Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 09:00, реферат
Совокупность законных и подзаконных актов, регулирующих деятельность налоговых органов, разнообразна и объемна, требует усвоения для последующего применения в практической деятельности.
Региональный - налоговые инспекции по республикам в составе Российской Федерации краям, областям, автономным образованьям, городам (т.е. инспекции по субъектам Федерации). Руководители этих инспекций назначаются руководителем Госналогслужбы России. В инспекциях этого уровня также образуются коллегии.
Местный - налоговые инспекции по районам, городам без районного деления и районам в городах. Руководители этих инспекций назначаются Руководителями вышестоящих налоговых органов.
Различным звеньям Госналогслужбы свойственны различные функции. Между тем всем звеньям - общефедеральному, региональному и местному присущи и некоторые общие функции, поскольку все они осуществляют непосредственный контроль за соблюдением плательщиками налогового законодательства.
Анализ законодательства
позволяет выделить следующие общие
функции всех звеньев Госналогслужбы
(общие функции налоговых
1) соблюдать законодательство о налогах и сборах;
2) обеспечивать учет
3) осуществлять контроль
за соблюдением
4) проводить разъяснительную
работу по применению
5) осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов;
6) соблюдать налоговую тайну.
Центральный аппарат в
дополнение к тем функциям, которые
выполняет местное звено
– организует, координирует и контролирует работу налоговых инспекций;
– осуществляет аналитическую и статистическую деятельность;
– разрабатывает и издает инструктивные и методические указания и другие документы по применению налогового законодательства
– осуществляет контроль за актами, связанными с налогообложением, издаваемыми министерствами, ведомствами и другими организациями;
– участвует в выработке
налоговой политики, подготовке проектов
законодательных актов и
– решает вопросы международного сотрудничества.
Региональное звено
Налоговый кодекс РФ устанавливает
способ осуществления функций
Правовые основы организации
государственной службы и основы
правового положения
Указом Президента РФ от 13. 06. 96 № 865 (ред. от 25. 07. 2000 г.) предусмотрена возможность отсрочки от призыва на военную службу призывникам, имеющим финансово - экономическую или юридическую специальности, и поступившим на работу в налоговые органы.
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) в ред. 30.03. 99 № 51-ФЗ и 09.07.99 № 154-ФЗ закрепляет общие принципы налогообложения и систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет.
Налоговый кодекс Российской Федерации определяет:
виды налогов и сборов;
основные начала установления налогов и сборов субъектов Российской Федерации и местных налогов и сборов;
формы и методы налогового контроля.
Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает:
порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
права и обязанности
ответственность за совершение налоговых правонарушений;
порядок обжалования действий (бездействия) налоговых органов и их должностных лиц.
Закон РФ "Об основах налоговой
системы в Российской Федерации"
от 27. 12. 91 № 2118-1 (ред. от 05. 08. 2000 № 118-ФЗ)
сообразуясь с общими положениями
частей 1 и 2 НК РФ, определяет общие
принципы построения налоговой системы
в Российской Федерации, налоги, сборы,
пошлины и другие платежи, а также
права, обязанности и ответственность
налогоплательщиков и налоговых
органов. Компетенция органов
Закон РФ «Об основах налоговой системы в РФ» устанавливал право налоговых органов налагать и взыскивать с налогоплательщиков финансовые санкции за нарушение налогового законодательства.
Налоговый кодекс Российской
Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 г.
№ 117-ФЗ (ред. 29.12.2000) вступил в силу
с 1 января 2001 года и определяет в
настоящее время порядок
Налоговым органам вменяется
новая обязанность по контролю за
правильностью исчисления, полнотой
и своевременностью внесения взносов
в государственные специальные
внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ,
Фонд социального страхования РФ
и фонды обязательного
По общему правилу часть вторая НК РФ применяется к правоотношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после введения ее в действие.
Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового Кодекса Российской Федерации" от 29.12. 2000 г. № 166 - ФЗ, вступивший в силу с 1 января 2001 г., корректирует отдельные положения Кодекса.
