Европейский Центральный банк в институционной структуре Европейской банковской системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 13:20, доклад

Описание работы

Формирование Европейского экономического и валютного союза, механизма его функционирования и введение евро в наличное обращение на территории 16 государств – членов Европейского Союза (далее – ЕС или Союз) обозначили новый этап в развитии европейской интеграции. Двигаясь по пути создания внутреннего европейского рынка, государства – члены ЕС прошли трудный путь становления и развития новых экономических и финансовых отношений, качественно отличающихся от имевших место исторических примеров. Совершенные в 50-60-х годах прошлого столетия первые шаги по построению единого валютного рынка привели к созданию практически в начале века нынешнего мощной международной структуры – Европейского центрального банка (далее – ЕЦБ) и появлению новой международной денежной единицы – евро, которая стала бесспорным символом и венцом европейской валютной интеграции.

Файлы: 1 файл

ЕЦБ в европейской банковской системе.doc

— 156.00 Кб (Скачать файл)


ЕВРОПЕЙСКИЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК В  ИНСТИТУЦИОННОЙ СТРУКТУРЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ  БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ (ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ)

Формирование Европейского экономического и валютного союза, механизма его функционирования и введение евро в наличное обращение  на территории 16 государств – членов Европейского Союза (далее – ЕС или Союз) обозначили новый этап в развитии европейской интеграции. Двигаясь по пути создания внутреннего европейского рынка, государства – члены ЕС прошли трудный путь становления и развития новых экономических и финансовых отношений, качественно отличающихся от имевших место исторических примеров. Совершенные в 50-60-х годах прошлого столетия первые шаги по построению единого валютного рынка привели к созданию практически в начале века нынешнего мощной международной структуры – Европейского центрального банка (далее – ЕЦБ) и появлению новой международной денежной единицы – евро, которая стала бесспорным символом и венцом европейской валютной интеграции.

Интеграционные процессы в области  валютного регулирования привели к возникновению новых организационных структур, нового нормативно-правового комплекса, которые нуждаются в серьезном научном исследовании и осмыслении. К сожалению, в отечественной юридической литературе анализу вышеупомянутых процессов пока уделяется скромное внимание1. Что же касается правового статуса ЕЦБ и Европейской системы центральных банков (далее – ЕСЦБ), то он вообще не привлек сколь-нибудь заметного внимания со стороны ученых. Желая исправить это досадное недоразумение, автор поставила целью изучить юридическую природу, структуру и функции ЕЦБ; исследовать основополагающий принцип независимости ЕЦБ, определяющий его место и статус в иерархии институтов Союза; рассмотреть содержательные элементы принципа подотчетности ЕЦБ как краеугольного камня его взаимодействия с иными институтами, органами и учреждениями ЕС.

1) Юридическая природа, структура и функции Европейского центрального банка

 

Создание ЕЦБ и ЕСЦБ2 01 июня 1998 г. повлекло за собой два важнейших правовых последствия для всего ЕС. Во-первых, создание этих структур означало формирование новых органов в рамках ЕС, которые обладают всеми полномочиями по проведению валютной политики Союза, включая эмиссию единой денежной единицы – евро, а во-вторых, оно означало формирование системы центральных банков государств – членов ЕС, чья независимость от политического влияния значительно сильнее независимости любого другого органа валютного регулирования. ЕСЦБ включает в себя ЕЦБ и национальные центральные банки3 (далее – НЦБ) всех государств – членов ЕС. Правовой основой функционирования ЕЦБ и ЕСЦБ выступают Римский договор 1957 г. о функционировании Европейского Союза, вступивший в силу 01 января 1958 г. и Маастрихтский договор 1992 г. о Европейском Союзе, вступивший в силу 01 ноября 1993 г. В научной литературе данные договоры получили название учредительных документов. К настоящему времени оба документа дополнены и изменены целым рядом новых договоров, заключенных в рамках ЕС.

