смет подведомственных учреждений в рамках сводной сметы этого министерства, о выделении временной финансовой помощи подведомственным предприятиям и др.  

 При неисполнении участниками  финансовых правоотношений в  своих обязанностей возникают  правоотношения, связанные с применением  мер ответственности (начисление  пеней на невнесенную сумму  налогового платежа в государственный  или местный бюджет, прекращение  финансирования при использовании  средств не по целевому назначению  и др.).  

 Юридические  факты-события — это обстоятельства, не зависящие от воли людей (смерть и рождение человека, стихийное бедствие). События могут быть относительные и абсолютные.  

 Относительные события  изначально могут быть связаны  с волей-действием человека, но  их развитие выходит из-под  контроля и человек не может  на них влиять (Чернобыльская  авария).  

 Абсолютные события  изначально не связаны с действиями  человека и не зависят от  его воли (извержение вулкана,  землетрясение, цунами).  

 Правовая норма может  связывать с ними возникновение,  изменение или прекращение финансовых правоотношений.  

 События представляют  собой обстоятельства, порождающие юридически значимые последствия, но не зависящие от воли людей. Например, смерть налогоплательщика прекращает налоговое правоотношение; увечье, полученное сотрудником налоговой полиции при исполнении им своих служебных обязанностей, является страховым случаем, т. е. юридическим фактом, лежащим в основе права требования выплаты страхового возмещения, рождение у гражданина ребенка, достижение лицом определенного возраста влияют на правоотношения по поводу налоговых платежей; в связи со стихийными бедствиями, эпидемиями возникают правоотношения по поводу предоставления субвенций из вышестоящего бюджета в нижестоящий.  

 Возникновение финансово-правовых  отношений обычно осуществляется  на основании правового нормативного или индивидуального юридического акта. Таким нормативным актом в области финансовой деятельности государства является Федеральный закон «О федеральном бюджете», который принимается ежегодно. Индивидуальным нормативным актом — извещение финансовым органом гражданина о необходимости уплатить какой-либо налог. Как событие может рассматриваться, например, увеличение числа иждивенцев в семье, что ведет к уменьшению налога на доходы физических лиц, т.е. данное событие изменяет финансово-правовое отношение.   

 Изменение финансовых  правоотношений также происходит  на основе нормативного акта, в связи с изменением предусмотренных  в нем фактов и событий. Например, факт увеличения или уменьшения размера бюджетных ассигнований вызывает изменение данного правоотношения.  

 Прекращение финансовых  правоотношений связано, например, с: 

1) погашением финансового  обязательства в результате уплаты  суммы в срок или взыскания  недоимки (просроченного платежа); 

2) выполнением задания  по государственным доходам, по  бюджету или внебюджетным фондам; 

3)  использованием выданных бюджетных ассигнований; 

4) осуществлением  компетентными  органами  права  сложения недоимок по налогам и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ВИДЫ ФИНАНСОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

 

 

Многообразие финансовых правоотношений предполагает разнообразные  способы их классификации. Лучшему  представлению о финансовых правоотношениях, пониманию их содержания и особенностей помогает их классификация по разным основаниям: по кругу участников, по способам государственной защиты, по длительности и др.  

 По своему материальному  содержанию финансовые правоотношения группируются по следующим видам:

  1. бюджетные;

Бюджетное право является важнейшей подотраслью финансового  права, с которой так или иначе  связаны все составные части  финансового права – его подотрасли, разделы, институты.

Отношения, возникающие в  процессе образования, распределения  и использования бюджетов, чрезвычайно  разнообразны и сложны. Они возникают  в процессе установления бюджетной  системы РФ, распределения доходов  и расходов между отдельными видами бюджетов государства и местными бюджетами, закрепления прав РФ, её субъектов, местного самоуправления в  области бюджета, в процессе составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов, в процессе составления  и утверждения отчётов об их исполнении, а также при осуществлении  государственного и муниципального финансового контроля. Указанные  отношения регламентируются нормами  финансового права, которые и  образуют в совокупности бюджетное  право и правоотношения.

Таким образом бюджетные  правоотношения возникают в процессе формирования доходов и осуществления  расходов бюджетов всех уровней бюджетной  системы РФ и государственных  внебюджетных фондов; осуществления  государственных и муниципальных  заимствований; регулирование государственного и муниципального долга, а также  составление и рассмотрение проектов бюджетов всех уровней и контроль за исполнением.

