Значение системы косвенного налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2013 в 16:10, курсовая работа

Описание работы

Косвенное налогообложение, имеющее многовековую историю, всегда было предметом пристального изучения финансовой науки, а достоинства и недостатки косвенных налогов не раз становились объектом жарких дискуссий в обществе. Развитие теории и практики косвенного налогообложения привело к появлению совершенно нового вида налога – налога на добавленную стоимость (далее НДС). Внедрение НДС в налоговые системы развитых стран мира берет начало со второй половины прошлого столетия после того, как он был теоретически разработан во Франции в 1954г. Необходимость применения такого показателя как добавленная стоимость в качестве объекта налогообложения в европейских странах была обусловлена построением общего рынка. Распространение налога на добавленную стоимость в странах Европы ускорило принятие в 1967г. Директив Европейского Союза (далее ЕС), в которых НДС утверждался в качестве основного косвенного налога для стран – членов ЕС и обязательного условия для стран, имеющих намерение в будущем вступить в сообщество.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………...…..2
Глава 1. Значение системы косвенного налогообложения………………………….……..….4
1.1. Возникновение и развитие налогообложения……………………………………………..4
1.2. Экономическая сущность косвенных налогов………………………………………..…...6
Глава 2. Анализ основных экономических характеристик косвенных налогов и их роль в формировании доходной части бюджета………………………………………………….….9
2.1. Экономические основы косвенных налогов…………………………………….……….9
2.2. Роль косвенных налогов в формировании
доходной части бюджета………………………………………………………………………17
Глава 3. Пути повышения эффективности косвенных налогов в современных условиях……………………………………………………………………………………...….20
3.1. Проблемы реформирования и основные направления совершенствования налоговой системы Российской Федерации…………………………………………………………...….20
Заключение……………………………………………………………………………...………25
Список использованной литературы………………………………………………...………..27

Файлы: 1 файл

курсовик по налоговому.doc

— 160.50 Кб (Скачать файл)

Хотя ставки на алкогольную продукцию индексировались  чуть ниже уровня инфляции в стране, с фискальной точки зрения, оправданным может выглядеть лишь незначительное повышение ставок акцизов на алкогольную продукцию с содержанием этилового спирта свыше 9 % и на пиво.

Таким образом, акцизы устанавливаются с целью  изъятия в доход бюджета части  выручки от реализации продукции. Правильный выбор ставки акциза может снизить рентабельность производства данной продукции до среднего по промышленности, что выравнивает экономические условия хозяйственной деятельности для всех предприятий. При этом, как правило, стимулируется перелив капиталов в ту область, развитие которой государством считается приоритетным. Налоговая система России, в том числе и система косвенных налогов, далеко не совершенна. Необходимо ее изменение, качественное реформирование. Логически вполне понятно желание в условиях острой нехватки бюджетных средств усилить фискальную направленность налогов, однако, недооценка социального аспекта проблемы чревата худшими последствиями, чем дефицит бюджета.

Момент определения  налоговой базы для налогоплательщиков возникает на дату, соответствующую наиболее ранней из двух дат, на которые приходится день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав или день поступления оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав. Таким образом, момент определения налоговой базы не будет зависеть от учетной политики, принятой налогоплательщиком. При этом вычет сумм НДС по приобретенным материальным ресурсам будет осуществляться на основании счетов-фактур при условии принятия товаров (работ, услуг) и имущественных прав на учет28.

 

Глава 3. Пути повышения эффективности косвенных налогов в современных условиях

 

3.1. Проблемы реформирования и основные направления совершенствования налоговой системы Российской Федерации

Во всех развитых странах основными стимулами  к реформированию налогообложения  является: стремление превратить налоговую  систему в образец справедливости, простоты, эффективности и снять  все налоговые преграды на пути экономического роста.

Проводимая  в России налоговая реформа является одним из важнейших факторов обеспечения  экономического роста, развития предпринимательской  активности, ликвидации теневой экономики, привлечения в Россию полномасштабных иностранных инвестиций.

Само понятие  «реформа» несет в себе смысл  переустройства чего-нибудь, в какой  либо сфере общественной жизни, области  знаний.

Необходимость проведения налоговых реформ объясняется  следующими фактами, во-первых, налоговое  законодательство по-прежнему претерпевают серьезные изменения. Проведение налоговой реформы должно быть основано на научных концепциях, должна быть четко установлена цель реформы.

