Виды налоговых проверок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 19:32, курсовая работа

Описание работы

Одним из условий функционирования налоговой системы является эффективный налоговый контроль, осуществляемый, в том числе и путем проведения налоговых проверок. Общие правила проведения налоговых проверок (камеральных и выездных) регламентируются ст. 87 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), в соответствии, с которой проверка может быть проведена у налогоплательщика (как юридического, так и физического лица, в том числе осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица), плательщика сборов и налогового агента.
Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплата налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. (Ст. 88 НК РФ)

Содержание работы

Понятие и правила проведения налоговых проверок, виды проверок……………………………………………………………………….….3
Камеральная проверка……………………………………………....3
Решение о проведении выездной проверки………………………..5
Действия налоговых органов в процессе проведения налоговой проверки…………………………………………………….……….7
Показания свидетелей……………………………………………….8
Осмотр помещений………………………………………………….9
Выемка документов и предметов………………………………....10
Привлечение экспертов……………………………………………11
Сроки проведения и период проверки……………………………11
Оформление результатов выездной налоговой проверки…..13
Список литературы……………………………………………………….18

Файлы: 1 файл

Виды налоговых проверок.doc

— 117.00 Кб (Скачать файл)

Срок два  месяца, установленный для проведения проверки, не совпадает с двумя календарными месяцами.

По окончании  проверки проверяющий составляет справку  о проведенной проверке, в которой  фиксируются предмет проверки и  сроки ее проведения.

  1. Оформление результатов выездной налоговой проверки.

 

По результатам  выездной налоговой проверки не позднее  двух месяцев (п. 1 ст. 100 НК РФ) после  составления справки о проведенной  проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной  форме акт налоговой проверки, подписываемый этими лицами и руководителем проверяемой организации либо ее представителем. Об отказе представителей организации подписать акт делается соответствующая запись в акте. В случае, когда указанные лица уклоняются от получения акта налоговой проверки, это должно быть отражено в акте налоговой проверки.

В акте налоговой  проверки должны быть указаны документально  подтвержденные факты налоговых  правонарушений, выявленные в ходе проверки, или отсутствие таковых, а  также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных правонарушений и ссылки на статьи НК РФ, предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений.

Акт налоговой  проверки вручается руководителю организации-налогоплательщика  либо представителем под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения налогоплательщиком или его представителем.

Многие налогоплательщики  отказываются подписывать акт проверки, мотивируя это тем, что не согласны с выводами проверяющих, изложенными  в акте, либо подписывают его с оговорками. Не подписание акта либо подписание его с оговорками не имеет практического значения. При не подписании акта он направляется налогоплательщику по почте заказным письмом. Датой вручения акта считается шестой день, начиная с даты его отправки. Причем акт отправляется по адресу, указанному в учредительных документах налогоплательщика. Учитывая, что место фактического расположения налогоплательщика не всегда совпадает с местонахождением, указанным в учредительных документах, налогоплательщик может вообще может не получить акт проверки. Негативные последствия неполучения акта очевидны: налогоплательщик не сможет детально ознакомиться с актом и, соответственно, представить возражения по акту и повлиять на вынесение решения.

Поэтому рекомендуется налогоплательщикам подписывать акт проверки независимо от наличия возражений. В акте обязательно собственноручно указать дату получения акта, иначе датой вручения акта будет считаться дата, проставленная на титульном листе акта, то есть фактически дата его составления.

Налогоплательщику предоставлено право в случае несогласия с фактами, изложенными  в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, в  двухнедельный срок со дня получения  акта проверки представить в соответствующий налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменному объяснению (возражению) или в согласованный срок передать налоговому органу документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений или мотивы не подписания акта проверки.

Следует обратить внимание на то, что с точки зрения исчисления сроков две недели - это  не 14 календарных дней, следующих  подряд.

В соответствии со ст.61 НК РФ срок, исчисляемый неделями, истекает в последний день недели. При этом неделей признается период времени, состоящий из пяти рабочих  дней, следующих подряд.

Если акт  вручается в любой день недели, кроме пятницы, то у налогоплательщика на представление возражений имеется текущая неделя плюс еще две недели при условии, что в этих двух неделях нет праздничных дней. Срок истекает в 24 часа в последний день (пятницу) последней недели срока.

