Виды и порядок проведения налоговых проверок в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 12:40, контрольная работа

Описание работы

Налоговая проверка - это процессуальное действие налогового органа по контролю за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты (перечисления) налогов (сборов). Оно осуществляется путем сопоставления фактических данных, полученных в результате налогового контроля, с данными налоговых деклараций, представленных в налоговые органы.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1.Понятие и правила проведения налоговых проверок, виды проверок…….4
2.Камеральная проверка…………………………………………………………5
3.Выездная проверка…………………………………………………………….9
4. Оформление результата выездной налоговой проверки. Порядок вынесения решения по результатам рассмотрения материалов проверки.13
Заключение………………………………………………………………………16
Список литературы………………………………………………………………18

Файлы: 1 файл

Налоги и налогооблажение к.р..doc

— 94.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

1.Понятие и  правила проведения налоговых  проверок, виды проверок…….4

2.Камеральная  проверка…………………………………………………………5

3.Выездная проверка…………………………………………………………….9

4. Оформление  результата выездной налоговой  проверки. Порядок вынесения решения по результатам рассмотрения материалов проверки.13

Заключение………………………………………………………………………16

Список литературы………………………………………………………………18  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

Введение.       

Налоговая проверка - это процессуальное действие налогового органа по контролю за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты (перечисления) налогов (сборов). Оно осуществляется путем сопоставления фактических данных, полученных в результате налогового контроля, с данными налоговых деклараций, представленных в налоговые органы.      

Право на проведение налоговых проверок предоставлено  налоговым органам статьей 31 НК РФ и регламентировано главой 14 "Налоговый  контроль".      

С введением в действие НК РФ налоговые  органы не утратили прав на проведение иных (неналоговых) проверок. Так, в  соответствии с Законом РФ от 18 июня 1993 г. N 5215-1 " О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" налоговые  органы проводят проверки по применению ККМ; в соответствии с Федеральным  Законом от 22 ноября 1995 г. N171-ФЗ "О  государственном регулировании  производства и оборота этилового  спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" - проверка производства и оборота алкогольной продукции  и т.д.      

Объем правомочий налоговых органов и  существующих ограничений на проведение тех или иных процессуальных действий (доступ на территорию или в помещение, осмотр, истребование документов, выемка (изъятие) документов и предметов, инвентаризация, экспертиза и др.) напрямую зависит  от вида проводимой проверки. Виды проверок представлены на рисунке 1. 

 

1.Понятие и правила проведения налоговых проверок, виды проверок.  

Одним из условий функционирования налоговой системы является эффективный  налоговый контроль, осуществляемый, в том числе и путем проведения налоговых проверок. Общие правила проведения налоговых проверок (камеральных и выездных) регламентируются ст. 87 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), в соответствии, с которой проверка может быть проведена у налогоплательщика (как юридического, так и физического лица, в том числе осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица), плательщика сборов и налогового агента.

К общим правилам проведения налоговых проверок относятся:

  • Проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности проверяемых, непосредственно предшествующих году проверки;
  • Запрещается проведение повторных выездных проверок (в течение календарного года) по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком (плательщиком сбора) за уже проверенный налоговый период;
  • В том случае, если организация-налогоплательщик реорганизуется или ликвидируется, правило об ограничении проверок не применяется. Повторная проверка может быть проведена также и в порядке контроля за деятельностью налогового органа его вышестоящим налоговым органом по мотивированному постановлению последнего и с соблюдением требований, предъявляемых к проведению проверки.

Необходимо обратить внимание на то, что ограничение, касающееся проведения повторных выездных проверок, в соответствии со ст. 87 НК РФ применяется  к налогоплательщикам (плательщикам сборов), но не к налоговым агентам. К налоговым агентам не применяется  и положение этой статьи в части  проведения встречных проверок (т.е. проверок документов, относящихся к  деятельности проверяемых) у лиц, связанных  с ними, например, у контрагентов по гражданско-правовому договору.

Налоговый кодекс РФ различает  виды налоговых  проверок:

- Камеральная налоговая проверка (ст. 88 НК РФ) и

- Выездная налоговая проверка (ст. 89 НК РФ).

  - Встречная проверка - проверка, проводимая с целью установления фактов, касающихся деятельности другого налогоплательщика.

