Специальные налоговые режимы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 13:40, контрольная работа

Описание работы

Под специальным налоговым режимом понимается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах. Порядок установления специальных налоговых режимов регулируется положениями части первой Налогового кодекса Российской Федерации (ст.18 НК РФ). В установленных законодателем специальных налоговых режимах определяются обязательные элементы налогообложения, а также, естественно, налоговые льготы. Ведь установление специальных налоговых режимов для отдельных категорий хозяйствующих субъектов, либо субъектов отдельных сегментов национальной экономики, как правило, бывает продиктовано стимулированием и улучшениям регулирования деятельности таких хозяйствующих субъектов.

Содержание работы

1.Понятие и виды специальных налоговых режимов. -2-18стр
2.Соотношение общего и специального налогового режимов. -18-21 стр
3.Особенности уплаты налогов и упрощенная система налогообложения. -21-28стр
4.Использованная литература. -29стр
5.Задача. -30стр

Файлы: 1 файл

Налоговое правао.docx

— 46.42 Кб (Скачать файл)

Вариант -9.

Специальные налоговые режимы.

План.

1.Понятие и виды специальных  налоговых режимов. -2-18стр

2.Соотношение общего и специального  налогового режимов. -18-21 стр

3.Особенности уплаты налогов  и упрощенная система налогообложения. -21-28стр

4.Использованная литература. -29стр

5.Задача. -30стр

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Понятие и виды специальных налоговых режимов

Введение.

Под специальным  налоговым режимом понимается особый порядок исчисления и уплаты налогов  и сборов в течение определенного  периода времени, применяемый в  случаях и в порядке, установленном  законодательством о налогах  и сборах. Порядок установления специальных  налоговых режимов регулируется положениями части первой Налогового кодекса Российской Федерации (ст.18 НК РФ). В установленных законодателем  специальных налоговых режимах  определяются обязательные элементы налогообложения, а также, естественно, налоговые  льготы. Ведь установление специальных  налоговых режимов для отдельных  категорий хозяйствующих субъектов, либо субъектов отдельных сегментов  национальной экономики, как правило, бывает продиктовано стимулированием  и улучшениям регулирования деятельности таких хозяйствующих субъектов.

Потребность в таких режимах предопределена необходимостью учета в целях  налогообложения специфики отдельных  групп налогоплательщиков и сфер деятельности, в которых они функционируют. В настоящее время существует потребность в адаптации правовых механизмов каждого из специальных  налоговых режимов к реальным условиям налогообложения, выявлении  скрытых дефектов их правового регулирования, уяснении особенностей порядка их реализации. Как для организаций, так и  для индивидуальных предпринимателей имеется потребность в выявлении  правовых характеристик специальных  налоговых режимов, в том числе  порядка их уплаты в целях выполнения своих налоговых обязанностей.Современная налоговая система РФ характеризуется наличием специальных налоговых режимов, призванных создать более благоприятные экономические и финансовые условия для организаций, относящихся к сфере малого бизнеса, а также для индивидуальных предпринимателей. Объективная необходимость их создания была продиктована повышением роли малого бизнеса в экономике развитых стран и стремлением обеспечить адекватное его развитие в отечественных условиях. Безусловно, традиционная система налогообложения слишком сложна и громоздка для использования ее малым предприятием, а также требует наличия специального профессионального штата, имеющего образование и знания в области теории и практики налогового и бухгалтерского учета.

В этой связи  в налоговом кодексе РФ предусмотрены  режимы налогообложения, признанные упростить  исчисление и уплату налогов для  отдельных категорий налогоплательщиков или отдельных видов деятельности. Заметим, что режимы в виде единого  налога на совокупный доход и упрощенной системы налогообложения действовали  ещё до принятия Кодекса.

Характерной особенностью налоговой системы  России является наличие специальных  налоговых режимов, представляющих собой особый установленный Налоговым  кодексом порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение  определенного периода времени  и применяемый в оговоренных  Кодексом случаях.

Налоговым кодексом предусмотрены  четыре таких налоговых режима:

1) система налогообложения для  сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

2) упрощенная система налогообложения;

3) система налогообложения в  виде единого налога на вмененный  доход для отдельных видов  деятельности;

4.) Патентная система налогообложения.Федеральным законом от 25 июня 2012 г. N 94-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 94-ФЗ) внесены следующие изменения в специальные налоговые режимы и порядок зачисления поступающих от них налогов.

Основным содержанием Федерального закона N 94-ФЗ является дополнение перечня  специальных налоговых режимов (пункт 2 статьи 18 части первой Налогового кодекса Российской Федерации) специальным  налоговым режимом "Патентная  система налогообложения", применение которого установлено новой главой 26.5 части второй Налогового кодекса  Российской Федерации (далее - НК РФ).

