Специальные налоговые режимы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 13:40, контрольная работа

Описание работы

Под специальным налоговым режимом понимается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах. Порядок установления специальных налоговых режимов регулируется положениями части первой Налогового кодекса Российской Федерации (ст.18 НК РФ). В установленных законодателем специальных налоговых режимах определяются обязательные элементы налогообложения, а также, естественно, налоговые льготы. Ведь установление специальных налоговых режимов для отдельных категорий хозяйствующих субъектов, либо субъектов отдельных сегментов национальной экономики, как правило, бывает продиктовано стимулированием и улучшениям регулирования деятельности таких хозяйствующих субъектов.

Содержание работы

1.Понятие и виды специальных налоговых режимов. -2-18стр
2.Соотношение общего и специального налогового режимов. -18-21 стр
3.Особенности уплаты налогов и упрощенная система налогообложения. -21-28стр
4.Использованная литература. -29стр
5.Задача. -30стр

Файлы: 1 файл

Налоговое правао.docx

— 46.42 Кб (Скачать файл)

Неэффективность льгот по налогу на прибыль по малым  предприятиям в значительной мере была вызвана тем, что организации  в соответствии с законом не обязаны  были вести раздельный учет средств, высвобождающихся в результате применения указанных налоговых льгот. Также  законом не было определено, на какие  цели могут направляться средства, высвобождающиеся в связи с предоставлением этих льгот.В результате указанные средства нередко расходовались на цели, не связанные с повышением эффективности производства и созданием новых рабочих мест. С принятием гл.25 части второй Налогового кодекса РФ эта льгота, как и все другие льготы по налогу на прибыль организаций, упразднена. Это вызывает необходимость существования для малого предпринимательства особой системы налогообложения, которая учитывала бы особенности функционирования этого сектора экономики. Указанная система должна строиться (и в большинстве стран фактически строится) исходя из определенных критериев, важнейшие из которых следующие.Во-первых, действующий для любой налоговой системы принцип определенности налогообложения в налогообложении малого бизнеса должен быть доведен до совершенства. Это означает, что данное законодательство обязано быть простым и понятным не только специалистам, но и любому предпринимателю, не имеющему специального образования и подготовки. Поэтому нельзя допускать, чтобы в законе по налогообложению малого бизнеса имели место отсылочные нормы не только к другим законам и подзаконным актам, но и к другим главам Налогового кодекса. Он не должен также предусматривать издание дополнительных нормативных документов.

Во-вторых, налогообложение  малого бизнеса должно предусматривать  замену для этих организаций одним  налогом максимально возможного числа действующих в стране налогов  и сборов. Естественно, что идеальная  система налогообложения малого бизнеса предполагает наличие всего  одного налога, но построить такую  систему довольно сложно. Это связано, в частности, со спецификой отдельных  видов деятельности организаций. Например, организации, занимающиеся экспортом  или импортом продукции, не могут  быть освобождены от уплаты соответствующей  таможенной пошлины. При реализации подакцизных товаров малые предприятия  должны уплачивать акцизы и т.д.

В-третьих, система  бухгалтерского учета и отчетности для малого предпринимательства  должна быть максимально упрощена, одновременно позволяя осуществлять необходимый  налоговый контроль за формированием  налоговой базы и полнотой уплаты соответствующих налогов. При этом ведение соответствующего учета  и отчетности не должно превращаться для малого предприятия в своего рода дополнительный вид деятельности, а проводимые налоговыми органами проверки не должны отнимать много времени  ни у проверяемых, ни у проверяющих.

В-четвертых, система налогообложения малого бизнеса должна решать проблему укрывательства получаемых доходов и соответственно налогов, имея в виду, что именно малый бизнес действует в основном в сферах деятельности, связанных  с оказанием услуг и вытекающими  из этого огромными потоками налично-денежного  обращения.

И наконец, в-пятых, система налогообложения должна побуждать организации малого бизнеса  работать не только эффективно, но и  открыто. Это можно достигнуть лишь благодаря установлению для этих организаций щадящей налоговой  нагрузки по отношению к организациям, работающим в обычном налоговом режиме. Принятые в середине 2005 г. и вступившие в действие с 1 января 2006 г. глава 26 Налогового кодекса нацелены именно на решение этих задач и реализацию государственной политики совершенствования системы налогообложения малого предпринимательства, в том числе на снижение налогового бремени, упрощение процедур налогообложения и представления отчетности, а также на создание благоприятных условий для легализации и развития малого предпринимательства.

