Структура налоговых органов Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 09:00, реферат

Описание работы

Совокупность законных и подзаконных актов, регулирующих деятельность налоговых органов, разнообразна и объемна, требует усвоения для последующего применения в практической деятельности.

Файлы: 1 файл

Налоги.docx

— 88.67 Кб (Скачать файл)

В соответствии с п.п. «Н»  п.1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении  Российской Федерации и субъектов  Российской Федерации находится  установление общих принципов организации  системы органов государственной  власти, а к ведению Российской Федерации, в частности, относится  установление федеральных экономических  служб1 .

По предметам совместного  ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные  акты субъектов Российской Федерации.

2. Принцип независимости.

Независимость понимается, прежде всего, как независимость от местных  органов власти. Она является конкретным проявлением принципа разделения властей: праву местных органов власти вводить местные налоги, устанавливать  ставки платежей, определять льготы, противостоит обязанность налоговых инспекций  действовать в строгом соответствии с законом. Налоговые инспекции  выполняют только те решения и  постановления по налоговым вопросам местных органов власти, которые  приняты в соответствии с законом  и в пределах предоставленных  им прав. Местные органы власти и  администрация не имеют права  изменять или отменять решения налоговых  органов, а также давать им оперативные  руководящие указания.

3. Принцип централизации.

Государственная налоговая  служба России является централизованной системой налоговых органов. Исключением  является правовое положение Госналогинспекции  по г. Москве. В соответствии с Указом Президента РСФСР от 28 августа 1991 года «О полномочиях органов исполнительной власти города Москвы» эта инспекция  находится в двойном подчинении: Госналогслужбы РФ и Правительства  Москвы.

2.1. Иерархическая  структура налоговых органов  России

Государственная заинтересованность в стабильном поступлении налогов  выражается в создании специальной  системы учета налогоплательщиков и контроля за полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей. Реализация названной функции возложена на налоговые органы Российской Федерации. Министерство Российской Федерации по налогам и сборам входит в систему центральных органов государственного управления, подчиняется Президенту и Правительству Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1 Закона РФ "О налоговых органах Российской Федерации" (в ред. от 08. 07. 99 № 151-ФЗ), - они образуют единую систему контроля за соблюдением налогового законодательства России, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты и  внебюджетные фонды налогов и  других обязательных платежей, а также  контроля в пределах компетенции, за соблюдением валютного законодательства. В ст. 2 закона определено, что единая централизованная система налоговых  органов состоит из Министерства Российской Федерации по налогам  и сборам и его территориальных  органов. Постановление Правительства  Российской Федерации от 16.10.2000 № 7831 дополняет уже названные главные  задачи, решение которых возложено  на МНС России:

участие в выработке налоговой  политики и осуществление ее с  целью обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех уровней  и государственные внебюджетные фонды в полном объеме налогов, сборов и других обязательных платежей;

обеспечение межотраслевой  координации, государственного контроля и регулирования в области  производства и оборота этилового  спирта и алкогольной продукции.

МНС России, функции и полномочия осуществляет непосредственно и  через свои территориальные органы. При этом вышестоящие налоговые  органы правомочны отменять решения  нижестоящих налоговых органов  в случае их несоответствия Конституции  РФ и другим законам2 .

Единая , независимая , централизованная система налоговых органов включает в себя (рис.1):

Федеральный орган исполнительной власти - Министерство Российской Федерации  по налогам и сборам (МНС России);

Его территориальные органы:

Управления МНС России по налогам и сборам по субъектам  Российской Федерации.

Межрегиональные инспекции  МНС России по налогам и сборам.

Инспекции МНС России по налогам  и сборам по районам.

Инспекции МНС России по налогам  и сборам по районам в городах .

Инспекции МНС России по городам  без районного деления.

Инспекции МНС России по налогам  и сборам межрайонного уровня.

А также:

Подведомственные организации.

