Бюджетная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 11:51, реферат

Описание работы

Понятие бюджета и его правовая форма. Понятие бюджетной системы и её структура. Понятие консолидированного бюджета. Федеральный бюджет. Бюджеты субъектов Российской Федерации. Местные бюджеты. Понятие целевого бюджетного фонда. Государственные внебюджетные фонды. Принципы бюджетной системы.

Файлы: 1 файл

фин.право.docx

— 56.75 Кб (Скачать файл)

образовывать в составе  своего бюджета Фонд финансовой поддержки  муниципальных образований и  определять трансферты в местные  бюджеты на формализованной основе.

По мере укрепления российской

государственности совершенствуются и методы бюджетного регулирования. В августе 2001 года была принята Программа  развития бюджетного федерализма, согласно которой для оказания финансовой помощи, помимо Фонда финансовой поддержки  субъектов РФ, вводятся еще четыре фонда: Фонд компенсаций, Фонд софинансирования социальных расходов, Фонд регионального развития и Фонд реформирования региональных финансов.

У каждого из указанных  Фондов определена основная цель его  функционирования. Фонд компенсаций  предназначен для финансирования федеральных  законов, когда возникают дополнительные расходы, вызванные возложением  на органы власти субъектов РФ исполнения принимаемых федеральных законов. Фонд регионального развития создан для поддержки инвестиций в региональную инфраструктуру, Фонд развития региональных финансов - для поддержки региональных программ бюджетных реформ за счет займа Международного банка реконструкции и развития, Фонд софинансирования социальных расходов - для стимулирования приоритетных расходов и поддержку реформ в социальной сфере.

Из общей системы межбюджетных отношений в Российской Федерации  выделена достаточно узкая группа бюджетов закрытых административно-

территориальных образований.

Для бюджетов ЗАТО предусмотрен особый порядок формирования. В доходы бюджета ЗАТО в

полном объеме направляются все виды федеральных, региональных и местных налогов, а также иные поступления, аккумулируемые на его территории. При недостаточности собственных и регулирующих доходов бюджету ЗАТО из федерального бюджета выделяются дотации на финансирование расходов, связанных с функционированием органов местного самоуправления.

Превышение доходов над  расходами бюджета ЗАТО не подлежит изъятию в бюджеты других уровней бюджетной системы РФ.

Целевые бюджетные фонды  – это обособленная в составе  бюджета часть финансовых ресурсов, формируемая в соответствии с  законодательством Российской Федерации  за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов и  иных поступлений и используемая на финансирование только тех расходов, которые изначально были определены в качестве цели создания соответствующего фонда. В отношении доходов целевого назначения не действует принцип общего (совокупного) покрытия расходов при формировании бюджета за счет общей величины поступивших доходов.

     Доходы целевых  бюджетных фондов в отличие  от всех остальных бюджетных  доходов не обезличиваются и  направляются на заранее обусловленные  цели; использование средств целевых  бюджетных фондов на цели, не  соответствующие их назначению, не допускается. Именно поэтому  доходы целевых бюджетных фондов учитываются обособленно от остальных бюджетных доходов.

     Процессы  формирования  и использования средств  каждого  из целевых бюджетных  фондов  отражаются в отдельной смете.  Целевые бюджетные фонды могут  иметь либо отраслевой, либо общерегулирующий характер. К первым относятся целевые бюджетные фонды, предназначенные для решения задач какой-либо отдельной отрасли (напр., атомной энергетики, или воспроизводства минерально-сырьевой базы, или борьбы с преступностью, или развития налоговой службы в стране и т.п.); ко вторым - резервные фонды бюджета, федеральный фонд финансовой поддержки регионов и т.д.

     Количество  целевых бюджетных фондов не  постоянно  и в разные годы  может изменяться в соответствии  с целевыми установками  на  их создание. Так, в начале 90-х  гг. в составе федерального бюджета  России было большое количество целевых бюджетных фондов, среди которых важную роль играли такие, как федеральный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы, федеральный фонд налоговой службы РФ, федеральный фонд налоговой полиции РФ, фонд по охране озера Байкал, фонд содействия военной реформе, федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов, государственный фонд борьбы с преступностью и др. После выполнения задач, для решения которых они создавались, часть отраслевых целевых бюджетных фондов в конце 2000 была упразднена (в федеральном бюджете России на 2001 остался только фонд Министерства РФ по атомной энергии). Целевые бюджетные фонды общерегулирующего назначения сохранились, хотя механизм их формирования и использования постоянно меняется в целях его совершенствования.

