Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2014 в 13:14, реферат
Актуальность данной курсовой работы обусловлена тем, что демографическая ситуация в стране непосредственно связана с ее национальной безопасностью.
«Демографическая яма», в которой оказалась Россия, является угрозой стабильного функционирования общества. Это ведет к серьезным рискам в различных сферах: экономической, социальной, политической и даже геополитической.
При аналогичном вопросе в отношении мигрантов из Молдавии ответы выглядели следующим образом: положительно — 36%, безразлично — 34%, отрицательно — 25 %.
В то же время к приезжей семье мигрантов из Закавказья положительное отношение выразили — 19%, безразличное — 24%, отрицательное — 53%; из Средней Азии — 16%, 23% и 56%; с Северного Кавказа — 14%, 20% и 60%, соответственно.
Результаты этого весьма репрезентативного опроса говорят далеко не в пользу внутренней миграции. К сожалению, именно по отношению к гражданам России, мигрирующим с Северного Кавказа, было получено больше всего отрицательных ответов. Справедливо предположить, что такой срез общественного мнения свидетельствуют о потенциально конфликтном фоне указанных внутренних миграций.
В качестве второго примера негативных последствий внутренней миграции, уместно привести драматический отток населения из регионов Сибири и Дальнего Востока.
Некоторые аналитики сообщают, что население сибирской и дальневосточной части России за последние 20 лет сократилось на 2 миллиона человек. Причиной такого нерадостного положения дел называется внутренняя миграция в западную и центральную части РФ.
Сравнив данные трех последних переписей, мы можем констатировать, что с момента проведения последней советской переписи населения до переписи 2010 г. в одном только ДФО население уменьшилось почти на 1,7 млн. человек или более чем на 20%: с 7,94 млн. в 1989 г. до 6,29 млн. в 2010 г.
В данном случае, речь идет о постоянном населении, в состав которого не входят легальные и нелегальные мигранты.
Измерить число последних и вовсе не представляется возможным (при существующем подходе к формированию миграционной статистики), однако само наличие инокультурного миграционного фактора на российских территориях, теряющих население, лишь обостряет проблему исхода коренных жителей с дальних рубежей России.
Составляя более трети (36%) общероссийской территории, дальневосточный регион населен лишь 4,4 % населения. Для полноты демографической картины ДФО добавим к этому естественную убыль, исчисляемую шестизначными значениями.
При этом наибольшие потери населения понесли северные субъекты Федерации: Чукотский автономный округ, Камчатский край, Магаданская и Сахалинская области. В общем сокращении численности населения на Дальнем Востоке на их долю пришлось 873 тысячи человек (49%)».9
Третий пример деструктивного влияния внутренней миграции относится к Северному Кавказу.
Не так давно общество в очередной раз потрясла целая серия сообщений о непростых межнациональных отношениях в Ставропольском крае. В общероссийском масштабе это наиболее ярко подтверждается приведенными выше результатами социологического опроса, проведенного Фондом «Общественное мнение».
Как известно, регион граничит с рядом северокавказских республик и является реципиентным для значительного числа мигрантов, пребывающих с территории Северного Кавказа. При обсуждении сложившейся ситуации не редко звучат тревожные оценки сложившейся межнациональной обстановки и обвинения в адрес местных властей и правоохранителей, что, на наш взгляд, от части обоснованно.
Однако в большинстве подобных дискуссий даже не упоминается, пожалуй, главный фактор изменения этнического баланса в Ставропольском крае — демографический.
В 4 республиках Северного Кавказа (Чечне, Ингушетии, Дагестане, Кабардино-Балкарии) проживают 5,57 млн. человек. Это почти в два раза больше, чем население Ставрополья (2,8 млн. человек). В целом же в 7 республиках Северного Кавказа проживает 7,2 млн. человек, что почти в 2,6 раза больше, чем в Ставропольском крае.
Если же учесть различия в возрастной структуре и основных демографических показателях, то происходящее получит более исчерпывающее демографическое объяснение (см. таблицу 1.1).
