Санкции за налоговые правонарушения и их влияние на финансовую деятельность налогоплательщика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 17:16, дипломная работа

Описание работы

Цель работы проанализировать основания и сущность ответственности за совершение налоговых правонарушений, рассмотреть санкции за нарушение налогового законодательства Российской Федерации, а также практику их применения и влияния на предприятие.
Задачи:
1. Дать характеристику отдельным видам нарушений налогового законодательства Российской Федерации;
2. Рассмотреть общие положения об ответственности за налоговые правонарушения;
3. Показать особенности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения па примере ЗАО «Газпром межрегионгаз Север»;
4. Дать обзор практике применения финансовых санкций за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………
Глава I. Теоретические аспекты налоговых правонарушений и финансовой деятельности предприятия……………………………………
1.1. Понятие нарушения законодательства о налогах и сборах и применяемые санкции………………………………………………………
1.2. Финансовая деятельность налогоплательщика: основные направления и налоговая ответственность за совершаемые действия …….
Глава II. Особенности применения санкций за налоговые правонарушения в РФ (на примере ЗАО «Газпром межрегионгаз Север»).......
2.1. Анализ динамики нарушений законодательства о налогах и сборах в РФ…………………………………………………………………..
2.2. Анализ и оценка влияния применения санкций за налоговые правонарушения на финансовую деятельность предприятия (на примере ЗАО «Газпром межрегионгаз Север»)……………………………………..
Глава III. Проблемы и предложения по возможности недопущения или смягчения санкций за нарушения законодательства о налогах и сборах…………………………………………………………………………
Заключение…………………………………………………………….
Список использованной литературы………………………………...
Приложение

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 635.50 Кб (Скачать файл)

Налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Налоговые санкции  устанавливаются и применяются  в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных Налоговым  Кодексом.

При наличии  хотя бы одного смягчающего ответственность  обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей Налогового Кодекса.

При наличии  обстоятельства, отягчающего ответственность, размер штрафа увеличивается на 100 процентов.

При совершении одним лицом двух и более налоговых  правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой.

Сумма штрафа, взыскиваемого  с налогоплательщика, плательщика  сбора или налогового агента за налоговое  правонарушение, повлекшее задолженность по налогу (сбору), подлежит перечислению со счетов соответственно налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента только после перечисления в полном объеме этой суммы задолженности и соответствующих пеней в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.

 

1.2. Финансовая  деятельность налогоплательщика:  основные направления и налоговая  ответственность за совершаемые  действия.

Эффективное функционирование предприятия (налогоплательщика) в долгосрочной перспективе, обеспечение высоких темпов его развития и повышения конкурентоспособности в условиях рыночной среды в значительной степени определяются уровнем стратегического управления его финансовой деятельностью.    

 Финансовая деятельность – это целенаправленно осуществляемый процесс практической реализации функций предприятия, связанных с формированием и использованием его финансовых ресурсов для обеспечения экономического и социального развития. Она осуществляется на всех стадиях жизненного цикла предприятия: от момента его рождения и до момента его ликвидации как самостоятельного субъекта хозяйствования. Процесс осуществления финансовой деятельности предприятия характеризуется широким спектром его финансовых отношений с различными субъектами финансовой системы страны. Вся совокупность финансовых отношений предприятия по своему характеру подразделяется на внешние и внутренние.   

 Система внешних финансовых отношений предприятия содержит:   

 1) финансовые отношения предприятия с органами государственных финансов – государственными и местными бюджетами; государственными внебюджетными целевыми фондами; другими органами государственных финансов;   

 2) финансовые отношения предприятия с партнерами по операционной деятельности – поставщиками сырья, материалов и полуфабрикатов; покупателями готовой продукции; предприятиями производственно-коммерческой инфраструктуры;   

 3) финансовые отношения предприятия с партнерами по финансово-инвестиционной деятельности – коммерческими банками; финансово-кредитными небанковскими институтами; инвестиционными фондами и компаниями; страховыми компаниями; органами финансово-инвестиционной инфраструктуры;    

 4) финансовые отношения предприятия с другими хозяйствующими субъектами и домашними хозяйствами.   

 К системе внутренних финансовых отношений предприятия относятся:   

 1) финансовые отношения предприятия в рамках объединения – холдинга, союза, ассоциации. Эта группа финансовых отношений в значительной степени регулируется внутренними нормами, действующими в конкретном объединении (т. е. представляют собой форму внутриотраслевых финансовых связей). В таком объединении предприятие может выступать в роли головного, имея финансовые отношения с дочерними предприятиями;    

 2) финансовые отношения в рамках предприятия – с учредителями-акционерами, участниками; с персоналом; между органами управления предприятием и его структурными подразделениями; между различными структурными подразделениями предприятия – его «центрами ответственности».   

