Система налогообложения в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июля 2012 в 09:36, курсовая работа

Описание работы

Налоговая система в Российской Федерации практически была создана в 1991 году, когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Среди них: "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", "О налоге на прибыль предприятий и организаций", "О налоге на добавленную стоимость" и другие. Большинство современных специалистов говорят о том, что реформирование налоговой системы - один из важнейших способов выхода нашей страны из господствующего в мире экономического кризиса

Содержание работы

Введение……………………………………………………………..………3
1. Понятие налоговой системы
1.1 Сущность и принципы налогообложения…………………………….5
1.2 Классификация налогов……………………………………………….11
1.3. Принципы построения налоговой системы…………………….…...12
2. Система налогообложения в России
2.1. Сущность налоговой системы в России……………………………..14
2.1. Классификация налогов в Российской Федерации……………...….19
2.3 Особенности налогообложения в России……………………..……..25
Заключение………………………………………………………….....…..31
Библиографический список……

Файлы: 1 файл

налоговая система.doc

— 155.00 Кб (Скачать файл)


31

 

Оглавление

С

Введение……………………………………………………………..………3

1.      Понятие налоговой системы

1.1 Сущность и принципы налогообложения…………………………….5

1.2 Классификация налогов……………………………………………….11

1.3. Принципы построения налоговой системы…………………….…...12

2.      Система налогообложения в России

2.1. Сущность налоговой системы в России……………………………..14

2.1. Классификация налогов в Российской Федерации……………...….19

2.3 Особенности налогообложения в России……………………..……..25

Заключение………………………………………………………….....…..31

Библиографический список……………………………………………….32


Введение

 

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы.

Налоги известны давным-давно, еще на заре человеческой цивилизации. Их появление связано с самыми первыми общественными потребностями.

В развитии форм и методов взимания налогов можно выделить три крупных этапа. На начальном этапе развития от древнего мира до начала средних веков государство не имеет финансового аппарата для определения и сбора налогов. Оно определяет лишь общую сумму средств, которую желает получить, а сбор налогов поручает городу или общине. На втором этапе (XVI - начало XIX вв.) в стране возникает сеть государственных учреждений, в том числе финансовых, и государство берет часть функций на себя: устанавливает квоту обложения, наблюдает за процессом сбора налогов, определяет этот процесс более или менее широкими рамками. И, наконец, третий, современный, этап - государство берет в свои руки все функции установления и взимания налогов, ибо правила обложения успели выработаться. Региональные органы власти, местные общины играют роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности.

На сегодняшний день налоговая система - это одно из важнейших орудий государства, используемое им для регулирования рыночной экономики, особенно для негативных ее проявлений. В связи с тем, что вышеупомянутый тип экономической системы - есть система саморегулирующаяся и во многом предоставленная сама себе, правильное построение налоговой системы становится одним из главных направлений в политике государства.

Пристальный интерес к налогам со стороны правительства вызван, тем, что налоги служат дополнительным источником ресурсов для покрытия общегосударственных расходов на удовлетворение общественных потребностей. Но гораздо важнее тот факт, что от того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Вводя одни налоги и льготы, и упраздняя другие, государство может развивать приоритетные отросли экономики, стимулировать технический прогресс, проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий, увеличивать число рабочих мест.

Налоговая система в Российской Федерации практически была создана в 1991 году, когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Среди них: "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", "О налоге на прибыль предприятий и организаций", "О налоге на добавленную стоимость" и другие. Большинство современных специалистов говорят о том, что реформирование налоговой системы - один из важнейших способов выхода нашей страны из господствующего в мире экономического кризиса. И с ними очень трудно не согласиться. Именно поэтому выбранная мною тема на сегодняшний день наиболее актуальна.

Главная цель работы - раскрыть суть и значение налогообложения для государства и общества в целом, а также показать необходимость реформирования налоговой системы в России.


1. Понятие налоговой системы

1.1 Сущность и принципы налогообложения

 

Налоги, налоговая политика, налоговая система, налогообложение постоянно находятся в центре внимания всего общества в любом государстве, однако далеко не все, кто высказывают различные суждения о налогах, глубоко разбираются в их экономическом содержании, природе и социальном назначении.

Налог - одно из основных понятий финансовой науки. Проблемы правильного понимания его природы обусловлены тем, что налог - понятие не только экономическое, но и правовое, социальное, философское. Налогообложение как элемент экономического строя общества присуще всем государственным системам как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования. Процесс взимания налогов осуществляется государством и, более того, является его функцией.

По самому общему определению, налог - это платеж, устанавливаемый государством и взимаемый на основании законодательно закрепленных правил для удовлетворения общественных потребностей. Налоги связаны с существованием государства, которое определяет общественные потребности и их структуру. Системы налогов в разных странах отличаются друг от друга: по структуре, виду налогов, способам их взимания, налоговым ставкам, фискальным полномочиям различных уровней власти, налоговой базе, налоговым льготам. Это закономерно, так как налоговые системы складывались и продолжают складываться под воздействием разных экономических, политических и социальных условий. Однако любая налоговая система должна отвечать общим требованиям:

- равенство и справедливость - распределение налогового бремени должно быть равным: каждый налогоплательщик должен вносить свою справедливую долю в казну государства. Есть два подхода к реализации этого требования. Согласно первому уплачиваемые налоги соответствуют выгодам, которые налогоплательщик получает от услуг государства.

- второй подход основан на так называемом принципе «способности платить». Каждый налогоплательщик вносит свою долю в бюджет в зависимости от своей платежеспособности. На практике налоговые системы стран с развитой рыночной экономикой содержат элементы обоих подходов.

В современных условиях можно выделить следующие принципы налогообложения. Данные принципы закреплены в статье 3 первой части налогового кодекса РФ.

