Демографическая ситуация в стране

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2014 в 13:14, реферат

Описание работы

Актуальность данной курсовой работы обусловлена тем, что демографическая ситуация в стране непосредственно связана с ее национальной безопасностью.
«Демографическая яма», в которой оказалась Россия, является угрозой стабильного функционирования общества. Это ведет к серьезным рискам в различных сферах: экономической, социальной, политической и даже геополитической.

Файлы: 1 файл

КР Демографическая ситуация в стране .docx

— 451.41 Кб (Скачать файл)

При аналогичном вопросе в отношении мигрантов из Молдавии ответы выглядели следующим образом: положительно — 36%, безразлично — 34%, отрицательно — 25 %.

В то же время к приезжей семье мигрантов из Закавказья положительное отношение выразили — 19%, безразличное — 24%, отрицательное — 53%; из Средней Азии — 16%, 23% и 56%; с Северного Кавказа — 14%, 20% и 60%, соответственно.

Результаты этого весьма репрезентативного опроса говорят далеко не в пользу внутренней миграции. К сожалению, именно по отношению к гражданам России, мигрирующим с Северного Кавказа, было получено больше всего отрицательных ответов. Справедливо предположить, что такой срез общественного мнения свидетельствуют о потенциально конфликтном фоне указанных внутренних миграций.

В качестве второго примера негативных последствий внутренней миграции, уместно привести драматический отток населения из регионов Сибири и Дальнего Востока.

Некоторые аналитики сообщают, что население сибирской и дальневосточной части России за последние 20 лет сократилось на 2 миллиона человек. Причиной такого нерадостного положения дел называется внутренняя миграция в западную и центральную части РФ.

Сравнив данные трех последних переписей, мы можем констатировать, что с момента проведения последней советской переписи населения до переписи 2010 г. в одном только ДФО население уменьшилось почти на 1,7 млн. человек или более чем на 20%: с 7,94 млн. в 1989 г. до 6,29 млн. в 2010 г.

В данном случае, речь идет о постоянном населении, в состав которого не входят легальные и нелегальные мигранты.

Измерить число последних и вовсе не представляется возможным (при существующем подходе к формированию миграционной статистики), однако само наличие инокультурного миграционного фактора на российских территориях, теряющих население, лишь обостряет проблему исхода коренных жителей с дальних рубежей России.

Составляя более трети (36%) общероссийской территории, дальневосточный регион населен лишь 4,4 % населения. Для полноты демографической картины ДФО добавим к этому естественную убыль, исчисляемую шестизначными значениями.

При этом наибольшие потери населения понесли северные субъекты Федерации: Чукотский автономный округ, Камчатский край, Магаданская и Сахалинская области. В общем сокращении численности населения на Дальнем Востоке на их долю пришлось 873 тысячи человек (49%)».9

Третий пример деструктивного влияния внутренней миграции относится к Северному Кавказу.

Не так давно общество в очередной раз потрясла целая серия сообщений о непростых межнациональных отношениях в Ставропольском крае. В общероссийском масштабе это наиболее ярко подтверждается приведенными выше результатами социологического опроса, проведенного Фондом «Общественное мнение».

Как известно, регион граничит с рядом северокавказских республик и является реципиентным для значительного числа мигрантов, пребывающих с территории Северного Кавказа. При обсуждении сложившейся ситуации не редко звучат тревожные оценки сложившейся межнациональной обстановки и обвинения в адрес местных властей и правоохранителей, что, на наш взгляд, от части обоснованно.

Однако в большинстве подобных дискуссий даже не упоминается, пожалуй, главный фактор изменения этнического баланса в Ставропольском крае — демографический.

В 4 республиках Северного Кавказа (Чечне, Ингушетии, Дагестане, Кабардино-Балкарии) проживают 5,57 млн. человек. Это почти в два раза больше, чем население Ставрополья (2,8 млн. человек). В целом же в 7 республиках Северного Кавказа проживает 7,2 млн. человек, что почти в 2,6 раза больше, чем в Ставропольском крае.

Если же учесть различия в возрастной структуре и основных демографических показателях, то происходящее получит более исчерпывающее демографическое объяснение (см. таблицу 1.1).