По истечении  срока на представление возражений в течение не более 14 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт налоговой проверки, а также документы и материалы, представленные налогоплательщиком. О времени и месте рассмотрения материалов проверки налоговый орган обязан известить налогоплательщика заблаговременно. Если налогоплательщик, несмотря на извещение, не явился, то материалы проверки, включая представленные налогоплательщиком возражения, объяснения и другие документы рассматриваются в его отсутствие.

Необходимо  отметить, что налоговый орган  обязан известить налогоплательщика  о времени и месте рассмотрения акта только в случае представления  налогоплательщиком возражений. Если возражения не представлены, то обязанности  известить налогоплательщика о  времени и месте рассмотрения акта проверки у налоговых органов не возникает и, соответственно, возможно рассмотрение материалов проверки без налогоплательщика. Такая ситуация на практике встречается достаточно редко, так как рассмотрение акта проверки обычно совпадает с моментом вынесения решения. Тогда встает вопрос о вручении решения и привлечении должностных лиц организации-налогоплательщика к административной ответственности и т. д.

Вместе с  тем, рассмотрение акта проверки и вынесение  решения - две различные процедуры.

Все вопросы, возникшие  при проведении и оформлении результатов  проверки, необходимо решать с налоговыми органами до дня рассмотрения материалов проверки и вынесения решения. С  возражениями необходимо представить  максимально возможное количество документов в обоснование своей позиции и, по возможности, рассмотреть данные документы с проверяющими, так как от их позиции во многом зависит признание правомерными возражений налогоплательщика. Сама процедура вынесения решения достаточно формальна. Документы, в том числе проект решения, результаты рассмотрения возражений по акту, готовятся соответствующими службами налогового органа, и к руководителю (заместителю руководителя) налогового органа попадает готовый пакет. Возражения налогоплательщика, высказанные непосредственно при принятии решения, вряд ли будут приняты к сведению. Лицо, выносящее решение, не будет вникать в нюансы расчета реализованного наложения или формирования себестоимости, так как предполагается, что возражения по акту предварительно рассмотрены соответствующими специалистами и ими высказаны рекомендации по всем позициям возражений.

Основным и  единственным критерием законности процедуры рассмотрения материалов руководителем (заместителем руководителя) налогового органа. При этом налогоплательщик фактически лишен права активно участвовать в процедуре рассмотрения материалов проверки. К примеру, у налогоплательщика нет права предоставить новые материалы, дополнительные возражения, давать пояснения и т.д. Решение приобщать или не приобщать документы или возражения налогоплательщика в момент рассмотрения материалов проверки зависит от воли должностного лица налогового органа, рассматривающего материалы проверки, а не от установленной законом процедуры.

Нарушение процедуры  рассмотрения материалов проверки может послужить основанием для обращения налогоплательщика с иском в суд.

По результатам  рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит одно из перечисленных  ниже решений:

о привлечении  налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. Это решение выносится в случае установления налоговым органом фактов нарушения налогового законодательства;

об отказе в  привлечении налогоплательщика  к ответственности за совершение налогового правонарушения. Это решение выносится в случае, если в акте содержаться сведения, формально содержащие признаки налоговых правонарушений, но в силу определенных причин налогоплательщик не подлежит привлечению к налоговой ответственности. Например, по основаниям, указанным в ст. 109 НК РФ. Если в акте указано на отсутствие выявленных в ходе проверки налоговых правонарушений, решение не выносится, за исключением случаев, когда руководителем (заместителем руководителя) налогового органа выносится решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Такое  решение выносится при наличии  обстоятельств, исключающих возможность  вынесения правильного и обоснованного  решения о привлечении или об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности на основании имеющихся материалов налоговой проверки.

Законодателем не дан хотя бы примерный перечень процедур, из которых могут состоять мероприятия дополнительного контроля. Задачей дополнительных мероприятий налогового контроля является устранение обстоятельств, которые исключают возможность вынесения правильного и обоснованного решения.

В силу ограничений, накладываемых НК РФ на проведение повторных налоговых проверок, не может считаться дополнительным мероприятием вынесение решения о проведении проверки за уже проверенный налоговый период (в том числе встречной проверки). Такое решение может быть обжаловано налогоплательщиком в суд как незаконное и подлежащее безусловной отмене.

