Тенденции и перспективы развития третейского судопроизводства в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 09:34, реферат

Описание работы

Третейское разбирательство является одним из предусмотренных гражданским и процессуальным законодательством России способов защиты нарушенных или оспариваемых гражданских прав. Законодатель подтвердил его важность принятием Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 102- ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации»и развитием регулирования связанных с ним вопросов в Арбитражном процессуальном кодексе РФ от 24 июля 2002 г. № 95 – ФЗ.
Использование данного способа защиты прав, выступающего альтернативой обращения в государственные суды, обуславливает возникновение многих вопросов, касающихся конкуренции государственных и третейских судов в сфере разрешения частноправовых споров, компетенции указанных судов, а также их взаимодействия.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1 Третейские суды………….................................................................4
История третейского суда в РФ…………………………………………4
Понятие третейского суда……………………………………………..
Состав третейского суда………………………………….....................
Глава 2 Правовая деятельности третейских судов в РФ……………….
2.1 Правовая база деятельности Третейских судов ………………………
2.2 Принципы третейского разбирательства………………………………

Заключение.Тенденции и перспективы развития третейского судопроизводства в Российской Федерации…………………………… .. 43
Список используемой литературы…………

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 133.07 Кб (Скачать файл)

Формирование состава третейского суда производится путем избрания (назначения) третейских судей, в соответствии со ст. 10 Закона «О третейских судах в РФ». Полномочия третейского судьи прекращаются по соглашению сторон, в связи с самоотводом третейского судьи или отводом третейского судьи по основаниям, предусмотренным статьями 11 и 12 Закона «О третейских судах в РФ», а также в случае смерти третейского судьи, а также после принятия решения по конкретному делу.

 

 

 

Особенности и виды третейских судов   
           В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, судом общей юрисдикции, арбитражным судом или третейским судом (п. 1 ст. 11). Тем самым третейский суд отнесен законом к числу юрисдикционных органов, т.е. органов, разрешающих споры юридического характера.  
Третейский суд обладает существенной спецификой по сравнению с судом общей юрисдикции и арбитражным судом. Как суд общей юрисдикции, так и арбитражный суд являются государственными органами. В отличие от этого третейский суд имеет не государственную, а общественную природу. И хотя его деятельность регламентируется законом, соответствующие нормы гораздо менее детальны, чем те, которые относятся к государственным судам, соответственно в третейском судопроизводстве целый ряд процессуальных вопросов может регулироваться спорящими сторонами.  
Эта более активная роль спорящих сторон в третейском суде состоит в следующем.  
            Во-первых, сама передача спора на разрешение третейского суда осуществима не иначе как по соглашению сторон. Во-вторых, состав третейского суда полностью или в значительной мере формируется сторонами, которые, таким образом, располагают возможностью передать спор на разрешение специалистов, являющихся, по их мнению, наиболее компетентными в соответствующей области. В-третьих, стороны могут в известных пределах устанавливать правила, регламентирующие порядок разрешения возникшего между ними спора.  
Кроме того, третейские суды (в отличие от государственных) не имеют многозвенной структуры, а значит, и инстанций, куда можно было бы обжаловать решение. Это позволяет третейским судам рассматривать дела в течение сравнительно коротких сроков.  
Есть и еще одно отличие третейских судов от государственных. В государственных судах разбирательство дел, как правило, открытое. Третейские суды, напротив, проводят слушание в закрытых заседаниях, так что лица, не участвующие в процессе, могут присутствовать в заседании суда лишь с разрешения третейских судей и с согласия сторон. Отмеченная конфиденциальность третейского судопроизводства весьма привлекательна, поскольку многие фирмы, проявляющие повышенную заботу о своей деловой репутации, предпочитают разрешать споры со своими контрагентами без излишней огласки.  
        Отмеченные факторы в сочетании с неизбежным в условиях рыночной экономики ростом числа гражданско-правовых сделок и связанных с ними разногласий обусловливают востребованность третейских судов на современном этапе. Если 10-15 лет тому назад в нашей стране было два активно действовавших третейских суда: Внешнеторговая арбитражная комиссия (сейчас - Международный коммерческий арбитражный суд) и Морская арбитражная комиссия, оба форума - при Торгово-промышленной палате СССР, то в настоящее время в России действуют около 100 третейских судов'.

