Специальные налоговые режимы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 13:40, контрольная работа

Описание работы

Под специальным налоговым режимом понимается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах. Порядок установления специальных налоговых режимов регулируется положениями части первой Налогового кодекса Российской Федерации (ст.18 НК РФ). В установленных законодателем специальных налоговых режимах определяются обязательные элементы налогообложения, а также, естественно, налоговые льготы. Ведь установление специальных налоговых режимов для отдельных категорий хозяйствующих субъектов, либо субъектов отдельных сегментов национальной экономики, как правило, бывает продиктовано стимулированием и улучшениям регулирования деятельности таких хозяйствующих субъектов.

Содержание работы

1.Понятие и виды специальных налоговых режимов. -2-18стр
2.Соотношение общего и специального налогового режимов. -18-21 стр
3.Особенности уплаты налогов и упрощенная система налогообложения. -21-28стр
4.Использованная литература. -29стр
5.Задача. -30стр

Файлы: 1 файл

Налоговое правао.docx

— 46.42 Кб (Скачать файл)

 В то  же время наряду с общим  режимом налогообложения, предусмотренным  законодательством РФ о налогах  и сборах, существуют особые, отличающиеся  от общей системы налогообложения  налоговые режимы, применение которых  освобождает налогоплательщиков  от уплаты ряда федеральных,  региональных и местных налогов и сборов. В соответствии со ст.18 НК РФ специальным налоговым режимом признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени.

 Специальный  налоговый режим применяется  только в случаях и в порядке,  установленных НК РФ и принимаемыми  в соответствии с ним федеральными  законами. При этом должны быть  определены предусмотренные п.1 ст.17 НК РФ следующие элементы налогообложения:  объект налогообложения, налоговая  база, налоговый период, налоговая  ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. На современном этапе малый бизнес рассматривается как резерв, способствующий развитию экономики страны в целом. В целях оказания содействия подъему малого и среднего предпринимательства как в субъектах Российской Федерации, так и России в целом на новый качественный уровень за счет снижения налогового бремени и упрощения ведения налогового учета вместо раннее действовавшей упрощенной системы налогообложения, применявшейся в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 1995 г. N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" (далее - Закон N 222-ФЗ), с 1 января 2003 г. введены в действие два новых специальных режима. -Упрощенная система налогообложения, положения по применению которой установлены гл.26.2 НК РФ. Применяется организациями и индивидуальными предпринимателями с 1 января 2003 г. - Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, установленная гл.26.3 НК РФ. Вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. В 2003 г.

Принципиальным  является положение о том, что  специальные налоговые режимы применяются  в порядке, установленном НК, и  не могут содержать более жесткие  условия налогообложения по сравнению с общими условиями. Порядок установления специальных налоговых режимов регулируется положениями части первой Налогового кодекса Российской Федерации (ст. 18 НК РФ). Установлении специальных налоговых режимов законодателем определяются обязательные элементы налогообложения, а также, естественно, налоговые льготы. На первый взгляд «упрощенка» выглядит привлекательнее общей системы. Ставки налога минимальны, отчетность раз в год, и есть возможность снизить взносы до 20 процентов (ч. 8 ст. 58 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ). Конечно, если компания ведет льготную деятельность.

В то же время  при «упрощенке» надо отказываться от НДС, но тогда есть риск, что покупатели перестанут работать с компанией, так  как лишатся вычетов. Некоторые  компании рискуют и платят налог, находясь на «упрощенке». Но в этом случае чиновники запрещают компаниям  заявлять вычеты (письмо Минфина России от 21.05.12 № 03-07-07/53).Более того, общая система иногда выгоднее спецрежима, если доходы и расходы компании равны или у нее убытки. На «упрощенке» при любом объекте потребуется платить налоги, даже не имея прибыли. При объекте «доходы» вся выручка облагается по ставке 6 процентов, а при объекте «доходы минус расходы» с выручки надо платить минимальный налог в размере 1 процента. А вот на общей системе при убытках или нулевой прибыли не возникает дополнительной нагрузки. К тому же для общей системы нет ограничений по размеру активов или численности персонала. А на «упрощенке» этих ограничений достаточно.

3. Особенности уплаты налогов и упрощенная система налогообложения.

С 2013 г. переход  на УСН  носит не заявительный, а уведомительный характер. Организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на данный режим со следующего календарного года, должны будут уведомить об этом налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на УСН (п. 1 ст. 346.13 НК РФ).

В уведомлении  указывается выбранный объект налогообложения, а также остаточная стоимость  основных средств и размер доходов  по состоянию на 1 октября года, предшествующего  календарному году, начиная с которого предполагается переход на УСН.