Во-вторых, отсутствует  «системность» проведения реформ, которая  означает, что реформирование налоговой  системы должно проводиться комплексно, параллельно с проведением других реформ, таких, как административная, судебная и др.

В-третьих, имеющиеся  недостатки во многом обусловлены тем, что при разработке концепции налоговой системы, налогового законодательства в полной мере не был обеспечен комплексный подход к проблеме налогообложения; не были учтены сложные взаимосвязи всех участников общественных отношений, складывающихся в процессе установления и взимания налогов. Отсутствие комплексного подхода при формировании налоговой системы РФ приводит к обострению экономических и социальных противоречий, бегству капитала за рубеж, развитию теневой экономики29.

Причинами такого состояния налогового законодательства можно назвать следующие:

1. В науке  налогового права нет концептуального единства. Отмечаются многовариантность, разнонаправленность, разноуровневость и коллизионность концептуальных подходов к построению как отдельных институтов налоговых законов, так и всей системы актов в области финансовой деятельности государства.

2. Несовершенство  налогового законодательства, связанное  с текущими потребностям практики. Именно эта проблема совместимости  проводимой налоговой политики  и стремительно развивающейся  экономики.

Таким образом, любая налоговая реформа должна быть связана с совершенствованием налоговых правовых институтов.

На современном  этапе реформирования налоговой  системы приоритетное внимание уделяется  решению проблем повышения эффективности  налогового администрирования, в том  числе налогового контроля как главной его составляющей.

Реформирование  налоговой системы должно происходить  постепенно на основе длительного и тщательного анализа ситуации с поступлением налогов. Любые кардинальные изменения в налоговой системе Российской Федерации, особенно те изменения, которые ущемляют экономические интересы налогоплательщиков, не только не смогут увеличить налоговые поступления в бюджет, но и приведут к потерям источников дохода, поскольку налоговая нестабильность станет тем решающим фактором, который заставит многих налогоплательщиков уйти в «теневую» экономику30.

Современная налоговая  система должна быть справедливой, эффективной и доступной для  понимания.

Эффективность налоговой реформы сегодня в  решающей степени зависит от способности государства обеспечить увеличение темпов роста производства, осуществить серьезные преобразования в деле укрепления финансовой системы и расчетов в народном хозяйстве, оказать реальную помощь в становлении и развитии малого бизнеса. Сколько бы ни предоставлялось налоговых льгот и привилегий малому бизнесу, на практике это не дает значительного эффекта.

Главной целью  реформы налоговой системы в  Российской Федерации является снижение налоговой нагрузки на законопослушных налогоплательщиков, предусматривающее выравнивание условий налогообложения, упрощение налоговой системы, придание ей стабильности и большей прозрачности. Налоговая система всегда будет совершенствоваться, оттачиваться и настраиваться на запросы и реалии экономической действительности, так чтобы, максимально наполняя бюджет, не ущемлять никого из субъектов налоговых отношений, поэтому процесс налогового администрирования бесконечен. При этом система администрирования налогов должна обеспечивать снижение уровня издержек исполнения налогового законодательства как для государства, так и для налогоплательщиков31.

Основной целью  налоговой реформы является достижение оптимального соотношения между  стимулирующей и фискальной ролью  налогов.

Основными направлениями  налоговой политики сегодня выступают:

1. Контроль за  трансфертным ценообразованием в целях налогообложения:

- Определение  взаимозависимости лиц

- Установление  закрытого перечня контролируемых  сделок

- Введение обязательного  представления специального декларирования  контролируемых сделок и требований  к перечню документов, обосновывающих применение налогоплательщиком трансфертных цен в сделках с взаимозависимыми лицами

- Введение института  предварительных соглашений о  ценообразовании с налоговыми  органами

- Введение новых  требований к методам оценки  диапазона рыночных цен и принципам их применения32.

2. Налогообложение  дивидендов, выплачиваемых российским  лицам:

- Освобождение  от обложения налогом на прибыль дивидендов, получаемых при стратегическом участии отечественной компании в российской и иностранной организации, выплачивающей дивиденды. Критерий стратегического участия предполагается установить в виде доли размером не менее 50 % (в абсолютном выражении не менее 500млрд. руб.)

