Значение системы косвенного налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2013 в 16:10, курсовая работа

Описание работы

Косвенное налогообложение, имеющее многовековую историю, всегда было предметом пристального изучения финансовой науки, а достоинства и недостатки косвенных налогов не раз становились объектом жарких дискуссий в обществе. Развитие теории и практики косвенного налогообложения привело к появлению совершенно нового вида налога – налога на добавленную стоимость (далее НДС). Внедрение НДС в налоговые системы развитых стран мира берет начало со второй половины прошлого столетия после того, как он был теоретически разработан во Франции в 1954г. Необходимость применения такого показателя как добавленная стоимость в качестве объекта налогообложения в европейских странах была обусловлена построением общего рынка. Распространение налога на добавленную стоимость в странах Европы ускорило принятие в 1967г. Директив Европейского Союза (далее ЕС), в которых НДС утверждался в качестве основного косвенного налога для стран – членов ЕС и обязательного условия для стран, имеющих намерение в будущем вступить в сообщество.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………...…..2
Глава 1. Значение системы косвенного налогообложения………………………….……..….4
1.1. Возникновение и развитие налогообложения……………………………………………..4
1.2. Экономическая сущность косвенных налогов………………………………………..…...6
Глава 2. Анализ основных экономических характеристик косвенных налогов и их роль в формировании доходной части бюджета………………………………………………….….9
2.1. Экономические основы косвенных налогов…………………………………….……….9
2.2. Роль косвенных налогов в формировании
доходной части бюджета………………………………………………………………………17
Глава 3. Пути повышения эффективности косвенных налогов в современных условиях……………………………………………………………………………………...….20
3.1. Проблемы реформирования и основные направления совершенствования налоговой системы Российской Федерации…………………………………………………………...….20
Заключение……………………………………………………………………………...………25
Список использованной литературы………………………………………………...………..27

Файлы: 1 файл

курсовик по налоговому.doc

— 160.50 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………………...…..2

Глава 1. Значение системы  косвенного налогообложения………………………….……..….4

1.1. Возникновение и развитие  налогообложения……………………………………………..4

1.2. Экономическая сущность косвенных налогов………………………………………..…...6

Глава 2. Анализ основных экономических характеристик косвенных налогов и их роль в формировании доходной части бюджета………………………………………………….….9

2.1. Экономические  основы косвенных налогов…………………………………….……….9

2.2. Роль косвенных  налогов в формировании

доходной части  бюджета………………………………………………………………………17

Глава 3. Пути повышения эффективности косвенных налогов в современных условиях……………………………………………………………………………………...….20

3.1. Проблемы реформирования и основные направления совершенствования налоговой системы Российской Федерации…………………………………………………………...….20

Заключение……………………………………………………………………………...………25

Список использованной литературы………………………………………………...………..27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 Косвенное  налогообложение, имеющее многовековую  историю, всегда было предметом пристального изучения финансовой науки, а достоинства и недостатки косвенных налогов не раз становились объектом жарких дискуссий в обществе. Развитие теории и практики косвенного налогообложения привело к появлению совершенно нового вида налога – налога на добавленную стоимость (далее НДС). Внедрение НДС в налоговые системы развитых стран мира берет начало со второй половины прошлого столетия после того, как он был теоретически разработан во Франции в 1954г. Необходимость применения такого показателя как добавленная стоимость в качестве объекта налогообложения в европейских странах была обусловлена построением общего рынка. Распространение налога на добавленную стоимость в странах Европы ускорило принятие в 1967г. Директив Европейского Союза (далее ЕС), в которых НДС утверждался в качестве основного косвенного налога для стран – членов ЕС и обязательного условия для стран, имеющих намерение в будущем вступить в сообщество.

 Налоговую  систему России по обеспечению  доходной части государственного бюджета с момента её образования и на протяжении всего периода формирования принято считать системой, построенной на преобладании косвенного налогообложения.

 Становление  системы косвенного налогообложения  в процессе историко-экономического  развития общества и зарубежный опыт в области косвенного налогообложения заслуживают должного изучения.

 Одно из  ведущих мест в системе косвенного  налогообложения отводится налогу  на добавленную стоимость, так  как удельный вес НДС в доходной  части бюджета составляет значительную долю.

 НДС успешно  применяется в большинстве стран  с рыночной экономикой. Из 24 стран  – членов Организации экономического  сотрудничества и развития применяют  НДС как основной налог на  потребление. Кроме того, он взимается  в 35 странах Азии, Африки и Латинской Америки. На его долю приходится от 30 до 50% и более всех косвенных налогов.

