Банкротство хозяйственных субъектов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 01:23, реферат

Описание работы

Неплатежеспособность, кризис экономики и легального бизнеса,
существование предприятий-невидимок, числящихся в реестре, но давно
уже не имеющих ни руководства, ни работников, задолженность по
зарплате, пробелы в законодательстве - породили теневое решение
проблемы "освобождения от непомерных долгов" и ситуацию банкротства
практически всех предприятий-производителей

Содержание работы

Введение
Основные недостатки
Понятие и признаки несостоятельности (банкротства) .
Банкротство и уголовная ответственность.
Возбуждение производства по делу о несостоятельности.
Подготовка дела о банкротстве к судебному разбирательству.
Процедуры, применяемые по отношению к должнику.
Наблюдения.
Внешнее управление.
Конкурсное производство.
Мировое соглашение.
Особенности банкротства отдельных категорий должников - юридических
лиц.
Банкротство градообразующих организаций.
Банкротство сельскохозяйственных организаций.
Банкротство кредитных организаций.
Банкротство граждан.
Особенности банкротства ликвидируемого должника.
Банкротство отсутствующего должника.
Примеры из арбитражной практики.
Заключение
Литература.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 92.29 Кб (Скачать файл)

рассмотрении дела в закрытом заседании. Ходатайство было

удовлетворено, дело рассматривалось  в августе 1995 г., в результате

чего было назначено внешнее  управление имуществом должника [Дело

Арбитражного суда Санкт-Петербурга. 19].

В другом случае, до начала слушания дела по заявлению ФУДН о 

признании несостоятельности  АООТ "Ремдеталь" должник заявил

ходатайство о слушании дела в закрытом судебном заседании. Суд 

удовлетворил ходатайство; в результате рассмотрения дела была

назначена санация [17].

5. Подготовка дела о  банкротстве к судебному разбирательству. 

Подготовка дела о банкротстве  к судебному разбирательству  состоит из

двух этапов.

Прежде всего судья  производит действия, предусмотренные  в статье 112

АПК, которые могут иметь  место в деле о банкротстве, имея в виду, что 

это - не экономический спор. Так, в деле о банкротстве нет  истцов и 

ответчиков, не участвуют  третья лица, поэтому пункт 1 не применяется.

Остальные действия, предусмотренные  в статье 112 могут совершаться,

однако вместо принятия мер  по обеспечению иска судья принимает  меры

по обеспечению требований кредиторов, вправе по собственной 

инициативе назначить  экспертизу (п. 5 ст. 46 Закона о банкротстве) .

Вторая часть подготовки дела к судебному разбирательству  состоит в 

том, что до рассмотрения дела по существу арбитражный суд 

рассматривает возражения должника, если они заявлены по требованиям 

кредиторов, налоговых и  иных уполномоченных органов, и проверяет 

обоснованность этих возражений (пункты 2 и 3 ст. 46) .

Проверка обоснованности возражений ответчика производится

арбитражным судом коллегиально в заседании. Заседание проводится не

позднее чем за один месяц  до установленного срока рассмотрения дела.

О времени проведения заседания  суд извещает должника, временного

управляющего, а также  лицо, по требованиям которого рассматриваются 

возражения, заказным письмом  с уведомлением о вручении.

По результатам рассмотрения возражений должника арбитражный суд 

выносит определение. Обжалование  этого определения законом не

предусмотрено [21, с. 105].

В соответствии со статьей 47 Закона о банкротстве дело должно быть

рассмотрено в срок не более  трех месяцев со дня поступления  заявления 

в арбитражный суд. Это  означает, что в указанный срок должно быть

принято решение о признании  должника банкротом и открытии

конкурсного производства, либо об отказе в признании должника

банкротом, либо об утверждении  мирового соглашения, либо о введении

внешнего управления, либо вынесено определение о прекращении 

производства по делу.

Закон о банкротстве допускает  возможность отложения рассмотрения

дела на срок не более  двух месяцев. Основания и порядок  отложения 

дела предусмотрены В  Статье 120 АПК. Кроме того, рассмотрение дела

может быть отложено, если имеются  доказательства, очевидно

свидетельствующие о наличии  у должника достаточного ликвидного

имущества и должник ходатайствует  об отложении рассмотрения дела

для погашения задолженности. В этом случае арбитражный суд 

устанавливает срок с учетом норм статьи 47 (п. 2 ст. 51) .