Патентная система налогообложения  заменит с 2013 года упрощенную систему  налогообложения для индивидуальных предпринимателей на основе патента, которая  применяется в настоящее время  в соответствии со статьей 346.25.1 НК РФ главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" НК РФ. Указанная статья НК РФ с 1 января 2013 г. утрачивает силу. Патентная система налогообложения применяется индивидуальными предпринимателями, переход на нее является добровольным и она может совмещаться с иными режимами налогообложения.

По сравнению с действующей  упрощенной системой налогообложения  на основе патента средняя численность  наемных работников (в т.ч. по договорам  гражданско-правового характера), которых  при применении патентной системы  налогообложения вправе привлекать индивидуальный предприниматель за налоговый период, увеличилась с 5 до 15 человек. Указанное ограничение  применяется по всем видам предпринимательской  деятельности, осуществляемым индивидуальным предпринимателем.

Субъекты Российской Федерации  в обязательном порядке вводят патентную  систему налогообложения по 47 видам  предпринимательской деятельности, указанным в пункте 2 статьи 346.43 НК РФ, что меньше по сравнению с  действующей упрощенной системой налогообложения  на основе патента (69 видов деятельности). Сокращение произошло за счет укрупнения видов предпринимательской деятельности; кроме того наименование ряда видов  предпринимательской деятельности приведено в соответствие с Общероссийским классификатором услуг населению (ОКУН).

Указанные налоговые  режимы нацелены на создание более  благоприятных экономических и  финансовых условий функционирования организаций, относящихся к сфере  малого предпринимательства, а также  индивидуальных предпринимателей. К моменту завершения формирования в 2005 г. системы специальных налоговых режимов для представителей малого бизнеса (с принятием двух глав Налогового Кодекса - 262 и 263) на территории РФ было официально зарегистрировано около 850 тыс. предприятий, подпадающих под категорию малого предпринимательства. Кроме того, к этому времени в России работало более 4 млн индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица. Таким образом, в сферу налогообложения малого бизнеса подпадало около 5 млн налогоплательщиков. В то же время, по оценке Госкомстата России, около 30% представителей этого бизнеса занимались предпринимательской деятельностью, не представляя никаких данных о своей деятельности в налоговые и статистические органы, 25-30% - представляли “нулевые” балансы и 3-5%, зарегистрировавших свою деятельность, - не вставали на учет в налоговых органах. При этом сфера малого бизнеса не играла к тому времени существенной роли в формировании доходов бюджетов всех уровней. В бюджетную систему Российской Федерации от деятельности указанных предпринимателей поступало менее 1% от общей суммы доходов консолидированного бюджета. Учет особенностей деятельности малого бизнеса в виде отдельных законов был сформирован в Российской Федерации только спустя несколько лет после создания налоговой системы страны в двух формах. Первая - на упрощенном порядке определения налоговой базы и ведения отчетности, вторая - на оценке потенциального дохода налогоплательщиков и установлении фиксированного размера платежей в бюджет.

Первая форма  налогообложения, которая была введена  в действие с 1 января 1996 г. принятием  Федерального закона от 29.12.1995 № 222. ФЗ “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов  малого предпринимательства”, не получила в Российской Федерации достаточного развития: ее применяли к концу 2005 г. всего лишь около 50 тыс. организаций  и чуть более 100 тыс. индивидуальных предпринимателей. Это обусловлено  в первую очередь тем, что переход  на упрощенную систему налогообложения  был связан с достаточно жесткими ограничениями для предприятий  по численности работающих (до 15 человек) и по совокупному годовому объему валовой выручки (до 10 млн руб.). Кроме  того, у перешедших на упрощенную систему  налогообложения организаций осложнялись  финансовые отношения с покупателями их продукции, поскольку при реализации продукции через оптовую сеть покупателям-оптовикам не осуществлялось возмещение “входного" НДС. Поэтому  упрощенная система налогообложения  нашла применение в основном в  сфере розничной торговли и оказания услуг за наличный расчет.Вторая форма налогообложения малого бизнеса была введена в Российской Федерации в 1999 г. с принятием Федерального закона от 31.07.1998 № 148. ФЗ “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности”. При ее введении преследовалась цель заставить платить налоги и вывести из “теневой” сферы сложно поддающийся учету налично-денежный оборот субъектов малого бизнеса, занимающихся такими видами деятельности, как розничная торговля, оказание бытовых, автотранспортных услуг и ряд других.

Дело в  том, что упрощенная система налогообложения, учета и отчетности не обеспечивала в должной мере решение задачи наиболее полного учета объектов обложения индивидуальных предпринимателей и малых предприятий, поскольку  особенности их деятельности (работа с наличными деньгами, без кассовых аппаратов и др.) не позволяли  налоговым органам их контролировать в необходимой степени, вследствие чего не были ликвидированы условия  для ухода от уплаты налогов и  развития теневого бизнеса. В связи  с этим и было принято решение  о введении особого режима налогообложения  отдельных организаций и предпринимателей путем установления вмененного дохода.

