Значение системы косвенного налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2013 в 16:10, курсовая работа

Описание работы

Косвенное налогообложение, имеющее многовековую историю, всегда было предметом пристального изучения финансовой науки, а достоинства и недостатки косвенных налогов не раз становились объектом жарких дискуссий в обществе. Развитие теории и практики косвенного налогообложения привело к появлению совершенно нового вида налога – налога на добавленную стоимость (далее НДС). Внедрение НДС в налоговые системы развитых стран мира берет начало со второй половины прошлого столетия после того, как он был теоретически разработан во Франции в 1954г. Необходимость применения такого показателя как добавленная стоимость в качестве объекта налогообложения в европейских странах была обусловлена построением общего рынка. Распространение налога на добавленную стоимость в странах Европы ускорило принятие в 1967г. Директив Европейского Союза (далее ЕС), в которых НДС утверждался в качестве основного косвенного налога для стран – членов ЕС и обязательного условия для стран, имеющих намерение в будущем вступить в сообщество.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………...…..2
Глава 1. Значение системы косвенного налогообложения………………………….……..….4
1.1. Возникновение и развитие налогообложения……………………………………………..4
1.2. Экономическая сущность косвенных налогов………………………………………..…...6
Глава 2. Анализ основных экономических характеристик косвенных налогов и их роль в формировании доходной части бюджета………………………………………………….….9
2.1. Экономические основы косвенных налогов…………………………………….……….9
2.2. Роль косвенных налогов в формировании
доходной части бюджета………………………………………………………………………17
Глава 3. Пути повышения эффективности косвенных налогов в современных условиях……………………………………………………………………………………...….20
3.1. Проблемы реформирования и основные направления совершенствования налоговой системы Российской Федерации…………………………………………………………...….20
Заключение……………………………………………………………………………...………25
Список использованной литературы………………………………………………...………..27

Файлы: 1 файл

курсовик по налоговому.doc

— 160.50 Кб (Скачать файл)

 В зависимости  от применяемых ставок налоговая  база для исчисления акцизов определяется либо в стоимости, либо в натуральном выражении. Ее расчёт осуществляется за каждый истекший налоговый период, который имеет продолжительность в один календарный месяц, по каждому виду облагаемых операций и в разрезе отдельных видов подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья.

Налогоплательщики самостоятельно осуществляют расчёт суммы  акцизов, подлежащей уплате в бюджет по итогам каждого налогового периода, путем составления налоговой  декларации по соответствующей форме, разработанной Министерством по налогам и сборам (далее МНС) РФ по налогам и сборам17.

Среди косвенных  налогов таможенная пошлина занимает второе место, уступая лишь налогу на добавленную стоимость.

К основным таможенным платежам относятся таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость, акцизы и таможенные сборы за таможенное оформление, а к факультативным – таможенные сборы за хранение товаров; таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров; платежи, взимаемые по единым ставкам и другое.

По таможенной пошлине установлены соответствующие ставки, а также налоговые льготы в виде тарифных льгот, или тарифных преференций.

 В Российской  Федерации применяются практически  все виды таможенной пошлины,  имеющиеся в мировой практике. В зависимости от вида внешнеторговой операции устанавливаются ввозные и вывозные таможенные пошлины, от численного выражения базового показателя - адвалорные, специфические, комбинированные, от периода применения – сезонные, от действующих приоритетов экономической политики – специальные, антидемпенговые, компенсационные18.

 Одним из  главных элементов таможенной  пошлины является ставка, под  которой понимается денежный  размер пошлины с единицы обложения.  В отличие от большинства действующих  в России налогов по таможенной  пошлине не существуют чётко ограниченной шкалы ставок или единой ставки. Существуют огромное количество таких ставок, которые устанавливаются в зависимости от номенклатуры ввозимого или вывозимого товара, от их характеристик и ряда других условий.

 Ставки таможенных  пошлин устанавливаются Правительством Российской Федерации. Размер таможенных ставок зависти от вида внешнеторговой операции (ввоз, вывоз), страны происхождения товара, а также от кода товара, присвоенного в соответствии с номенклатурой внешнеэкономической деятельности.

 В России  применяются следующие виды ставок  пошлин:

- адвалорные;

- специфические; 

- комбинированные19.

 Адвалорные  ставки начисляются в процентах  к таможенной стоимости, облагаемых  товаров. 

 Специфические  ставки начисляются в установленном  размере за единицу облагаемых товаров.

 Комбинированные ставки  представляют собой сочетание  адвалорных и специфических ставок.

В целях защиты экономических  интересов РФ к ввозимым товарам  могут применяться особые виды пошлин:

- специальные; 

- антидемпенговые;

 

- компенсационные20.