Третейские суды существуют в двух разновидностях с организационной точки зрения: они могут создаваться ad hoc, т.е. для разрешения конкретного спора, либо функционировать на постоянной основе. Третейские суды образуются сторонами. Постоянно действующие (институционные) суды могут учреждаться различными организациями: торговыми палатами, биржами, объединениями, предприятиями и т.д. Таковы, например, Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации, Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате Российской Федерации, Арбитражная комиссия при Московской товарной бирже, постоянно действующий третейский суд Межреспубликанского акционерного общества "Легпромсырье" и др. 
        Основными нормативными актами, регулирующими порядок деятельности третейских судов, являются, в частности, Положение о третейском суде (Приложение № 3 к ГПК РСФСР 1964 г.), Закон Российской Федерации "О международном коммерческом арбитраже" от 7 июля 1993 г., (разработанный на основе Модельного закона, принятого комиссией ООН по праву международной торговли (ЮНИСТРАЛ) 21 июня 1985 г. и одобренного Генеральной Ассамблеей ООН), Временное положение о третейском суде для разрешения экономических споров, утвержденное постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 июня 1992 г. Процедура разрешения споров и иные связанные с этим вопросы работы каждого постоянно действующего третейского суда регламентируются правилами, утверждаемыми организацией, при которой образован соответствующий суд. Упомянутые выше нормативные акты содержат правила, определяющие подведомственность третейских судов.  
Так, согласно Положению о третейском суде (Приложение № 3 к ГПК) граждане могут передать на рассмотрение третейского суда любой возникший между ними спор, за исключением споров, вытекающих из трудовых и семейных отношений.

Временное положение о третейском суде для разрешения экономических споров относит к компетенции третейского суда гражданско-правовые споры, подведомственные арбитражным судам в соответствии с Законом Российской Федерации "Об арбитражном суде"' и Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, межгосударственными соглашениями и международными договорами(ст.1).  
        Согласно Положению о Международном коммерческом арбитражном суде при Торгово-промышленной палате Российской Федерации он может рассматривать "споры из договорных и других гражданско-правовых отношений, возникающие при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, если коммерческое предприятие хотя бы одной из сторон находится за границей, а также споры предприятий с иностранными инвестициями и международных объединений и организаций, созданных на территории Российской Федерации, между собой, споры между их участниками, а равно их споры с другими субъектами права Российской Федерации".  
Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате Российской Федерации "разрешает споры, которые вытекают из договорных и других гражданско-правовых отношений, возникающих из торгового мореплавания, независимо от того, являются ли сторонами таких отношений субъекты российского и иностранного либо только российского или только иностранного права".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2

2.1 Правовая база деятельности третейских судов

Защита гражданских  прав может осуществляться в установленном законом порядке различными органами. В соответствии со статьей 11 первой части  Гражданского Кодекса Российской Федерации защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляют в соответствии  с  подведомственностью дел,  установленной процессуальным законодательством,  суд, арбитражный суд или третейский суд.

Третейский суд - альтернатива государственной юстиции, суд третьего лица,  избранного самими спорящими сторонами,  которому они добровольно  доверяют  вынесение решения по своему делу и заранее обязуются подчиниться этому решению. Власть третейского суда основывается не на общем законе, а на договорном начале,  на воле частных лиц.  Право избирать посредников для решения спорных дел принадлежит к естественным правам, провозглашаемом во всех законодательствах, что было отмечено в законодательстве России еще в 1864 году.

Третейский суд - наиболее адекватная  рыночным  отношениям  форма юрисдикции,  поскольку она предполагает широкий выбор третейских судей из числа независимых квалифицированных специалистов по инициативе  самих  участников  конфликта и,  следовательно,  индивидуальный подход к каждому делу.

