Структура налоговых органов Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 09:00, реферат

Описание работы

Совокупность законных и подзаконных актов, регулирующих деятельность налоговых органов, разнообразна и объемна, требует усвоения для последующего применения в практической деятельности.

Файлы: 1 файл

Налоги.docx

— 88.67 Кб (Скачать файл)

Региональный - налоговые  инспекции по республикам в составе  Российской Федерации краям, областям, автономным образованьям, городам (т.е. инспекции по субъектам Федерации). Руководители этих инспекций назначаются  руководителем Госналогслужбы России. В инспекциях этого уровня также  образуются коллегии.

Местный - налоговые инспекции  по районам, городам без районного  деления и районам в городах. Руководители этих инспекций назначаются  Руководителями вышестоящих налоговых  органов.

Различным звеньям Госналогслужбы свойственны различные функции. Между тем всем звеньям - общефедеральному, региональному и местному присущи  и некоторые общие функции, поскольку все они осуществляют непосредственный контроль за соблюдением плательщиками налогового законодательства.

Анализ законодательства позволяет выделить следующие общие  функции всех звеньев Госналогслужбы (общие функции налоговых органов):

1) соблюдать законодательство  о налогах и сборах;

2) обеспечивать учет налогоплательщиков;

3) осуществлять контроль  за соблюдением налогоплательщиками  и другими участниками налоговых  отношений налогового законодательства;

4) проводить разъяснительную  работу по применению законодательства  о налогах и сборах;

5) осуществлять возврат  или зачет излишне уплаченных  или излишне взысканных сумм  налогов;

6) соблюдать налоговую  тайну.

Центральный аппарат в  дополнение к тем функциям, которые  выполняет местное звено налоговой  службы, обладает следующими полномочиями:

– организует, координирует и контролирует работу налоговых  инспекций;

– осуществляет аналитическую  и статистическую деятельность;

– разрабатывает и издает инструктивные и методические указания и другие документы по применению налогового законодательства

– осуществляет контроль за актами, связанными с налогообложением, издаваемыми министерствами, ведомствами  и другими организациями;

– участвует в выработке  налоговой политики, подготовке проектов законодательных актов и международных  договоров о налогообложении;

– решает вопросы международного сотрудничества.

Региональное звено Госналогслуж6ы  выполняет функции, присущие нижнему  звену, а также ряд функций, присущих высшему звену, - по организации, координации  и контролю деятельности нижестоящих  налоговых инспекций, обобщению  практики.

Налоговый кодекс РФ устанавливает  способ осуществления функций налоговых  органов, с одной стороны, путем  реализации полномочий, под которыми понимаются права произвести какие-либо действия (ст.31 Налогового кодекса) и  с другой - методом исполнения обязанностей1 .

Правовые основы организации  государственной службы и основы правового положения госслужащих, а таковыми являются работники и  служащие налоговых органов, Российской Федерации устанавливаются Федеральным  законом "Об основах государственной  службы Российской Федерации" от 31.07.95 № 119-ФЗ (в ред. 18.02.99 № 35-ФЗ). Государственным  служащим признается гражданин Российской Федерации, который в порядке  установленном федеральным законом, исполняет обязанности по государственной  должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое  за счет средств федерального бюджета  или соответствующего субъекта Российской Федерации.

Указом Президента РФ от 13. 06. 96 № 865 (ред. от 25. 07. 2000 г.) предусмотрена  возможность отсрочки от призыва  на военную службу призывникам, имеющим  финансово - экономическую или юридическую  специальности, и поступившим на работу в налоговые органы.

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) в ред. 30.03. 99 № 51-ФЗ и 09.07.99 № 154-ФЗ закрепляет общие  принципы налогообложения и систему  налогов и сборов, взимаемых в  федеральный бюджет.

Налоговый кодекс Российской Федерации определяет:

виды налогов и сборов;

основные начала установления налогов и сборов субъектов Российской Федерации и местных налогов  и сборов;

формы и методы налогового контроля.

Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает:

порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений;

ответственность за совершение налоговых правонарушений;

порядок обжалования действий (бездействия) налоговых органов  и их должностных лиц.