 Специальные пошлины  применяются: в качестве защитной  меры, если товары ввозятся на  таможенную территорию РФ в  количествах и на условиях, наносящих  или угрожающих нанести ущерб  отечественным производителям подобных  или непосредственно конкурирующих товаров; как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы РФ, со стороны других государств или их союзов.

 Антидемпенговые пошлины  применяются в случаях ввоза  на таможенную территорию РФ  товаров по цене, более низкой, чем их нормальная стоимость в стране ввоза в момент этого ввоза, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в РФ.

 Компенсационные пошлины  применяются в случаях ввоза  на таможенную территорию РФ  товаров, при производстве или  вывозе которых прямо или косвенно  использовались субсидии, если такой  ввоз наносит или угрожает  нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в РФ.

 От уплаты  таможенной пошлины в частности  освобождаются транспортные средства, которые осуществляют международные перевозки грузов, багажа и пассажиров, а также предметы материально-технического снабжения и другое имущество, необходимое для их нормальной эксплуатации на время следования в пути.

Плательщиками таможенной пошлины являются участники внешнеэкономической деятельности (контрактодержатель, декларант).

 Объектом  обложения таможенной пошлиной  признаны товары, перемещаемые через  таможенную границу России. Налоговой  базой является их стоимостные  либо натуральные показатели.

Таможенным  режимом, при котором ввозимые на таможенную территорию РФ товары остаются постоянно на этой территории без  обязательства об их вывозе с этой территории, является выпуск товаров  для свободного обращения. Этот режим  предусматривает обязательную уплату основных таможенных платежей и наиболее часто встречается в практике таможенного налогообложения21.

При применении комбинированных ставок исчисление таможенной пошлины производится последовательно, то есть с начала определяется размер пошлины по твёрдой ставке, затем  – по адвалорной. Уплате подлежит наибольшая из двух величин, либо их сумма.

 Важным элементом любого налога являются налоговые льготы, которые применительно к таможенной пошлине называются тарифными льготами и не могут носить индивидуального характера. Основной вид тарифных льгот – освобождение от уплаты пошлины.

 Таможенные  платежи, в отличие от других налогов, уплачиваются непосредственно таможенному органу, а по товарам, пересылаемым в международных почтовых отправлениях, - государственному предприятию связи, который перечисляет затем указанные платежи на счета таможенных органов.

 Таможенная пошлина может уплачиваться как в валюте РФ так и в иностранных валютах, курсы которых котируются банком России. Около половины суммы таможенных пошлин участниками внешнеэкономической деятельности уплачивается в иностранной валюте22.

 Налог с  продаж является региональным налогом, поэтому порядок исчисления и уплаты налога регулируется как Налоговым Кодексом РФ, так и законами субъектов РФ.

 Налоговым  Кодексом РФ определены плательщики,  объект налогообложения, налоговая  база, максимальная ставка налога  в размере 5%. Указывается, что, устанавливая налог с продаж, субъекты РФ определяют ставку налога (не более 5%), порядок и сроки уплаты налога, форму отчётности по данному налогу23.

 Плательщиками  налога с продаж признаются  организации и индивидуальные  предприниматели, если они реализуют товары (работы, услуги) на территории того субъекта Федерации, в котором установлен налог с продаж.

 Объектом  налогообложения являются операции  по реализации физическим лицам товаров (работ, услуг) на территории субъекта РФ. К таким операциям приравнена реализация за наличный расчёт, а также с использованием расчётных или кредитных банковских карт.

 Установлен конкретный перечень товаров (работ, услуг), реализация которых не подлежит налогообложению, в котором нет таких неопределенных понятий, как «товары первой необходимости»24.

При осуществлении  операций, подлежащих налогообложению  и не подлежащих налогообложению  налогом с продаж необходимо вести  раздельный учёт таких операций.

 Налоговая  база определяется как стоимость  реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из применяемых цен (тарифов) с учётом налога на добавленную стоимость и акцизов (для подакцизных товаров) без включения в неё налога.

 Сумма налога  исчисляется как соответствующая  налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма налога включается налогоплательщиком в цену товара (работы, услуги), предъявляемую к оплате покупателю.

 Налоговая  ставка устанавливается законами  субъектов РФ в размере не  выше 5 %.

 Налоговый  период устанавливается как календарный месяц. Датой осуществления операций по реализации товаров (работ, услуг), признаваемых объектом налогообложения, считается день поступления средств за реализованные товары (работы, услуги) на счета в банках или день поступления выручки в кассу, или день передачи товаров (работ, услуг) покупателю.

