Финансовая система Российской Федерации: понятие, особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 18:38, курсовая работа

Описание работы

Финансовая система сегодня является предметом дискуссий и обсуждений. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать:
недостаточные темпы развития экономики;
диспропорции развития экономической системы;
отставание в адаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках;
излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс;
низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др.

Содержание работы

Введение..................................................................................................................... Глава 1. Понятие финансовой системы системы страны. Ее состав и структура..
1.1. Понятие финансовой системы................................................................
1.2. Состав и структура финансовой системы............................................... Глава 2. Анализ и характеристика элементов финансовой системы РФ...........
2.1. Финансы субъектов хозяйствования и их составление ….................
2.2. Государственные и муниципальные финансы и их составляющие...
2.3. Страхование как отдельная сфера финансовой системы РФ............. Глава 3. Направления изменений финансовой системы страны......................... Заключение.................................................................................................. Источники и литература.................................................................................

Файлы: 1 файл

Курсовая йц.doc

— 142.50 Кб (Скачать файл)

Автономная некоммерческая образовательная организация

высшего профессионального образования

«ВОРОНЕЖСКИЙ ЭКОНОМИКО - ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ»

(АНОО  ВПО  «ВЭПИ»)

 

 

 

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ

 

Направление «Финансы и кредит»

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

«Финансовая система Российской Федерации: понятие, особенности»

 

Дисциплина: «Финансовое право»

 

 

 

 

 
 

Выполнила:

студентка 2 курса, группа БЭ-121

очной формы обучения

А.С. Майорова

 

 

 

 

Научный руководитель:

И.С. Завьялова

 

   

 

 

 

 

 

Воронеж 2013

                                         

                                      ОГЛАВЛЕНИЕ

 

     Стр.                                                                                                                                                                                                   Введение.....................................................................................................................   Глава 1. Понятие финансовой системы системы страны. Ее состав и структура..

      1.1. Понятие финансовой системы................................................................

      1.2. Состав и структура финансовой системы............................................... Глава 2. Анализ и характеристика элементов финансовой системы РФ...........

          2.1. Финансы субъектов хозяйствования и их составление ….................

          2.2. Государственные и муниципальные финансы и их составляющие...

          2.3. Страхование как отдельная сфера финансовой системы РФ.............  Глава 3. Направления изменений финансовой системы страны......................... Заключение.................................................................................................. Источники и литература.................................................................................

 

 

 

 

 

 

 

                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            

                            

                                      

                                          ВВЕДЕНИЕ

 

   Финансовая система сегодня является предметом дискуссий и обсуждений. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать:

  • недостаточные темпы развития экономики;
  • диспропорции развития экономической системы;
  • отставание в адаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках;
  • излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс;
  • низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др.

Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена тем, что финансовое право а также источники финансового права получили широкое развитие в современной России, а также определяется необходимостью рассмотрения направлений развития финансовой системы Российской Федерации, что является одним из важнейших факторов экономического роста.

  Финансовая система занимает очень важное место в макроэкономике, так как экономическая жизнь страны в значительной мере зависит от ее состояния. В связи с этим необходимо осознавать всю важность этой системы, разбираться, каким образом действует ее механизм и как функционирует финансовая система РФ.

  Объектом курсовой работы является финансовая система Российской Федерации.

  Предметом курсовой работы является финансовые и экономические отношения, возникающие в процессе функционирования финансовой системы РФ между государством, муниципальными образованиями, хозяйственными субъектами и населением.

 Финансовая система представляет собой сгруппированные по определённому признаку финансовые отношения. Финансовые отношения, как таковые присутствуют практически повсеместно в нашей жизни. Так, они складываются между государством, с одной стороны, физическими и юридическими лицами, с другой; между двумя юридическими лицами, а также и между физическими лицами. Отсюда следует, что наши личные финансы, финансы домашних хозяйств (финансы населения) и семейный бюджет составляют определённую сферу финансовых отношений, т.е. входят в одно из звеньев финансовой системы.

  Именно поэтому, сегодня как никогда важно иметь представление о финансовой системе Российской Федерации, знать её структуру и следить за её изменениями, чтобы быть компетентным в данном вопросе.

  Целью представленной курсовой работы является анализ состояния финансовой системы РФ и рассмотрение направлений развития, а так же раскрытие сущности и структуры финансовой системы .

  Реализация поставленной цели предопределяет решение следующих задач:

- рассмотреть понятие  и сущность финансовой системы  в экономике;

- проанализировать современную  структуру финансовой системы РФ и ее состояние;

- выявить проблемы и  перспективы развития финансовой  деятельности РФ.

