Судебный порядок разрешения избирательных споров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 12:29, дипломная работа

Описание работы

Проблема избирательных споров является хотя и сравнительно новой для Российской Федерации, но чрезвычайно актуальной. Обусловлено это прежде всего тем, что именно в избирательных спорах проявляются многочисленные разногласия по поводу осуществления избирательных прав российских граждан, а их разрешение выступает в качестве одного из основных средств защиты конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления.

Содержание работы

Введение……………………………………………….……………………………
Глава 1. Общая характеристика избирательных споров как способа защиты избирательных прав граждан Российской Федерации…………………………4
1.1. Понятие и правовая природа избирательных споров………………..…….4
1.2. Причины возникновения избирательных споров……………………..…..21
1.3. Классификация избирательных споров…………………………………....24
Глава 2. Особенности разрешения избирательных споров в судебном порядке……………………………………………………………………...……29
2.1. Правовая основа судебного разрешения избирательных споров………..29
2.2. Процедурный порядок судебного разрешения избирательных споров…34
2.3. Совершенствование юридической процедуры разрешения избирательных споров в судебном порядке…………………………………………..…………41
Заключение…………………………………………………………….…………...
Список использованной литературы……………………

Файлы: 1 файл

избирательные споры 1 и 2 глава.doc

— 259.50 Кб (Скачать файл)

Дела по разрешению споров, возникающих в связи с проведением избирательных кампаний, затрагивают интересы всего общества, всего дееспособного населения, важные политические права по участию в выборах и референдумах, в реализации институтов прямой представительной демократии. Публично-правовой характер избирательного спора проявляется в следующих особенностях.

Во-первых, эти правоотношения складываются в особой сфере общественной жизни, определяющей начала, лежащие в основе формирования органов государственной власти и местного самоуправления, которые регулируются государственно-правовыми нормами, устанавливающими и закрепляющими:

а) круг лиц, обладающих правом избирать и быть избранным;

б) принципы всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании;

в) организацию и порядок проведения выборов;

г) взаимоотношения избирателей с депутатами, претендентами, главами администраций (право отзыва);

д) гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, в том числе правовые.

Во-вторых, эти отношения возникают по инициативе любого из субъектов (органа государственной власти, должностного лица, кандидата в депутаты, гражданина), но несогласие или желание второй стороны не является обязательным условием их возникновения. Как правило, дела, возникающие из жалоб на нарушение избирательных прав, рассматриваются и решаются на основе юридически властного одностороннего распоряжения уполномоченного органа: избирательной комиссии, комиссии референдума[25].

Резюмируя изложенное, следует отметить, что многогранная правовая природа избирательных споров диктует необходимость подходить к уяснению их сущности и предназначения с различных позиций.

Во-первых, преломляя избирательные споры через призму юридической конфликтологии, нельзя не обнаружить, что основу любого избирательного спора составляет именно юридический конфликт, который, будучи разрешенным в установленном законом порядке, обретает законченную форму избирательного спора.

Во-вторых, рассматривая избирательные споры во взаимосвязи с избирательными правоотношениями, необходимо отметить, что подобная их интерпретация возможна как в материальном, так и в процессуальном аспекте.

Избирательные споры в материальном аспекте ‒ это юридические конфликты (разногласия), возникающие между субъектами российского избирательного права в связи с действительным или предполагаемым нарушением избирательных прав граждан, которые разрешаются в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Если же говорить об избирательных спорах в процессуальном аспекте, то под ними следует понимать избирательные правоотношения охранительного, процессуального характера, в рамках которых происходят разрешение возникающих конфликтных ситуаций между субъектами избирательного права и защита избирательных прав граждан.

В-третьих, избирательные споры можно рассматривать как разновидность правовых споров, то есть споров об избирательных правах, рассматриваемых избирательными комиссиями и судами.

Таким образом, на основании вышеизложенного можно сформулировать следующее определение избирательного спора.

Избирательные споры ‒ это конфликты, возникающие между участниками избирательного процесса, связанные с реальным или предполагаемым нарушением прав граждан, которые разрешаются в судебном или административном порядке.