Цель третейского разрешения дел - урегулирование возникших правовых конфликтов и обеспечение добровольного исполнения обязательств. Временное положение  о третейском суде для разрешения экономических споров (далее Временное положение)  предусматривает два  вида  третейских судов: третейские суды, создаваемые для разрешения конкретного спора, а  также  постоянно действующие третейские суды. Разница между ними состоит в том, что при передаче спора на рассмотрение  третейского суда,  создаваемого для рассмотрения конкретного спора стороны должны сами подробно определить порядок его формирования и процедуру рассмотрения сора.  Понятие “конкретный спор” следует понимать достаточно широко. Это может быть уже возникший спор или группа споров,  по отношению к которым стороны договорились о рассмотрении их специально создаваемым для  этого  составом  (или  единолично третейским  судьей).  Порядок  назначения третейских судей либо состав суда могут быть согласованы при определении в договоре либо  отдельном соглашении условий о рассмотрении спора третейским судом.  Поскольку и в данном случае при возникновении спора состав третейского суда формируется на основании специального соглашения, такой третейский суд считается созданным для рассмотрения конкретного спора. После  вынесения решения по делу такой суд прекращает свое существование.

Заключение сторонами  соглашения  о  передаче  спора  в постоянно действующий третейский суд подразумевает,  что стороны  вместо  непосредственного  согласования  между  собой  всех процессуальных вопросов соглашаются следовать правилам  рассмотрения  споров  конкретного  ими избранного  третейского суда.  То есть стороны как бы поручают данному учреждению решить те организационные вопросы,  которые по  закону  они вправе решить самостоятельно.

Таким образом,  постоянно действующий третейский суд - условное название,  используемое обычно для обозначения организации, учреждения,  которой  по  соглашению сторон поручается формирование состава третейского суда для разрешения конкретного спора и  организации  третейского разбирательства.  Такая организация может быть создана исключительно для организации третейского разбирательства  либо  наделяться более широким кругом функций. Договариваясь о  передаче спора определенному постоянно действующему суду,  стороны тем самым автоматически подчиняют себя тому порядку,  той  процедуре,  которая  предусмотрена для рассмотрения споров в данном суде. Постоянно действующие третейские суды могут создаваться торговыми палатами,  иными органами,  биржами, объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями, обладающими статусом юридического лица.

На организации, образующие постоянно действующие третейские суды, возлагается  обязанность информировать соответствующий арбитражный суд об их создании и составе. Временное положение не предусматривает необходимости  получения разрешения от каких бы то ни было государственных органов на предоставление услуг по третейскому разбирательству споров.  Лица, организующие постоянно действующие суды, добровольно представляют информацию о таких органах, поскольку при отсутствии такой информа0ции арбитражные суды не смогут осуществлять функции по принудительному исполнению решений третейского суда.

По мнению Е.А.Виноградовой, существуют два различных варианта учреждения постоянно действующих третейских судов:  в основе образования одних  лежат  индивидуальные  нормативные акты органов государственной власти (законы) и органов государственного  управления  (постановления правительства),  в других - решения учредителей,  ссылающихся на нормы ГПК и АПК, предусматривающие защиту нарушенных субъективных прав путем обращения  в третейский суд. Характерным для  постоянно  действующих третейских судов является то, что каждый из них имеет положение (или устав), свои правила производства дел, список арбитров.

