Финансовая система Российской Федерации: понятие, особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 18:38, курсовая работа

Описание работы

Финансовая система сегодня является предметом дискуссий и обсуждений. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать:
недостаточные темпы развития экономики;
диспропорции развития экономической системы;
отставание в адаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках;
излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс;
низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др.

Содержание работы

Введение..................................................................................................................... Глава 1. Понятие финансовой системы системы страны. Ее состав и структура..
1.1. Понятие финансовой системы................................................................
1.2. Состав и структура финансовой системы............................................... Глава 2. Анализ и характеристика элементов финансовой системы РФ...........
2.1. Финансы субъектов хозяйствования и их составление ….................
2.2. Государственные и муниципальные финансы и их составляющие...
2.3. Страхование как отдельная сфера финансовой системы РФ............. Глава 3. Направления изменений финансовой системы страны......................... Заключение.................................................................................................. Источники и литература.................................................................................

Файлы: 1 файл

Курсовая йц.doc

— 142.50 Кб (Скачать файл)

 Таким образом, на дискуссионный вопрос о составе сферы «финансы субъектов хозяйствования» можно дать ответ, что в эту сферу входят: финансы коммерческих организаций, финансы некоммерческих организаций и финансы предприятий без образования юридического лица.

 2.2.  Государственные и муниципальные финансы и их составляющие

  Важная роль, которую выполняет государство в области экономического и социального развития, приводит к необходимости централизации в его распоряжении части финансовых ресурсов. Формами их использования являются бюджетные и внебюджетные фонды, обеспечивающие потребности государства в решении экономических, политических , социальных задач.


 Государственный бюджет является ведущим звеном как системы государственных финансов, так и всей финансовой системы в целом. Его понятие многогранно.

 Государственный бюджет является самостоятельной экономической категорией, сущность которой проявляется через распределительную и контрольную функции.

 По социально – экономической сущности государственный бюджет является основным орудием перераспределения национального дохода и части национального богатства.

 По материальному содержанию – главный централизованный фонд денежных средств страны. 

 С правовой точки зрения государственный бюджет является основным финансовым планом страны, имеющим силу закона.

 Государственный бюджет – элемент воспроизводства рабочей силы, так как оно во многом зависит от расходов на образование, здравоохранение, социальное страхование и обеспечение. 

 В целом, под государственным бюджетом понимаются специфические денежные отношения, складывающиеся в государстве с физическими и юридическими лицами по поводу перераспределения национального дохода и частично, национального богатства в связи с образованием и использованием главного централизованного бюджетного фонда страны, предназначенного для финансирования экономики, социально-культурных мероприятий.

 Под доходами бюджета понимаются экономические отношения, складывающиеся у государства с хозяйствующими субъектами и физическими лицами в связи с формированием бюджетного фонда страны.

Доходы включают в себя обязательные безвозвратные платежи, поступающие в бюджет.

Под расходами государственного бюджета понимаются экономические отношения, складывающиеся в процессе распределения фонда денежных средств государства и его использования по отраслевому, целевому и территориальному значению.

На основе Закона РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. №1734-1 органы власти в рамках законодательства РСФСР могут образовывать целевые внебюджетные фонды. 3

 Государственные внебюджетные фонды создаются на базе соответствующих актов высшей власти, в которых регламентируется из деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направления использования денежных фондов.

 Внебюджетные фонды представляют собой составную часть финансовой системы РФ и обладают рядом особенностей:

-  запланированы органами  власти и управления и имеют  строгую целевую направленность;

- денежные средства фондов  используются для финансирования  государственных расходов, не включенных в бюджет;

-  формируются в основном  за счет обязательных отчислений  физических и юридических лиц;

 Внебюджетные фонды – это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования не включаемых в бюджет некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемые на основе оперативной самостоятельности строго в соответствии с целевыми назначениями фондов.

 Основными социальными и экономическими внебюджетными фондами являются:

- Пенсионный фонд Российской федерации

- Фонд социального страхования  Российской Федерации

- Государственный фонд  занятости населения Российской  Федерации

- Фонд обязательного медицинского  страхования

- Российский фонд технологического  развития и отраслевые внебюджетные  фонды НИОКР

- Фонд инвестирования  жилищного строительства 

 Многие авторы, вместе с финансами государственного бюджета и внебюджетных фондов выделяют такое звено как государственный кредит.

 Под государственным кредитом понимается совокупность экономических отношений государства с физическими и юридическими лицами, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

 Если государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, то оно является гарантом.

 Кредитные отношения, в которых государство выступает в качестве гаранта, не обязательно приводят к такому изменению. Если должник своевременно и в полном объеме выполняет свои обязательства, то гарант не несет никаких дополнительных затрат.

 Средства привлекаются государством на какой-либо определенный срок. Через определенный период времени заимствованная сумма должна возвращаться с процентами.

 Государственный кредит отличается от таких основных форм кредита, как банковский и коммерческий, обеспечением. При предоставлении банковского или коммерческого кредита в качестве обеспечения обычно выступают какие-либо конкретные ценности. При заимствовании средств государством обеспечением служит вся платежеспособность государства, всё имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо её доход.

  Регулирующая функция государственного кредита проявляется в том, что, вступая в кредитные отношения, государство воздействует на состояние денежного обращения, уровень ставок на финансовых рынках, а также на производство и занятость.

