Система налогообложения в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июля 2012 в 09:36, курсовая работа

Описание работы

Налоговая система в Российской Федерации практически была создана в 1991 году, когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Среди них: "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", "О налоге на прибыль предприятий и организаций", "О налоге на добавленную стоимость" и другие. Большинство современных специалистов говорят о том, что реформирование налоговой системы - один из важнейших способов выхода нашей страны из господствующего в мире экономического кризиса

Содержание работы

Введение……………………………………………………………..………3
1. Понятие налоговой системы
1.1 Сущность и принципы налогообложения…………………………….5
1.2 Классификация налогов……………………………………………….11
1.3. Принципы построения налоговой системы…………………….…...12
2. Система налогообложения в России
2.1. Сущность налоговой системы в России……………………………..14
2.1. Классификация налогов в Российской Федерации……………...….19
2.3 Особенности налогообложения в России……………………..……..25
Заключение………………………………………………………….....…..31
Библиографический список……

Файлы: 1 файл

налоговая система.doc

— 155.00 Кб (Скачать файл)

4)     налог с биржевой деятельности (биржевой налог);

5)     налог на операции с ценными бумагами;

6)     подоходный налог с физических лиц;

7)     налоги, зачисляемые в дорожные фонды, - это налог с владельцев транспортных средств, налог на реализацию горюче-смазочных материалов, налог на пользователей автомобильных дорог, налог на приобретение автотранспортных средств, кроме приобретаемых гражданами в личную собственность, акцизы с продажи легковых автомобилей в личное пользование граждан;

8)     налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;

9)     налог на игорный бизнес.

Кроме налогов к федеральным отнесены несколько сборов и иных обязательных платежей:

1)     государственная пошлина;

2)     таможенная пошлина;

3)     платежи за пользование природными ресурсами, зачисляемые в бюджеты разных уровней в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации;

4)     отчисления на воспроизводство материально-сырьевой базы, зачисляемые в специальный внебюджетный фонд Российской Федерации;

5)     сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний;

6)     отчисления (сбор) на воспроизводство и охрану лесов.

Основное место в российской налоговой системе занимают косвенные налоги, к которым относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенная пошлина. В составе доходов бюджета они играют определяющую роль. Такое количество косвенных налогов неизбежно приводит к неоднократному обложению одного и того же объекта, способствует росту цен на потребительские товары и услуги. Наиболее существенным из косвенных налогов, применяемых в Российской Федерации, является налог на добавленную стоимость.

Налог на добавленную стоимость - косвенный налог, влияющий на процесс ценообразования и структуру потребления. Основная функция НДС - фискальная. Объектами обложения налогом на добавленную стоимость являются: обороты по реализации на территории РФ товаров, выполненных работ и оказанных услуг, в том числе передача права собственности на товары; товары, ввозимые на территорию РФ в соответствии таможенным режимом, передача имущественных прав.[5, с.195-212]

Акцизы, как и налог на добавленную стоимость, - федеральный косвенный налог, выступающий в виде надбавки к цене подакцизного товара. По сравнению с НДС акцизы имеют ограниченную область применения. Они распространяются на весьма узкий перечень товаров отечественного и импортного производства и не затрагивают сферу работ и услуг. Налогообложение акцизами осуществляется применительно к каждому отдельному виду подакцизных товаров, т. е. имеет индивидуальный характер.

В отличие от НДС взимание акциза в отношении конкретного товара производится только один раз на одной из стадий его продвижения. Как правило, это происходит на начальной стадии по выходу товара из производства. При перепродаже товар, по которому акциз был уже уплачен, вновь акцизом не облагается. Сумма акциза, изначально добавленная к отпускной цене товара, на всех последующих стадиях его продвижения становится составной частью цены. Построение акцизов по принципу однократности взимания выгодно отличает их от НДС, так как препятствует дальнейшему развитию инфляционных процессов. Плательщиками акцизов являются организации, индивидуальные предприниматели, а также лица, осуществляющие перемещение товаров через таможенную границу РФ. Филиалы и другие обособленные подразделения российских организаций не включаются в состав налогоплательщиков, а исполняют лишь обязанности организаций по уплате акцизов по месту своего нахождения.

