Судебный порядок разрешения избирательных споров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 12:29, дипломная работа

Описание работы

Проблема избирательных споров является хотя и сравнительно новой для Российской Федерации, но чрезвычайно актуальной. Обусловлено это прежде всего тем, что именно в избирательных спорах проявляются многочисленные разногласия по поводу осуществления избирательных прав российских граждан, а их разрешение выступает в качестве одного из основных средств защиты конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления.

Содержание работы

Введение……………………………………………….……………………………
Глава 1. Общая характеристика избирательных споров как способа защиты избирательных прав граждан Российской Федерации…………………………4
1.1. Понятие и правовая природа избирательных споров………………..…….4
1.2. Причины возникновения избирательных споров……………………..…..21
1.3. Классификация избирательных споров…………………………………....24
Глава 2. Особенности разрешения избирательных споров в судебном порядке……………………………………………………………………...……29
2.1. Правовая основа судебного разрешения избирательных споров………..29
2.2. Процедурный порядок судебного разрешения избирательных споров…34
2.3. Совершенствование юридической процедуры разрешения избирательных споров в судебном порядке…………………………………………..…………41
Заключение…………………………………………………………….…………...
Список использованной литературы……………………

Файлы: 1 файл

избирательные споры 1 и 2 глава.doc

— 259.50 Кб (Скачать файл)

По кругу участников избирательных споров они могут иметь место в отношениях:

‒ между органами государственной и муниципальной власти, их должностными лицами и гражданами;

‒ между органами государственной и муниципальной власти, их должностными лицами и избирательными комиссиями; между избирательными комиссиями и гражданами;

‒ между избирательными комиссиями разных уровней;

‒ между гражданами[32].

Однако наибольший интерес представляет классификация избирательных споров в зависимости от способа обжалования нарушений избирательных прав граждан, так как своевременное и объективное рассмотрение и разрешение избирательных споров в значительной степени зависит от надлежащего исполнения законодательства, регулирующего институт обжалования решений и действий (бездействия), нарушающих избирательные права граждан.

Предметом обжалования в соответствии со ст. 63 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» могут быть решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан.

Правом подачи жалобы наделены избиратели, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения, избирательные блоки и их доверенные лица, иные общественные объединения, наблюдатели, а также избирательные комиссии. Кроме этого, в соответствии со ст. 24 вышеназванного Федерального закона правом обжалования наделяются также члены любых избирательных комиссий как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса[33].

Следует учитывать также, что если для обжалования решений и действий (бездействия) избирательных комиссий и их должностных лиц установлен не только судебный, но и административный (инстанционный) порядок, то с жалобами на решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц можно обращаться только в судебные органы.

Таким образом, действующее законодательство предусматривает два способа рассмотрения избирательных споров ‒ административный (инстанционный) и судебный. Они имеют существенные отличия по кругу лиц, наделенных правом подачи соответствующей жалобы, по предмету обжалования (содержанию электорального конфликта), по установленным процедурам рассмотрения жалоб, по юридическим последствиям принимаемых решений.

Вместе с тем и административный, и судебный порядок обжалования нарушений избирательных прав и разрешения электоральных споров дополняют друг друга в качестве относительно автономных, с юридической точки зрения, способов обеспечения гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина[34].


ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗРЕШЕНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СПОРОВ В СУДЕБНОМ ПОРЯДКЕ

 

2.1. Правовая основа судебного разрешения избирательных споров

 

Судебный порядок предполагает рассмотрение и разрешение избирательного информационного спора судом согласно подсудности.

Статья 75 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» устанавливает, что решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательны права граждан, могут быть обжалованы в суд.

В п. 2, 3 ст. 77 Закона об основных гарантиях установлены основания для отмены в судебном порядке решения избирательной комиссии о результатах выборов.

Следует упомянуть объективно определенное основание, предусмотренное подп. «а» п. 2 ст. 77 Закона об основных гарантиях: превышение расходов избранным кандидатом, избирательным объединением, допущенным к распределению мандатов, более чем на 10% над установленным предельным размером избирательного фонда[35].

Все остальные основания (подп. «б», «в», «г» п. 2, п. 3 ст. 77 Закона об основных гарантиях) содержат две предпосылки, которые в каждом конкретном случае должны присутствовать одновременно (кумулятивно):

‒ нарушение избирательного законодательства (подкуп избирателей кандидатом, признанным избранным, использование им преимуществ служебного (должностного) положения, воспрепятствование наблюдению за проведением выборов и пр.).

Список не носит исчерпывающего характера, причем субъектом данных нарушений могут быть не только кандидаты, но и избирательные комиссии и иные органы (например, органы, формирующие избирательные комиссии). Данную предпосылку, на наш взгляд, следует именовать объективной (формальной) стороной в доказывании по делу об отмене решения избирательной комиссии об итогах голосования, результатах выборов;

‒ невозможность выявить действительную волю избирателей. Данную предпосылку следует именовать субъективной (сущностной) стороной в доказывании по делу об отмене решения избирательной комиссии об итогах голосования, результатах выборов.

В настоящее время судебной защите подлежит как активное избирательное право, так и пассивное ‒ право быть избранным.

Реализация данных прав регулируется не только гл. 26 ГПК РФ, но и другими Федеральными законами: от 26 ноября 1996 года № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»[36], от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»[37], от 18 мая 2005 года № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

Данная законодательная база предполагает широкий спектр защиты избирательных прав, в связи с чем можно выделить две группы субъектов, имеющих право на обращение за судебной защитой избирательных прав[38].

