Бюджетная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 11:51, реферат

Описание работы

Понятие бюджета и его правовая форма. Понятие бюджетной системы и её структура. Понятие консолидированного бюджета. Федеральный бюджет. Бюджеты субъектов Российской Федерации. Местные бюджеты. Понятие целевого бюджетного фонда. Государственные внебюджетные фонды. Принципы бюджетной системы.

Файлы: 1 файл

фин.право.docx

— 56.75 Кб (Скачать файл)

Тема 3. Бюджетная система РФ.

Понятие бюджета и его правовая форма. Понятие бюджетной системы  и её структура. Понятие консолидированного бюджета. Федеральный бюджет. Бюджеты  субъектов Российской Федерации. Местные  бюджеты. Понятие целевого бюджетного фонда. Государственные внебюджетные фонды. Принципы бюджетной системы.

Бюджет — форма образования  и расходования денежных средств, предназначенных  для финансового обеспечения  задач и функций государства  и местного самоуправления.

Государственные и местные (муниципальные) бюджеты являются центральным звеном финансовой системы Российской Федерации как и любого другого государства. Бюджет — необходимый атрибут государства и основа его суверенитета. Посредством бюджетов образуются денежные фонды соответствующего государственного или муниципального образования, которые обеспечивают выполнение задач общего для них значения, создают финансовую основу для осуществления функций органов государственной власти и местного самоуправления.

Федеральный бюджет и бюджеты  государственных внебюджетных фондов РФ разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов РФ и бюджеты  территориальных государственных  внебюджетных фондов разрабатываются  и утверждаются в форме законов  субъектов РФ, местные бюджеты  разрабатываются и утверждаются в форме муниципальных правовых актов представительных органов  муниципальных образований.

Роль бюджета выражается в том, что он создает финансовую базу функционирования государства  и муниципальных образований, выполнения ими своих задач. В то же время  и государственный аппарат, и  органы местного самоуправления содержатся за счет средств соответствующего бюджета. Сюда относятся органы представительной и исполнительной власти, правоохранительные органы.

Система государственных  и местных (муниципальных) бюджетов является центральным звеном финансовой системы. Посредством бюджетов образуются денежные фонды государственного или  муниципального образования, которые  обеспечивают выполнение задач общего для них значения, создают финансовую основу для осуществления функций  органов государственной власти и местного самоуправления.

Бюджетная система - это основанная на экономических отношениях и государственном  устройстве страны совокупность бюджетов всех ее государственных и административно-территориальных  образований, объединенных на основе определенных принципов и имеющих между  собой установленные законом  взаимоотношения.

Существенные различия в  государственном устройстве стран  и в бюджетном законодательстве обусловливают различные виды бюджетных  систем.

В зависимости от формы  государственного устройства различают  бюджетные системы унитарных  и федеративных государств . В унитарных государствах бюджетные системы включают два уровня - центральный бюджет и местные бюджеты; в федеративных - три уровня: федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации, местные бюджеты. Уровни бюджетной системы зависят от существования в стране разных уровней государственного и муниципального управления. Вид бюджета связан с конкретным органом власти и является основной финансовой базой его деятельности.

Определение бюджетной системы  РФ приведено в Бюджетном кодексе  РФ в следующей трактовке: основанная на экономических отношениях и

государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Таким образом, бюджетная  система РФ подразделяется на три  уровня.

Первый уровень включает федеральный бюджет и бюджеты  государственных внебюджетных фондов; второй уровень - бюджеты субъектов  Федерации и бюджеты территориальных  внебюджетных фондов; третий уровень - местные бюджеты.

В настоящее время в  РФ насчитывается 89 субъектов, которые  имеют различный государственно- правовой статус, поэтому второй уровень бюджетной системы представлен различными видами бюджетов: бюджеты республик в составе РФ (21), бюджеты краев (6), бюджеты областей (49), бюджеты автономных областей (1), бюджеты автономных округов (10), бюджеты городов федерального значения (2).

По количеству бюджетов самым

многочисленным является третий уровень бюджетной системы. Общее число местных бюджетов составляет около 30 тысяч, соответственно числу муниципальных образований.

В зависимости от вида муниципальных  образований различают районные, городские, сельские и поселковые бюджеты.

Главным звеном бюджетной  системы РФ является федеральный  бюджет. С помощью федерального бюджета  осуществляется основная доля бюджетного перераспределения валового внутреннего  продукта и национального дохода страны; формирование основных направлений  бюджетной политики и принципов  построения

межбюджетных отношений  строится с учетом возможностей, в  первую очередь, федерального бюджета.

Совокупность региональных бюджетов составляет второй уровень  бюджетной системы РФ.

Бюджет субъекта Федерации (региональный бюджет) - это форма  образования и расходования фонда  денежных средств, предназначенного для  финансового обеспечения задач  и функций, отнесенных к предметам  ведения субъекта РФ.

Разрабатывается и утверждается бюджет субъекта РФ в форме закона субъекта РФ, он составляется на один финансовый год.

Бюджет муниципального образования (местный бюджет) - это форма образования  и расходования фонда денежных средств, предназначенного для финансового  обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения  органов местного самоуправления (города, района, поселка и т.п.).

Органы местного самоуправления действуют в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законодательством. Нормативно-правовые акты органов государственной  власти субъектов РФ определяют бюджетные полномочия органов местного

самоуправления (в рамках федерального законодательства).

Бюджет муниципального образования  довольно прочно связан с бюджетом вышестоящего уровня - бюджетом субъекта РФ, за исключением одного из видов  местных бюджетов - бюджета закрытого  административно-территориального образования

(ЗАТО).