Согласно Налоговому кодексу РФ (гл. 22), объектом обложения акцизами признаются подлежащие налогообложению определенные хозяйственные операции, совершаемые с подакцизными товарами. Все облагаемые операции целесообразно разделить на две следующие группы: 1) по подакцизным товарам, за исключением нефтепродуктов; 2) по нефтепродуктам. [5, с. 213-222]

Из перечня представленного выше часть платежей зачисляется в федеральный бюджет - налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, налоги на доходы банков, от страховой деятельности, таможенная пошлина и др.

Подоходный налог с физических лиц и подоходный налог (налог на прибыль) с предприятий закон предписывает использовать для регулирования бюджетов республик, областей, краев, других бюджетов нижестоящего уровня. Другая часть налогов, иных платежей (государственная пошлина, гербовый сбор, налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения) предназначена для зачисления в местные бюджеты.

Таким образом, федеральные налоги отличаются следующими особенностями: они устанавливаются законодательными актами РФ, взимаются на всей ее территории, круг плательщиков, объекты налогообложения, ставки налога, порядок зачисления в бюджет или во внебюджетный фонд определяются законами РФ.

К налогам субъектов Федерации отнесены:

1)     налог на имущество предприятий, который закон обязывает зачислять равными долями в республиканские, краевые, областные и бюджеты других уровней и местные бюджеты по месту нахождения плательщика, налог на прибыль предприятий (кроме части, зачисляемой в федеральный бюджет);

2)     лесной доход;

3)     единый налог на вменённый доход (вводится законом субъекта федерации, он устанавливает категорию плательщиков, базовый доход, сумму налога, коэффициенты понижающие и повышающие данный налог);

4)     плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем.

Часть платежей данной группы, как и федеральные налоги, устанавливается законодательными актами Российской Федерации и взимается на всей её территории. Однако конкретные ставки определяются органами государственной власти субъектов Федерации, если иное не будет установлено законом РФ. Они зачисляются в соответствующие бюджеты, а также могут быть переданы полностью или частично в бюджеты районов, городов.

Самая многочисленная группа - местные налоги и сборы:

1)     налог на имущество физических лиц;

2)     земельный налог;

3)     налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне;

4)     налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров;

5)     налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.

6)     Помимо них федеральное законодательство отнесло к данной группе около 20 всевозможных сборов. Платежи, вошедшие в группу местных налогов, различаются по порядку установления и взимания.

7)     По решению районных и городских органов местного самоуправления могут устанавливаться следующие платежи:

8)     налог на рекламу с юридических и физических лиц;

9)     налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров с юридических и физических лиц;

10) целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций на содержание милиции, на благоустройство территории, на нужды образования и другие цели;

11) сбор с владельцев собак, уплачиваемый физическими лицами;

12) лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями с юридических и физических лиц;

13) лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей;

14) сбор за выдачу ордера на квартиру;

15) сбор за парковку автотранспорта с юридических и физических лиц;

16) сбор за право использования местной символики, вносимый производителями продукции;

17) сбор за участие в бегах на ипподромах с юридических и физических лиц;

18) сбор за выигрыши на бегах;

19) сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме;

20) сбор со сделок, совершаемых на биржах, за исключением сделок, предусмотренных законодательными актами о налогообложении операций с ценными бумагами;

21) сбор за право проведение кино- и телесъемок;

22) сбор за уборку территорий населенных пунктов;

23) сбор за открытие игорного бизнеса с юридических и физических лиц (предусмотрен Законом РФ «О внесении изменений и дополнений в налоговую систему России» от 16 июля 1992 г.)

24) сбор за право торговли, устанавливаемый районными, городскими, поселковыми, сельскими органами местного самоуправления.

Важнейшие недостатки российской системы налогообложения:

Исторический опыт стран рыночной демократии подтверждает, что даже такой противоречивый процесс, как согласование налоговых интересов разных собственников, можно осуществлять на демократической основе. Но для создания эластичной налоговой системы требуются постепенные и длительные преобразования, и, прежде всего институтов собственности и власти.