Копия решения  налогового органа вручается налогоплательщику  либо его представителю под расписку или передается иным способом, свидетельствующим  о дате получения акта налогоплательщиком либо его представителем. Если руководитель организации-налогоплательщика или его представитель уклоняются от получения копии решения, оно отправляется по почте заказным письмом и считается полученным налогоплательщиком по истечении шести дней после его отправки.

В десятидневный  срок с даты вынесения решения  налоговый орган должен направить налогоплательщику требование об уплате недоимки по налогу и пени.

Если требование не соответствует нормам действующего законодательства (глава 10 НК РФ, приказ МНС РФ от 07.09.98 № БФ-3-10/228 «Об утверждении  формы требования об уплате налогов и сборов» в редакции приказа МНС РФ от 03.08.99 № АП-3-10/256), оно может быть обжаловано в суд. Обжаловать решение по формальным основаниям, в принципе, не имеет смысла. Даже если решение будет вынесено в пользу налогоплательщика и требование будет признано недействительным, от обязанности уплатить указанные в требовании суммы налогов и пени такое решение налогоплательщика не освободит.

Обжалование требования имеет смысл в тактическом  плане. Например, обжалуя требование можно приостановить взыскание в бесспорном порядке сумм налогов и пени, указанных в требовании, до момента вынесения решения судом по существу. Данный ход дает налогоплательщику выигрыш во времени, которое можно использовать для подготовки искового заявления о признании недействительным решения налогового органа. Вместе с тем, обжалование требования по существу, то есть по суммам налогов и пени, - фактически единственная возможность обжалования налогоплательщиком опосредованно акта выездной налоговой проверки. Такая необходимость может возникнуть, например, в случае не вынесения налоговым органом по каким-либо причинам решения.

В случае если налогоплательщик отказался добровольно уплатить сумму налоговой санкции или  пропустил срок уплаты, указанный  в требовании, налоговый орган обращается в суд с исковым заявлением о взыскании с данного налогоплательщика налоговой санкции.

Налоговые органы могут обратиться с иском о  взыскании налоговой санкции  не позднее шести месяцев со дня  обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции). Дата составления акта - это дата, указанная на титульном листе акта, а не дата вручения его налогоплательщику. При обращении налогового органа в суд с иском о взыскании штрафных санкций по истечении данного срока судом будет отказано в удовлетворении исковых требований.

Если налогоплательщик не согласен с выводами налогового органа, он имеет право обжаловать решение.

Решение может  быть обжаловано в административном порядке в вышестоящий налоговый  орган (вышестоящему должностному лицу) либо в суд.

В административном порядке жалоба может быть подана в течение трех месяцев с момента  вынесения решения. Подача жалобы не лишает налогоплательщика права  на обращение в суд.

Обращение в  суд производится по правилам, установленным АПК РФ.

Во избежание  негативных последствий в виде списания денежных средств в бесспорном порядке  налоговым органом в счет погашения  образовавшейся по факту проверки недоимки и пени затягивать с обращением в  суд не стоит.

Практика показывает, что обычно проверки проводятся, когда:

Данные о  прибыли предприятия, показанные в  балансе, не соответствуют отчету о  финансовых результатах и их использовании;

Баланс и  отчет о финансовых результатах  не подтвержден данными учета;

Записи в  учете и подтверждающие их первичные документы не соответствуют действительности;

Нет документальных оснований для записей в бухгалтерском  учете и отчетности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)
  2. Валов М.А. Выездная налоговая проверка // Журнал «Налоги и платежи»/Арбитражная налоговая практика. № 2, 2005
  3. Тяжких Д.С. Налоговая проверка предприятия: методика проведения, 1 том. СПб.: изд. Михайлова, 2003
  4. Кустова М.В., О.А. Ногина, Н.А. Шевелева Налоговой право России: общая часть. - М.: Юристъ. 2004г.;
  5. Черника Д.Г. Налоги М.: Финансы и статистика, 2003г.;
  6. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: учебник - М.: 2003г.;
  7. Янбаев Р.Н. Российской налоговое право. - М.: Экономика, 2004г.

Информация о работе Виды налоговых проверок