 

Таблица 1.1.Некоторые демографические показатели и возрастная структуранаселения Ставропольского края и республик Северного Кавказа.10

Регион

Численность населения

СКР

ОПЖ

Дети до 15 лет, % 

Трудоспособное население, % 

Пенсионный возраст, % 

Ставропольский край

2 791 232

1,4

71

16,5

62,0

21,5

Республика Адыгея

444 514

1,7

70

17

60,4

22,6

Республика Дагестан

2 946 303

1,9

73,9

25,5

63,1

11,4

Республика Ингушетия

443 236

3,0

74,7

28,1

62,9

9

Кабардино-Балкарская Республика

859 126

1,65

72,1

18,9

64,4

16,7


 

Продолжение таблицы 1.1

Карачаево-Черкесская Республика

471 683

1,5

72,4

19,5

61,9

18,6

Республика Северная Осетия — Алания

706 101

1,8

72,7

18,7

60,3

21

Чеченская Республика

1 324 959

3,45

71,6

33,1

58,3

8,6


 

Население таких миграционных доноров Ставрополья как Дагестан и Чечня, за последнее десятилетие (2003–2013 гг.) выросло на 370 тыс. и 220 тыс. человек, соответственно. Число жителей Ставропольского края за тот же период увеличилось на 55 тыс. Однако, численный рост населения Ставрополья, в отличие от Чечни и Дагестана, имел исключительно миграционную природу.

Добавим к сказанному более высокую продолжительность жизни, которая, к примеру, в Дагестане выше, чем на Ставрополье на 3,5 года и получим еще одно демографическое превосходство внутренних мигрантов в конкретно взятом регионе.

По всей видимости, культурные различия между мигрантами и принимающей средой в сочетании с контрастом ключевых демографических показателей, создают эффект растущего социального напряжения.11

 

Глава 2. Перспективы,и пути преодоления демографическогокризиса РФ

 

2.1 Проблемы  и пути преодоления демографического кризиса в РФ

 

Не смотря на то, что наконец-то постепенно в России растет число родившихся и сокращается число умерших, естественная убыль населения сохраняется. Более того, принятые в последние годы демографические программы имеют «затухающий» эффект, и весьма вероятно «углубление» депопуляции в случае ослабления внимания к демографической политике. Стране требуются кардинальные меры по изменению социально-экономического базиса демографических процессов и их ментальных основ.

Власти Российской Федерации на федеральном и региональном уровнях в последнее время уделяли значительное внимание решению демографических проблем. Вслед за Посланием Президента России В.В. Путина Федеральному Собранию 10 мая 2006 года, в котором демографическая проблема была названа «самой острой в современной России», а «демографическая ситуация критической», Советом Безопасности 20 июня 2006 г. был одобрен комплекс мер демографической политики.

На протяжении 2006 – 2012 годов правительством и министерствами, федеральными и региональными властями реализовывались мероприятия по поддержке семьи, стимулированию рождаемости, сокращению смертности, регулированию миграции. В итоге удалось добиться ощутимых результатов – с 2006 г. в стране растет число родившихся и сокращается число умерших.12

Несмотря на это, в России сохраняется естественная убыль населения (в 2011 г. она составила 129 тыс. человек). На общий прирост населения удалось выйти только благодаря положительному сальдо внешней миграции. Принятых мер в области социально-демографической политики явно недостаточно для полного решения демографических вопросов. Требуются дальнейшие усилия по оптимизации социально-демографической политики в России.

1.Демографический рост России  возможен только при реальном  увеличении социальных инвестиций  и повышении эффективности расходования  средств на социально-демографическую  политику.

Решение демографической проблемы в России требует объединения всех реализуемых направлений политики в специальную Национальную программу демографического развития на период до 2025 г. с выделением достаточных средств и созданием специальных федеральных органов власти, ответственных за ее реализацию. Расходы на реализацию Национальной программы демографического развития должны составлять не менее 5% ВВП с четким распределением средств по статьям расходов, выделением критериев и индикаторов по эффективному расходованию средств.

Национальная программа демографического развития России должна включать три направления: «Стимулирование рождаемости, поддержка семьи, ответственного материнства и отцовства», «Улучшение здоровья и сокращение смертности населения» и «Оптимизация системы расселения, регулирования миграции и стимулирование занятости населения», а также меры организационного порядка.

Целесообразно провести конкурс региональных программ демографического развития. По его результатам выделить средства на условиях софинансирования. Эффективные демографические программы могут стать «модельными» и внедряться в других регионах России.