     Министерство (ведомство), выступающее главным   распорядителем средств целевого  фонда, осуществляет управление  его средствами; на стадии бюджетного  планирования оно  в установленном  порядке представляет расчеты  по формированию фонда, а   также перечень финансируемых  за счет средств фонда мероприятий. Главный распорядитель средств целевого фонда на основе утвержденного поквартального распределения лимита бюджетных обязательств производит распределение средств фонда между нижестоящими распорядителями средств.

     Учет  операций  со средствами целевых фондов  федерального бюджета осуществляет  Главное управление федерального  казначейства Министерства финансов  РФ, целевых  фондов регион, и  местных бюджетов - органы, исполняющие  эти бюджеты. Доходы и расходы  целевых бюджетных фондов учитываются  в соответствии с действующей  бюджетной классификацией. Финансирование  расходов целевых бюджетных фондов  осуществляется в пределах поступающих  доходов, определенных законом  (решением) о бюджете на соответствующий  финансовый год.

Внебюджетные фонды создаются  федеральным и региональными  органами государственной власти и  органами местного самоуправления для  аккумуляции в них денежных средств, поступающих как в обязательном порядке, так и на добровольной основе. Расходование средств этих фондов осуществляется по строго целевому назначению–на государственное социальное страхование, дополнительное финансирование затрат на укрепление материально-технической базы и социальное обеспечение фискальных и правоохранительных органов, на развитие социальной и производственной инфраструктуры территории и др. Государственные и местные внебюджетные фонды являются составной частью подсистемы государственных и муниципальных финансов. Внебюджетные фонды –это своеобразная форма аккумуляции перераспределения денежных средств, используемых, во-первых, для финансирования конкретных социальных потребностей общегосударственного значения и, во-вторых, для дополнительного финансирования территориальных нужд, осуществляемого органами исполнительной власти субъекта РФ и органами самоуправления. Внебюджетные фонды создаются по решению Федерального Собрания России на федеральном уровне, по решению законодательных органов власти субъектов РФ– на региональном уровне и по решению органов местного самоуправления –на муниципальном уровне. Порядок формирования внебюджетных фондов и контроль за использованием средств в них на местном уровнях регулируется Законом РФ“Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления” (от 15 апреля 1993 г. ) Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение и управляются автономно. По признаку целевой направленности расходования средств их можно объединить в три группы. Первая включает внебюджетные фонды социального страхования, имеющие общегосударственное значение. Вторая группа охватывает внебюджетные фонды межотраслевого и отраслевого назначения. В третью входят различные внебюджетные фонды территориального назначения.

Государственные внебюджетные фонды первой группы.

Конституция РФ гарантирует  каждому гражданину социальное обеспечение  по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей  и в иных случаях, устанавливаемых  законом (ст. 29). Каждый имеет право: на охрану здоровья и медицинскую  помощь (ст. 41, п. 1), на защиту от безработицы (ст. 37 п. 3).

Финансовой основной реализации конституционных гарантий и прав российских граждан являются государственные  внебюджетные фонды социального  страхования. Основные принципы их функционирования:

всеобщность –охватывает всех граждан, независимо от пола, национальности, вероисповедания, места проживания;

    необлагаемость налогом;

общедоступность, многообразие видов социального обеспечения; гласность, демократический характер.

В первую группу входит также  Республиканский фонд социальной поддержки населения, созданный Указом Президента РФ от 26. 12. 91. В отличие от предыдущих четырёх фондов, формируемых в основном за счёт обязательных страховых взносов работодателей и работников, доходы этого фонда складываются за счёт добровольных и иных поступлений.

Доходы внебюджетных фондов социального страхования формируются  за счёт постоянного источника– обязательных страховых взносов работодателей, а в Пенсионный фонд –ещё и взносов работников. Тарифы устанавливаются Федеральным собранием РФ и отличаются большей стабильностью по сравнению с налогами.

Сроки уплаты страховых взносов, как правило, один раз в месяц. Плательщики обязаны зарегистрироваться в территориальном органе каждого  фонда. Вновь созданные предприятия  регистрируются в качестве плательщиков в 30-дневный срок со дня учреждения. Не являются плательщиками страховых  взносов: воинские формирования РФ–по  денежному довольствию военнослужащих, лиц рядового и начальствующего  состава органов внутренних дел  и Федеральной службы налоговой  полиции; общественные организации  инвалидов и находящиеся в  их собственности предприятия, созданные  для осуществления уставных целей  учредителей.