Если в статьях 5 и 29 Закона о банкротстве определены признаки

банкротства, являющиеся основанием для обращения в арбитражный  суд,

то статья 3 этого Закона содержит признаки банкротства гражданина и 

юридического лица, наличие  которых предопределяет принятие

арбитражным судом решения  о банкротстве должника.

Для гражданина банкротство  наступает, когда он не способен

удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и 

(или) исполнить обязанность  по уплате обязательных платежей, если 

соответствующие обязательства  и (или) обязанности не исполнены  им в 

течение трех месяцев с  момента наступления даты их исполнения и если

сумма обязательств превышает  стоимость принадлежащего ему 

имущества. [21, с. 106].

Для индивидуального предпринимателя  и фермерского (крестьянского)

хозяйства в понятие банкротства  не входит превышение суммы 

обязательств над стоимостью принадлежащего имущества (статьи 164 и 

167) .

Для юридического лица банкротство  наступает, когда оно не способно

удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и 

(или) исполнить обязанность  по уплате обязательных платежей, если 

соответствующие обязательства  и (или) обязанности не исполнены  им в 

течение трех месяцев с  момента наступления даты их исполнения. Это 

правило не применяется к  банкротству кредитных организаций,

отсутствующего должника, ликвидируемого должника.

Решение арбитражного суда должно соответствовать требованиям 

статьи 127 АПК, но с учетом характера дела о банкротстве  и 

терминологии, применяемой  в деле о банкротстве. При этом

резолютивная часть решения  излагается, как это предусмотрено  в 

пунктах 2 и 3 статьи 49 Закона о банкротстве.

В случаях, предусмотренных  Законом о банкротстве, арбитражный  суд 

отказывает в признании  должника банкротом (ст. 51) .

Если при принятии заявления  было введено наблюдение, в решении 

указывается о его прекращении  и прекращении всех действий, связанных  с 

ним. В частности, возобновляется производство по приостановленным

производством делам, исполняются  исполнительные документы [21, с.

106].

6. Процедуры, применяемые  по отношению к должнику.

При отсутствии признаков  банкротства арбитражный суд  отказывает в 

удовлетворении соответствующего заявления о банкротстве должника.

Однако наличие таких, признаков (неспособность должника в данный

момент погасить денежные обязательства и уплатить налоги в бюджет и 

внебюджетные фонды) вовсе  не означает, что должник как банкрот  будет 

подлежать обязательной ликвидации. Помимо процедуры конкурсного 

производства, применяемой  при ликвидации должника – юридического

лица, к нему могут быть применены и иные процедуры: наблюдение;

внешнее управление; мировое  соглашение. В отношении должника-

гражданина возможно либо конкурсное производство, либо мировое 

соглашение. Последнее слово  в выборе конкретной процедуры,

применяемой к должнику, всегда остается за арбитражным судом [12, с.

39].

6.1. Наблюдения.

При разбирательстве дела о банкротстве арбитражным судом  вводится

процедура наблюдения в отношении  предприятия-должника.

Смысл установления данной дополнительной процедуры состоит  в том,

что на момент принятия арбитражным  судом к производству заявления  о 

банкротстве должника еще  не ясно, является ли он фактически

несостоятельным (то есть в  состоянии ли он удовлетворить требования

кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность 

по уплате обязательных платежей в полном объеме) . Поэтому введение

наблюдения и ограничение  полномочий его руководителя позволят

определить состояние  платежеспособности должника, сохранить  его 

имущество и кроме этого  является разумным компромиссом между 

соблюдением интересов предприятия-должника и кредиторов.

Наблюдение - одна из процедур банкротства, применяемая к должнику с 

момента принятия арбитражным  судом заявления о признании  должника

банкротом до момента, определяемого  в соответствии с Законом о 

банкротстве (принятия арбитражным  судом решения о признании 

должника банкротом и  открытии конкурсного производства, или введения

внешнего управления, или  утверждения мирового соглашения, или  отказа

в признании должника банкротом) , в целях обеспечения сохранности 

имущества должника и проведения анализа финансового состояния.

Указанная процедура вводится арбитражным судом на 3 месяца с 

момента принятия им заявления  о банкротстве.

Следует обратить внимание на то, что суд не во всех случаях  назначает 

наблюдение. Оно не вводится в отношении ликвидируемого

юридического лица, отсутствующего должника, организаций,

осуществлявших незаконную деятельность по привлечению денежных

средств, а также граждан, не являющихся индивидуальными 

предпринимателями [24, с. 107].

