Европейский Центральный банк в институционной структуре Европейской банковской системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 13:20, доклад

Описание работы

Формирование Европейского экономического и валютного союза, механизма его функционирования и введение евро в наличное обращение на территории 16 государств – членов Европейского Союза (далее – ЕС или Союз) обозначили новый этап в развитии европейской интеграции. Двигаясь по пути создания внутреннего европейского рынка, государства – члены ЕС прошли трудный путь становления и развития новых экономических и финансовых отношений, качественно отличающихся от имевших место исторических примеров. Совершенные в 50-60-х годах прошлого столетия первые шаги по построению единого валютного рынка привели к созданию практически в начале века нынешнего мощной международной структуры – Европейского центрального банка (далее – ЕЦБ) и появлению новой международной денежной единицы – евро, которая стала бесспорным символом и венцом европейской валютной интеграции.

Файлы: 1 файл

ЕЦБ в европейской банковской системе.doc

— 156.00 Кб (Скачать файл)

15 Детальное сравнение ЕЦБ с существующими моделями построения центрального банка на примере немецкого Бундесбанка и Федеральной резервной системы США см.: Apel E. Central Banking Systems Compared: The ECB, the Pre-Euro Bundesbank and the Federal Reserve System (Routledge International Studies in Money and Banking. Vol. 20). New York, 2003.

16 См. подробнее об этом: Lastra R.M. The Division of Responsibilities between the European Central Bank and the National Central Banks within the European System of Central Banks // Columbia Journal of European Law. 2000. Vol. 6. N 2. P. 169-170.

17 Данный аспект сочетания функций валютного и пруденциального регулирования в рамках ЭВС см.: Panourgias L. Banking Regulation and World Trade Law: GATS, EU and Prudential Institution Building. Oxford, 2006. P. 159-198 (§ 2 “Monetary Policy and Bank Supervision” of Chapter IV “EC Internal Banking Market and Prudential Supervision”).

18 Об участии Союза и его институтов в международных финансовых организациях см.: Anderson R., di Mauro F. (eds.) The External Dimension of the Euro Area: Assessing the Linkages. Cambridge, 2007; Dyson K. (ed.) The Euro at Ten: Europeanization, Power, and Convergence. Oxford, 2008.

19 Большой объем, разнообразие видов и значимость актов, принимаемых ЕЦБ, позволили зарубежным ученым прийти к выводу о том, что в рамках права ЕС формируется его особая подсистема – право ЕЦБ. См.: Zilioli C., Selmayr M. The Law of the European Central Bank. Oxford, 2001. P. 83-131 (Chapter 3. The Making and Implementation of the ECB Law).

20 Принцип независимости в деятельности центральных банков издавна привлекал внимание западных ученых. Этой проблематике посвящены не только научные статьи, но и фундаментальные монографии: Bini Smaghi L. Central Bank Independence in the EU: From Theory to Practice // European Law Journal. 2008. Vol. 14. N 4. P. 446-460; Laurens B., Arnone M., Segalotto J.-F. (eds.) Central Bank Independence, Accountability, and Transparency: A Global Perspective. New York, 2009.

21 О мотивационных аспектах внедрения принципа независимости в деятельность центральных банков государств Европы см.: Smits R. Central Bank Independence and Accountability in the Light of EMU // Giovanoli M. (ed.) International Monetary Law: Issues for the New Millennium. Oxford, 2000; Dyson K., Marcussen M. (eds.) Central Banks in the Age of the Euro: Europeanization, Convergence, and Power. Oxford, 2009.

22 Согласно учредительным документам число институтов Союза является фиксированным и насчитывает 7 элементов. В отличие от институтов количество органов не является фиксированным, ибо они могут создаваться как учредительными документами ЕС, так и правовыми актами институтов Союза. Категория учреждений используется для обозначения тех ведомств Союза, которые созданы для выполнения специальных функций и обладают самостоятельной правосубъектностью в качестве юридических лиц. Институты и органы, напротив, статусом юридического лица не обладают, за исключением ЕЦБ. Аналогично органам Союза система его учреждений является открытой. Учреждения могут создаваться как учредительными документами ЕС, так и правовыми актами институтов Союза. См. об этом более подробно: Кашкин С.Ю. Право Европейского Союза. М., 2009.

23 См.: Cases 15/59, 29/59 Société Metallurgique de Knutange v. High Authority [1960] ECR 14; Case 138/79 SA Roquettes Fréres v. Council of the European Communities [1980] ECR 3333, § 25; Case 167/88 Association Générale des Producteurs de Blé et Autres Cereales (AGPB) v. Office National Interprofessionel des Céréales (ONIC) [1989] ECR 1653 § 29.

24 Единственным исключением является Европейский инвестиционный банк – ЕИБ (ст. 308 Договора).