   Научную основу работы составили работы таких ученых как: Давыдова Л.В.,  Ершов М.В. , Караваева Н.П., Голайдо И. М., Полякова О.А., Ковалёва В.В.,Романовский М.В.

Нормативно-правовую основу работы составило действующее российское законодательство, Конституция РФ.

Структура работы включает введение, три главы, пять параграфов, заключение и список источников и литературы.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1.  ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ СТРАНЫ. ЕЁ СОСТАВ И СТРУКТУРА.

        

                           1.1.  Понятие финансовой системы

 

   Финансовая система представляет собой совокупность финансовых звеньев, призванных обеспечить государству осуществление своих политических и экономических функций, и состоит, с одной стороны, из государственных финансов, а с другой — из финансов частных предприятий, корпораций, монополий.

   Каждое звено финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений, а финансовая система в целом – это совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств.

    Финансы являются неотъемлемым элементом общественного производства на всех уровнях хозяйствования. Без финансов невозможно обеспечивать индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности. Такие потребности у хозяйствующих субъектов и государства обусловливают возникновение разнообразных видов финансовых отношений. Финансовые отношения складываются между государством, с одной стороны, юридическими и физическими лицами, с другой; между двумя юридическими лицами; между юридическими лицами, с одной стороны, и физическими лицами – с другой. Отношения между двумя физическими лицами в настоящее время некоторыми экономистами не признаются финансовыми, хотя появляются издания о личных финансах, финансах домашних хозяйств ,семейном бюджете.1

  При всём своём разнообразии финансовые отношения имеют некоторые общие черты, что позволяет объединять их в отдельные группы. Группировку финансовых отношений можно проводить по разным признакам, но наиболее обоснованной является классификация этих отношений в соответствии с объективными критериями. Финансовые отношения являются по своей природе распределительными, так как распределяют часть стоимости общественного продукта по субъектам. Именно субъекты формируют фонды целевого назначения в зависимости от их роли в общественном производстве. Поэтому наиболее приемлемым критерием классификации является роль субъекта в общественном производстве. В зависимости от этого критерия определяются способы организации финансов. Порядок образования и использования финансовых ресурсов и финансовых фондов.

 Сгруппированные по определенному признаку финансовые отношения образуют финансовую систему. Финансовые отношения при всём их многообразии можно объединить в отдельные, обособленные группы – сферы и звенья. Эти сферы и звенья тесно связаны между собой. Каждой группе финансовых отношений соответствуют денежные фонды, а соответствующие финансовые органы осуществляют управление этими отношениями и фондами.

  Таким образом финансовая система – это совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, связанных с ними денежных фондов и органов управления финансами.

  Финансовая деятельность государства - это осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны.

Характеризуя финансовую деятельность государства, необходимо подчеркнуть, что это особый вид государственной деятельности, поскольку ею занимаются органы государства всех трех ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной в пределах своей компетенции.

 Содержание финансовой деятельности государства выражается в многочисленных и разнообразных функциях в сфере образования, распределения и использования государственных денежных фондов (бюджетных и кредитных ресурсов; страховых денежных фондов; финансовых средств отраслей народного хозяйства и государственных предприятий). Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов Федерации (министерства, федеральные службы, федеральные агентства и т.д.) в рамках отнесенных к их компетенции отраслей или сфер управления.

                        Принципы финансовой деятельности:

Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления основана на определенных принципах, т.е. основополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности и целенаправленность. Основное содержание этих принципов определяется Конституцией РФ.

 Основными из них являются: федерализм, законность, гласность, плановость.

 Принцип федерализма в финансовой деятельности проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области финансов. Так, в ст.71 Конституции РФ зафиксировано, что в ведении Российской Федерации находятся: финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия, федеральные банки, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы; к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (ст.72 Конституции РФ).2

Принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.

 Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе и с помощью средств массовой информации, содержания проектов различных финансово-правовых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности и т.д.

  Принцип плановости означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово-плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных актах.

 Методы осуществления финансовой деятельности. Финансовая деятельность государства осуществляется различными методами. Как управляющая система финансовая деятельность проявляется в разнообразных методах. Их разнообразие зависит от многих факторов: субъекта взаимоотношений, условий аккумуляции и использования денежных средств.

 Методы осуществления финансовой деятельности в юридической литературе принято делить на две группы: методы собирания денежных средств и методы их распределения и использования.

Важнейший метод собирания денежных средств в государственные (федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации) и местные бюджеты - налоговый метод - метод установления налогов. В отличие от налогового метода, которому свойствен принудительный (обязательный) характер изъятия денежных средств, применяется также метод добровольных взносов - покупка государственных и муниципальных ценных бумаг, пожертвования, вклады в банки и т.д.

Информация о работе Финансовая система Российской Федерации: понятие, особенности