Таблица 1.1.Некоторые демографические показатели и возрастная структуранаселения Ставропольского края и республик Северного Кавказа.10
Регион |
Численность населения |
СКР |
ОПЖ |
Дети до 15 лет, % |
Трудоспособное население, % |
Пенсионный возраст, % |
Ставропольский край |
2 791 232 |
1,4 |
71 |
16,5 |
62,0 |
21,5 |
Республика Адыгея |
444 514 |
1,7 |
70 |
17 |
60,4 |
22,6 |
Республика Дагестан |
2 946 303 |
1,9 |
73,9 |
25,5 |
63,1 |
11,4 |
Республика Ингушетия |
443 236 |
3,0 |
74,7 |
28,1 |
62,9 |
9 |
Кабардино-Балкарская Республика |
859 126 |
1,65 |
72,1 |
18,9 |
64,4 |
16,7 |
Продолжение таблицы 1.1
Карачаево-Черкесская Республика |
471 683 |
1,5 |
72,4 |
19,5 |
61,9 |
18,6 |
Республика Северная Осетия — Алания |
706 101 |
1,8 |
72,7 |
18,7 |
60,3 |
21 |
Чеченская Республика |
1 324 959 |
3,45 |
71,6 |
33,1 |
58,3 |
8,6 |
Население таких миграционных доноров Ставрополья как Дагестан и Чечня, за последнее десятилетие (2003–2013 гг.) выросло на 370 тыс. и 220 тыс. человек, соответственно. Число жителей Ставропольского края за тот же период увеличилось на 55 тыс. Однако, численный рост населения Ставрополья, в отличие от Чечни и Дагестана, имел исключительно миграционную природу.
Добавим к сказанному более высокую продолжительность жизни, которая, к примеру, в Дагестане выше, чем на Ставрополье на 3,5 года и получим еще одно демографическое превосходство внутренних мигрантов в конкретно взятом регионе.
По всей видимости, культурные различия между мигрантами и принимающей средой в сочетании с контрастом ключевых демографических показателей, создают эффект растущего социального напряжения.11
Не смотря на то, что наконец-то постепенно в России растет число родившихся и сокращается число умерших, естественная убыль населения сохраняется. Более того, принятые в последние годы демографические программы имеют «затухающий» эффект, и весьма вероятно «углубление» депопуляции в случае ослабления внимания к демографической политике. Стране требуются кардинальные меры по изменению социально-экономического базиса демографических процессов и их ментальных основ.
Власти Российской Федерации на федеральном и региональном уровнях в последнее время уделяли значительное внимание решению демографических проблем. Вслед за Посланием Президента России В.В. Путина Федеральному Собранию 10 мая 2006 года, в котором демографическая проблема была названа «самой острой в современной России», а «демографическая ситуация критической», Советом Безопасности 20 июня 2006 г. был одобрен комплекс мер демографической политики.
На протяжении 2006 – 2012 годов правительством и министерствами, федеральными и региональными властями реализовывались мероприятия по поддержке семьи, стимулированию рождаемости, сокращению смертности, регулированию миграции. В итоге удалось добиться ощутимых результатов – с 2006 г. в стране растет число родившихся и сокращается число умерших.12
Несмотря на это, в России сохраняется естественная убыль населения (в 2011 г. она составила 129 тыс. человек). На общий прирост населения удалось выйти только благодаря положительному сальдо внешней миграции. Принятых мер в области социально-демографической политики явно недостаточно для полного решения демографических вопросов. Требуются дальнейшие усилия по оптимизации социально-демографической политики в России.
1.Демографический рост России
возможен только при реальном
увеличении социальных
Решение демографической проблемы в России требует объединения всех реализуемых направлений политики в специальную Национальную программу демографического развития на период до 2025 г. с выделением достаточных средств и созданием специальных федеральных органов власти, ответственных за ее реализацию. Расходы на реализацию Национальной программы демографического развития должны составлять не менее 5% ВВП с четким распределением средств по статьям расходов, выделением критериев и индикаторов по эффективному расходованию средств.
Национальная программа демографического развития России должна включать три направления: «Стимулирование рождаемости, поддержка семьи, ответственного материнства и отцовства», «Улучшение здоровья и сокращение смертности населения» и «Оптимизация системы расселения, регулирования миграции и стимулирование занятости населения», а также меры организационного порядка.
