Финансовое право: понятие, система и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 19:19, реферат

Описание работы

Общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, требуют правовой урегулированности, четкого закрепления прав, обязанностей, ответственности участвующих в них субъектов. Главная роль в этом принадлежит финансовому праву как одной из основных отраслей российского права.

Содержание работы

Понятие финансового права 2

Система финансового права 5

Источники финансового права 7

Функции финансового права 12

Принципы российского финансового права 13

Финансовое право в системе российского права: его особенности и связь с другими отраслями права 17

Список использованной литературы и Интернет-ресурсов 20

Файлы: 1 файл

реферат ПРАВО.docx

— 47.64 Кб (Скачать файл)

Распределение функций в области финансовой деятельности осуществляется на основе разделения законодательной (представительной) и исполнительной власти. Конституция РФ, исходя из этого принципа, определяет полномочия законодательных (представительных) и исполнительных органов власти. Так, Государственная Дума принимает законы по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного регулирования, денежной эмиссии (ст. 105, 106). К полномочиям Правительства относятся разработка проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения, обеспечение проведения единой финансовой, кредитной и денежной политики (ст. 114). Аналогично распределение функций на других уровнях законодательной (представительной) и исполнительной власти. 

Участие граждан РФ в финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления вытекает из положения Конституции РФ (ст. 32) о праве граждан РФ участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. 

Принцип гласности. Основы его установлены нормами Конституции РФ, требующими официального опубликования законов, что непосредственно относится и к законам, регулирующим финансовую Деятельность (ст. 15). Принцип гласности получил закрепление и в финансовом законодательстве (например, ст. 28, 36 БК РФ, ст. 5 НК РФ). 

Принцип плановости выражается в том, что деятельность государства и муниципальных образований по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов осуществляется на основе финансовых планов, разрабатываемых в соответствии с государственными и местными планами и программами, а также планами предприятий, организаций и учреждений. Формами финансовых планов являются, в частности, бюджеты разных уровней, внебюджетных фондов (ст. 71, 114, 132 Конституции РФ). Планирование финансов не только не противоречит принципам рыночных отношений, но и является необходимым для них, выступая важным элементом регулирования экономического и социального развития и управления финансами. 

Принцип законности означает необходимость строгого соблюдения требований финансово-правовых норм всеми участниками отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности. Он распространяется на государственные органы власти, органы местного самоуправления, предприятия, организации, учреждения, должностных лиц и граждан. Этот принцип вытекает из ст. 1 Конституции РФ, определившей Российскую Федерацию правовым государством. Он закреплен и в других статьях Конституции РФ (ст. 2, 15, 57 и др.). За нарушения норм финансового права применяются соответствующие меры ответственности.

 

Финансовое  право в системе  российского права: его особенности  и связь с другими  отраслями права

 

Финансовое  право на современном этапе входит в систему российского права  как одна из ее основных и активно  развивающихся отраслей. Являясь  самостоятельной отраслью, финансовое право имеет свой предмет регулирования, не свойственный другим отраслям права. Регулируемые им отношения отличаются спецификой содержания и целенаправленности, форм проявления. Для них характерна обязательная связь с функциями по образованию, распределению или использованию государственных (и муниципальных) денежных фондов (доходов), а также контролем за этими процессами. 

Такое содержание предмета финансового права  обусловливает и особенности  его метода регулирования, т. е. приемов, способов, средств юридического воздействия на поведение участников финансовых отношений, на характер взаимосвязей между ними. Основным, определяющим методом финансово-правового регулирования является императивный, проявляющийся во властных предписаниях со стороны органов государственной власти или местного самоуправления соответственно наделенным полномочиям. Такой метод свойственен и другим отраслям права, например административному. Но в финансовом праве он имеет специфику в своем конкретном содержании, связанном спредметом правового регулирования, а также с кругом органов, уполномоченных государством на властные действия. 

