Финансовые правоотношения: понятия, особенности, виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 22:50, курсовая работа

Описание работы

В сфере финансовой деятельности государства и местного самоуправления складываются различные и многообразные со¬циальные взаимоотношения. Среди них финансовые отношения содержат в себе наиболее общие признаки движения (распределения, перераспределения) и соотношения между собой финансовых средств различных уровней.
В результате правовой регламентации фи¬нансовых отношений государство придает им юридическую формализованность и финансовые отношения приобретают новое качество и особый вид — становятся право-выми.

Содержание работы

Введение
1.Финансовые правоотношения, их особенности
2.Классификация финансовых правоотношений
2.1. Бюджетные правоотношения
2.2. Налоговые правоотношения
2.3. Отношения по страхованию
2.4. Валютные правоотношения
2.5 Правоотношения в области банковской деятельности
3. Защита прав субъектов финансовых правоотношений
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.docx

— 56.19 Кб (Скачать файл)

Следует заметить, что до 90-х гг. преобладал административный порядок защиты прав субъектов финансового права. Судебный порядок применялся в основном при защите интересов государства в целях взыскания с граждан налогов, не внесенных в установленные сроки. Гражданин же свои права защищал в административном порядке.

Российское  законодательство 90-х гг. расширило  сферу действия судебного порядка применительно ко всем субъектам финансового права. При этом в финансовых отношениях действуют оба названных порядка защиты прав, а разрешение дела в административном порядке при не удовлетворяющем исходе не исключает возможности обращаться в суд общей компетенции или арбитражный суд.

Административный  порядок действует главным образом  в случае применения мер государственного принуждения в данной области к органам государства и местного самоуправления, предприятиям, организациям, учреждениям. Широкая сфера его применения в этом случае вызвана необходимостью оперативных действий в области финансов. Однако он по-прежнему применим и в случаях защиты прав граждан в этих отношениях при возможности их обращения в суд.

В различных  финансовых отношениях административный порядок защиты прав имеет свои особенности, но везде он проявляется в форме властных велений при вынесении решения соответствующими уполномоченными государственными органами (помимо судебного разбирательства). Например, при защите прав государства на получение налоговых платежей — бесспорный порядок взыскания их с предприятий, организаций, учреждений по решению налогового органа при невнесении платежей в срок (ст. 46 НК РФ); тот же порядок взыскания платежей, не внесенных в государственные внебюджетные социальные фонды. В бесспорном порядке взыскиваются и целевые субвенции, выделяемые в нижестоящие бюджеты или внебюджетные фонды вышестоящими органами при нарушении условий использования на основании решений этих органов и т.д. В денежно-кредитной сфере Центральный банк РФ в целях защиты интересов клиентов вправе взыскать с коммерческих банков в бесспорном порядке сумму недовнесенных средств в обязательный резерв.

В свою очередь, субъекты, к которым применены  меры, вытекающие из рассмотренного порядка, в целях защиты своих прав и законных интересов вправе, во-первых, обжаловать действия соответствующих государственных органов также в административном порядке по подчиненности и, во-вторых, обратиться в суд или арбитражный суд. Оба порядка защиты прав указанных субъектов в области финансовых отношений могут быть использованы и в других случаях их нарушения.

В финансовом законодательстве 1990-х гг. особое внимание уделяется праву на судебную защиту. Так, согласно Закону РФ «Об основах  бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов» от 15 апреля 1993 г. представительным и исполнительным органам власти субъектов Федерации и органам местного самоуправления гарантируется судебная защита этих прав — они могут обратиться в арбитражный суд. Закреплено право Центрального банка РФ обратиться в суд с исками о признании недействительными актов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления. Общие положения о подведомственности при судебном рассмотрении дел по спорам, возникающим в сфере управления, что относится и к финансовой деятельности государства, определены Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации» от 28 апреля 1995 г. и Арбитражным процессуальным кодексом (ст. З).