Получения уведомления  от ИФНС о праве применения УСН  не предполагается. Изменения коснулись и оформления права на применение УСН вновь созданной организацией (вновь зарегистрированным ИП).

В соответствии с п. 2 ст. 346.13 НК РФ (в ред., действующей  с 1 января 2013 г.) такие лица вправе уведомить  налоговый орган о переходе на УСН не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет. В этом случае организация и индивидуальный предприниматель признаются налогоплательщиками, применяющими УСН, с даты их постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве. В 2012 г. новые организации и предприниматели, желающие применять УСН с момента регистрации, должны были подать уведомление о переходе на эту систему налогообложения в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе.

С 2013 г. изменился еще одно правило: организации и индивидуальные предприниматели, которые перестали быть плательщиками ЕНВД, будут иметь право на основании уведомления перейти на УСН с начала месяца, когда была прекращена их обязанность по уплате ЕНВД (п. 2 ст. 346.13 НК РФ в новой редакции).

Налогоплательщики, не поставившие ИФНС в известность  о своем желании применять  УСН в установленные сроки, не вправе перейти на этот спецрежим (пп. 19 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

В дальнейшем ежегодно представлять в налоговый  орган уведомления о применении УСН налогоплательщику не надо: если по итогам налогового периода им не было допущено никаких несоответствий условиям применения этого спецрежима, он вправе продолжать его применять  в следующем налоговом периоде (п. 4.1 ст. 346.13 НК РФ).

Новый Закон  вносит ясность в будущее УСН  с точки зрения предельной величины доходов, позволяющих налогоплательщикам переходить на этот спецрежим и продолжать применять его.

Согласно  новой редакции п. 2 ст. 346.12 НК РФ, которая начала действовать уже с 1 октября 2012 г., организация имеет право перейти на УСН, если по итогам девяти месяцев года, когда она подает уведомление о переходе, ее доходы, определяемые в соответствии со ст. 248 НК РФ, не превысили 45 млн руб. Эта величина будет актуальна только для тех, кто хочет применять УСН с 2013 г. В дальнейшем она будет ежегодно расти, ее следует умножать на коэффициент-дефлятор, установленный на следующий календарный год (п. 2 ст. 346.12 НК РФ).

В силу п. 2 ст. 11 НК РФ коэффициент-дефлятор устанавливается  ежегодно на каждый следующий календарный  год и рассчитывается как произведение коэффициента-дефлятора, применяемого для целей соответствующих глав НК РФ в предшествующем календарном  году, и коэффициента, учитывающего изменение потребительских цен  на товары (работы, услуги) в Российской Федерации в предшествующем календарном  году. Коэффициенты-дефляторы будет устанавливать Минэкономразвития России и публиковать их в "Российской газете" не позднее 20 ноября года, в котором они устанавливаются.

Годовой доход  налогоплательщика, применяющего УСН, определяемый в соответствии со ст. 346.15 и пп. 1 и 3 п. 1 ст. 346.25 НК РФ, не должен превышать 60 млн руб. Причем эту величину также ежегодно начиная с 2014 г. будут  индексировать на коэффициент-дефлятор (п. 4 ст. 346.13 НК РФ). В случае одновременного применения УСН и новой патентной  системы налогообложения при  определении величины доходов от реализации для целей соблюдения названного ограничения дохода учитываются  доходы по обоим специальным налоговым  режимам.

Изменено  также ограничение на переход  и применение УСН, касающееся стоимости  внеоборотных активов: с 2013 г. не должна переходить 100-миллионный барьер остаточная стоимость только основных средств, определяемая в соответствии с законодательством  о бухгалтерском учете. Нематериальные активы в расчет больше не идут (пп. 16 п. 3 ст. 346.12, п. 4 ст. 346.13 НК РФ).

Налогоплательщик  по-прежнему может менять объект налогообложения, уведомляя об этом ИФНС, но теперь это  можно делать до 31 декабря года, предшествующего  году, в котором налогоплательщик предполагает изменить объект налогообложения (а не до 20 декабря соответствующего года, как раньше). В течение налогового периода налогоплательщик не может  менять объект налогообложения. Таковы обновленные положения п. 2 ст. 346.14 НК РФ, вступающие в силу с 1 октября 2012 г. Поэтому они имеют значение при принятии соответствующего решения  о выборе объекта налогообложения  на 2013 г.