К особенностям бюджетных  правоотношений можно отнести то, что возникают они в связи  с образованием, распределением и  использованием государственного и  муниципального денежного фонда  на соответствующей территории, а  также: права и обязанности субъектов  правоотношений обусловлены формированием  и использованием бюджета как  основного финансового плана  государства.

Субъекты данных правоотношений – это носители бюджетных прав и обязанностей в области бюджета, а в узком смысле – субъекты бюджетного права, реально вступившие в бюджетные правоотношения. Это, например, РФ и её субъекты; органы государственной  власти и органы местного самоуправления.

Значение бюджетного права  и правоотношений в этой области  определяется той важной ролью, которую  играет бюджет государства и местного самоуправления в развитии общества.

  1. налоговые;

Правоотношения по поводу установления налогов предшествуют правоотношениям, возникающим в  связи с взиманием налогов. В  них участвуют органы государственной  власти РФ, её субъектов и органы местного самоуправления соответственно предусмотренному законодательством  порядку установления налогов разных территориальных уровней и закрепленному  в Конституции РФ разграничению  предметов ведения РФ и субъектов  РФ, правовому статусу муниципальных  образований. Кроме того, в связи  с установлением налогов возникают  правоотношения между представительными  и исполнительными органами власти.

В налоговых правоотношениях  участвуют: налогоплательщики, налоговые  органы и кредитные организации  – банки, которые принимают и  зачисляют налоговые платежи  на счета соответствующих бюджетов. Они являются носителями юридических  прав и обязанностей в данных отношениях, т.е. субъектами налогового права.

Налог должен быть точно  определён, а не произволен. В законе о каждом налоге должен содержаться  исчерпывающий набор информации, который позволил бы конкретно указать:

1) обязанное лицо, размер  налогового обязательства и порядок  его исполнения;

2) границы требований  государства в отношении имущества  налогоплательщика. Поэтому установить  налог – это значит установить  и определить все существенные  элементы его юридического состава  (налогоплательщик, объект и предмет  налога, налоговый период и т.д.).

Объект налогообложения  – это те юридические факты (действия, события, состояния), которые обуславливают  обязанность субъекта заплатить  налог.

Налоговая база количественно  выражает предмет налогообложения. Налоговую базу называют также основой  налога, поскольку это величина, к которой непосредственно применяется  ставка налога, по которой исчисляется  его сумма. Налоговая база необходима именно для исчисления налога. Но она  непосредственно не является обстоятельством, порождающим обязанность уплатить налог (объектом налогообложения). НК РФ определяет налоговую базу как стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения.

Налоговая санкция представляет собой конкретную меру ответственности  за совершение налогового правонарушения. НК РФ устанавливает налоговые санкции  только в виде такой меры имущественного характера как штраф.

Основные правила взыскания  штрафов за налоговые правонарушения установлены ст. 104, 105 и 115 НК РФ. Кодексом предусмотрен судебный порядок взыскания  финансовых санкций: налоговый орган  должен обратиться с исковым заявлением в арбитражный суд, если ответчиком является организация или индивидуальный предприниматель, либо в суд общей  юрисдикции, если санкции взыскиваются с физического лица, не являющимся предпринимателем.

Кодекс устанавливает  обязанность налогового органа до обращения  в суд предложить налогоплательщику  добровольно уплатить соответствующую  сумму налоговой санкции (п. 1 ст. 104).

Статья 57 Конституции РФ определяет, что «каждый обязан платить  законно установленные налоги и  сборы». Установить налог и сбор можно только законом. Налоги, взимаемые  не на законных основаниях, не могут  считаться «законно установленными». Конституция не допускает взимания налога или сбора на основе указа, постановления, распоряжения или другого  акта органа исполнительной власти.

  1. в области страхования;

Страхование как система  защиты имущественных интересов  граждан, организаций и государства  является необходимым элементом  социально-экономической системы  общества.

Страхование предоставляет  гарантии восстановления нарушенных имущественных  интересов в случае непредвиденных природных, техногенных и иных явлений, оказывает позитивное влияние на укрепление финансов государства. Оно  не только освобождает бюджет от расходов на возмещение убытков при наступлении  страховых случаев, но и является одним из наиболее стабильных источников долгосрочных инвестиций. Это определяет стратегическую позицию страхования  в странах с развитой рыночной экономикой.

Характерными чертами  страховых правоотношений являются:

Информация о работе Финансовые правоотношения: понятие, особенности, виды