Банкротство хозяйственных субъектов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 01:23, реферат

Описание работы

Неплатежеспособность, кризис экономики и легального бизнеса,
существование предприятий-невидимок, числящихся в реестре, но давно
уже не имеющих ни руководства, ни работников, задолженность по
зарплате, пробелы в законодательстве - породили теневое решение
проблемы "освобождения от непомерных долгов" и ситуацию банкротства
практически всех предприятий-производителей

Содержание работы

Введение
Основные недостатки
Понятие и признаки несостоятельности (банкротства) .
Банкротство и уголовная ответственность.
Возбуждение производства по делу о несостоятельности.
Подготовка дела о банкротстве к судебному разбирательству.
Процедуры, применяемые по отношению к должнику.
Наблюдения.
Внешнее управление.
Конкурсное производство.
Мировое соглашение.
Особенности банкротства отдельных категорий должников - юридических
лиц.
Банкротство градообразующих организаций.
Банкротство сельскохозяйственных организаций.
Банкротство кредитных организаций.
Банкротство граждан.
Особенности банкротства ликвидируемого должника.
Банкротство отсутствующего должника.
Примеры из арбитражной практики.
Заключение
Литература.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 92.29 Кб (Скачать файл)

заявление в порядке, предусмотренном  статьей 46.

При отсутствии возражений в указанный выше срок требования

кредиторов считаются  установленными в размере, составе  и очередности 

удовлетворения, как они  определены внешним управляющим.

Арбитражный суд в указанных  в Законе случаях, в частности  при 

непринятии руководителем  мер по обеспечению сохранности  имущества,

вправе отстранить руководителя должника. В этих случаях исполнение

обязанностей руководителя должника возлагается на временного

управляющего.

Об отстранении руководителя должника от должности арбитражный  суд 

выносит определение, которое  может быть обжаловано, в том числе  и 

руководителем должника [24, с. 110].

Согласно пункту 5 статьи 58 Закона с момента введения наблюдения

аресты и иные ограничения  должника по распоряжению принадлежащим 

ему имуществом могут быть наложены исключительно в процессе

банкротства.

Закон содержит права и  обязанности временного управляющего (статьи

20,60,61,150) . Так, статья 20 содержит  положения, определяющие права  и 

обязанности арбитражных  управляющих. В частности, согласно абзацу 2

пункта 1 статьи 60 временный  управляющий вправе предъявлять  в 

арбитражный суд от своего имени требования о признании 

недействительными сделок, а также о применении последствий 

недействительности ничтожных  сделок, заключенных или исполненных 

должником с нарушением требований, установленных Законом о 

банкротстве (сделки, заключенные  или исполненные с нарушением

требований, предусмотренных  пунктами 2 и 3 статьи 58) .

Возникает вопрос, является ли такой иск самостоятельным  или он

рассматривается в деле о  банкротстве? Думается, что такого рода иски

не должны рассматриваться  в деле о банкротстве.

Подробно раскрываются обязанности  временного управляющего по

анализу финансового состояния  должника, установлению размера 

требований кредиторов и  созыву первого собрания кредиторов (статьи

62-64 Закона) .

Немаловажная роль в осуществлении  процедур банкротства отводится 

Законом собранию кредиторов, образуемому в целях защиты интересов 

всех кредиторов (статьи 12-14,64-66 Закона) .

Арбитражный суд на основании  решения собрания кредиторов принимает 

решение о признании должника банкротом и открытии конкурсного 

производства, или выносит  определение о введении внешнего

управления, либо утверждает мировое соглашение. Вместе с тем 

арбитражный суд вправе принять  иное решение в установленных  Законом 

случаях. В частности, если имеются достаточные основания  полагать, что 

решение собрания кредиторов об обращении в арбитражный суд  с 

ходатайством о признании  должника банкротом и открытии конкурсного 

производства принято  в ущерб большинства кредиторов и установлена 

реальная возможность  восстановления платежеспособности должника,

арбитражный суд вправе ввести внешнее управление.

Особо следует отметить, что арбитражный суд, перед тем  как принять 

решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного 

производства, или вынести  определение о введении внешнего

управления, или утвердить  мировое соглашение, обязан проверить 

правомочность первого собрания кредиторов [24, с. 112].