В отличие от большинства стран мира, Российская Федерация, также как ранее СССР, не имеет кодифицированного законодательства о третейском суде. Оно представлено отдельными статьями и нормами: в Гражданском кодексе РФ (ст.11, предусматривает  защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав третейским судом), в Гражданском процессуальном кодексе РСФСР (далее ГПК) и Арбитражном процессуальном кодексе РФ (далее АПК). Кроме того нормы, касающиеся третейского разбирательства, закреплены в Законе об арбитражных судах от 01.07.95 года. Существуют также два специальных законодательных акта о третейском суде: Положение о третейском суде (Приложение №3 к ГПК РСФСР) и Временное положение о третейском суде для разрешения экономических споров, утверждённое 24.06.92г. Верховным Советом РФ. Нормативная база деятельности третейских судов практически ограничивается этими Положениями. Практика показывает, что в настоящее время назрела необходимость закона, который бы более конкретно определил правовой статус третейских судов, правила защиты гражданских прав и законных интересов третейским судом и устранил существующие пробелы правового регулирования третейского судопроизводства. Такой проект закона “О третейских судах” в Российской Федерации уже разработан и находится на рассмотрении в Государственной Думе РФ. Законодательной основой функционирования двух постоянно действующих третейских судов: Международного коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной палате РФ и Морской арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате РФ являются: Закон РФ от 07.06.93г. “ О международном коммерческом арбитраже” и Приложение №1 и №2 к данному закону. Нормы, регулирующие третейское разрешение споров, закреплены также в Законе РФ “О товарных биржах и биржевой торговле” от 20.02.92г. Приложение №3 к ГПК РФ и ряд статей ГПК РФ закрепляют порядок организации и деятельности третейского суда для рассмотрения споров между гражданами. Статья 27 ГПК РСФСР определяет случаи передачи споров, возникших из гражданских правоотношений, на рассмотрение в третейский суд, по соглашению сторон. На основании п.6 ст.129 и п.7 ст.219 ГПК РСФСР судья отказывает в принятии искового заявления либо прекращает производство по делу, если между сторонами заключён договор о передаче дела в третейский суд.

В соответствии с п.10 ст.338 и п.1 ст.339 ГПК РСФСР, решение третейских судов по спорам между гражданами подлежит принудительному исполнению, в случае неисполнения добровольно сторонами, на основании исполнительного листа, выдаваемого судом. Среди "альтернативных" форм защиты прав и законных интересов важную роль играют третейские суды, названные в ст. 11 Гражданского кодекса РФ в числе органов, осуществляющих защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав. Действующие в качестве негосударственного механизма разрешения споров, третейские суды, по сравнению с судами государственными, могут предоставлять участникам спора ряд преимуществ, таких как: специализация в вопросах, касающихся фактических взаимоотношений сторон, быстрота и экономичность, отсутствие публичности в деятельности, удобство для сторон в отношении времени и места разрешения споров и т.д. В настоящее время организация и деятельность третейских судов в России регулируются различными нормами: третейские суды для разрешения споров между гражданами регламентируются Положением о третейском суде; вопросы организации и деятельности третейских судов для разрешения экономических споров между организациями и гражданами - предпринимателями подпадают под действие ряда норм арбитражного процессуального законодательства, а также Временного положения о третейском суде для разрешения экономических споров, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 24 июня 1992 г. (Ведомости РФ, 1993, N 30, ст. 1790). Функционируют и третейские суды, имеющие целью разрешение споров, возникающих в сфере международной торговли. К ним относятся Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате РФ, деятельность которых регулируется Законом РФ от 7 июля 1993 г. "О Международном коммерческом арбитраже".

Традиционно третейские суды делятся на суды, то есть создаваемые для разрешения конкретного спора, и постоянно действующие (институциональные) третейские суды, представляющие собой органы, которым по соглашению сторон поручена организация рассмотрения конкретного спора. В отличие от третейских судов для разрешения экономических споров, третейские суды для разрешения споров между гражданами, согласно ст. 2 Положения, могут быть только судами : третейский суд организуется по особому всякий раз соглашению всех участников спора.

Третейский суд рассматривает и разрешает спор только при наличии соответствующего договора сторон (третейской записи). Положение предъявляет определенные требования к форме и содержанию такого договора. Он должен быть заключен в письменной форме. Договор должен считаться заключенным в письменной форме, если его условия содержатся в документе, подписанном сторонами, или он заключен путем обмена письмами, сообщениями по телетайпу, телеграфу, или с использованием других средств связи, обеспечивающих их фиксирование. Договор может быть заключен как в виде отдельного соглашения, так и в виде соответствующей оговорки в договоре. Несоблюдение письменной формы договора должно влечь за собой признание его незаключенным. Однако признание третейским судом недействительным договора не влечет за собой недействительность содержащейся в нем третейской записи. Вопрос о наличии или действительности третейской записи третейский суд решает самостоятельно. Если третейский суд признает ее отсутствие или недействительность, спор может быть передан на разрешение суда общей юрисдикции. Требования к содержанию третейской записи предусмотрены в ст. 5 Положения.

Информация о работе Тенденции и перспективы развития третейского судопроизводства в Российской Федерации