 

1.2. Причины возникновения избирательных споров.

 

Причины возникновения избирательных споров весьма разнообразны, однако основная из них ‒ нарушение избирательных прав граждан. В то же время ввиду отсутствия в Конституции РФ «избирательных» норм имеются пробелы в федеральных и региональных законах о выборах и референдумах[26].

Неурегулированность в законодательстве отдельных избирательных действий зачастую заставляет избирательные комиссии принимать решения, нарушающие избирательные права граждан и обжалуемые в административном либо в судебном порядке.

К таким пробелам в действующем избирательном законодательстве относятся:

‒ неурегулированность правового статуса сборщика подписей избирателей в поддержку кандидата;

‒ неопределенность института выборочной проверки подписных листов;

‒ неполный перечень полномочий члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателя;

‒ недостаточно надежные рычаги для пресечения использования кандидатами служебного положения в целях избрания, нецелевого расходования средств из избирательных фондов и т.д.

К числу наиболее распространенных, типичных причин возникновения избирательных споров относятся:

‒ противоречивость и незавершенность правового регулирования избирательных правоотношений, наличие в нем многочисленных коллизий и пробелов;

‒ недостаточный уровень политической и правовой культуры организаторов выборов и иных участников избирательного процесса, отсутствие у них необходимых юридических знаний и навыков применения законодательства;

‒ политические и сопряженные с ними иные эгоистические интересы участников избирательного процесса, в том числе стремление использовать электоральные конфликты в качестве средства привлечения повышенного внимания общественности к конкретным субъектам избирательной кампании;

‒ амбициозность и бюрократизм избирательных комиссий, сопряженные с чрезмерной ограничительной по своему характеру детализацией предусмотренных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации процедурами осуществления избирательных прав граждан[27].

Указанные причины избирательных споров проявляются на всех стадиях избирательного процесса с учетом особенностей правоотношений, складывающихся на каждой стадии.

Основной причиной возникновения избирательных споров является, с одной стороны, недостаточно высокий уровень правовой культуры избирателей - прямых участников избирательного процесса, отсутствие у них глубоких познаний и навыков применения современного избирательного законодательства, а с другой ‒ несовершенство последнего как на федеральном, так и на региональном уровнях, наличие в нем пробелов, противоречий, коллизий.

Несовершенство избирательного законодательства до сих пор остается одной из главных причин возникновения конфликтных ситуаций, связанных с нарушением конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти или местного самоуправления. Именно такие споры были предметом рассмотрения в ходе наиболее громких и запомнившихся судебных процессов в Конституционном и Верховном судах Российской Федерации.[28]

Целый ряд избирательных споров возник вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения органами, организациями и должностными лицами своих обязанностей в рамках избирательных правоотношений, в частности, из-за ошибок в деятельности окружных, территориальных и участковых избирательных комиссий, вызванных как низким уровнем их юридической подготовки, так и отсутствием практических навыков оптимального разрешения  конфликтных ситуаций.

Однако нельзя не отметить, что отдельные кандидаты и их сторонники стремятся использовать любой повод для создания конфликтной ситуации, чтобы повысить к себе внимание рядовых избирателей, прямым или косвенным способом втянуть избирательные комиссии в споры, чтобы в случае неизбрания использовать этот «аргумент» для оспаривания результатов выборов.

Конечно, следует учитывать то, что указанные причины возникновения избирательных споров взаимообусловлены, переплетены, усугубляют и обостряют друг друга. В то же время в избирательном процессе осуществление прав и полномочий граждан и организаций неразрывно связано с конкретными обязанностями, недобросовестность при исполнении которых со стороны кого-либо из участников избирательных правоотношений неизбежно нарушает избирательные права других участников.

 

1.3. Классификация избирательных споров.