К числу последних относятся Амстердамский договор 1997 г., вступивший в силу 01 мая 1999 г.; Ниццский договор 2001 г., вступивший в силу 01 февраля 2003 г., и Лиссабонский договор 2007 г., вступивший в силу 01 декабря 2009 г., именуемые в научной литературе ревизионными договорами. Наиболее важное значение среди них имеет Лиссабонский договор, который заложил основы новой архитектуры Союза и, по сути, создал «новую» Европу4. Следует отметить, что Маастрихтский договор лишь упоминает ЕЦБ в числе других институтов ЕС (ст. 13(1)), но не раскрывает особенности его правового статуса. Соответствующие положения закреплены в Отделе 6 «Европейский центральный банк» Главы 1 «Институты» Раздела I «Институционные положения» Части 6 «Институционные и финансовые положения» Римского договора (далее – Договор). Другим важнейшим документом, относящимся к исследуемой проблематике, выступает Статут ЕСЦБ и ЕЦБ (далее – Статут), утвержденный Протоколом № 18, являющимся ныне приложением к обновленной консолидированной версии Договора5.

И система вышеупомянутых договоров, и Статут выступают как юридические акты первичного законодательства ЕС (primary community legislation). Наряду с ними к актам, регулирующим правовой статус и функционирование ЕСЦБ и ЕЦБ, относится целая группа актов вторичного законодательства ЕС (secondary community legislation), которые включают регламенты (regulations), решения (decisions), рекомендации (recommendations) и заключения (opinions) ЕЦБ6, а также интрасистемные соглашения в рамках ЕСЦБ по внутренним вопросам между ЕЦБ и НЦБ. Кроме этого, ст. 14(3) Статута упоминает «указания и инструкции» (guidelines and instructions), которые ЕЦБ имеет право применять к центральным банкам государств – членов ЕС, входящих в ЕСЦБ. Наряду с уже упомянутыми актами, вторичное законодательство ЕС включает также три регламента, принятых Советом ЕС, о минимальных резервах, сборе статистической информации и санкциях, которые ЕЦБ может налагать. Подробнее об их применении будет сказано ниже.

Валютная и экономическая  интеграция в рамках ЕС прошли три  стадии в своем развитии7. Все три стадии ознаменовали собой различные этапы создания и функционирования Экономического и валютного союза (далее – ЭВС) государств – членов ЕС, первый из которых охватывал период с 01 января 1988 г. по 31 декабря 1993 г. и базировался на еще не обновленной версии Римского договора 1957 г. Первая стадия в развитии ЭВС предполагала широкое сотрудничество между центральными  банками государств-членов по различным аспектам валютной политики и между правительствами государств-членов по вопросам экономической политики. Вторая стадия охватывала период с 01 января 1994 г. по 31 декабря 1998 г. и означала переход к еще более тесному сотрудничеству во всех областях валютной и экономической политики, а также создание новой структуры – Европейского валютного института (далее – ЕВИ)8, основной задачей которого стала подготовка к третьей стадии ЭВС и созданию ЕЦБ.

С момента создания ЕЦБ  ЕВИ прекратил свое существование  и был ликвидирован. Часть его  функций перешла к ЕЦБ, и это главным образом касалось его полномочий в отношении тех государств, которые не участвуют в так называемой «зоне евро». Третья (и последняя) стадия в развитии ЭВС началась 01 января 1999 г. Именно в рамках третьей стадии произошло введение в наличный оборот единой денежной единицы – евро – с 01 января 2002 г. на территории 12 государств – членов ЕС. К сожалению, не все государства – члены ЕС смогли осуществить переход к единой европейской валюте, ибо он сопровождался жесткими требованиями, касающимися конвергенции и общих показателей в развитии экономики в государствах-членах, а также касающимися соответствия положений национального законодательства положениям Договора о создании ЭВС и положениям Статута ЕСЦБ и ЕЦБ. Кроме этого, правовые нормы предусматривают, что государство, входящее в ЕС, может отказаться от введения евро на своей территории, то есть реализовать так называемое право выбора (opt-out)9.