 На протяжении  нескольких лет на основе принятых  законов и налогового законодательства  государство разрабатывает, устанавливает  и совершенствует систему налогообложения по НДС, так как постоянно изменяющаяся экономическая ситуация, постепенно развертывающиеся и укрепляющиеся механизмы рыночной саморегуляции требует внесения соответствующих корректив и изменений, адекватных происходящим в экономике процессам.

 Актуальность темы косвенных налогов заключается в том, что косвенные налоги занимают стратегическое место в системе налогообложения, являясь в тоже время предметом ожесточенных споров и дискуссий по поводу действующей практики исчисления и взимания. В связи с этим возникает ключевая проблема собираемости косвенных налогов (неплатежи), а так же ряд других проблем, заслуживающих всеобщего внимания и обсуждения.

 Данная тема  актуальна на сегодняшний день, заслуживает особого внимания  и касается каждого гражданина  Российской Федерации (далее РФ), так как косвенные налоги уплачиваются конечными потребителями товаров, то есть, главным образом, населением.

 Цель курсовой работы состоит в рассмотрении значимости косвенных налогов в формировании доходной части бюджета, в частности поступление НДС как основного косвенного налога.

 Для реализации  данной цели необходимо решить  следующие задачи: рассмотреть значение системы косвенного налогообложения,  проанализировать основные экономические характеристики косвенных налогов и их роли в формировании доходной части бюджета, рассмотреть пути повышения эффективности косвенных налогов в современных условиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Значение системы косвенного налогообложения

1.1. Возникновение и развитие налогообложения

 Налоги как основной источник образования государственных финансов через изъятие в виде обязательных платежей части общественного продукта известны с незапамятных времен. Причем налогообложение как элемент экономической культуры свойственен всем государственным системам как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования. В связи с этим о налогообложении можно говорить как о феномене человеческой цивилизации, как о её неотъемлемой части.

В развитии налогообложения можно выделить три периода, каждый из которых характеризуется теми или иными признаками и особенностями.

1. Первый период  развития налогообложения, включающий  в себя хозяйственные системы  древнего мира и средних веков,  отличается неразвитостью и случайным  характером налогов. Именно на  этом этапе налоги и механизмы их взимания возникают в зачаточном состоянии.

Возникновение налогов относят к периоду  становления первых государственных  образований, когда появляется товарное производство, формируется государственный  аппарат — чиновники, армия, суды. Именно необходимостью в содержании государства и его институтов и было обусловлено возникновение налогообложения.

По мере развития и укрепления товарно-денежных отношений  налоги постепенно принимают почти  повсеместно исключительно денежную форму. Если прежде налоги взимались в основном на содержание дворцов и армий, на возведение укреплений вокруг городов, на строительство храмов и дорог, то со временем налоги становятся основным источником доходов для денежного содержания государства1.

Одной из первых организованных налоговых систем, многие стороны которой находят отражение и в современном налогообложении, является налоговая система Древнего Рима.

На ранних этапах развития Римского государства налоговые  механизмы использовались исключительно  для финансирования военных действий. Граждане Рима облагались налогами в соответствии со своим достатком на основании заявления о своем имущественном состоянии и семейном положении (прообраз декларации о доходах). Определение суммы налога (ценз) проводилось специально избранными чиновниками.

В IV—III вв. до н.э. развитие налоговой системы привело  к возникновению как общегосударственных, так и местных (коммунальных) налогов. Однако единой налоговой системы  в тот период не существовало и  налогообложение отдельных местностей определялось лояльностью местного населения к метрополии, а также успехами в военных мероприятиях государства. В случае победоносных войн налоги снижались, а порою отменялись совсем и заменялись исключительно контрибуцией.

Развитие государственных  институтов Рима объективно привело к проведению императором Августом Октавианом (63 года до н.э. — 14 года н.э.) кардинальной налоговой реформы, в результате которой появился самый первый всеобщий денежный налог, так называемый «трибут». Контроль за налогообложением стали осуществлять специально созданные финансовые учреждения. Основным налогом государства выступил поземельный налог. Налогами облагались также недвижимость, рабы, скот и иные ценности. Кроме прямых появились и косвенные налоги, например, налог с оборота — 1%, налог с оборота при торговле рабами — 4% и др.

 Уже в  Римской империи налоги выполняли  не только фискальную функцию,  но и функцию регулятора тех  или иных экономических отношений. 

Общее же количество налоговых платежей в Древнем  Риме достигало более 2003.

Последующие налоговые  системы в основном повторяли  в видоизмененном виде налоговые  системы древности.