Целесообразно провести конкурс региональных программ демографического развития. По его результатам выделить средства на условиях софинансирования. Эффективные демографические программы могут стать «модельными» и внедряться в других регионах России.
Требуется учредить ежегодный общественно-научный Общероссийский форум по демографическим и миграционным проблемам как форму привлечения внимания к демографической проблематике и площадку для диалога власти, бизнеса, средств массовой информации, общественности в данной сфере.
2.Предпринятые в последние
Демографические процессы детерминированы следующими негативными социальными факторами: бедность и коррупция, безработица и низкая оплата труда, отсутствие социальной защищенности и уверенности в «завтрашнем дне», разрушение семейных ценностей и недоступность медицинских услуг, деградация моральных устоев и распространение асоциальных форм поведения.
Необходимо пересмотреть подходы к социальной поддержке уязвимых групп населения. Основу политики улучшения здоровья и роста продолжительности жизни составляет борьба с бедностью. 13
Именно распространение бедности, то есть увеличение численности групп с низкими доходами, является одним из важнейших факторов роста смертности населения в целом, в том числе от социально обусловленных предотвратимых причин. Без сокращения численности данных групп населения невозможно достичь существенного прогресса в улучшении здоровья населения в целом. Бедность и плохое здоровье образуют порочный круг. Бедность ведет к нездоровью в силу недостаточного питания, меньшего доступа к знаниям и информации, снижению возможности получения медицинской помощи.
В свою очередь, плохое состояние здоровья также может стать причиной бедности, поскольку оно связано со снижением доходов домашнего хозяйства, способности людей к обучению, с ухудшением их работоспособности и качества жизни.
Таким образом, бедность – это одна из важнейших детерминант плохого здоровья. Жизнь в бедности статистически коррелируется с более низкой продолжительностью жизни, высокой младенческой смертностью, неудовлетворительным репродуктивным здоровьем, более высокими показателями инфекционных болезней, особенно туберкулеза и ВИЧ-инфекции, более высокими показателями потребления психоактивных веществ (табак, алкоголь, наркотические средства), более высокими показателями неинфекционных болезней, депрессий и самоубийств, а также повышенным воздействием вредных для здоровья факторов окружающей среды.
3.Кардинальным фактором
Рождаемость является фундаментальным фактором воспроизводства, который не только пополняет население, но и воспроизводит семью и социальные ценности общества. Опыт западных стран показывает, что отсутствие политики поддержки семьи и механическое замещение сокращения населения и трудовых ресурсов за счет мигрантов приводит к смене этнического состава населения и социально-культурных ценностей в принимающих обществах. 14
На трудном пути преодоления низкой рождаемости в России сделаны первые, но важные шаги. Необходимо их закрепить и усилить политику поддержки семей и стимулирования рождаемости. Особенность рождаемости в том, что это самый инерционный демографический процесс. Получить эффекты можно спустя несколько лет, в отличии от мер, направленных на снижение смертности или привлечение мигрантов.
В связи с чем необходимо разработать комплексную целевую программу по формированию семейных ценностей и повышению престижа семей с двумя и более детьми. Программа должна включать активную кампанию по формированию в обществе семейных ценностей, установок на создание полной, состоящей в законном браке, семьи с двумя и более детьми.
4.Даже если удастся повысить
рождаемость, но при этом не
сократится смертность, в России
не прекратится и сокращение
численности населения в целом.
В этой связи необходимым
Хотя смертность населения и является естественным процессом, связанным с возрастом и заболеваемостью, но ее причины и показатели напрямую обусловлены социально-экономическими условиями жизни людей. Ожидаемая продолжительность жизни в агрегированном виде характеризует, с одной стороны, уровень смертности, а с другой – дает возможность адекватного сопоставления уровня смертности между территориями с точки зрения состояния эпидемиологических процессов, уровня социально-экономического развития, качества жизни. В силу этого ожидаемая продолжительность жизни рассматривается в качестве одного из базовых индикаторов социально-экономического благополучия населения.