Требуется учредить ежегодный общественно-научный Общероссийский форум по демографическим и миграционным проблемам как форму привлечения внимания к демографической проблематике и площадку для диалога власти, бизнеса, средств массовой информации, общественности в данной сфере.

2.Предпринятые в последние годы  меры демографической политики  имеют «затухающий» эффект и  весьма вероятно продолжение («углубление») депопуляции в случае снижения  внимания к демографическим проблемам. Необходимы кардинальные меры  по изменению социально-экономического  базиса и ментальных основ  демографических процессов в  России.

Демографические процессы детерминированы следующими негативными социальными факторами: бедность и коррупция, безработица и низкая оплата труда, отсутствие социальной защищенности и уверенности в «завтрашнем дне», разрушение семейных ценностей и недоступность медицинских услуг, деградация моральных устоев и распространение асоциальных форм поведения.

Необходимо пересмотреть подходы к социальной поддержке уязвимых групп населения. Основу политики улучшения здоровья и роста продолжительности жизни составляет борьба с бедностью. 13

Именно распространение бедности, то есть увеличение численности групп с низкими доходами, является одним из важнейших факторов роста смертности населения в целом, в том числе от социально обусловленных предотвратимых причин. Без сокращения численности данных групп населения невозможно достичь существенного прогресса в улучшении здоровья населения в целом. Бедность и плохое здоровье образуют порочный круг. Бедность ведет к нездоровью в силу недостаточного питания, меньшего доступа к знаниям и информации, снижению возможности получения медицинской помощи.

В свою очередь, плохое состояние здоровья также может стать причиной бедности, поскольку оно связано со снижением доходов домашнего хозяйства, способности людей к обучению, с ухудшением их работоспособности и качества жизни.

Таким образом, бедность – это одна из важнейших детерминант плохого здоровья. Жизнь в бедности статистически коррелируется с более низкой продолжительностью жизни, высокой младенческой смертностью, неудовлетворительным репродуктивным здоровьем, более высокими показателями инфекционных болезней, особенно туберкулеза и ВИЧ-инфекции, более высокими показателями потребления психоактивных веществ (табак, алкоголь, наркотические средства), более высокими показателями неинфекционных болезней, депрессий и самоубийств, а также повышенным воздействием вредных для здоровья факторов окружающей среды.

3.Кардинальным фактором изменения  динамики демографических процессов  в России должен стать рост  рождаемости, хотя пока его воздействие  на численность населения невелико. Именно на это направление  необходимо бросить все усилия  общества и государства.

Рождаемость является фундаментальным фактором воспроизводства, который не только пополняет население, но и воспроизводит семью и социальные ценности общества. Опыт западных стран показывает, что отсутствие политики поддержки семьи и механическое замещение сокращения населения и трудовых ресурсов за счет мигрантов приводит к смене этнического состава населения и социально-культурных ценностей в принимающих обществах. 14

На трудном пути преодоления низкой рождаемости в России сделаны первые, но важные шаги. Необходимо их закрепить и усилить политику поддержки семей и стимулирования рождаемости. Особенность рождаемости в том, что это самый инерционный демографический процесс. Получить эффекты можно спустя несколько лет, в отличии от мер, направленных на снижение смертности или привлечение мигрантов.

В связи с чем необходимо разработать комплексную целевую программу по формированию семейных ценностей и повышению престижа семей с двумя и более детьми. Программа должна включать активную кампанию по формированию в обществе семейных ценностей, установок на создание полной, состоящей в законном браке, семьи с двумя и более детьми.

4.Даже если удастся повысить  рождаемость, но при этом не  сократится смертность, в России  не прекратится и сокращение  численности населения в целом. В этой связи необходимым направлением  развития является сокращение  смертности.

Хотя смертность населения и является естественным процессом, связанным с возрастом и заболеваемостью, но ее причины и показатели напрямую обусловлены социально-экономическими условиями жизни людей. Ожидаемая продолжительность жизни в агрегированном виде характеризует, с одной стороны, уровень смертности, а с другой – дает возможность адекватного сопоставления уровня смертности между территориями с точки зрения состояния эпидемиологических процессов, уровня социально-экономического развития, качества жизни. В силу этого ожидаемая продолжительность жизни рассматривается в качестве одного из базовых индикаторов социально-экономического благополучия населения.

Информация о работе Демографическая ситуация в стране