В финансовых правоотношениях государства с  участием граждан также действуют административный и судебный порядки защиты прав и законных интересов обеих сторон. При этом усилена ориентация на использование судебного порядка, который имеет конституционную основу. В гл. 2 Конституции РФ о правах и свободах человека и гражданина каждому гарантирована судебная защита его прав и свобод (ст. 46). Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Если  исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные  средства правовой защиты, каждый гражданин вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав. Вступление России в Совет Европы расширяет такие возможности граждан РФ.

Порядок обжалования в суд урегулирован Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 г. с изменениями и дополнениями'. К таким действиям (решениям) отнесены единоличные и коллегиальные действия (решения).

Помимо  этих общих положений в законодательных  актах, регулирующих финансовую деятельность государства, могут особо закрепляться правомочия граждан по обжалованию в суд принятых в данной сфере решений государственных органов.

Однако  граждане по своему выбору могут обратиться за защитой их прав не в суд, а к вышестоящему органу или должностному лицу, т.е. использовать административный порядок защиты.

Судебный  порядок применяется и при  защите финансовых интересов и прав государства во взаимоотношениях с гражданами (взыскание с них налогов, финансовых санкций, платежей по обязательному государственному страхованию и самообложению сельского населения).

Федеральный закон от 30 ноября 1995 г., внесший изменения  и дополнения в ГПК РСФСР4, установил возможность применения упрощенного судебного порядка рассмотрения дел по взысканию с граждан недоимок по налогам и государственному обязательному страхованию при отсутствии спора (рассмотрение дела единолично судьей по заявлению соответствующего государственного органа, в результате чего выдается судебный приказ, имеющий силу исполнительного документа). 

 

Важной  стороной защиты прав в финансовых отношениях с государством является установление в законодательстве гарантий возмещения ущерба гражданам и юридическим  лицам, причиненного незаконными действиями государственных органов и их должностных лиц. Так, суммы налогов и других обязательных платежей, неправильно взысканные государственными налоговыми органами, подлежат возврату, а причиненный налогоплательщикам вследствие ненадлежащего осуществления обязанностей ущерб — возмещению. Эта норма имеет конституционную основу (ст. 52 Конституции РФ).

Особое  место в защите прав и законных интересов субъектов финансового  права принадлежит Конституционному Суду РФ.

Уже на основании  Закона РСФСР от 12 июля 1991 г. «О Конституционном Суде РСФСР» он обращался к вопросам финансовой деятельности исходя из закрепленных в названном Законе полномочий по решению вопросов о соответствии Конституции нормативных актов, правоприменительной практики и деятельности государственных органов власти и управления. Это были вопросы об использовании целевых вкладов и индексации сбережений населения, по которым положения актов Правительства РФ были признаны не соответствующими Конституции РФ.

По Конституции  России (ст. 125) и Федеральному конституционному закону «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г. в его полномочия входит: разрешение вопросов о соответствии Конституции РФ законов и других нормативных актов, а также разрешение споров о компетенции между государственными органами (без решения вопросов о конституционности правоприменительной практики и деятельности государственных органов); по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов он проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. Все это относится и к сфере финансовых отношений.

Важная  роль в обеспечении соблюдения прав субъектов финансовых правоотношений принадлежит Прокуратуре РФ, которая призвана осуществлять надзор за исполнением законов министерствами, ведомствами, в том числе органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, их должностными лицами; за соблюдением прав человека и гражданина, в том числе органами финансового контроля, органами налоговой полиции. Прокурор приносит протест на противоречащий закону правовой акт (лицу, издавшему его) и вносит представление в орган (или должностному лицу), который уполномочен устранить эти нарушения.

Таким образом, установленный порядок защиты финансовых прав и законных интересов исходит  из необходимости соблюдения требований законодательства всеми участниками  финансовых правоотношений, включая  государство и его органы. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Финансовые  правоотношения - один из постоянных объектов правовых исследований финансового  механизма. В науке финансового  права наблюдается отсутствие единства взглядов на природу и структуру  финансовых правоотношений.