В настоящее время вне  зоны евро остаются 11 государств – членов ЕС. Для более тесных контактов таких государств с ЭВС в рамках ЕЦБ был создан третий орган, наделенный властными полномочиями, а именно, Генеральный совет (General Council) ЕЦБ (ст. 44 и 50 Статута), состоящий из Президента и Вице-президента ЕЦБ, а также глав центральных банков всех государств – членов ЕС, включая и не входящие в зону евро. Основной задачей Генерального совета выступает обеспечение безболезненного перехода к единой европейской валюте всех государств – членов ЕС посредством более тесных контактов органов валютного регулирования зоны евро и центральных банков не входящих в нее государств. Наличие Генерального совета в структуре органов ЕЦБ носит временный характер, но очевидно, основная тяжесть ложится на его плечи при принятии в ЕС новых членов по обеспечению введения единой европейской валюты на их территории.

Институционная структура ЕСЦБ и ЕЦБ выглядит следующим образом. В структуру ЕСЦБ входят вновь созданный ЕЦБ и ранее существовавшие НЦБ всех государств-членов. Хотя последние сохраняют свою первоначальную организационно-правовую форму будь то в виде частной компании или в виде государственного учреждения, тем не менее, их уставы должны соответствовать требованиям европейского права, в особенности в отношении их независимого статуса. Акции, составляющие акционерный капитал ЕЦБ, находятся в собственности НЦБ (ст. 28(2) Статута). Капитал ЕЦБ формируется НЦБ всех государств – членов ЕС. В настоящее время он составляет 5 760 652 408 евро. Квота каждого НЦБ рассчитывается исходя из показателя (доли) численности населения и ВВП данного государства-члена в общей численности населения и ВВП Союза в целом10. В силу того, что большинство центральных банков государств – членов ЕС принадлежит самим государствам (большая доля государственного участия есть и в центральных банках, функционирующих в форме частных компаний)11, такая структура капитала ЕЦБ приводит к тому, что косвенными владельцами ЕЦБ выступают правительства государств – членов ЕС.

Однако, несмотря на то, что ЕЦБ выступает как общая дочерняя организация центральных банков государств-членов,  последние обязаны подчиняться решениям ЕЦБ, принятым в рамках его предметной компетенции как основного структурного звена ЕСЦБ. Это ясно следует из текста ст. 14(3) Статута, которая объявляет НЦБ составной частью ЕСЦБ и требует от них подчинения указаниям и инструкциям ЕЦБ. Как уже упоминалось ранее, указания и инструкции являются особыми юридическими актами, которые Управляющий совет (Governing Council) и Исполнительный комитет (Executive Board) как основные структурные звенья ЕЦБ могут принимать в отношении НЦБ. В отдельных случаях ЕЦБ может предъявить иск к НЦБ, не выполняющему своих обязательств согласно Статуту, в Суде ЕС (ст. 271(d) Договора и ст. 35(6) Статута). Согласно ст. 35(6) Статута Суд ЕС уполномочен выносить решения по делам, которые касаются исполнения НЦБ обязанностей, возложенных на них согласно Договору и Статуту. Если, по мнению ЕЦБ, НЦБ не выполнил какую-либо из вышеупомянутых обязанностей, то ЕЦБ выносит мотивированное заключение по этому делу, предварительно дав возможность заинтересованному НЦБ представить свои замечания. Если заинтересованный НЦБ не приведет свои действия в соответствии с таким заключением в пределах срока, установленного ЕЦБ, то последний может обратиться в Суд ЕС.

Вне рамок ЕСЦБ НЦБ продолжают функционировать в своем первоначальном качестве, например, как компетентные органы пруденциального банковского надзора за деятельностью кредитных организаций на территории того или иного государства. Управляющий совет может, однако, установить своим решением, принятым большинством в 2/3 голосов, что какой-либо НЦБ выполняет функцию, входящую в компетенцию ЕСЦБ. В этом случае положения национального законодательства, регулирующие такую функцию, не подлежат применению (ст. 14(4) Статута). Таким образом, Статут предусматривает своего рода инвертивную структуру группы в отношении ЕСЦБ, когда материнские компании контролируются их общей дочерней организацией, в управление которой они, однако, глубоко вовлечены.