Во-первых, данное право принадлежит избирателям, участникам референдума, кандидатам и их доверенным лицам, избирательным объединениям и их доверенным лицам, политическим партиям и их региональным отделениям, иным общественным объединениям, инициативным группам по проведению референдума и их уполномоченным представителям, иным группам участников референдума и их уполномоченным представителям, наблюдателям, прокурору, если указанные субъекты считают, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

Во-вторых, субъектом обращения могут быть Центральная избирательная комиссия РФ, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, избирательные комиссии муниципальных образований, окружные, территориальные и участковые избирательные комиссии, соответствующие комиссии референдума, которые вправе обратиться с заявлением в суд в связи с нарушением избирательного законодательства, законодательства о референдуме органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностными лицами, кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, политической партией, ее региональным отделением, иным общественным объединением, инициативной группой по проведению референдума, избирательной комиссией, комиссией референдума.

Данные обращения осуществляются в соответствии с правилами подсудности, установленными ст.ст. 24, 26, 27 ГПК РФ.

В-третьих, в соответствии со ст. 31 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» с заявлением в суд о расформировании Центральной избирательной комиссии РФ вправе обратиться группа численностью не менее 1/3 от общего числа членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

С заявлением в суд о расформировании избирательной комиссии субъекта Российской Федерации вправе обратиться группа численностью не менее 1/3 от общего числа членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, либо группа депутатов численностью не менее 1/3 от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти данного субъекта Российской Федерации, либо группа депутатов любой из избираемых палат указанного органа численностью не менее 1/3 от общего числа депутатов этой палаты, а также Центральная избирательная комиссия РФ.

С заявлением в суд о расформировании окружной избирательной комиссии по выборам в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе обратиться группа депутатов численностью не менее 1/3 от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти этого субъекта Российской Федерации либо группа депутатов любой из избираемых палат указанного органа численностью не менее 1/3 от общего числа депутатов этой палаты, а также Центральная избирательная комиссия РФ, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации.

С заявлением в суд о расформировании избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии по выборам в представительный орган муниципального образования, территориальной, участковой комиссии вправе обратиться группа депутатов численностью не менее 1/3 от общего числа депутатов соответствующего законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, либо группа депутатов любой из избираемых палат указанного органа численностью не менее 1/3 от общего числа депутатов этой палаты, либо группа депутатов соответствующего представительного органа муниципального образования численностью не менее 1/3 от общего числа депутатов этого органа, либо Центральная избирательная комиссия РФ, либо избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, а с заявлением о расформировании избирательной комиссии поселения также соответствующая избирательная комиссия муниципального района[39].

Таким образом, избирательные комиссии различных уровней могут занимать различное процессуальное положение. Либо на основании ч. 1 ст. 259 ГПК РФ они привлекаются в качестве ответчиков, либо в соответствии с ч. 2 ст. 259 ГПК РФ они могут сами обращаться в суд с заявлением.

В соответствии со ст. 31 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в суде может быть поставлен вопрос о расформировании Центральной избирательной комиссии РФ, а также Центральная избирательная комиссия РФ может обращаться с заявлением о расформировании избирательных комиссий различных уровней.

Говоря о судебном порядке рассмотрения избирательных споров, нельзя не обратить внимание на деятельность Конституционного Суда Российской Федерации, который хотя не разрешает электоральные конфликты в прямом смысле этого слова и не вдается в проверку соблюдения гарантий избирательных прав граждан, поскольку она отнесена к компетенции судов общей юрисдикции, тем не менее в своих решениях формирует правовые позиции по принципиальным направлениям государственно-правового развития и строительства, затрагивающим политические права и свободы российских граждан, вопросы политического представительства, назначения и периодичности выборов, законодательного регулирования их организации и проведения.

Сформулированные Конституционным Судом общефедеральные условия реализации избирательных прав граждан являются важнейшим инструментом обеспечения единообразного применения и контроля за соблюдением норм избирательного законодательства.

Принимая же во внимание активизацию процесса создания конституционных (уставных) судов в субъектах Российской Федерации, следует учитывать, что судебная форма защиты избирательных прав граждан может иметь дополнительное проявление в виде регионального конституционного (уставного) правосудия.

 

2.2. Процедурный порядок судебного разрешения избирательных споров

 

Рассмотрение избирательных споров в гражданском судопроизводстве выделено в отдельный вид судопроизводства ‒ производство по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, что нашло отражение в названии главы 26 ГПК РФ.

Установленные законом сроки на обращение в суд в зависимости от заявленных требований способствуют более быстрому решению вопросов, связанных с избирательными правоотношениями. Так, по общему правилу заявление может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда заявителю стало известно или должно было стать известно о нарушении законодательства о выборах и референдумах, о нарушениях его избирательных прав или права на участие в референдуме[40].

Законодательством также установлены специальные сроки на обращение в суд по делам данной категории[41]. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 260 ГПК РФ заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации, об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, может быть подано в суд в течение 10 дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума обжалуемого решения.

Заявителю следует учитывать, что указанный процессуальный срок восстановлению не подлежит.

Заявление об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть подано в суд не позднее чем за восемь дней до дня голосования.

Заявление о нарушении избирательных прав или права на участие в референдуме граждан Российской Федерации после опубликования результатов выборов либо референдума может быть подано в суд в течение года со дня опубликования результатов соответствующих выборов (референдума) (ч. 4 ст. 260 ГПК РФ).

Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (п. 5 ст. 31) устанавливает правило, согласно которому заявление о расформировании избирательной комиссии, организующей выборы, референдум, может быть подано в период после окончания избирательной кампании, кампании референдума, но не позднее чем через три месяца со дня окончания избирательной кампании (кампании референдума).

Информация о работе Судебный порядок разрешения избирательных споров