2.Камеральная  проверка.

Камеральная налоговая  проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых  деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплата налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у  налогового органа. (ст. 87 НК РФ).

Поверка проводится уполномоченным должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями ( без специального решения руководителя налогового органа) в течение трех месяцев со дня фактической даты представления проверяемым соответствующих документов. Указанная дата является началом проверки.

Проверяется правильность расчетов представленной отчетности (декларации), служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, полнота и четкость заполнения всех реквизитов, а также  соблюдение установленных правил составления  форм отчетности и сопоставимость их показателей. При недостаточности  информации налоговые органы имеют  право потребовать у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано  направить или выдать их налоговому органу в 5-ти дневный срок ( ст. 93 НК РФ). Отказ налогоплательщика ( плательщика сбора, налогового агента) от представления требуемых документов или непредставление их в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ. В соответствии с указанной статьей непредставление в установленный срок налогоплательщиком документов и (или) иных сведений влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ, а отказ организации представить требуемые документы влечет взыскание штрафа в размере 5000 рублей.

В ходе проверки налоговые органы имеют право  вызвать налогоплательщиков (плательщиков сборов или налоговых агентов) письменным уведомлением в налоговые органы для дачи необходимых пояснений (ст. 31 НК РФ). Кроме того, если необходимо получить информацию о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанную с иными лицами, налоговый  орган может потребовать у  этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика или плательщика сбора (встречная проверка).

Составление акта при камеральной проверке законодатель не требует. Если в ходе проверки выявляются ошибки в заполнении документов или  противоречия между сведениями, содержащимися  в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику  с требованием внести соответствующие  исправления в установленный  срок.

На суммы доплат по налогам, выявленным в ходе камеральной  проверки, налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей  суммы налога и пени. При неисполнении требования в установленный срок в отношении налогоплательщика (плательщика  сборов, налогового агента) может быть принять решение о принудительном взыскании сумм налога и пени. Решение  о взыскании сумм налога и пени в бесспорном порядке в соответствии со ст. 46 НК РФ принимается не позднее 60 дней после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога. Если решение о взыскании  принимается после истечения  указанного срока, то оно считается  недействительным и исполнению не подлежит.

Решение о взыскании  доводится до сведения налогоплательщика (налогового агента) в срок не позднее 5 дней после вынесения решения  о взыскании необходимых денежных средств.

Таким образом, налогоплательщикам следует обратить внимание на ряд существенных моментов, касающихся камеральных налоговых  проверок, которые впервые нашли  отражение в НК РФ:

  • Проверкой может быть охвачено не более трех лет деятельности налогоплательщика, предшествовавших году проведения проверки;
  • На проведение камеральной проверки отводится три месяца. По истечении данного срока налоговый орган не вправе требовать от налогоплательщика представления каких-либо документов;
  • Специального решения руководителя налогового органа на проведение камеральной проверки не требуется;
  • В ходе проверки налоговые органы могут требовать дополнительные документы и сведения от налогоплательщика, а также вызывать последнего для получения объяснений по возникающим вопросам;
  • Результатом камеральной проверки может быть внесение налогоплательщиком изменений в представленные налоговому органу документы; вынесение налоговым органом решения о взыскании недоимки по налогам, пени и штрафных санкций.

          В целях устранения возникших между налоговыми органами и налогоплательщиками (плательщиками  сборов, налоговыми агентами) разногласий, а также в целях получения  более объективной информации о  финансово-хозяйственной деятельности последних налоговый орган вправе принять решение о проведении выездной налоговой проверки. 

 
 Итоги работы налоговых инспекций Свердловской области по урегулированию задолженности за 9 месяцев 2012 года

«За 9 месяцев 2012 года задолженность по налогам, администрируемым инспекциями Свердловской области, включая налоговые платежи, пени и налоговые санкции, снижена на 2 241.1 млн. рублей или 7 % и по состоянию на 01.10.2012 года задолженность составила 30 356,5 млн. рублей, в том числе: 
- 19 780,2 млн. рублей (65%) задолженность по налоговым платежам (снижение на 480,9 млн. рублей или 2%); 
- 10 576,3 млн. рублей (35%) задолженность по пеням и налоговым санкциям (снижение на 1 760,2 млн. рублей или 14%). 