    Не являются  плательщиками отдельных страховых  взносов:

В ПФ –общественные организации, созданные для осуществления уставных целей учредителей; в ГФЗН–общественные организации инвалидов, религиозные объединения и находящиеся в их собственности предприятия, созданные для осуществления уставных целей учредителей.

Каждый из государственных  внебюджетных фондов является самостоятельным  финансово-кредитным учреждением. Средства расходуются на уставную деятельность, обусловленную социальным назначением  фонда. Кроме того, как финансово-кредитное  учреждение внебюджетный фонд может  выступать на финансовом рынке в  качестве инвестора, приобретая государственные  ценные бумаги с целью получения  дохода и увеличения финансовых ресурсов.

Внебюджетные фонды межотраслевого и отраслевого назначения создаются  на федеральном уровне для финансирования затрат на научно-исследовательские  и опытно-конструкторские работы (НИОКР), стабилизацию и развитие хозяйственной  отрасли, социальное и материально-техническое  обеспечение отдельных ведомств. В 1994 г. насчитывалось 30 межотраслевых  и отраслевых внебюджетных фондов, в том числе 1 межотраслевой–Российский фонд технологического развития. Доходы этих фондов формировались за счёт специальных отчислений от себестоимости продукции. Самым крупным считался Фонд стабилизации и развития РАО“Газпром”, в котором аккумулировались 10 трлн. Из 16 трлн. руб. , собранных остальными 29 внебюджетными фондами.

Территориальные внебюджетные фонды отличаются названиями, определяющими  их целевую направленность, но суть их одна: 1) аккумулировать некоторые  неналоговые доходы на специальных  счетах, открываемых органом исполнительной власти субъекта РФ или органами местного самоуправления в банковских учреждениях; 2) расходовать средства по своему усмотрению в соответствии с положением о  данном фонде.

Наиболее распространены территориальные фонды социальной поддержки населения, функционирующие  под руководством соответствующих  органов исполнительной власти и  органов социальной защиты населения, а также фонды развития жилищного  строительства.

Решение об образовании фонда  принимают законодательные органы власти субъектов РФ, органы местного самоуправления. В Положении о  фонде определяется порядок формирования и расходования фонда, механизм контроля за целевым использованием средств.

Следует сказать о внебюджетном валютном фонде, создаваемом субъектом  РФ и используемом в целях социального  и производственного развития региона  на финансирование текущих расходов и капитальных вложений. Самым  значительным по объёму аккумулируемых средств является валютный фонд правительства г. Москвы, расходуемый в основном на финансирование строительства особых объектов.

2. Пенсионный фонд РФ.

Пенсионный фонд РФ представляет собой централизованную систему  аккумуляции и перераспределения  денежных средств, используемых главным  образом для осуществления выплат различным категориям нетрудоспособного  населения в виде трудовых, военных  и социальных пенсий, пенсий по инвалидности, пособий по уходу за ребёнком до достижения им возраста 1, 5 лет, пособий  на детей в возрасте от 1, 5 до 6 лет, за выслугу лет, пособий по случаю потери кормильца, компенсационных выплат.

Пенсионная система функционирует  на основе непрерывной финансовой солидарности поколений–работающих граждан с  нетрудоспособной частью населения. Под  воздействием демографического фактора (постарение населения) и других факторов, нагрузка на работающих возрастает: если в 1992 г. на 100 занятых в экономике  приходилось 450 пенсионеров, состоящих  на учёте в органах соцальной защиты, то в 1995 г. этот показатель увеличился на 13% и составил 554 пенсионера. В отдельных регионах это соотношение уравнялось, а в северных, наоборот, “нагрузка пенсионеров” на работающих снижается из-за миграции в центральные и южные регионы России.

Источниками формирования средств  Пенсионного фонда являются обязательные страховые взносы работодателей  и работающих граждан, ассигнования из федерального бюджета, а также  займы, привлекаемые для покрытия временных  затруднений. Кроме того, при эффективной  организации финансового менеджмента  Пенсионный фонд, капитализируя временно свободные средства в государственные  ценные бумаги или помещая их на депозитные вклады в банках, может  иметь определённый доход.

Информация о работе Бюджетная система РФ