В том случае, если собрание кредиторов не приняло решения о  введении

внешнего управления или  решения о заключении мирового соглашения

либо временный управляющий  в недельный срок не представил ни одно

из указанных решений  при наличии признаков банкротства, арбитражный 

суд принимает решение  о признании должника банкротом  и открытии

конкурсного производства.

Вместе с тем в случаях, предусмотренных в Законе о банкротстве, в 

частности, если после проведения первого собрания кредиторов

появились обстоятельства, дающие достаточные основания полагать,

что платежеспособность должника может быть восстановлена,

арбитражный суд вправе вынести  определение о введении внешнего

управления. Определение  арбитражного суда о введении внешнего

управления подлежит немедленному исполнению и может быть

обжаловано.

С момента принятия какого-либо из указанных выше решений 

арбитражным судом процедура  наблюдения прекращается. Временный 

управляющий продолжает исполнять  свои обязанности до момента 

назначения внешнего или  конкурсного управляющего [24, с. 112].

6.2. Внешнее управление.

Процедуру внешнего управления нельзя считать новой для нашего

законодательства, но стоит  отметить ее более детальное и  тщательное

регулирование.

Пробелы ранее действовавшего закона нередко дискредитировали саму

идею восстановления платежеспособности должника в период

осуществления внешнего управления. Как известно, основным средством,

создающим условия для  восстановления платежеспособности должника,

является мораторий на удовлетворение требований кредиторов.

Прежний закон ограничивался  нормой, в соответствии с которой  на

период проведения внешнего управления имуществом должника

вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов к 

должнику (п. 3 ст. 12) и не связывал введение моратория с прекращением

начисления на должника неустоек (штрафов, пеней) по денежным

обязательствам и финансовых (экономических) санкции по обязательным

платежам. В результате шансы  должника на восстановление

платежеспособности сводились  к нулю, ибо весь период внешнего

управления, стало быть, и  действия моратория над ним дамокловым

мечом висел нарастающий, как снежный ком, груз неустоек и  финансовых

санкций. В этих условиях мораторий на старые долги практически  терял 

смысл [14, с. 41].

По новому Закону мораторий  на удовлетворение требований кредиторов

будет означать не только приостановление  исполнения судебных

решении и иных исполнительных документов о взыскании с должника

задолженности, возникшей  по обязательствам, срок исполнения по

которым наступил до введения внешнего управления.

В этот период не будут также  начисляться неустойки (штрафы, пени) по

этим обязательствам и  финансовые (экономические) санкции  по

обязательным платежам, а  также проценты за пользование чужими

денежными средствами. В  целях компенсации потерь кредиторов и 

государства (по обязательным платежам) на все "замороженные" суммы 

должны начисляться лишь проценты по ставке рефинансирования

Центрального банка РФ [14, с. 41].

Осуществление процедуры  внешнего управления возлагается на

внешнего управляющего, кандидатура  которого предлагается

арбитражному суду собранием  кредиторов. Им может оказаться и 

временный управляющий, который  был назначен арбитражным судом  на

период наблюдения. Руководитель организации-должника отстраняется

от выполнения своих обязанностей. Полномочия всех органов 

юридического лица переходят  к внешнему управляющему, в том  числе и 

полномочия по распоряжению имуществом должника. Однако крупные 

сделки - сделки с недвижимостью  и сделки с иным имуществом,

стоимость которого превышает 20 процентов балансовой стоимости 

активов должника, - внешний  управляющий сможет заключить только с 

согласия собрания (комитета) кредиторов, если иное не будет 

предусмотрено планом внешнего управления [14, с. 42].

Внешнему управляющему предоставляется  право отказаться от

исполнения договоров  должника, которые носят длительный характер

либо рассчитаны на получение  положительных результатов лишь в 

долгосрочной перспективе, а также от договоров, исполнение которых 

повлечет убытки для должника. Правда, кредиторы по таким договорам 

будут вправе потребовать  от должника возмещения убытков в  виде

реального ущерба, но на данные требования распространяется действие

моратория. Мероприятия, направленные на восстановление

платежеспособности должника, будут осуществляться внешним 

управляющим, как и прежде, на основе плана внешнего управления,

одобренного собранием кредиторов. Федеральный закон "О 

несостоятельности (банкротстве) " детально регламентирует

осуществление таких мер  по восстановлению платежеспособности

должника, как продажа  предприятия, продажа имущества, уступка  прав

требований должника, погашение  обязательства должника третьими

лицами [14, с. 42].

