Доходы бюджета от ВЭД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 20:22, реферат

Описание работы

Цель работы – изучить теоретические аспекты формирования доходов от внешнеэкономической деятельности бюджета РФ, выбрать основные направления совершенствования формирования доходов бюджета от внешнеэкономических связей. Теоретической основой послужили труды современных экономистов, финансистов, материалы периодической печати. В результате исследования изучены теоретические основы формирования доходов бюджета от внешнеэкономической деятельности в современных условиях, исследована действующая практики формирования доходов бюджета от внешнеэкономической деятельности, определены основные направления совершенствования формирования доходов бюджета от внешнеэкономических связей.

Содержание работы

Введение
5
1 Теоретические основы формирования доходов бюджета от внешнеэкономической деятельности в современных условиях

7
1. 1 Экономическая сущность, роль и значение доходов бюджета от внешних экономических связей для экономики России
7
1. 2 Содержание и источники формирования доходов бюджета от внешних торговых и неторговых операций
10
2 Исследование действующей практики формирования доходов бюджета от внешнеэкономической деятельности (на примере бюджета РФ)
13
2. 1 Анализ формирования налоговых и неналоговых доходов бюджета
13
2. 2 Формирование налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности

17
2. 3 Оценка неналоговых доходов
21
3 Основные направления совершенствования формирования доходов бюджета от внешнеэкономических связей

27
3. 1 Пути оптимизации доходов бюджета от внешнеэкономической деятельности
27
3. 2 Направления и пути увеличения доходов бюджета от внешнеэкономических операций
30
Заключение
34
Список использованных источников
36
Приложение А

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 226.50 Кб (Скачать файл)

Этот налог используется в более чем 40 странах мира, однако в большинстве из них на товары, по которым имеет место перепроизводство в стране.

Плательщики налога -  предприятия и организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, в том числе международные объединения и иностранные юридические лица, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность на территории РФ.

Объектом  налогообложения, служат обороты по реализации товаров

(работ и  услуг), в том числе продукция  производственно-технического назначения. Объектом обложения являются импортные товары, ввозимые на территорию РФ. НДС уплачивается в рублях и зачисляется в доход федерального бюджета.

Сумма НДС  по товарам, облагаемым таможенными  пошлинами и акцизами, рассчитывается с общей суммы таможенной стоимости, таможенных пошлин и акцизов; по товарам, не облагаемым акцизами и пошлинами, только с суммы таможенной стоимости.

По товарам, ввозимым на территорию РФ, ставки такие  же, как и для отечественных товаров.

От уплаты НДС освобождаются:

- импортное оборудование и приборы для научно-исследовательских работ;

- технические  средства для реабилитации инвалидов  (включая автомототранспорт);

- медикаменты  и медицинская техника, а также  сырье и комплектующие изделия для их производства;

- товары, ввозимые в Россию в качестве гуманитарной помощи;

- аренда служебных  и жилых помещений иностранными  гражданами и

юридическими  лицами при условии, что подобная льгота предусмотрена в отношении российских граждан и юридических лиц либо в национальном законодательстве их стран, либо в международных договорах;

- товары, экспортируемые непосредственно предприятиями изготовителями, экспортируемые услуги и работы, а также услуги по транспортировке, погрузке, разгрузке экспортируемых товаров и при транзите иностранных грузов через территорию РФ.

НДС уплачивается декларантом либо иным лицом, определяемым нормативными актами по таможенному делу, одновременно с уплатой других таможенных платежей, т.е. до или в момент принятия грузовой таможенной декларации.

В соответствии с принятыми дополнениями к Закону РФ «О налоге на добавленную стоимость» при реализации товаров (работ, услуг) на территории России иностранными предприятиями, состоящими на учёте в налоговых органах РФ, НДС должен уплачиваться в бюджет российскими предприятиями-контрагентами за счет средств, перечисляемых иностранным приятием или другим лицом, указанным этим иностранным предприятием.

При этом после уплаты налога российскими предприятиями иностранные предприятия имеют право на возмещение сумм НДС, фактически уплаченных в бюджет при ввозе товаров, а также материальных ресурсов производственного назначения на территорию РФ.

Поступления НДС в федеральный бюджет составят:

в 2008 г. — 2 168,5 млрд. руб., в том числе НДС на товары, ввозимые на территорию РФ 872,3 млрд. руб.;

в 2009 г. - 2 797,6 млрд. руб., в том числе НДС на вары, ввозимые на территорию РФ 1 006,4 млрд. руб.;

в 2010 г. — 3 221,7 млрд. руб., в том числе НДС на товары, ввозимые на территорию РФ 1 149,4 млрд. руб.