Закон РФ "Об основах налоговой  системы в Российской Федерации" от 27. 12. 91 № 2118-1 (ред. от 05. 08. 2000 № 118-ФЗ) сообразуясь с общими положениями  частей 1 и 2 НК РФ, определяет общие  принципы построения налоговой системы  в Российской Федерации, налоги, сборы, пошлины и другие платежи, а также  права, обязанности и ответственность  налогоплательщиков и налоговых  органов. Компетенция органов государственной  власти по вопросам, связанным с  налогами, определяется в соответствии с указанным законом и другими  законодательными актами. Органы государственной  власти любого уровня не могут вводить  дополнительные налоги и обязательные отчисления, не предусмотренные налоговым  законодательством, не могут повышать и ставки законно установленных  налогов и налоговых платежей. Закон РФ «Об основах налоговой  системы в Российской Федерации» от 27.12.1991 г. впервые на законодательном  уровне определил понятие налога и налоговой системы. Целый ряд  положений, носящих принципиальный характер, нашли закрепление в  отдельных нормах закона. Так были определены права и обязанности  налогоплательщиков и налоговых органов, виды налогов, которые будут взиматься на территории Федерации, в Субъектах Федерации и на местах на уровне районов и городов без районного деления.

Закон РФ «Об основах налоговой  системы в РФ» устанавливал право  налоговых органов налагать и  взыскивать с налогоплательщиков финансовые санкции за нарушение налогового законодательства.

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (ред. 29.12.2000) вступил в силу с 1 января 2001 года и определяет в  настоящее время порядок реализации налоговых правоотношений в связи  с налогом на добавленную стоимость (глава ХХI), акцизами (глава ХХII), налогом на доходы физических лиц (глава  ХХIII), единым социальным налогом (взносом) - глава ХХIV. Кодекс будет дополнен другими главами для регулирования  видов налогов не охваченных имеющимися главами.

Налоговым органам вменяется  новая обязанность по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов  в государственные специальные  внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования), уплачиваемых в составе  единого социального налога (взноса).

По общему правилу часть  вторая НК РФ применяется к правоотношениям, регулируемым законодательством о  налогах и сборах, возникшим после  введения ее в действие.

Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в часть  вторую Налогового Кодекса Российской Федерации" от 29.12. 2000 г. № 166 - ФЗ, вступивший в силу с 1 января 2001 г., корректирует отдельные положения Кодекса.

Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" от 08. 01. 98 № 6-ФЗ наделяет налоговые органы правом обращения  в арбитражный суд с заявлением о признании должника, в том  числе отсутствующего, банкротом  ввиду неисполнения обязанности  по уплате обязательных платежей. Закон  предусматривает участие налоговых  органов в качестве кредитора  в части требований по обязательным платежам, наделяет их определенными  правами.

Указом Президента РФ от 31. 12. 91 № 340 (ред. от 22. 07. 98 № 866) утверждено Положение "О государственной  налоговой службе Российской Федерации". В положении определены структура  и компетенция налоговых органов, их задачи и функции, вопросы кадрового  и социально - бытового обеспечения. Этим же Указом утверждено "Положение  о классных чинах работников государственной  налоговой службы Российской Федерации", где определен порядок их присвоения. Указом Президента РФ от 23. 12. 98 № 1635 ГНС  РФ преобразована в МНС РФ.

С учетом сложившихся в  последнее десятилетие правовых новаций в компетенции налоговых  органов, структурных изменений, дополняя и развивая президентский указ, Правительство  РФ Постановлением от 16. 10. 2000 г. № 783 утвердило  Положение "О министерстве Российской Федерации по налогам и сборам". Положением о МНС РФ откорректированы его главные задачи и функции, увеличено их количество.

Министерство Российской Федерации по налогам и сборам осуществляет возложенные на него функции  и полномочия непосредственно и  через свои территориальные органы1 .