С введением  налога с продаж на территории соответствующего субъекта РФ отменялся сбор на нужды  образовательных учреждений, имеющих  региональный статус, а также 16 местных  налогов и сборов. Суммы платежей по налогу с продаж зачислялись в бюджеты субъектов РФ и в местные бюджеты в размере 40 и 60% соответственно.

 В период  действия данного налога на  различных уровнях неоднократно  поднимался вопрос об отмене  налога с продаж, учитывая его  одновременное взимание с НДС. Однако под нажимом региональных властей, которые весьма заинтересованы в данном налоге, решение откладывалось. И лишь с принятием 27 главы Налогового Кодекса РФ было законодательно установлено, что налог с продаж утрачивает силу с 1 января 2004 года25.

 

2.2. Роль косвенных налогов в формировании

доходной  части бюджета

 Косвенные налоги играют большую роль в формировании государственного бюджета. При введении косвенных налогов производители (продавцы) товаров и услуг продают их по ценам и тарифам с учетом налоговой надбавки, которую затем передают государству, то есть выступают в роли сборщика налогов, уполномоченного на то государством.

В 2000 году вступила в действие 2 часть Налогового кодекса, которая содержит перечень основных известных мировой практике косвенных налогов: налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы. С момента введения 2 части НК РФ состав косвенных налогов остался прежним. И в 2007-2011 годах перечень косвенных налогов не менялся, но вносились определенные изменения и дополнения в модель исчисления и уплаты данных налогов.

В настоящее  время, как уже говорилось выше, налог  на добавленную стоимость (НДС) - один из важнейших федеральных налогов. Основой его взимания, как следует  из названия, является добавленная  стоимость, создаваемая на всех стадиях производства и обращения товаров. Этот налог традиционно относят к категории универсальных косвенных налогов, которые в виде своеобразных надбавок взимается путем включения в цену товаров, перенося основную тяжесть налогообложения на конечных потребителей продукции, работ, услуг26.

Правовые нормы  применения НДС изложены в главе 21 Налогового кодекса РФ.

Субъектами  налогообложения, т.е. плательщиками  налога на добавленную стоимость  являются:

- организации;

- индивидуальные предприниматели;

- лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ27.

Следует отметить, что лица, не указанные в качестве налогоплательщиков, не освобождаются  от исполнения обязанностей налогового агента по исчислению и уплате НДС за представляемых ими лиц.

Применительно к НДС в качестве налогооблагаемого  объекта выступают четыре вида операций, перечисленные в п.1 146 статьи:

- реализация  товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав; передача права собственности на товары, результаты выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе;

- передача на  территории РФ товаров для  собственных нужд, расходы на  которые не принимаются к вычету  при исчислении налога на прибыль  организаций;

- выполнение  строительно-монтажных работ для собственного потребления;

- ввоз товаров  на таможенную территорию РФ.

Нужно отметить, что акцизы в основной своей части  перечисляются в федеральный  бюджет. Общая доля акцизов в налоговых  доходах бюджета была весьма ощутима - 213,6 миллиардов рублей. В 2011 году акцизы и пошлины дадут бюджету 205,4 миллиарда рублей доходов, в 2012 году - 177,6 миллиарда рублей.

Поступления по сводной группе акцизов в федеральный  бюджет в январе 2010 года составили 14,8 млрд. рублей - в 2,3 раза больше, чем в  январе 2009 года, что связано с переходом на уплату налога один раз в месяц (не позднее 25 числа месяца, следующего за налоговым периодом) вместо ранее действовавших 2 сроков (не позднее 25 числа месяца, следующего за налоговым периодом, и не позднее 15 числа второго месяца). Таким образом, в январе 2010 года платежи поступили по трем срокам (за ноябрь по сроку 15 января и за декабрь по срокам 25 января и 15 февраля).

В результате индексации ставок акцизов по подакцизным товарам  увеличение доходов федерального бюджета оценивается в сумме 13,1 млрд.рублей;

Ожидаемый объем  дополнительных поступлений исключительно  за счет повышения ставок акцизов  выглядит малореальным даже в сравнении  с объемами фактических поступлений  в 2008 г., когда было собрано по данной категории подакцизных товаров 125,2 млрд руб. Принимая во внимание возможное сокращение объемов производства и реализации алкогольной продукции в 2009 г. и 10%-ный уровень индексации ставок по отношению к 2008 г., можно ожидать, что размер поступлений акцизов на алкогольную продукцию в 2010 г. не превысит уровня 2009 г. в абсолютном выражении. А значит, индексация ставок должна привести к увеличению поступлений почти на 75%.

Информация о работе Значение системы косвенного налогообложения