В отличие от других видов  бюджетов муниципальных образований  бюджеты ЗАТО непосредственно связаны с федеральным бюджетом.

Федеральные органы власти могут передавать свои доходные источники  прямо в бюджеты ЗАТО, минуя  второй (региональный) уровень бюджетной  системы РФ.

Специфика ЗАТО обусловлена нахождением на его территории режимных объектов Министерства обороны РФ, Министерства РФ по атомной энергии, Российского авиационно-космического агентства, что, очевидно, вызывает необходимость более высокой степени централизации управленческих функций и бюджетных ресурсов.

Краткий обзор бюджетной  системы РФ показал, что на той  или иной территории РФ функционируют  бюджеты всех уровней бюджетной  системы.

Свод всех бюджетов, утверждаемых на соответствующей территории РФ, получил название консолидированного бюджета.

В зависимости от территориальной  принадлежности различают бюджет консолидированный муниципального образования, бюджет консолидированный субъекта РФ, бюджет консолидированный РФ.

Консолидированный бюджет РФ включает федеральный бюджет и свод консолидированных бюджетов субъектов  РФ.

- это расчетный документ, отражающий соединение (консолидацию) всех показателей, характеризующих  объединяемые бюджеты.

Процесс консолидации требует  соблюдения определенных правил суммирования основных показателей бюджета - доходов, расходов, дефицита (профицита).

Консолидированный бюджет субъекта РФ включает бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на территории данного  субъекта РФ.

Структура консолидированного бюджета субъекта РФ (на примере  области) показана на рисунке 2.

Консолидированный бюджет муниципального образования состоит из свода  всех местных бюджетов, разработанных  и утвержденных на территории данного  муниципального образования.

Структура консолидированного бюджета муниципального образования (на примере условного района какой-либо области) показана на рисунке 3.

В соответствии с Общими принципами организации местного самоуправления в РФ, принятыми в октябре 2003г ., предстоит реформирование всей системы местного самоуправления, которое охватывает и область местных бюджетов.

В структуре консолидированного бюджета муниципального образования, представленной на рисунке 4, показаны предстоящие изменения, касающиеся низового звена бюджетной системы  РФ.

Структурным элементом бюджетной  системы РФ являются государственные  внебюджетные фонды. В финансовой системе  бывшего СССР внебюджетных фондов как  самостоятельного звена государственных  финансов не было. Они появились  в начале 90-х годов вместе с  переходом к рыночным реформам. Впоследствии, по целому ряду внебюджетных фондов было принято решение о консолидации их в бюджет. Они стали включаться в бюджет отдельными статьями. Социальные же фонды сохранили статус внебюджетных.

Бюджетным кодексом РФ предусмотрено, что государственные внебюджетные фонды предназначены для реализации конституционных прав граждан на социальное обеспечение по возрасту, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и получение  бесплатной медицинской помощи, социальное обеспечение по болезни, инвалидности и в других случаях, предусмотренных  законодательством РФ о социальном обеспечении.

В статье 144 указанного Кодекса  представлен состав государственных  внебюджетных фондов РФ. В их числе:

Пенсионный фонд РФ;

Фонд социального страхования  РФ;

Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования;

Государственный фонд занятости  населения РФ.

С 2001 г. функционируют три  государственных внебюджетных фонда  социального назначения, сохранивших  свою автономность. К ним относят: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального  страхования, Фонд обязательного медицинского страхования.

Правовой статус указанных  фондов предполагает, что их средства не входят в состав бюджетов всех уровней  и изъятию не подлежат. Бюджеты  государственных внебюджетных фондов РФ рассматриваются и утверждаются в форме федеральных законов  одновременно с принятием федерального бюджета на очередной финансовый год.

Бюджеты территориальных  государственных внебюджетных фондов представляются на рассмотрение законодательных  органов власти субъектов РФ и  утверждаются одновременно с принятием  законов субъектов РФ о бюджете  на очередной финансовый год.

Бюджетная система страны построена с учетом принципов, перечень которых регламентирован Бюджетным  кодексом РФ. К их числу относят  следующие принципы:

единства;

разграничения доходов и  расходов между уровнями

бюджетной системы РФ;

самостоятельности бюджетов;

полноты отражения доходов  и расходов бюджетов, бюджетов государственных  внебюджетных фондов;

сбалансированности бюджета;

эффективности и экономности  использования бюджетных средств;

общего (совокупного) покрытия расходов;

гласности;

достоверности бюджета;

адресности и целевого характера бюджетных средств.

Сущность каждого из указанных  принципов кратко раскрыта в соответствующих  статьях Бюджетного кодекса РФ.

С точки зрения соотнесения  данных принципов либо к построению бюджетной системы, либо к механизму  бюджетного финансирования, более подробного изложения заслуживают принципы самостоятельности бюджетов, единства бюджетной системы и разграничения  доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ.

Принцип единства бюджетной  системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной  документации, принципов бюджетного процесса в РФ, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной  системы, ведения бухгалтерского учета  средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

Последовательная реализация принципа самостоятельности играет важную роль в построении бюджетной  системы демократического государства. Этот принцип означает: наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня; право органов государственной власти и местного самоуправления

самостоятельно определять направления расходования средств  соответствующих бюджетов и самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; недопустимость изъятия доходов, дополнительно  полученных в ходе исполнения бюджетов; другие правовые нормы, способствующие реальной самостоятельности бюджетов.

Информация о работе Бюджетная система РФ