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 13.08.97 № 1009 (ред. от 11.02.99) "Об установлении правил подготовки нормативных правовых актов Федеральных  органов исполнительной власти и  их государственной регистрации" нормативные правовые акты могут  издаваться лишь в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Согласно пункта 2 Правил подготовки нормативных правовых актов  федеральных органов исполнительной власти и из госрегистрации, утвержденных постановлением № 1009, структурные подразделения  и территориальные органы МНС  РФ не могут издавать нормативные  правовые акты. С вступлением в  действие части второй НК РФ, являющегося  законом прямого действия, Министерство России по налогам и сборам не вправе издавать инструкции, комментирующие Налоговый кодекс и предписывающие правила поведения налогоплательщикам. Кроме того, Министерство по налогам  и сборам вправе издавать для своих  органов приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанных с  налогообложением. Однако надо отметить, что данные документы не относятся  к актам законодательства о налогах  и сборах, поэтому их применение налогоплательщиками не обязательно. В настоящее время весьма повышена роль индивидуальных разъяснений налоговых  органов по вопросу применения налогового законодательства.

К ведомственным подзаконным  актам относятся приказы, положения, инструкции и другие разновидности  инструктивного материала, который  регулирует отношения внутри Госналогслужбы. В круг этих отношений входят: вопросы  совершенствования организаций  и деятельности всех подразделений  Госналогслужбы; структуры и штатная  численность специалистов в различных  службах; проблемы взаимодействия между  территориальными подразделениями  Госналогслужбы с другими правоохранительными  органами; учет, контроль, анализ налоговой  практики и т.д.

Внутриведомственные нормативные  акты, направленные на решение задач, стоящих непосредственно перед  Госналогслужбой, носят императивный характер и распространяют свое действие на лиц, являющихся сотрудниками государственной  налоговой службы. Инструктивный  материал может быть межведомственным, если подготовлен и издан за подписью руководителей двух и более министерств, комитетов, служб.

Принципиальное значение для практической деятельности налоговых  органов и налогоплательщиков имеет  постановление от 28.02.2001 г. № 5 Пленума  ВАС РФ "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации".

Таким образом, все указанные  нормативно-правовые акты образуют законодательство о налогах и сборах, которое  регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов, а также  отношения, которые возникают в  сфере осуществления налогового контроля.

Глава 2. Структура  налоговых органов Российской Федерации.

2.1 Принципы построения  системы налоговой службы РФ

Жизнедеятельность любого государства  находится в прямой зависимости  от налоговых и иных поступлений  в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды. Согласно ст. 8 части первой НК РФ под налогом, сбором понимается обязательный, индивидуальный и безвозмездный  взнос, взимаемый с юридических  и физических лиц. Конституционная  обязанность платить законно  установленные налоги и сборы  закреплена в ст. 57 Конституции Российской Федерации. Но налогоплательщики, в  силу разных причин, допускают нарушения  налогового законодательства - от несвоевременной  уплаты налогов до уклонения от их уплаты.

Государственная налоговая  служба - единая система контроля за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий  бюджет налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством  РФ и республик, входящих в ее состав.

Налоговыми органами в  Российской Федерации являются Министерство РФ по налогам и сборам и его  подразделения в Российской Федерации.1

В связи с тем, что к  числу основных функций таможенных органов относится взимание налогов, таможенных пошлин и таможенных сборов, которые относятся к числу  федеральных налогов и сборов, а также в связи с тем, что  они обязаны вести борьбу с  нарушениями налогового законодательства, относящегося к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ2 Налоговым  кодеком Российской Федерации установлено, что таможенные органы, обладают полномочиями налоговых органов.[2] Например, согласно п.3 ст.34 Налогового кодекса таможенные органы вправе привлекать к ответственности  лиц за нарушение законодательства о налогах и сборах в связи  с перемещением товаров через  таможенную границу РФ.

Таким образом, в Налоговом  кодексе впервые нашла закрепление  норма об обладании таможенными  органами в определенных случаях, полномочиями налоговых органов.

Налоговая служба Российской Федерации основана на следующих  принципах:

1. Принцип единства.

Этот принцип построения системы проистекает из принципа единства налоговой политики: для  обеспечения единообразного применения налогового законодательства в Российской Федерации требуется наличие  единого контрольного органа. Налоговая  служба России осуществляет свои полномочия в отношении как государственных, так и местных налогов.

Информация о работе Структура налоговых органов Российской Федерации