Особенности финансового права раскрываются полнее при его сопоставлении с другими отраслями права и отграничений от них. В связи с тем, что финансовое право распространяется на одну из областей деятельности государства, оно тесно соприкасается с конституционным и административным правом, охватывающими своим воздействием организацию и деятельность государства в целом. Имеется сходство и по видам государственной деятельности, на которые распространяется регулирование со стороны этих отраслей права.  

Конституционное право, являясь ведущей отраслью права, закрепляет основы организации  и деятельности представительных и  исполнительных органов власти. А  административное право регулирует общественные отношения в области  государственного управления, осуществляемого  органами исполнительной власти. Финансовое же право распространяется на оба этих вида государственной деятельности, поскольку финансовая деятельность может осуществляться и теми и другими органами. Конституционное право, помимо норм общего значения, содержит нормы, непосредственно относящиеся к финансовому праву, которые в нем и конкретизируются. Конституционное право закрепляет исходные начала как финансового права в целом, так и каждого финансово-правового института. Поскольку образование, распределение и использование государственных денежных фондов (доходов) в значительной части осуществляется в процессе государственного управления как деятельности органов исполнительной власти, финансовое и административное право используют сходные методы правового регулирования, главным образом метод властных предписаний.

Сходным может быть и круг субъектов финансового  и административного права. Однако при этом они различаются предметами регулирования. . 

Связь финансового права с муниципальным обусловлена комплексным характером последнего, концентрирующим в себе нормы многих отраслей права, регулирующие отношения, которые возникают в процессе формирования и деятельности органов местного самоуправления в целом. В их круг вошли и нормы финансового права, предметом которого являются отношения органов местного самоуправления в области их финансовой деятельности. 

Финансовое  право находится в тесной связи  с гражданским правом, поскольку в его предмет среди имущественных отношений входят и денежные отношения. Кроме того, государственные органы, в том числе финансово-кредитные, осуществляя государственное регулирование и управление в сфере финансов, одновременно выступают в качестве юридических лиц. Поэтому вместе с выполнением ими функций по мобилизации и распределению государственных и муниципальных денежных средств, они вступают и в отношения на основе договора (например, договор ссуды, договор хранения и др.). Для таких отношений характерно равенство, экономическая обособленность сторон, и в предмет финансово-правового регулирования они не входят. Нормы финансового права в данном случае устанавливают порядок мобилизации денежных средств в распоряжение государства этими органами, источники финансово-кредитных ресурсов, которыми они оперируют, порядок планирования процесса образования и распределения создаваемых ими денежных фондов, способы проведения контроля за финансовой деятельностью организаций и т. п. Во всех этих случаяхданные органы наделены властными полномочиями, необходимыми для выполнения их функций. 

Финансовое  право связано и с другими  отраслями российского права. Однако в рассмотренных случаях связь  между отраслями права наиболее заметна. Выяснение особенностей финансового  права, умение отграничить его от других отраслей права имеет существенное практическое значение, так как способствует четкой организации финансовой деятельности государства и муниципальных образований, помогает в необходимых случаях правильному применению юридических мер воздействия.7

 

Список  использованной литературы и Интернет-ресурсов

 
  1. Учебно-методический комплекс Н. И. Химичева, Е. В. Покачалова «Финансовое право». Издательство Норма, 2005.
  2. Учебное пособие. Н. Э. Павленко «Финансовое право» Издательство Дальневосточного университета, 2003.

    http://window.edu.ru/window/library/pdf2txt?p_id=18297&p_page=1

  1. Учебное пособие Е.Ю. Грачева Э.Д. Соколова «Финансовое право», Москва Юриспруденция ,2000.
  2. Статьи и научные работы по менеджменту, бухгалтерскому учету и финансам. Статья «Финансы и финансовая деятельность государства»

    http://cu-4.narod.ru/index.files/Menegment/Finpravo.htm

  1. Альбом схем под редакцией проф. А.Н. Козырина «Финансовое право России», Москва 2007

Информация о работе Финансовое право: понятие, система и функции