В Европе XVI—XVII вв. развитые налоговые системы отсутствовали. Повсеместно налоговые платежи  имели характер разовых изъятий, причем периодически парламенты государств предоставляли правителям полномочия, в основном чрезвычайные, по взиманию тех или иных видов налогов. Сбором налогов занимались так называемые откупщики, которые выкупали установленные налоги у государства, внося сумму налога в казну полностью. Далее, заручившись государственными полномочиями и применяя принуждение посредством помощников и суботкупщиков, откупщик осуществлял сбор налога с населения, учитывая естественным образом и свою прибыль, которая достигала иной раз одной четвертой от цены откупа.

2. Однако развитие  европейской государственности  объективно требовало замены  «случайных» налогов и института  откупщиков стройной, рациональной  и обоснованной системой налогообложения.  Именно в конце XVII — начале XVIII в.в. наступает второй период развития налогообложения. В этот период налоги становятся ведущим источником доходной части бюджетного устройства2.

В этот период происходит формирование первых налоговых систем, включающих в себя прямые и косвенные  налоги. Особую роль играли акцизы, взимаемые, как правило, у городских ворот со всех ввозимых и вывозимых товаров, а также подушный и подоходный налоги.

Во Франции  парламент стал утверждать бюджет и  налоги только в 1791 году после Великой  французской революции.

Одновременно  с развитием государственного налогообложения начинает формироваться научная теория налогообложения, основоположником которой является шотландский экономист и философ Адам Смит (1723—1790 гг.). В своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 год) он впервые сформулировал принципы налогообложения, дал определение налоговым платежам, обозначил их место в финансовой системе государства, а также определил, что налоги для плательщика есть показатель свободы, а не рабства.

3. Третий период  развития налогообложения начинает свою историю в XIX в. и отличается уменьшением количества налогов и большим значением права при их установлении и взимании. Постепенно в обществе наряду с развитием финансовой науки происходит становление научно-теоретических воззрений на природу, проблемы и методики налогообложения. Ни одна экономическая школа, ни одна финансовая теория не обошли своим вниманием вопросы фискалитета. Во второй половине XIX в. многие государства предприняли попытки воплотить научные воззрения на практике.

Однако, как  отмечает В. Пушкарева, венцом финансовой науки явились налоговые реформы, проведенные после 1-й мировой  войны, полностью обоснованные научными принципами налогообложения. Именно тогда  была заложена конструкция современной  налоговой системы, в которой прямые налоги и, прежде всего, индивидуальный подоходно-прогрессивный налог, заняли ведущее место.

В то же время  следует признать, что человечество до сих пор не придумало идеальной  налоговой системы. Финансовая наука  и поныне не может однозначно ответить на многие налоговые вопросы, а постоянные налоговые реформы практически во всех развитых странах свидетельствуют о перманентном процессе создания справедливой, соразмерной и обоснованной системы налогообложения3.

 

 

1.2. Экономическая сущность косвенных налогов

Разные подходы  были и к классификации налогов, а именно к делению налогов  на прямые и косвенные, которая актуальна  и по сей день. В результате обобщения  мнений различных учёных можно выделить три основных критерия деления налогов  на прямые и косвенные, которые приобрели широкое распространение в странах Европы прошлых веков:

1) критерий  перелагаемости;

2) критерий  способа налогообложения и взимания;

3) критерий  платёжеспособности.

 Согласно  первому критерию, перелагаемость  налогов возможна только в процессе обмена, результат - формирование цен. Посредством обменных операций плательщик налога (законодательно установленный) имеет возможность переложить налоговое бремя на иное лицо - носителя налога. Иными словами, лицо, на которое формально возложена обязанность быть плательщиком налога, и лицо, фактически уплачивающее данный налог - это не обязательно одно и то же лицо4.

 Критерий  перелагаемости впервые был использован  английским философом Джоном  Локком (1632-1704) в конце XVIIв. (практика такой классификации установилась ещё в XVIв.). Локк исходил из того, что любой налог, с кого бы он ни взимался, в конечном счёте, упадёт на землевладельца, так как один лишь доход земельного собственника - действительно чистый доход, из которого все платят все налоги. Поэтому налогам, падающим на землю косвенно, следует предпочесть налог, непосредственно взимаемый с землевладельца. Следовательно, поземельный налог - это прямой налог, а остальные налоги являются косвенными.

 Таким образом,  в соответствии с рассмотренным критерием окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товара, на которого налог перекладывается путем надбавки к цене.

Информация о работе Значение системы косвенного налогообложения