 

Избирательные споры можно классифицировать по нескольким основаниям. Главные из них ‒ уровень проводимых выборов, предмет спора, оспаривающая сторона, порядок разрешения и причина возникновения спора. При классификации по первому из названных оснований можно выделить федеральный, региональный и муниципальный уровни проведения выборов, на каждом из которых избирательные споры имеют специфические особенности. Кроме того, следует отметить, что на каждом из названных уровней могут проводиться очередные (внеочередные), повторные и дополнительные выборы, придающие возникающим избирательным спорам особую специфику[29].

Группировка избирательных споров в зависимости от уровня проводимых выборов будет выглядеть примерно следующим образом:

Федеральный уровень проводимых выборов: избирательные споры, связанные с выборами Президента Российской Федерации; избирательные споры, связанные с выборами депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Региональный уровень проводимых выборов: избирательные споры, связанные с выборами главы исполнительной власти субъекта Российской Федерации; Избирательные споры, связанные с выборами депутатов законодательного органа субъекта Российской Федерации.

Муниципальный уровень проводимых выборов: избирательные споры, связанные с выборами должностных лиц органов местного самоуправления; избирательные споры, связанные с выборами представительных органов местного самоуправления.

Локальный уровень проводимых выборов: избирательные споры, связанные с выборами исполнительных органов территориального общественного самоуправления; избирательные споры, связанные с выборами представительных органов территориального общественного самоуправления[30].

Большое разнообразие возникающих во время выборов конфликтных ситуаций делает затруднительным перечисление всех их оснований. Приведу наиболее характерные предметы возникавших избирательных споров:

‒ назначение выборов;

‒ ненадлежащее формирование избирательных округов и участков;

‒ неправомерно включение (невключение) в списки избирателей;

‒ неправомерное формирование избирательных комиссий;

‒ отказ общественному объединению в праве на участие в выборах в качестве избирательного;

‒ о выдвижении кандидатов в депутаты и на выборные должности;

‒ нарушение порядка сбора подписей;

‒ отказ в регистрации кандидата;

‒ неправомерное использование возможностей СМИ;

‒ неправомерное использование служебного положения;

‒ безальтернативные выборы;

‒ нарушение правил ведения предвыборной агитации;

‒ нарушение порядка финансирования выборов;

‒ отмена решения о регистрации кандидата;

‒ нарушение правил подсчета голосов;

‒ нарушение порядка и процедур голосования (в том числе досрочного);

‒ перенос дня голосования;

‒ неправильное установление итогов выборов;

‒ признание выборов недействительными или несостоявшимися;

‒ повторное голосование, повторные выборы;

‒ отзыв выборного должностного лица, отзыв депутата;

‒ нарушения, связанные с проведением референдума.

Оспаривающей стороной могут быть нормоучредительные участники избирательного процесса, его инициаторы или организаторы, избиратели, кандидаты на выборные должности, их представители, наблюдатели, в том числе международные и т.д.

Чаще других стороной в избирательном споре становятся граждане, которые по той или иной причине не зарегистрированы в качестве кандидатов, а также кандидаты, проигравшие на выборах. В зависимости от уровня проводящихся выборов и предмета спора, заинтересованная сторона обычно сама выбирает порядок его разрешения, т.е. административный или судебный.

Исходя из судебного порядка разрешения избирательных споров их можно классифицировать исходя из органа, который уполномочен их разрешать:

‒ разрешение споров Конституционным Судом Российской Федерации; Конституционным (уставным) судом субъекта Российской Федерации.

‒ разрешение споров  Верховным Судом Российской Федерации; Судом субъекта Российской Федерации; городским (районным) судом.

‒ разрешение споров Судебной палатой по информационным спорам при Президенте Российской Федерации.

Избирательные споры проявляются вовне в самых разнообразных формах (видах), которые обусловливаются уровнем выборов, предметом разногласий, составом спорящих сторон. Так, в зависимости от содержания электорального конфликта можно различать споры, связанные с назначением выборов, регистрацией (учетом) избирателей, образованием избирательных округов и избирательных участков, формированием избирательных комиссий, выдвижением и регистрацией кандидатов, проведением предвыборной агитации, финансированием выборов и избирательных кампаний кандидатов, организацией голосования, определением результатов выборов[31].

Информация о работе Судебный порядок разрешения избирательных споров