 
 


 

Рис. 1. Система органов  Министерства Российской Федерации  по налогам и сборам

Предусмотрена деятельность специализированной налоговой инспекции  МНС России по работе с крупнейшими  налогоплательщиками (постановлением Правительства РФ от 06. 01. 98 г.); межрегиональной  налоговой инспекции по оперативному контролю проблемных налогоплательщиков1 , межрегиональной государственной  инспекции МНС России по контролю за налогообложением малого бизнеса  и сферы услуг2 ; межрегиональной  инспекции МНС Россия по контролю за алкогольной и табачной продукцией3

Для осуществления взаимодействия министерства с полномочными представителями  Президента Российской Федерации в  федеральных округах утверждены положение и типовая структура  межрегиональных инспекций МНС  России по федеральному округу (приказ МНС РФ от 24. 08. 2000 г. № БГ-3-20/307). Налоговые  органы - юридические лица. Они имеют  самостоятельную смету расходов, текущие счета в учреждениях  банков, печати. Подчиненность внутри структуры осуществляется по вертикали: Министерству Российской Федерации  по налогам и сборам и его вышестоящим  органам. Структура Управлений по субъектам  федерации утверждается министерством. Министерством же определяются функции  структурных подразделений руководимых  налоговых органов.

Система налоговых органов  построена в соответствии с административным и национально-территориальным делением, принятым в Российской Федерации, и  состоит из трех звеньев.

Основным элементом в  этой системе являются государственные  налоговые инспекции по районам, городам без районного деления  и районам в городах. Второе звено  включает в себя районные (городские) государственные налоговые инспекции.

Возглавляет систему налоговых  органов центральный аппарат  Государственной налоговой службы - Министерство Российской Федерации  по налогам и сборам.

Высшую ступеньку в  иерархии налоговых органов занимает центральный аппарат Министерства Российской Федерации по налогам  и сборам, которая является правоприемником Государственной налоговой службы Российской Федерации. Его структурная схема состоит из департаментов по основным направлениям деятельности.

Структурные подразделения  центрального аппарата Министерства Российской Федерации по налогам и сборам

1.1 Департамент налоговой  политики

1.2 Департамент налогообложения  прибыли

1.3 Департамент косвенных  налогов

1.4 Департамент налогообложения  доходов и имущества физических  лиц

1.5 Департамент единого  социального налога

1.6 Департамент организации  налогового контроля

1.7 Департамент налогов  и сборов с алкогольной и  табачной продукции

1.8 Департамент учета налогоплательщиков

1.9 Департамент учета и  отчетности

1.10 Департамент анализа  и планирования налоговых поступлений

1.11 Департамент контроля  налоговых органов

1.12 Департамент информационных  технологий

1.13 Юридический департамент

1.14 Департамент кадровой  политики

1.15 Департамент финансового  обеспечения

1.16 Департамент материального  обеспечения и капитального строительства

1.17 Административно-контрольный  департамент

1.18 Управление ресурсных  платежей

1.19 Управление налогообложения  малого бизнеса

1.20 Управление международных  налоговых отношений

1.21 Управление по работе  с кредитными организациями

1.22 Управление по модернизации  налоговых органов

1.23 Управление международного  сотрудничества

1.24 Управление по информационной  политике

1.25 Управление налоговой  задолженности

1.26 Отдел телекоммуникаций

В рамках решения поставленных задач отраслевые департаменты изучают  и анализируют практику применения действующего налогового законодательства на местах, с учетом отечественного и зарубежного опыта ведут  разработку актуальных аспектов налоговой  политики, участвуют в подготовке законодательных актов по конкретным видам налогообложения, разрабатывают  инструкции, методические рекомендации, указания о порядке исчисления и  взимания того или иного вида налога. Они вправе осуществлять либо принимать  участие в комплексных и тематических проверках территориальных налоговых  инспекций. В их компетенцию входит рассмотрение писем, жалоб и заявлений  налогоплательщиков на действия должностных  лиц, налоговых инспекций, контроль за изданием нормативных актов министерствами, ведомствами, если они имеют отношение  к платежам налогов и сборам в  бюджет и др.