Виды  действующих специальных режимов  налогообложения и их краткая  характеристика.

1.Упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется в соответствии с главой 26.2 НК РФ наряду с иными режимами налогообложения .Переход к упрощенной системе налогообложения (УСН) или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно. Налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном НК.

2. Система налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и применяется наряду с общей системой налогообложения и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Исчисление  и уплата иных налогов и сборов, осуществляются налогоплательщиками  в соответствии с иными режимами налогообложения. Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской  деятельностью, подлежащей налогообложению  единым налогом, иные виды предпринимательской  деятельности, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных  операций в отношении предпринимательской  деятельности, подлежащей налогообложению  единым налогом, и предпринимательской  деятельности, в отношении которой  налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с иным режимом  налогообложения. При этом учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении видов предпринимательской  деятельности, подлежащих налогообложению  единым налогом, осуществляется налогоплательщиками  в общеустановленном порядке. Уплата единого налога производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода.

Сумма единого  налога, исчисленная за налоговый  период, уменьшается налогоплательщиками  на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных (в пределах исчисленных  сумм) за этот же период времени в  соответствии с законодательством  Российской Федерации при выплате  налогоплательщиками вознаграждений своим работникам, занятым в тех  сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается единый налог, а также на сумму страховых  взносов в виде фиксированных  платежей, уплаченных индивидуальными  предпринимателями за свое страхование, и на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма единого налога не может быть уменьшена более чем на 50 процентов. Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками в налоговые органы не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода. Переход на уплату ЕНВД не означает упрощения порядка ведения бухгалтерского учета и предоставления отчетности. Более того, плательщики, осуществляющие виды деятельности как переведенные на уплату ЕНВД, так и облагаемые в общем порядке, должны организовать ведение раздельного учета. Разработка системы раздельного учета означает необходимость дополнительных трудозатрат и, в большинстве случаев, ведение более детального аналитического учета. Общую концепцию взимания налога, конкретные положения, устанавливающие порядок его исчисления и уплаты устанавливаются нормативными актами субъектов Российской Федерации. В связи с этим, как показывает практика, у организаций возникают проблемы в связи с недостаточной определенностью понятийного аппарата, а также некоторыми несоответствиями нормативных правовых актов государственных органов власти субъектов РФ федеральному законодательству.

3. Единый сельскохозяйственный налог был введен в действие Налоговым кодексом РФ с 2005 г. в качестве нового элемента российской налоговой системы. Его предназначение - учесть особенности сельского хозяйства как отрасли, привязанной к конкретным участкам земли.

Введение  этого налога было призвано обеспечить повышение эффективности сельскохозяйственного  производства, стимулируя сельских товаропроизводителей к рациональному использованию  сельхозугодий.

Действительно, возможность применения единого  сельскохозяйственного налога существовала лишь для сельскохозяйственных товаропроизводителей, занятых производством продукции  растениеводства. Одновременно с этим закон не позволял перевести на уплату налога других сельскохозяйственных товаропроизводителей, занятых, в частности, производством  животноводческой, рыбной продукции, многопрофильных  хозяйств и комплексов.

Установленный Налоговым кодексом порядок определения  размера налоговой ставки был  весьма сложен и вместе с тем не решал многих вопросов ее расчета  в последующие после перехода на уплату единого налога годы. Все  это потребовало принципиально  изменить концепцию системы налогообложения  сельскохозяйственных товаропроизводителей, нацелив ее в первую очередь на устранение выявленных недостатков  прежней системы единого сельскохозяйственного  налога. Кроме того, новая система  налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей должна быть нацелена на стимулирование производства и выполнять  роль экономического регулятора. В связи с этим в конце 2006 г. был принят и с 2007 г. вступил в силу новый закон (от 11.11.2006 № 147. ФЗ), принципиально изменивший всю концепцию единого сельскохозяйственного налога, установленного гл.26.1 Налогового кодекса РФ.