Ещё более важно –  создание новой системы управления нефтегазовыми ресурсами страны. Эта система предполагает в новом трёхлетнем бюджете разделение всех доходов на две части, на нефтегазовые доходы, остальные не нефтегазовые доходы, и концентрация их на двух различных счетах. Из всех доходов, поступающих от всех налогоплательщиков, будет формироваться специальный счёт «нефтегазовый доход».

При этом к таким доходам  предусмотрено отнести:

- налог на добычу нефти;

- налог на добычу  газа и экспортные пошлины  на нефть, газ и нефтепродукты.

Кроме того, Минфин предлагает, чтобы к таким доходам были причислены: прибыль нефтегазовых компаний, прибыль газовых компаний, прибыль компаний нефтепереработки и дивиденды этих компаний, поскольку эти доходы имеют нефтегазовую природу. Именно эти доходы вели себя непредсказуемо все предшествующие годы.

Однако с учётом возможности  администрирования этих доходов  в це-

лях упрощения было принято  решение на  этом этапе не относить к нефтегазовым доходам прибыли  компаний и дивиденды. В 2007 г. это  примерно 200 млрд. руб. Для федерального бюджета – это небольшая сумма. Тем более что в ближайшие годы ожидается снижение прибыли этих компаний.

 

2. 3 Оценка неналоговых  доходов

 

Неналоговые (нетарифные) доходы бюджета от внешнеэкономической  деятельности формируются за счёт продажи лицензий, предоставления квот.

Лицензирование и предоставление квот направлены на защиту инте- ресов  национальной экономики.

Лицензирование предполагает, что  на экспорт или импорт отдельных  товаров необходимо получать у соответствующего государственного органа специальное разрешение (лицензию). С помощью лицензирования осущест- вляется государственная монополия на экспорт или импорт отдельны видов

товаров.

Лицензией является официальный документ, который разрешает осуществление экспортных или импортных операций в течение установлен- ного срока. Лицензии могут быть разовыми и генеральными. Разовая лицен- зия выдается для осуществления экспортной или импортной операции по од- ному контракту на срок до 12 месяцев. Генеральная лицензия выдается на основании решения Правительства РФ на каждый вид товара на определён- ный срок.

Лицензии  выдаются федеральным органом исполнительной влас- ти, на который Правительством РФ непосредственно возложены координа- ция и регулирование внешнеторговой деятельности как правило, после сог- ласования с соответствующими министерством и ведомствами или их территориальными органами.

Лицензии  выдаются на бланках, изготовленных  на специальной за- щищённой от подделок бумаге на основании заявлений, представленных на типовых бланках.

Перечни лицензируемых  товаров (работ, услуг) устанавливался фе- деральным законодательством. В настоящее время список товаров, устанав-

ливается федеральным законодательством. В настоящее время список това- ров, экспорт и/или импорт которых подлежит лицензированию включает:

- товары с содержанием драгоценных металлов, драгоценных кам- ней, янтаря, изделий из них;

- лекарственные средства и фармацевтические субстанции;

-  радиоактивные вещества и изделия на их основе;

- ядерные материалы, оборудование и соответствующие технологии;

- товары (материалы,  оборудование и технологии) двойного приме-  нения, т.е. товары, которые имеют мирное назначение, но могут быть при- менены для создания ядерного, химического, бактериологического и дру-

гих видов  оружия;

- возбудители заболеваний (патогенов) человека, животных и расте- ний;

- опасные отходы;

- порохи промышленного применения, взрывчатые вещества, сред- ства взрывания и пиротехнические изделия;

- озоноразрушающие вещества и продукты, содержащие их;

- наркотические средства, сильнодействующие и ядовитые вещест- ва;

- шифровальные средства (техника, части для нее, пакеты программ, документация);

- спирт этиловый и водка (только импорт).

Другим инструментом прямого количественного ограничения является квотирование (контингентирование).

Квоты - это ограничения в стоимостном или физическом выраже- нии, вводимые на импорт или экспорт конкретных товаров на определён- ный период времени (например, год, полугодие, квартал и другие перио- ды). В эту категорию входят глобальные квоты, квоты, действующие в от-

ношении отдельных  стран, сезонные и так называемые «добровольные» ограничения экспорта. Добровольные ограничения экспорта означают обя- зательство одного из государств-партнеров или взаимное обязательство ог- раничить торговлю путем введения квот на экспорт товаров. Специфика этого вида торговых ограничений состоит в том, что торговый барьер, защи- щающий страну-импортёра, вводится на границе экспортирующей, а не им- портирующей страны.

Меры прямого  ограничения экспорта и импорта  могут вводиться в исключительных случаях Правительством Российской Федерации. Как ска- зано в ст. 15 Закона «О государственном регулировании внешнеторговой

деятельности»: «Экспорт из Российской Федерации и импорт в Российскую Федерацию осуществляется без количественных ограничений».