2.3.Особенности налогообложения в России

 

В Российской Федерации сохранены традиции и методология формирования бюджета государства по принципу «главенство директивы центра». Это, естественно, проецируется и на налоговую политику государства. Более того, в настоящее время само понятие «государство» стадо отождествляться с понятием «государственно-властный аппарат». Во всех учебниках по основам налогообложения до сих пор утверждается, что налоги в пользу государства должны обеспечивать потребности верховной власти, а социальное содержание налогов крайне ограничено.

К основным порокам отечественной налоговой системы можно отнести следующие:

1.     Нестабильность налоговой политики.

2.      Чрезмерное налоговое бремя, возложенное на налогоплательщика.

3.      Уклонение от уплаты налогов юридическими лицами, вызванное, в том числе отменой инвестиционной льготы.

4.      Чрезмерное распространение налоговых льгот, что приводит к огромным потерям бюджета (правда, в последние годы многие из них были отменены). Опыт развитых стран свидетельствует о целесообразности зачисления льгот в налоговые расходы государства и включения их в расчеты эффективности государственного сектора экономики.

5.      Отсутствие стимулов для развития реального сектора экономики.

6.      Эффект инфляционного налогообложения. В условиях инфляции капитал с длительным циклом оборота (фермерский, промышленный) несет дополнительную налоговую нагрузку.

7.      Чрезмерный объем начислений на заработную плату.

8.      Единая ставка налога на доходы физических лиц. Во всем мире лица с более высокими доходами платят в бюджет более весомые налоги, а малообеспеченные слои населения от них освобождаются. С отменой прогрессивной шкалы подоходного налога оказался нарушен один из важнейших принципов налогообложения - его справедливость.

Кроме того, при установлении предела для стандартных вычетов по налогу на доходы физических лиц этот общий для всех налогоплательщиков элемент обложения «дискриминируется» по сравнению с другими вычетами, для которых лимиты по доходам не установлены.

К числу других пороков проводимой сейчас в России налоговой политики относятся:

1.      ярко выраженная регрессивность налогообложения (только низкооплачиваемые наемные работники платят подоходные и социальные налоги в полном объеме);

2.      перенос основного налогового бремени на производственные отрасли;

3.      тенденция к расширению доли прямых налогов;

4.      исключение из налогообложения экономических выгод, извлекаемых не в форме рублевых денежных доходов (например, в порядке прямого присвоения имущества, в виде наличных инвалютных доходов п т. д.).

Государство всегда сталкивается с необходимостью решать две взаимоисключающие задачи: с одной стороны, значительно увеличить поступление налогов в бюджеты всех уровней; с другой стороны, резко уменьшить бремя на налогоплательщиков. Но при проведении реформы в налоговой сфере ощутимых позитивных сдвигов пока добиться не удалось.

Большой резерв для налогообложения сосредоточен в теневой экономике. Но капиталам, укрытым от налогообложения, и при желании владельцев крайне сложно вернуться в легальную производственную сферу: крупные инвестиции могут привлечь внимание налоговых органов к источнику средств. Поэтому капиталы, единожды попавшие в теневой оборот, так в нем и остаются или вывозятся за границу. Как известно, одной из важнейших «провоцирующих» причин ухода от налогообложения является противоречивость и запутанность действующего налогового законодательства, создающего поистине колоссальные возможности для легального и полулегального снижения налоговых платежей. В условиях беспрецедентного массового уклонения от выполнения налоговых обязательств четкое законодательное закрепление норм и положений, регламентирующих непосредственно процесс налогоисчисления, становится задачей первостепенной важности. Без решения этой проблемы любые попытки «усовершенствовать» налоговую систему будут обречены.

Налоговая система России в условиях мирового финансового кризиса: мировой финансовый кризис потребовал от национальных правительств и парламентов принятия решительных мер по преодолению его последствий. Как с этой задачей справляются власти России? Способна ли налоговая система адекватно отреагировать на возникшие угрозы?

Нынешний глобальный мировой финансовый кризис был предсказуем. Волна мирового кризиса вписывается в теорию больших циклов, разработанную в свое время русским ученым Н.Д.Кондратьевым.

Информация о работе Система налогообложения в России