Принципиально новым является порядок перехода организаций и индивидуальных предпринимателей на систему налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде уплаты единого сельскохозяйственного  налога. С 2007 г. он осуществляется на добровольной основе. В целях соблюдения принципа равенства налогообложения, обеспечения единого подхода для всех хозяйствующих субъектов установлено, что на уплату единого налога могут перейти все организации агропромышленного комплекса, включая сельскохозяйственные организации так называемого индустриального типа, многопрофильные организации, а также организации, осуществляющие производство сельскохозяйственной, в том числе рыбной продукции. В 2008 г. в Налоговый кодекс были внесены дополнительные поправки, в соответствии с которыми начиная с 2009 г. на уплату единого сельскохозяйственного налога могут переходить также и российские рыбохозяйственные организации.

Переход на указанную систему налогообложения  сельскохозяйственными организациями  предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, НДС (за исключением  НДС, уплачиваемого при ввозе  товаров на российскую таможенную территорию), налога на имущество организаций  и единого социального налога уплатой единого сельскохозяйственного  налога. При этом установлено, что  данный налог исчисляется по результатам  хозяйственной деятельности организаций  за налоговый период, каковым является календарный год. Кроме того, за организациями, перешедшими на уплату единого сельскохозяйственного налога, оставлена обязанность уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с российским законодательством. Все другие налоги и сборы должны уплачиваться организациями, перешедшими на уплату единого сельскохозяйственного налога, в соответствии с общим режимом налогообложения. Не могут перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога и поэтому не являются плательщиками налога организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Организации, имеющие филиалы или представительства, также не вправе перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога.

Объектом  налогообложения по единому сельскохозяйственному  налогу являются доходы, уменьшенные  на величину расходов. Налоговым кодексом установлен соответствующий порядок  определения и признания доходов  и расходов. Организации при определении  объекта налогообложения должны учитывать доходы от реализации товаров, работ, услуг и имущественных  прав, а также внереализационные  доходы в соответствии с порядком определения доходов, установленных  Налоговым кодексом при расчете  налога на прибыль организаций. Таким  же образом определяются доходы, не учитываемые при определении  объекта налогообложения.

4) Патентная система налогообложения заменила с 2013 года упрощенную систему налогообложения для индивидуальных предпринимателей на основе патента, которая применяется в настоящее время в соответствии со статьей 346.25.1 НК РФ главы 26.2 “Упрощенная система налогообложения” НК РФ. Указанная статья НК РФ с 1 января 2013 г. утратила силу. Патентная система налогообложения вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов Российской Федерации и применяется на территориях указанных субъектов Российской Федерации. Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона N 94-ФЗ законы субъектов Российской Федерации о введении с 1 января 2013 года на территории соответствующего субъекта. Патентная система налогообложения применяется индивидуальными предпринимателями, переход на нее является добровольным и она может совмещаться с иными режимами налогообложения. То есть, если индивидуальный предприниматель по одним видам предпринимательской деятельности применяет общий режим налогообложения или упрощенную систему налогообложения или систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) или систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, то он вправе по другим видам предпринимательской деятельности, переведенным законом субъекта Российской Федерации на патентную систему налогообложения, применять патентную систему налогообложения.

2.Соотношение  общего и специальных налоговых  режимов.                        Благодаря стараниям законодателей, сегодня мы имеем 5 систем налогообложения: общую, упрощенную, единый сельскохозяйственный налог, единый налог на вмененный доход и патентную систему налогообложения. Из них абсолютно универсальная одна – общая система. На ней может работать как мелкий торговец в базарном ряду, так и концерн-монополия. Для общего режима нет ограничений по виду деятельности – вы можете работать с любым клиентом. Это плюс. Основной минус системы – чересчур сложное налогообложение. Без бухгалтера справиться крайне непросто. Согласно п.1 ст.1 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Наряду с федеральными налогами могут устанавливаться также региональные и местные налоги и сборы. Совокупность налогов и сборов, установленных НК РФ и иными федеральными законами и подлежащих уплате организациями всех форм собственности и физическими лицами, следует считать общим режимом налогообложения.

Информация о работе Специальные налоговые режимы