Исключительными случаями, когда могут быть введены  количествен- ные ограничения, являются:

- обеспечение национальной безопасности Российской Федерации;

-  выполнение  международных обязательств Российской  Федерации с учётом состояния на внутреннем товарном рынке;

- защита внутреннего рынка Российской Федерации от импорта товаров, когда наносится существенный ущерб отечественным производителям аналогич- ных товаров.

Меры прямого  ограничения экспорта/импорта, а  также другие защитные меры вводятся в соответствии с общепризнанными норами международного пра- ва. В соответствии с российскими законами процедура их введения предусматри-вает следующие обязательные действия.

Во-первых, обязательно  проводится расследование всех обстоятельств, связанных с введением защитных мер. Расследованием занимается специальная комиссия при Правительстве РФ с привлечением необходимых организаций и специалистов. Расследование может быть начато на основании поручения Пра-

вительства или заявления органа исполнительной власти субъекта РФ, или заявления производителя или объединения производителей, чьё совокупное производство подобных товаров или товаров, непосредственно конкурирующих с импортируемыми, составляет более 50% общего внутреннего производства таких товаров. Расследование проводится в течение не более двух меся- цев со дня принятия заявления. О начале такого расследования уведомляет- ся соответствующий орган иностранного государства или орган таможен- ной территории с указанием товара, доказательств наличия ущерба или уг- розы его причинения, конкретной предлагаемой защитной меры, срока её введения, а также готовности провести консультации по этим вопросам.

Во-вторых, по результатам  проведенного расследования составляется доклад федерального органа исполнительной власти, ответственного за координацию внешнеэкономической деятельности. Процедура введения защитных мер - гласная с официальным опубликованием в правительствен- ном издании решения правительства о введении защитной меры. Решения правительства принимаются и публикуются не позднее чем за 3 месяца до введения такого рода ограничений с указанием общего количества и стоимости товаров, подпадающих под ограничение.

Срок действия защитной меры, её досрочная отмена или продление, а также все изменения устанавливаются Правительством Российской Феде- рации с учётом международных обязательств Российской Федерации.

Распределение квот и выдача лицензий при установлении количест- венных ограничений осуществляются, как правило, путем проведения конкурса или аукциона или в порядке фактического проведения операций по экспорту или импорту до суммарного исполнения квоты с предоставлением преимущественного права организациям-изготовителям. Порядок проведения конкурса или аукциона устанавливается Правительством РФ. Не до- пускаются ограничения числа участников такого конкурса или аукциона и

их дискриминация  по признакам форм собственности, места  регистрации, положения на рынке.

Среди мер  нетарифного регулирования ВЭД  можно выделить катего- рию мер, связанных  с выполнением таможенных или  административных формальностей. Одной из разновидностей таких мер, направленных на огра- ничение ввоза, являются импортные налоги и депозиты.

К числу импортных  налогов (не следует их смешивать с импортны- ми пошлинами) относятся:

- пограничный налог, которым облагаются товары за факт пересече- ния границы;

- сборы, связанные с оформлением документов на таможне, тамо- женным досмотром товара, проверкой его качества;

- другие сборы (портовые, статистические, фитосанитарные и т.п.).

Особую разновидность  импортного налога представляют скользящие импортные сборы, широко применяемые в ЕС в качестве протекционистской меры в аграрном секторе. По характеру действия скользящие импортные сборы близки к таможенным пошлинам, но в отличие от них их уровень постоянно меняется в зависимости от соотношения внутренних и мировых цен на сельскохозяйственную продукцию.

Импортные депозиты представляют собой денежный залог под оплату таможенных пошлин, который импортёр должен внести в местной или иностранной валюте в уполномоченный банк перед закупкой иностранного товара. Сумма импортного депозита устанавливается в виде определенного соотношения к стоимости импортируемого товара.

Одной из разновидностей административных и таможенных фор- мальностей является сертификация ввозимых товаров и услуг. Ввозимые на территорию Российской Федерации товары должны соответствовать техни- ческим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным и экологическим

стандартам  и требованиям, установленным в РФ. Запрещается ввоз товаров, которые не соответствуют указанным выше стандартам и требованиям, не имеют сертификата, маркировки или знака соответствия в предусмотренных законодательством случаях, запрещены к использованию как опасные потребительские товары, которые имеют дефекты, представляющие опас- ность для потребителей. Порядок сертификации ввозимых товаров регули- руется законом РФ «О сертификации продукции и услуг» и иными правовы- ми актами.

Информация о работе Доходы бюджета от ВЭД