С начала 2012 года инспекциями  области направлено в адрес налогоплательщиков-должников  более 404 тысяч требований об уплате налогов и сборов на общую сумму 21 427,2 млн. рублей, в том числе около 73 тысяч требований об уплате имущественных налогов физическими лицами на сумму 207,6 млн. рублей.  
  В результате принятых инспекциями мер урегулировано задолженности в общей сумме 14 759,2 млн. рублей, в том числе: 
- 7 514,7 млн. рублей - взыскано задолженности в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации;  
- 1 944,8 млн. рублей - урегулировано задолженности путем проведения зачетов из переплаты; 
- 5 299,7 млн. рублей - признана безнадежной к взысканию и списана задолженность, в том числе 1 649,9 млн. рублей - задолженность физических лиц.» 
 
 3.Выездная  проверка.       

Под выездной налоговой проверкой понимается комплекс действий по проверке первичных учетных и иных бухгалтерских документов налогоплательщика, регистров бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций, хозяйственных и иных договоров, актов о выполнении договорных обязательств, внутренних приказов, распоряжений, протоколов, любых других документов; по осмотру (обследованию) различных предметов, любых используемых налогоплательщиком для извлечения доходов либо связанных с содержанием объектов налогообложения производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий; по проведению инвентаризации принадлежащего налогоплательщику имущества; а также других действий налоговых органов (их должностных лиц), осуществляемых по месту нахождения налогоплательщика (месту его деятельности, месту расположения объекта налогообложения) и в иных местах вне места нахождения налогового органа.       

Впервые термин "Выездная налоговая проверка" введен в обиход контрольной работы Налоговым кодексом Российской Федерации. Ранее проверки, проводимые с выходом к налогоплательщику, назывались документальными. Однако, разница между понятиями "выездная" и "документальная" проверки отнюдь не терминологическая. Существует распространенное мнение, что выездная налоговая проверка и документальная проверки это одно и то же. Однако, на самом деле, это отнюдь не тождественные понятия. Так, выездная налоговая проверка - это проверка, проводимая, как правило, в помещении налогоплательщика. Документальная же проверка - это проверка, охватывающая первичную бухгалтерскую документацию и учетные регистры налогоплательщика. При этом ни один законодательный акт не уточняет место проведение такой проверки.       

Основными участниками, выездной налоговой проверки являются проверяемая организация  или индивидуальные предприниматели  и налоговый орган (его должностные  лица). Однако с выездными проверками могут быть сопряжены действия и  других лиц, например, экспертов, переводчиков, но такие действия, как правило, бывают обусловлены инициативой налогового органа.

Выездная проверка проводится на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Решение должно содержать ряд необходимых элементов, в том числе: - наименование налогового органа, - номер решения и дату вынесения, - наименование налогоплательщика, - ИНН налогоплательщика, - период деятельности налогоплательщика, за который проводится проверка, - вопросы проверки (виды налогов, по которым проводится проверка), - ФИО, классные чины и должности лиц, входящих в состав проверяющей группы, - подпись лица, вынесшего решение, с указанием на ФИО, должность и классный чин.

Выездная налоговая  проверка проводится по одному или  нескольким налогам. В течение одного календарного года не могут проводиться две и более выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, за один и тот же период времени. Исключением является проверка в результате реорганизации или ликвидации налогоплательщика, проверка вышестоящим налоговым органом контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку. Временной период деятельности налогоплательщика, который может быть охвачен проверкой, составляет 3 календарных года, непосредственно предшествовавших году проверки. Продолжительность проверки - 2 месяца, в исключительных случаях срок может быть продлен до 3 месяцев. Срок проверки увеличивается также на 1 месяц для проверки каждого филиала и представительства, у организаций, имеющих обособленные структурные подразделения. Доступ на территорию или в помещение налогоплательщика должностных лиц налоговых органов, проводящих проверку осуществляется при предъявлении этими лицами служебных удостоверений и решения руководителя налогового органа о проведении проверки данного налогоплательщика. Доступ в жилые помещения против воли физических лиц допускается в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством в случае возбуждения уголовного дела органами налоговой полиции.

Информация о работе Виды и порядок проведения налоговых проверок в РФ