6.3. Конкурсное производство.

Принятие арбитражным  судом решения о признании  должника банкротом 

влечет открытие конкурсного  производства.

Конкурсное производство - одна из процедур банкротства, применяемая  к 

должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения

требований кредиторов.

Открытие конкурсного  производства означает, что срок исполнения всех

денежных обязательств должника будет считаться наступившим,

прекратится начисление неустоек, финансовых санкции и процентов  по

всем видам задолженности  должника; все требования к должнику,

включая требования налоговых  органов, могут быть предъявлены  только

в рамках конкурсного производства [25, с. 61].

Для осуществления конкурсного  производства арбитражный суд 

назначает конкурсного управляющего из числа кандидатов, которые 

будут предложены собранием  кредиторов.

Одна из основных фигур  в конкурсном производстве конкурсный

управляющий, поскольку в  соответствии с пунктом 2 статьи 98 Закона о 

банкротстве с момента  принятия арбитражным судом решения  о 

признании должника банкротом  и об открытии конкурсного производства

он выполняет функции  по управлению и распоряжению имуществом

должника и к нему переходят  права и обязанности руководителя

должника.

В Законе о банкротстве  определен статус арбитражного управляющего, в 

частности конкурсного. Арбитражный  суд может назначить конкурсным

управляющим физическое лицо, зарегистрированное в качестве

индивидуального предпринимателя, обладающее специальными

знаниями и не являющееся заинтересованным лицом в отношении 

должника и кредитора (пункт 1 статьи 14 Закона о банкротстве) [25, с. 62].

На конкурсного управляющего возлагаются обязанности по

аккумулированию имущества  должника и формированию конкурсной

массы в целях продажи  имущества и расчета с кредиторами  в порядке 

очередности, предусмотренной  ст. 64 Гражданского кодекса РФ.

Необходимо еще раз  обратить внимание на очередность удовлетворения

требований кредиторов, в  частности на то обстоятельство, что  новый 

российский Закон о  несостоятельности (банкротстве) вслед  за

Гражданским кодексом отдает предпочтение требованиям работников

должника о выплате  им задолженности по заработной плате  перед 

требованиями кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом.

В связи с этим целесообразно  рассмотреть положение кредитора  в 

отношении обязательств, обеспеченных залогом. В соответствии с ГК (ст.

64) имущество, служившее  предметом залога по обязательствам 

должника, не исключается  из массы его имущества, а кредитор с 

обеспеченным требованием  не имеет возможности обратить взыскание  на

предмет залога вне очереди. Вместе с тем кредитор по обязательству,

обеспеченному залогом, находится  в третьей, льготной очереди,

опережая не только большинство  остальных кредиторов по гражданско-

правовым обязательствам, но и требования государства по уплате

налогов и иных обязательных платежей [14, с. 42].

Более того, в отличие  от всех других правовых систем, по российскому 

закону кредитор, требования которого обеспечены залогом, получает

удовлетворение своих  претензий за счет всего имущества  должника (а не

только того, что является предметом залога) . Кредиторы по

обеспеченным обязательствам пользуются также определенными 

преимуществами на собрании кредиторов при принятии основных

решений. В частности, для  заключения мирового соглашения с 

должником требуется единогласное решение всех кредиторов по

обеспеченным обязательствам (при наличии более половины голосов 

всех остальных конкурсных кредиторов) .

Необходимо подчеркнуть  социальный аспект законодательного решения 

о предпочтении требований работников должника о выплате им

задолженности по заработной плате перед требованиями кредиторов по

обязательсвам, обеспеченным залогом.

6.4. Мировое соглашение.

На любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве 

должник и кредиторы вправе заключить мировое соглашение.

Заключение мирового соглашения, предусматривающего отсрочку или 

рассрочку исполнения обязательства, уступку прав требований должника,

исполнение обязательств должника третьими лицами, скидку с  долгов и 

т.п., вполне приемлемый способ окончания дела о банкротстве. Однако

действовавший ранее закон  выдвигал практически непреодолимое 

препятствие для мирового соглашения: в течение двух недель после 

утверждения мирового соглашения арбитражным судом кредиторы 

должны были получить удовлетворение своих требований в размере не

менее 35 процентов суммы  долга.

Новый Закон снимает это  и другие препятствия на пути достижения

Информация о работе Банкротство хозяйственных субъектов