Федеральный закон "О несостоятельности
(банкротстве)" от 08. 01. 98 № 6-ФЗ наделяет
налоговые органы правом обращения
в арбитражный суд с заявлением
о признании должника, в том
числе отсутствующего, банкротом
ввиду неисполнения обязанности
по уплате обязательных платежей. Закон
предусматривает участие
Указом Президента РФ от 31.
12. 91 № 340 (ред. от 22. 07. 98 № 866) утверждено
Положение "О государственной
налоговой службе Российской Федерации".
В положении определены структура
и компетенция налоговых
С учетом сложившихся в
последнее десятилетие правовых
новаций в компетенции
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам осуществляет возложенные на него функции и полномочия непосредственно и через свои территориальные органы1 .
В соответствии с постановлением
Правительства РФ от 13.08.97 № 1009 (ред.
от 11.02.99) "Об установлении правил подготовки
нормативных правовых актов Федеральных
органов исполнительной власти и
их государственной регистрации"
нормативные правовые акты могут
издаваться лишь в виде постановлений,
приказов, распоряжений, правил, инструкций
и положений. Согласно пункта 2 Правил
подготовки нормативных правовых актов
федеральных органов
К ведомственным подзаконным актам относятся приказы, положения, инструкции и другие разновидности инструктивного материала, который регулирует отношения внутри Госналогслужбы. В круг этих отношений входят: вопросы совершенствования организаций и деятельности всех подразделений Госналогслужбы; структуры и штатная численность специалистов в различных службах; проблемы взаимодействия между территориальными подразделениями Госналогслужбы с другими правоохранительными органами; учет, контроль, анализ налоговой практики и т.д.
Внутриведомственные нормативные акты, направленные на решение задач, стоящих непосредственно перед Госналогслужбой, носят императивный характер и распространяют свое действие на лиц, являющихся сотрудниками государственной налоговой службы. Инструктивный материал может быть межведомственным, если подготовлен и издан за подписью руководителей двух и более министерств, комитетов, служб.
Принципиальное значение для практической деятельности налоговых органов и налогоплательщиков имеет постановление от 28.02.2001 г. № 5 Пленума ВАС РФ "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
Таким образом, все указанные нормативно-правовые акты образуют законодательство о налогах и сборах, которое регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов, а также отношения, которые возникают в сфере осуществления налогового контроля.
Глава 2. Структура налоговых органов Российской Федерации.
2.1 Принципы построения системы налоговой службы РФ
Жизнедеятельность любого государства находится в прямой зависимости от налоговых и иных поступлений в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды. Согласно ст. 8 части первой НК РФ под налогом, сбором понимается обязательный, индивидуальный и безвозмездный взнос, взимаемый с юридических и физических лиц. Конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы закреплена в ст. 57 Конституции Российской Федерации. Но налогоплательщики, в силу разных причин, допускают нарушения налогового законодательства - от несвоевременной уплаты налогов до уклонения от их уплаты.
Государственная налоговая
служба - единая система контроля за
соблюдением налогового законодательства,
за правильностью исчисления, полнотой
и своевременностью внесения в соответствующий
бюджет налогов и других обязательных
платежей, установленных
Налоговыми органами в Российской Федерации являются Министерство РФ по налогам и сборам и его подразделения в Российской Федерации.1
В связи с тем, что к числу основных функций таможенных органов относится взимание налогов, таможенных пошлин и таможенных сборов, которые относятся к числу федеральных налогов и сборов, а также в связи с тем, что они обязаны вести борьбу с нарушениями налогового законодательства, относящегося к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ2 Налоговым кодеком Российской Федерации установлено, что таможенные органы, обладают полномочиями налоговых органов.[2] Например, согласно п.3 ст.34 Налогового кодекса таможенные органы вправе привлекать к ответственности лиц за нарушение законодательства о налогах и сборах в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.
Таким образом, в Налоговом
кодексе впервые нашла
Налоговая служба Российской Федерации основана на следующих принципах:
1. Принцип единства.
Этот принцип построения
системы проистекает из принципа
единства налоговой политики: для
обеспечения единообразного применения
налогового законодательства в Российской
Федерации требуется наличие
единого контрольного органа. Налоговая
служба России осуществляет свои полномочия
в отношении как
Информация о работе Структура налоговых органов Российской Федерации