Специального внимания заслуживает  норма о назначении временного

управляющего. Арбитражный  суд в определении о введении наблюдения

указывает о назначении временного управляющего (наблюдателя) .

При невозможности определения  кандидатуры временного управляющего

при принятии заявления о  признании должника банкротом арбитражный 

суд выносит отдельное  определение о его назначении не позднее десяти

дней со дня принятия указанного заявления (п. 3 ст. 41 Закона) .

Определение арбитражного суда о назначении временного управляющего,

в отличие от определения  о назначении внешнего или конкурсного 

управляющего, не подлежит немедленному исполнению. Кроме того, оно 

не может быть обжаловано [12, с. 39].

В Законе определен статус арбитражного управляющего. Временным 

управляющим может быть назначено  арбитражным судом физическое

лицо, зарегистрированное в  качестве индивидуального 

предпринимателя, обладающее специальными знаниями и не

являющееся заинтересованным лицом в отношении должника и 

кредиторов (п. 1 ст. 19 Закона) .

В пункте 1 статьи 59 Закона говорится  о том, что в случае невозможности 

определения кандидатуры  временного управляющего, то есть при 

отсутствии кандидатур, предложенных кредиторами, и предложений из

числа лиц, зарегистрированных в качестве арбитражных управляющих,

при принятии заявления о  признании должника банкротом арбитражный 

суд обращается в государственный  орган по делам о банкротстве  и 

финансовому оздоровлению, который в недельный срок с  момента 

получения запроса предлагает кандидатуру временного управляющего. В 

случае отсутствия других кандидатур арбитражный суд может  назначить 

временного управляющего из числа сотрудников государственного органа

по представлению последнего, но не позднее, как было сказано выше,

десяти дней с момента  принятия указанного заявления (п. 4 ст. 185

Закона) . Следует отметить, что должник сам не вправе предлагать

кандидатуру временного управляющего [24, с. 108].

Временный управляющий за неисполнение или ненадлежащее исполнение

возложенных на него обязанностей, которое повлекло убытки для 

должника или кредиторов или даже при отсутствии таких  последствий,

несет ответственность согласно статье 21 Закона о банкротстве.

Вознаграждение временному управляющему за осуществление им своих 

полномочий устанавливается  в соответствии со статьей 22. Это 

вознаграждение выплачивается  за счет имущества должника, если иное

не предусмотрено Законом  о банкротстве или соглашением  с 

кредиторами.

Практика показывает, что  размер вознаграждения управляющего равен 

приблизительно размеру  заработной платы руководителя организации-

должника.

Последствия вынесения арбитражным  судом определения о принятии

заявления о признании  должника банкротом содержатся в  статье 57. С 

момента вынесения арбитражным  судом определения о принятии

заявления о банкротстве  должника имущественные требования к 

должнику могут быть предъявлены  только с соблюдением порядка,

установленного Законом (статьи 46,63,75 и 114) .

Так, кредиторы могут предъявить свои требования к должнику в 

месячный срок с момента  получения уведомления временного

управляющего о принятии арбитражным судом заявления  о признании 

должника банкротом. Указанные  требования направляются в 

арбитражный суд и должнику. Установление размера требований

кредиторов необходимо для  участия голоса в первом собрании

кредиторов (ст. 63 Закона) и  обладания на нем правом [24, с. 109].

Требования кредиторов направляются временному управляющему с 

приложением документов, позволяющих  определить указанные 

требования как установленные. Размер денежных обязательств по

требованиям кредиторов считается  установленным, если он

подтвержден вступившим в  законную силу решением суда или 

документами, свидетельствующими о признании должником этих

требований и в иных случаях, предусмотренных Законом.

Например, Закон устанавливает, что кредиторы вправе предъявить свои

требования и в любой  момент в ходе внешнего управления. Указанные 

требования направляются внешнему управляющему. Кроме этого 

внешнему управляющему кредиторы  направляют установленные в 

соответствии с Законом  о банкротстве требования с приложением 

документов, позволяющих  определить указанные требования как 

установленные [24, с. 109].

Внешний управляющий в  двухнедельный срок рассматривает 

соответствующие требования и заносит их в реестр требований

кредиторов. В течение  месяца с момента получения указанного

требования о результатах  его рассмотрения уведомляет кредитора.

Кредитор при несогласии с внешним управляющим обращается в 

арбитражный суд в месячный срок с момента получения уведомления  от

внешнего управляющего. Арбитражный  суд рассматривает данное

Информация о работе Банкротство хозяйственных субъектов