- Снижение ставки  налога на дивиденды, выплачиваемые  физлицам, не являющихся налоговыми  резидентами РФ, до 15% в настоящее время - 30%)

3. Регулирование  налогообложения контролируемых  иностранных компаний:

- Введение принципа  налогообложения нераспределенной  прибыли иностранных контролируемых  компаний

- Введение понятия  иностранной контролируемой компании на основе определенной взаимозависимости лиц и стратегического участия в организации

- Установление  обязанности российских компаний  или компаний-резидентов указывать  в налоговых декларациях свои  иностранные аффилированные компании

- Определение  условий возникновения налоговой обязанности у российских налогоплательщиков в отношении прибыли, полученной иностранными контролируемыми компаниями

- Предоставление  налогоплательщиком сведений о  его доле в контролируемой  иностранной компании и уплате  налога с соответствующей доли нераспределенного дохода этой компании33.

- Обеспечение  возможности эффективного налогового  администрирования в части получения  налоговыми органами необходимых  сведений: данных, идентифицирующих  национальных акционеров, подпадающих  под режим контролируемых иностранных компаний, и финансовой информации, необходимой для расчета полученного дохода. Подобные изменения потребуют корректировки главы 23 и 25 НК РФ.

4. Проблемы определения  налогового резиденства юр лиц:  Введение понятия резидентства  юр лиц на основе критериев места управления и резиденства участников юр лица, владеющих в нем контрольным пакетом

5. Введение института  консолидированной налоговой отчетности  при исчислении налога на прибыль

6. Совершенствование  НДС

7. Индексация  ставок акцизов

8. Налогообложение  налогом на прибыль при совершении  операций с ценными бумагами

9. Налогообложение  НДФЛ при совершении операций с ценными бумагами.

10. Совершенствование  налога на имущество (введение  налога на недвижимость)

11. Совершенствование  системы вычетов, предоставляемых по НДФЛ

Скорейшая реализация указанных мер реформирования налоговой  системы позволит привести налоговую  систему в соответствие с задачами достижения экономического роста, существенно  повысить собираемость налогов. Либерализация налоговой системы и заметное усиление защищенности налогоплательщиков будут способствовать улучшению инвестиционного климата и возврату капиталов в легальную сферу34.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Косвенные налоги являются старейшей формой налогообложения, из которых налог на добавленную стоимость является самым молодым из налогов, формирующих основную долю дохода бюджета среди акцизов и таможенных пошлин. Часто НДС называют «европейским» налогом, отдавая должное его роли в становлении и развитии западно–европейского интеграционного процесса. Наличие НДС в налоговой системе страны является обязательным условием для вступления государства в члены ЕС.

Исходя из экономических  характеристик косвенных налогов  можно, сделать вывод о том, что  все косвенные налоги взимаются в процессе движения доходов или оборота товаров (работ, уса работы или услуги и оплачиваются потребителем. Владелец товара (работы, услуги). Эти налоги включаются в виде надбавки в цену товара, а также тарифа н) при их реализации получает с покупателя одновременно с ценой налоговые суммы, которые затем перечисляет государству. Поэтому косвенные налоги нередко называют налогами на потребление.

Российская  система налогообложения в части  соотношения косвенного и прямого  налогообложения замышлялась исходя из положения, что фискальную задачу должны выполнять преимущественно косвенные налоги, а прямые налоги должны играть роль экономического регулятора. Проведенный анализ значения косвенных налогов в структуре налоговых доходов бюджета позволяет сделать вывод, о том, что налоговая система России построена действительно на преобладании косвенного налогообложения.    Однако очевидно также и то, что на сегодняшний день стоит проблема усиления мер налогового администрирования НДС в связи с распространением в последнее время различного рода схем уклонения от уплаты НДС, путём многоступенчатой переуступки товаров с последующей реализацией продукции по заниженным ценам, либо «исчезновения» организации – перекупщика после получения денежных средств за реализованные товары (работы, услуги), либо использования не отчитывающихся организаций для целей необоснованного возмещения НДС из бюджета. Все это приводит к неоправданному росту возмещения из бюджета НДС.

 Кроме того, существуют также проблемы несовершенства  налогового права, которые, прежде всего, выражаются в арбитражной практике, когда суды решают спорные вопросы, касающиеся налогообложения, в пользу налогоплательщиков, как по вопросам незаконного возмещения НДС из бюджета, так и по другим вопросам налогообложения. В результате потери бюджета от недопоступления налоговых платежей являются значительными. Наличие всех данных проблем, несомненно, требует решения для их устранения и дальнейшего эффективного действия системы косвенного налогообложения.

Информация о работе Значение системы косвенного налогообложения