 Государственные займы образуются в результате деятельности государства в качестве заемщика. Государственные займы классифицируются следующим образом:

-В зависимости от субъектов  заемных отношений государственные  займы делятся на размещаемые  центральными и местными органами  управления.

-В зависимости от места  размещения – на внутренние  и внешние.

-В зависимости от срока  привлечения средств государственные займы подразделяются на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.

-В зависимости от характера  выплачиваемого дохода различают  процентные, выигрышные и беспроцентные (целевые) займы.

  По методам размещения займы бывают размещаемые на добровольной основе, по подписке и принудительно.

 Под управлением государственным кредитом понимается формирование одного из направлений финансовой политики государства, связанной с его деятельностью в качестве кредитора, заемщика и гаранта.

 Анализируя вышесказанное можно сделать вывод, что государственный кредит входит в состав финансов государственного бюджета. Так как государственный кредит представляет собой форму денежных отношений между государством, юридическими и физическими лицами, а также является перераспределителем дохода с образованием и использованием главного централизованного бюджетного фонда страны.

 Вавилов Ю.Я. в своей системе выделяет финансы государственных (унитарных, казенных) предприятий в сферу государственных и муниципальных финансов.  Он обосновывает это тем, что «без финансов государственных (унитарных, казённых) предприятий сфера государственных и муниципальных финансов не полная». Я считаю, что такое объяснение не достаточно, и не даёт права финансы государственных предприятий выделять в сфере государственных и муниципальных финансов, так как по закону это одна из организационно-правовых форм коммерческих организаций:

 «Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия».6

 Профессор Ковалёва В.В. в предложенной финансовой системе выделяет еще два звена в сфере государственные и муниципальные финансы: фонд страхования и фондовый рынок.

 Фонд страхования является одним из внебюджетных фондов и не ясна причина, по которой его можно выделить как отдельное звено.

  Фонд социального страхования Российской Федерации (ФССР) создан в целях обеспечения и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования Указом Президента Российской Федерации «О фонде социального страхования Российской Федерации» от 7 августа 1991 г.№822 и является самостоятельным государственным финансово-кредитным учреждением.2 Управление Фондом социального страхования РФ осуществляется Правительством РФ при участии общероссийских объединений профсоюзов.

 Положение о ФССР утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994г.№101. Этот документ регламентирует организацию и функционирование фонда.

    Средства фонда образуются за счет:

-Страховых взносов работодателей (администраций предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих  субъектов независимо от форм  собственности);

-Страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, а также осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию;

-Добровольных взносов  физических и юридических лиц.

-Ассигнований из федерального бюджета РФ;

-Прочих доходов.

 Страховые взносы не начисляются на: средства избирательных фондов кандидатов в депутаты федеральных органов государственной власти, представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, полученные и израсходованные на проведение избирательных компаний; доходы, полученные от избирательных комиссий; фонд оплаты труда иностранных физических лиц, привлекаемых на период реализации целевых социально-экономических программ жилищного строительства, создания, строительства и содержания центров профессиональной переподготовки военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей; выплаты по договорам гражданско-правового характера .

 Страховые взносы в ФССР регулируются постановлением Правительства Российской Федерации и уплачиваются: бюджетным учреждениям – один раз в месяц в срок, установленный для выплаты заработной платы за вторую половину месяца; всеми предприятиями и внебюджетными организациями – два раза в месяц в сроки, установленные для получения заработной платы как за первую, так и за вторую половину месяца; лицами, нанимающими отдельных граждан по договорам, - ежемесячно 5-го числа месяца, следующего за месяцем выплаты заработной платы; крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и родовыми (семейными) общинами малочисленных народов Севера с 1 января 1995г. – один раз в год не позднее 1 апреля следующего года.

Средства фонда направляются на:

 Выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, на погребение;

 Санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также на другие цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством;

Создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости фонда на всех уровнях;

Осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами фонда.

 Фондовый рынок — составная часть финансового рынка, на котором осуществляются операции с ценными бумагами.

 Фондовый рынок мало чем отличается от других видов рынков. Здесь тоже действуют продавцы, покупатели и посредники, проводятся реклама и маркетинговые исследования. Он  похож на рынок любого другого товара. Обычные товары производятся, а ценные бумаги выпускаются в обращение. Для всех рынков необходимо продвижение товара к покупателю, а для фондового рынка – продвижение ценных бумаг к инвестору. Основной этого рынка являются товарный рынок, деньги и капитал.

 Для того, чтобы владелец капитала смог принять участие в инвестировании, нужно иметь достаточный объем капитала. Такой объем капитала редко можно получить сразу. Обычно этому предшествует процесс накопления. Последний может выражаться в объединении небольших капиталов в один большой или в приумножении, приросте капитала. Еще одним вариантом накопления достаточного объема капитала может быть приобретение его взаймы на некоторое время с условием возвратности. Накопить капитал или получить его можно в финансовой сфере деятельности, на финансовых рынках.

  Бюджет нуждается в привлечении средств для покрытия дефицита. Для этого государство выпускает в обращение и продает государственные ценные бумаги, такие, как облигации государственного займа. Государство участвует в фондовых отношениях в качестве инвестора, сохраняя за собой контроль над отдельными отраслями или предприятиями путем приобретения пакетов акций акционерных предприятий или банков.

Информация о работе Финансовая система Российской Федерации: понятие, особенности