Финансовое  правоотношение представляет собой  разновидность правовых отношений, поэтому оно обладает общими признаками любого правоотношения, но имеет и  характерные специфические особенности.  
Финансовые правоотношения — это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, возникающие по поводу денег в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований. 
Финансовое правоотношение, как и любое иное органически целое образование, имеет свою строго определенную структуру (состав). Одной из сторон финансовых правоотношений всегда выступает государство или муниципальное образование само непосредственно или в лице уполномоченных представителей. Другой стороной могут выступать различные государственные органы, организации, физические лица, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, иностранные государства, международные организации. В качестве объекта финансовых правоотношений всегда выступают деньги, аккумулируемые, распределяемые и используемые соответствующими субъектами для достижения общесоциальных целей и задач, а также денежные обязательства. 
 
Лучшему представлению о финансовых правоотношениях, пониманию их содержания и особенностей помогает их классификация. Финансовые отношения можно классифицировать по разным основаниям: по кругу участников, по способам государственной защиты, по длительности и др. 
В зависимости от структуры финансовой системы РФ финансовые правоотношения бывают: бюджетные; налоговые; по поводу функционирования финансов государственных и муниципальных предприятий, по поводу организации страхового дела, в области кредита и другие. 
В зависимости от объекта правового регулирования, финансовые правоотношения также могут быть материальными и процессуальными. 
 
В зависимости от способов реализации прав финансовые правоотношения подразделяются на регулятивные и охранительные.

Помимо рассмотренных видов  финансовые правоотношения могут быть подразделены по структуре их юридического содержания на: простые и сложные; по своему объекту – на имущественные  и неимущественные; по форме проявления — на двусторонние и многосторонние; по юридическому характеру взаимоотношений  участников - на вертикальные и горизонтальные.  
Существует множество мнений относительно сущности понятия «бюджет». Официальное определение данного термина закреплено в ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации: под бюджетом в Российском государстве принято понимать форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и  местного самоуправления.

 В самом общем виде бюджетные правоотношения могут быть определены как совокупность общественных отношений, урегулированных нормами БК РФ, которые отличаются от финансовых более узкой областью применения. Отметим, что прямого определения термина «бюджетные правоотношения» в законодательстве не закреплено.

В теории финансового права сосуществует множество мнений и взглядов относительно особенностей бюджетных правоотношений, например бюджетные правоотношения складываются не только на основании норм БК РФ.  
Также особенностью является то, что на определенных стадиях бюджетной деятельности в бюджетные правоотношения вовлекаются все субъекты бюджетного права. Возникают бюджетные правоотношения только на основе нормативного акта. По своей природе бюджетные правоотношения являются разновидностью процессуальных отношений и другие. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Конституция  Российской Федерации (принята  на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета  от 25 декабря 1993 г. N 237.

2. Гражданский  кодекс Российской Федерации.  – М.: ЗАО «ГроссМедиа Ферлаг», 2004. – 384 с.

3. Налоговый  кодекс Российской Федерации.  Часть 1. Часть 2. СПб.: «Издательский дом Греда», 2001.

  1. . Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 августа 1998 г. N 31 ст. 3823.

5. Федеральный  закон от 23 декабря 2003 г. N 181-ФЗ "О  внесении изменений и дополнений  в Федеральный закон "О банках  и банковской деятельности" // Собрание законодательства Российской  Федерации от 29 декабря 2003 г. N 52 (часть  I) ст. 5033

6. Федеральный  закон от 23 декабря 2003 г. N 180-ФЗ "О  внесении изменения в статью 69 Федерального закона "О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России)" // Собрание законодательства  Российской Федерации от 29 декабря  2003 г. N 52 (часть I) ст. 5032

7. Федеральный  закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О  валютном регулировании и валютном  контроле" // Собрание законодательства  Российской Федерации от 15 декабря  2003 г. N 50 ст. 4859.

8. Положение  ЦБ РФ от 5 января 1998 г. N 14-П "О  правилах организации наличного  денежного обращения на территории  Российской Федерации" // См.: Вестник  Банка России. 1998. N 1.

9. Винницкий Д. В. Категория "финансовая деятельность государства" в науке российского финансового права // Государство и право. - 2003. - N 2.

10. Финансовое право: Учебник / Отв. Ред. Н.И. Химчива. 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Юристъ, 2002 – 600 с.


Информация о работе Финансовые правоотношения: понятия, особенности, виды