Начиная с 2013 г. при учете доходов и расходов налогоплательщикам необходимо учесть следующее нововведение: переоценка имущества в виде валютных ценностей  и требований (обязательств), стоимость  которых выражена в иностранной  валюте, в т.ч. по валютным счетам в  банках, в связи с изменением официального курса иностранной валюты к российскому  рублю, установленного Центральным  банком РФ, не производится. Доходы и  расходы от указанной переоценки не определяются и не учитываются (пп. 34 п. 1 ст. 346.16, п. 5 ст. 346.17 НК РФ).

Существенное  изменение ожидает налогоплательщиков, остановивших свой выбор на объекте налогообложения "доходы". С2013 г. они получили возможность уменьшать сумму единого налога (авансовых платежей по нему) на ряд новых видов своих затрат (абз. 2 п. 3 ст. 346.21 заменен п. 3.1 этой статьи). Сегодня налог (авансовый платеж) уменьшается на суммы:

- страховых  взносов на обязательное пенсионное  страхование, обязательное социальное  страхование на случай временной  нетрудоспособности и в связи  с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством; - выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности.

с 2013 г. в  список входят суммы:

- страховых  взносов на обязательное пенсионное  страхование, обязательное социальное  страхование на случай временной  нетрудоспособности и в связи  с материнством, обязательное медицинское  страхование, обязательное социальное  страхование от несчастных случаев  на производстве и профессиональных  заболеваний, уплаченных (в пределах  исчисленных сумм) в данном налоговом  (отчетном) периоде в соответствии  с законодательством;

- выплаченных  работникам пособий по временной  нетрудоспособности (за исключением  несчастных случаев на производстве  и профессиональных заболеваний)  за дни временной нетрудоспособности  работника, оплачиваемые за счет  средств работодателя, число которых  установлено Федеральным законом  от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном  социальном страховании на случай  временной нетрудоспособности и  в связи с материнством", в  части, не покрытой страховыми  выплатами, произведенными работникам  страховыми организациями, имеющими  лицензии, выданные в соответствии  с законодательством, на осуществление  соответствующего вида деятельности, по договорам с работодателями  в пользу работников на случай  их временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев  на производстве и профессиональных  заболеваний) за дни временной  нетрудоспособности, оплачиваемые  за счет средств работодателя, число которых установлено Законом  N 255-ФЗ;

- платежей (взносов)  по договорам добровольного личного  страхования, заключенным со страховыми  организациями, имеющими лицензии, выданные в соответствии с  законодательством, на осуществление  соответствующего вида деятельности, в пользу работников на случай  их временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев  на производстве и профессиональных  заболеваний) за дни временной  нетрудоспособности, оплачиваемых  за счет средств работодателя, число которых установлено Законом  N 255-ФЗ. Указанные платежи (взносы) уменьшают сумму налога (авансовых  платежей по нему), если сумма  страховой выплаты по таким  договорам не превышает определяемый  в соответствии с законодательством  размер пособия по временной  нетрудоспособности (за исключением  несчастных случаев на производстве  и профессиональных заболеваний)  за дни временной нетрудоспособности  работника, оплачиваемые за счет  средств работодателя, число которых  установлено Законом N 255-ФЗ.

Сумма налога (авансовых платежей по нему) по-прежнему не может быть уменьшена на сумму  указанных расходов более чем на 50%. Данное ограничение не применяется при уплате (исходя из стоимости страхового года) индивидуальными предпринимателями взносов за себя. Поэтому ИП (в т.ч. имеющие наемных работников) как сейчас, так и в 2013 г. уменьшают сумму налога (авансовых платежей по нему) на всю сумму страховых взносов, уплаченных в Пенсионный фонд РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (даже если сумма взносов превысит 50% суммы налога). Это объясняется тем, что в части взносов, уплачиваемых за себя, ИП рассматривается как предприниматель, не производящий выплаты физическим лицам, и в отношении него применяется абз. 6 п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ.

В Налоговом  кодексе РФ понятие "индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты  и иные вознаграждения физическим лицам" применяется в значении, установленном  пп. 2 п. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах  в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования", т.к. иное не предусмотрено НК РФ (п. 1 ст. 11 НК РФ).

Индивидуальные  предприниматели, выбравшие в качестве объекта налогообложения "доходы" и не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уменьшают  сумму налога (авансовых платежей по нему) на уплаченные страховые взносы в ПФР и ФФОМС в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года. У таких предпринимателей, как и сейчас, доля налога (авансового платежа по нему), на которую он может  быть уменьшен, не будет ограничена в будущем. Если сумма уплаченных взносов равна или превышает  сумму налога (авансового платежа  по нему), налог (авансовый платеж) не уплачивается (Письма Минфина России от 30.03.2012 N 03-11-11/105, от 13.02.2012 N 03-11-11/42).

Информация о работе Специальные налоговые режимы