Цель введения особого режима налогообложения - увеличение налоговых поступлений в бюджетную  систему страны. Механизмы, заложенные в указанном Федеральном законе, направленные в первую очередь на усложнение процесса уклонения отдельных  налогоплательщиков от уплаты налогов, впервые затронули налогообложением слабо контролируемый другими налогами налично-денежный оборот, в рамках которого, по различным оценкам, реализовывалось  в то время от 30 до 80% отражаемых в  отчетах товаров и услуг предприятий  малого и среднего бизнеса.

Одновременно  с этим введение системы налогообложения  по методу вмененного дохода преследовало и другую не менее важную цель - упрощение  процедур расчета и сбора налогов. Эта система в решающей степени  упрощала для субъектов малого предпринимательства  процесс ведения бухгалтерского учета и отчетности, а также  налогового учета.

Принципиальным  отличием особого режима налогообложения  с помощью налога на вмененный  доход от традиционных схем налогообложения  частных предприятий (в том числе  от упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов  малого предпринимательства) является то, что база налогообложения по каждому налогоплательщику и  объекту обложения определяется не по их отчетности, а на основе определенной расчетным путем доходности различных  видов бизнеса в соответствующих  местных и других условиях. При  этом расчет потенциального дохода привязан к исчерпывающему перечню формальных и легко проверяемых, в первую очередь физических, показателей  деятельности отдельных категорий  налогоплательщиков.

Важно подчеркнуть, что с переводом отдельных  категорий организаций и индивидуальных предпринимателей на единый налог в  значительный степени снижается  их зависимость от субъективизма  налоговых органов, чему в немалой  степени способствуют процесс и  условия определения вмененного дохода, не зависящие от мнения тех или иных должностных лиц.Введение единого налога на вмененный доход позволило также более полно определять налоговые поступления при утверждении бюджетов разных уровней на очередной финансовый год. Вместе с тем для законопослушных налогоплательщиков эта форма налогообложения создает дополнительные стимулы по развитию производства и увеличению объемов реализации, поскольку размер единого налога в основном определяется не по отчету, а по косвенным натуральным показателям, характеризующим условия осуществления хозяйственной деятельности.

В отличие  от упрощенной системы она с момента  введения является обязательной для  налогоплательщиков, занимающихся определенными  видами деятельности. Единый налог  на вмененный доход к моменту  введения его во всех регионах России уплачивали около 150 тыс. организаций и 1,3 млн индивидуальных предпринимателей. Однако с введением и уплатой этого налога возник ряд проблем. Во многих субъектах Федерации показатели базовой доходности, оказывающие влияние на величину налога, были установлены для организаций в заниженных размерах, что не обеспечивало компенсацию уплачиваемых ими налогов при общей системе налогообложения. В силу ряда обстоятельств, в том числе лоббирования и отдельных просчетов, устанавливаемый размер базовой доходности зачастую не был экономически обоснован. В результате показатели базовой доходности по одним и тем же видам деятельности в различных регионах существенно разнились. Это связано также с тем, что на федеральном уровне не была разработана и законодательно утверждена единая методология оценки деятельности малого бизнеса.

Сфера малого бизнеса, безусловно, нуждается в  определенной поддержке государства, и до 2005 г. такая поддержка оказывалась  через предоставление налоговой  льготы для малых предприятий  по налогу на прибыль организаций. Этой льготой предусматривалось, что малые предприятия, осуществляющие производство и переработку сельскохозяйственной продукции, производство продовольственных товаров, товаров народного потребления, строительных материалов, медицинской техники, лекарственных средств и изделий медицинского назначения, строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения (включая ремонтно-строительные работы), в первые два года работы не уплачивают налог на прибыль при условии, если выручка от указанных видов деятельности превышает 70% общей суммы выручки от реализации продукции, работ и услуг. В третий и четвертый год работы - соответственно 25 и 50% от установленной ставки налога на прибыль, если выручка от указанных видов деятельности составляет свыше 90% общей суммы выручки от реализации продукции, работ и услуг. Практика применения указанной льготы показала, что предприятия малого бизнеса, наращивая объемы производства и, соответственно, прибыли в льготный период, после снижения размеров льгот или прекращения их действия значительно снижали объемы производства, увеличивали его издержки, что, естественно, приводило к снижению размера прибыли и уплачиваемых в бюджет налогов. По истечении действия льготы малые предприятия, как правило, свертывали свою деятельность, регистрировались как новые аналогичные предприятия, в которые переводились все активы, и созданные таким образом предприятия вновь начинали пользоваться льготой по налогу на прибыль.

Информация о работе Специальные налоговые режимы