Непосредственные задачи других подразделений центрального аппарата реализуются в основном в рамках обеспечительных и вспомогательных  функций. К примеру, юридическое  управление, которое состоит из отдела правового обеспечения налогообложения  и отдела нормативных актов и  контроля за организацией правовой работы в налоговых органах, должно обеспечивать соответствие действующему законодательству всех нормативных актов, издаваемых налоговой службой РФ, защищать права  и законные интересы налоговой службы в судах, а также органах государственной  власти и управления, участвовать  в разработке и совершенствовании  законов о налогах и налоговых  органах, осуществлять методическое руководство  правовой работой в инспекциях, систематизировать  правовые акты, обеспечивать правовой информацией руководящие и структурные  подразделения Госналогслужбы, анализировать  практику правовой работы на местах и  т. д.

Министр МНС России назначается  Президентом России. Заместители  министра назначаются на должность  и освобождаются от должности  Правительством России. Руководители Управлений МНС по республикам в  составе Российской Федерации, краям, областям, автономным образованьям, городам  Москве и Санкт - Петербургу - назначаются  министром. Руководители других нижестоящих  налоговых органов (инспекций) назначаются  руководителями вышестоящих территориальных  налоговых органов - субъектов федерации. Указанный порядок в отношении  названных должностных лиц распространяется и при освобождении их от должности. Министр МНС России имеет заместителей, назначаемых по его представлению  Правительством Российской Федерации. При министре МНС России и при  руководителях УМНС по субъектам  федерации образуются и действуют  коллегии. Назначение этого коллегиального органа: рассмотрение наиболее значимых вопросов деятельности налоговых органов. В состав коллегий налоговых органов  входят руководители (председатели), заместители  руководителей (члены) и некоторые  другие руководящие работники (члены). Решения коллегий принимаются большинством голосов ее членов, оформляются протоколами  и реализуется приказами по налоговому органу.

Налоговые органы состоят  из внутренних подразделений, ориентированных  по направлениям деятельности (МНС - департаменты, управления, отделы; территориальные  управления и инспекции - отделы).

2.4. Территориальные  органы Федеральной налоговой  службы России

К территориальным органам  Федеральной налоговой службы России относятся:

Управления ФНС по субъектам  Российской Федерации,

межрегиональных инспекций  ФНС,

инспекции ФНС по районам, районам в городах, городам без  районного деления,

инспекции ФНС межрайонного уровня.

Управление ФНС России по субъекту Российской Федерации

В целях реализации Указа  Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 "О системе и структуре  федеральных органов исполнительной власти", Постановления Правительства  Российской Федерации от 30.09.2004 № 506 "Об утверждении Положения о  Федеральной налоговой службе" управления Министерства Российской Федерации  по налогам и сборам по субъектам  Российской Федерации реорганизованы путем преобразования в управления Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации.

Управление Федеральной  налоговой службы по субъекту Российской Федерации является территориальным  органом Федеральной налоговой  службы и входит в единую централизованную систему налоговых органов.1

Управление находится  в непосредственном подчинении ФНС  России и ей подконтрольно. Управление имеет сокращенное наименование: УФНС России по субъекту Российской Федерации. Управление является территориальным  органом, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением  законодательства о налогах и  сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов  и сборов, в случаях, предусмотренных  законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий  бюджет иных обязательных платежей, а  также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции  и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов. Управление является уполномоченным территориальным  органом, осуществляющим государственную  регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств, по представлению в делах о банкротстве  и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам. Управление осуществляет свою деятельность во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного са моуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями. Управление возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Министром финансов Российской Федерации по представлению Руководителя Федеральной налоговой службы. Управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права в рамках предоставленных ему полномочий, выступает истцом и ответчикомв суде. Управление имеет смету доходов и расходов, утверждаемую Федеральной налоговой службой. Финансирование расходов на содержание Управления осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете. Управление является юридическим лицом, имеет бланк ипечать с изображением Государственного герба Российской Федерации со своим полным и сокращенным наименованием, иные печати, шт ампы и бланки установленного образца, счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.1

Информация о работе Структура налоговых органов Российской Федерации