25 В число членов Исполнительного комитета включаются также Президент и Вице-президент ЕЦБ. Каждый член Исполнительного комитета вправе участвовать в голосовании и располагает с этой целью одним голосом. Решения Исполнительного комитета принимаются простым большинством голосов. В случае равенства голосов голос Президента является решающим (ст. 11(5) Статута).

26 Official Journal of the European Communities. No. L 318, 27.11.1998. P. 1-3; No. L 24, 26.01.02. P. 1.

27 Official Journal of the European Communities. No. L 318, 27.11.1998. P. 4-7.

28 Official Journal of the European Communities, No. L 318, 27.11.1998. P. 8-19; No. L 269, 14. 10.09. P. 1-6.

29 В западной науке банковского права был даже предложен термин «подотчетная независимость» (accountable independence), сочетающий в себе оба вышеупомянутых принципа. Большая значимость рассматриваемого принципа косвенно подтверждается огромным вниманием к нему со стороны ученых, причем не только на уровне научных статей и очерков, а также и на уровне монографических исследований. См., например, Bovens M. Analysing and Assessing Accountability: A Conceptual Framework // European Law Journal. 2007. Vol. 13. N 4. P. 447-468; Quaglia L. Central Banking Governance in the European Union: A Comparative Analysis (Routledge Contemporary European Series). New York, 2008; Busuioc M. Accountability, Control and Independence: The Case of European Agencies // European Law Journal. 2009. Vol. 15. N 5. P. 599-615; Falaschetti D. Democratic Governance and Economic Performance: How Accountability Can Go Too Far in Politics, Law, and Business (Studies in Public Choice Series). Berlin, 2009.

30 Совет ЕС в составе министров экономики и/или финансов государств – членов ЕС именуется Экономическим и финансовым советом (ЭФС), или Экофином. В терминологии норм Маастрихтского договора, относящихся к ЭВС, ЭФС рассматривается как одна из формаций Совета ЕС (ст. 16(6)). Термин «формации» обозначает разные способы комплектования Совета ЕС в зависимости от предмета обсуждаемых и принимаемых им правовых актов и других мер.

31 Именно это обстоятельство дало возможность некоторым зарубежным ученым окрестить автономию ЕСЦБ как «независимость под наблюдением» (independence under observation). См.: Haan J., Eijffinger S., Waller S. The European Central Bank: Credibility, Transparency, and Centralization. London, 2005; Howarth D., Loedel P. The European Central Bank. New York, 2005; Kaltenthaler K. Policymaking in the European Central Bank: the Masters of Europe’s Money (Governance in Europe Series). Lanham, 2006; Scheller H. The European Central Bank – History, Role and Functions. Frankfurt, 2006.

32 ЭФС следует отличать от Экономического и финансового комитета (далее – ЭФК), учреждаемого для координации политики государств-членов в процессе развития внутреннего рынка. В состав ЭФК входят лица, назначаемые каждым государством-членом, Европейской комиссией и ЕЦБ. Каждый из вышеупомянутых субъектов вправе назначить не более двух членов ЭФК. Основной задачей ЭФК является наблюдение за экономической и финансовой ситуацией в государствах-членах и в Союзе в целом, а также за их взаимоотношениями с третьими странами и международными организациями (ст. 134 Договора).

33 В ряде национальных законов такие контакты формализованы в правовых нормах. В частности, согласно ст. 13(2)-(3) Устава Бундесбанка Германии 1997 г. (с последующими изменениями и дополнениями) члены Кабинета министров ФРГ имеют право присутствовать на заседаниях Управляющего совета Бундесбанка. Они не имеют права голоса, но могут вносить предложения. Кабинет министров обязан приглашать Президента Бундесбанка на свои заседания в том случае, когда на них рассматриваются вопросы валютной политики.

34 Ежегодный отчет представляет лично Президент ЕЦБ.

35 Гармонизированный рост индекса потребительских цен в государствах зоны евро должен колебаться в пределах 2%. Агрегат М3 как ключевой показатель «здоровья» финансовой системы объединяет совокупные величины наличной денежной массы, находящейся в обращении; деньги, находящиеся на счетах и во вкладах, а также долговые ценные бумаги, эмитированные финансовыми организациями. Рост агрегата М3 не должен превышать 4,5% в год.

36 Согласно ст. 340 Договора ЕЦБ в соответствии с принципами, являющимися общими для правовых система государств – членов ЕС, должен возмещать убытки, причиненные им самим или его сотрудниками при осуществлении своих функций.

37 Как справедливо отметил Суд ЕС, «Договор о создании ЕЭС (ныне Римский договор 1957 г. в редакции Лиссабонского договора 2007 г.), несмотря на то, что заключен в форме международного соглашения, представляет собой конституционный устав Сообщества (ныне Союза), основанный на верховенстве права, то есть концепции правового государства». См.: § 21 Opinion 1/91 (EEA Agreement) [1991] ECR I-6079.


Информация о работе Европейский Центральный банк в институционной структуре Европейской банковской системы