1.      В п. 1 статьи 3 первой части НК указано: «При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога».

2.      Однократность обложения налогом, т.е. устранение двойного налогообложения.

3.      Обязательность уплаты налога. Данный принцип закреплен в Конституции РФ и в ст. 3 первой части НК РФ: «Каждое лицо должно уплачивать законноустановленные налоги и сборы».

4.      Простота, понятность, удобство для налогоплательщиков и экономичность для учреждений, собирающих налоги.

5.      Гибкость и легкая адаптируемость налоговой системы к меняющимся общественно-политическим потребностям.

Налоги служат дополнительным источником ресурсов для покрытия общегосударственных расходов на удовлетворение общественных потребностей. Общим источником налогов служит национальный доход. Наиболее характерной чертой налогов является их возвратность.

Взимаемые государством налоги в конечном итоге расходуются на удовлетворение материальных и культурных потребностей всех членов общества.

Денежные средства, вносимые в виде налогов, не имеют целевого назначения. Они поступают в бюджет и используются на нужды государства. Государство не предоставляет налогоплательщику, какой либо эквивалент за вносимые в бюджет средства. Безвозмездность налоговых платежей является одной из черт составляющих их юридическую характеристику.

Сегодня не только государство, но и налогоплательщик вправе знать, в каком размере, на что и с какой эффективностью используются налоговые платежи. Равное налоговое право - это отношение сотрудничества между государством и налогоплательщиком. Среди функций налоговой системы на первое место должны выступать функции стимулирования и регулирования посредством налогов прямых и обратных связей товаропроизводителей и государства.

Налоги должны:

1.      охватывать всю совокупность производственных отношений (производство, распределение, обмен и потребление);

2.      взиматься во всех формах собственности;

3.      способствовать социализации личности, семьи и всех субъектов хозяйствования, выведению их потребностей на более высокий социальный уровень;

4.      отражать движение стоимости с последующим распределением и перераспределением произведенного национального дохода;

5.      строиться на вновь созданной стоимости, не превышая в суммарном выражении 35 - 36 процентов от ее величины;

6.      улавливать все рентные платежи от использования участков земли, недр, труда и капитала;

Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства, которые устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов, то есть определяют конкретные элементы налогов, к которым относятся: объект налога - это имущество, доход, добавленная стоимость, отдельные виды деятельности и др., которые служат основанием для обложения налогом; субъект налога - это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо, которое обязано в соответствии с законодательством уплатить налог;источник налога, то есть доход, из которого выплачивается налог; ставка налога - размер налога, установленный на единицу налог. Ставка определяется в виде твердой ставки или в виде процента и называется налоговой квотой;

налоговая льгота - полное или частичное освобождение от налога; срок уплаты налога - срок в который должен быть уплачен налог и который оговаривается в законодательстве, а за его нарушение, не зависимо от вины налогоплательщика, взимается пени в зависимости от просроченного срока, правила исчисления и порядок уплаты налога; штрафы и другие санкции за неуплату налога. [7 с.26-29]

Существуют следующие способы взимания налогов:

- кадастровый (от слова кадастр - таблица, справочник)- когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносятся в специальные справочники, таблицы. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Этот метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта, а только от того, к какой категории относится объект.

- на основе декларации (декларация - документ, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога на него)-- отличительной чертой такого метода является то, что выплата налога производится после получения дохода и лицом, получающим доход (налог на прибыль);

-у источника - когда налог вносится лицом, выплачивающим доход. Оплата налога в этом случае производится до получения дохода, и получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога (подоходный налог).Оплата этого налога в бюджет производится налоговым агентом до получения дохода, и получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога.

Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору (ст. 57 первой части НК РФ). Если срок уплаты налога и сбора нарушен, то налогоплательщик уплачивает пени. Если расчет налоговой базы производится налоговым органом, то обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Налоговая система как единое целое и каждый отдельный налог обладают рядом функций. В налоговой теории однозначное признание получила пока только одна функция - фискальная. По поводу других функций существуют различные мнения: от отрицания наличия каких-либо других функций, кроме фискальной и, в лучшем случае, контрольной, до чрезмерного расширения их количества.

Фискальная функция - изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны станы и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры, библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития -- фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т. п.

Регулирующая функция - это роль налогов и налоговой политики в системе факторов регулирования макроэкономических процессов, совокупного спроса и предложения, темпов роста и занятости.

Распределительная функция. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат (железные дороги, автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.). Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер.

Социальная функция. Само материальное содержание налогов как денежных ресурсов, централизуемых государством и изымаемых из воспроизводственного процесса, несет в себе возможность их обращения на непроизводственные цели. Многие социальные затраты, финансируемые в западных странах за счет частных средств, в России финансируются государством за счет налогов (бесплатное образование, здравоохранение, пенсионные расходы и др.).

Социальная функция налогов проявляется и непосредственно через механизм налоговых льгот и налоговых ставок, что входит во внутренний механизм действия налога (НДС, налога на прибыль и т. д.).

Стимулирующая функция налоговой системы является одной из важнейших, но это самая «труднонастраиваемая» функция. Ее также называют функцией микроэкономического регулирования, поскольку она непосредственно обращена и взаимодействует с экономическими интересами юридических и физических лиц. Как и любая другая функция, стимулирующая функция проявляется через специфические формы и элементы налогового механизма, систему льгот и поощрений, запретительных или ограничивающих ставок и другие инструменты налогового механизма и налоговой политики.

Контрольная функция налогов предполагает контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходами. Она выступает своего рода защитной функцией: обеспечивает воспроизводство налоговых отношений государства и предприятий, реализацию и действенность силы государственной власти. Без контрольной функции другие функции налогов неосуществимы или их реализация подрывается в своей основе.

Информация о работе Система налогообложения в России