При осуществлении своих  задач и функций ЕЦБ и НЦБ  должны руководствоваться решениями Управляющего совета или Исполнительного комитета. Управляющий совет является высшим органом ЕЦБ, именно он принимает основные решения в области европейской валютной политики (ст. 12(1) Статута). Он включает в свой состав Исполнительный комитет и глав НЦБ государств, входящих в зону евро (ст. 283(1) Договора и ст. 10(1), 42(4) Статута). Исполнительный комитет как исполнительный орган отвечает за претворение в жизнь валютной политики, выработанной Управляющим советом, и осуществляет текущее руководство ЕЦБ. Исполнительный комитет состоит из Президента, Вице-президента и четырех членов, которые назначаются на уровне ЕС. Каждому члену Управляющего совета ЕЦБ принадлежит один голос, решения принимаются простым большинством голосов, за несколькими исключениями (ст. 10(2) Статута). Эти исключения касаются решения финансовых вопросов (формирования капитала ЕЦБ, передачи валютных резервов от НЦБ к ЕЦБ, распределения валютного дохода НЦБ, а также прибылей и убытков ЕЦБ)12.

Еще одно исключение из принципа голосования простым большинством голосов касается одобрения «других инструментов валютного контроля», прямо не обозначенных в Статуте, либо внесения поправок в текст действующего Статута. Такие решения принимаются единогласно (ст. 40(3) Статута)13. Право голоса осуществляется лично. Для того чтобы Совет управляющих имел возможность проводить голосование, устанавливается кворум в 2/3 членов, имеющих право голоса. Если кворум не достигнут, то Президент ЕЦБ вправе созвать внеочередное заседание, на котором решения могут приниматься при отсутствии данного кворума. Заседания Управляющего совета проводятся не реже 10 раз в год и являются конфиденциальными (ст. 10(4) и 10(5) Статута). Следует отметить, что и в Управляющем совете, и в Исполнительном комитете Президент ЕЦБ обладает правом решающего голоса (ст. 11(5) Статута).

Как уже упоминалось  ранее, Управляющий совет состоит  из членов Исполнительного комитета (6 человек) и управляющих НЦБ государств – членов ЕС, денежной единицей которых  является евро (в настоящее время 16 человек). Согласно ст. 10(2) Статута  каждый член Управляющего совета располагает одним голосом. Со дня, когда количество членов Управляющего совета превысит 21 (в настоящее время оно составляет 22 человека), каждый член Исполнительного комитета располагает одним голосом, а число управляющих НЦБ, располагающих правом голоса, составляет 15. Эти голоса предоставляются и подвергаются ротации в следующем порядке. Со дня, когда число управляющих НЦБ превысит 15, и до тех пор, пока оно не достигнет 22, управляющие НЦБ распределяются на две группы исходя из классификации по размеру доли государства-члена соответствующего НЦБ в совокупном ВВП и в совокупном объединенном балансе валютно-финансовых институтов государств – членов ЕС, денежной единицей которых является евро. Долям в совокупном ВВП и в совокупном объединенном балансе валютно-финансовых институтов придается вес, равный соответственно 5/6 и 1/6. Первая группа состоит из 5 управляющих, а вторая группа – из остальных управляющих. Частота осуществления прав голоса управляющих, принадлежащих к первой группе, должна быть не ниже той, с которой осуществляются права голоса управляющих, принадлежащих ко второй группе. При соблюдении вышеизложенного первой группе отводятся 4 голоса, а второй группе – 11 голосов.

В свете вышеизложенного  необходимо пояснить еще один термин, широко употребляемый в европейском банковском и валютном законодательстве, а именно, термин «евросистема» (Eurosystem)14. Этим термином обозначают структуру, в которую входят ЕЦБ и НЦБ зоны евро. Очевидно, что в этом контексте Евросистема выглядит как часть ЕСЦБ (или как ее подсистема). НЦБ, не входящие в Евросистему, продолжают осуществлять свои полномочия в области валютной политики в соответствии со своим национальным законодательством и требованием о координации такой политики в рамках ЕСЦБ (ст. 43 Статута).

Информация о работе Европейский Центральный банк в институционной структуре Европейской банковской системы