 Финансовые отношения предприятия формируются:

  • с государственными и местными бюджетами – по поводу налоговых льгот и формирования базы начисления налогов и сборов; уплаты предусмотренных законодательством налогов и сборов в бюджеты разных уровней; взыскания штрафных санкций за нарушение налогового законодательства; ассигнований из бюджетов разных уровней на цели развития предприятия;
  • государственными внебюджетными фондами – по поводу уплаты взносов во внебюджетные фонды; взыскания штрафных санкций за несвоевременное перечисление взносов; финансирования предприятия за счет средств отдельных фондов;
  • другими органами государственных финансов – по поводу начислений и уплаты таможенных сборов и пошлин; условий выкупа имущества и платежей за него и пр.;
  • поставщиками сырья, материалов, полуфабрикатов и покупателями готовой продукции – по поводу определения форм, способов и сроков расчетов; форм обеспечения обязательств за поставленную продукцию; взыскания пени, штрафов, неустоек за невыполнение договорных обязательств;
  • предприятиями производственно-коммерческой инфраструктуры – по поводу определения форм, способов и сроков расчетов за услуги (транспортные, связи, маркетинговые и пр.); взыскания штрафных санкций за невыполнение договорных обязательств;
  • коммерческими банками – по поводу форм и условий предоставления кредитов, их обслуживанию и погашению; условий размещения денежных средств предприятия; условий покупки и продажи валюты; условий предоставления факторинговых, форфейтинговых и других услуг предприятию;
  • финансово-кредитными институтами – по поводу форм и условий предоставления предприятию кредитов и займов, их обслуживанию и погашению; форм и условий хранения временно свободных денежных средств предприятия;
  • инвестиционными фондами и компаниями – по поводу условий и форм участия в совместных реальных инвестиционных проектах; осуществления кратко- и долгосрочных финансовых инвестиций предприятия;
  • страховыми компаниями – по поводу условий страхования финансовых рисков; форм и сроков уплаты страховых взносов; страхового возмещения при наступлении страхового события;
  • органами финансово-инвестиционной инфраструктуры – по поводу определения форм, способов и сроков расчетов за предоставляемые услуги (размещение эмитированных предприятием ценных бумаг; проектирование, строительно-монтажные работы и пр.); взыскания штрафных санкций за нарушение контрактных обязательств;
  • предприятиями, входящими в состав объединения, – по поводу условий формирования и распределения централизованных денежных фондов; взаиморасчетов за поставленную продукцию и предоставленные услуги; формам взаимного кредитования;
  • вышестоящими органами управления объединения – по поводу перечисления взносов в централизованные денежные фонды; использования централизованных денежных фондов; оказания финансовой помощи предприятию в условиях санации; 
  • учредителями (акционерами, участниками) – по поводу формирования уставного фонда (акционерного капитала); направлений использования прибыли; начисления и выплаты дивидендов и процентов;
  • персоналом – по поводу условий формирования фонда оплаты труда; выплаты вознаграждений и материальной помощи за счет прибыли; удержания налога на доход; взыскания штрафов и компенсаций за причиненный материальный ущерб;
  • между различными структурными подразделениями предприятия – его «центрами ответственности» – по поводу распределения финансовых ресурсов;
  • между органами управления предприятием и его структурными подразделениями – по поводу формирования финансовых ресурсов; финансирования текущих и капитальных затрат.

Финансовая деятельность предприятия  как налогоплательщика заключается в ведении бухгалтерского и налогового учета. Таким образом, с момента регистрации предприятия и до его ликвидации на предприятие возлагается налоговая ответственность.

Физические лица так же несут  налоговую ответственность, однако чаще всего их представляет налоговый  агент, предприятие, перечисляющее определенную сумму налога в соответствующий бюджет.

Налоговая ответственность физического лица, предусмотренная Налоговым кодексом РФ, наступает только в том случае, если совершенное им деяние не содержит признаков состава преступления по уголовному законодательству РФ. Физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности с 16-летнего возраста. Привлечение организации к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает должностных лиц этих организаций (при наличии соответствующих оснований) от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации (ст. 108 Налогового кодекса РФ, ч. 1).

Налоговая ответственность распространяется на всех налогоплательщиков, независимо от форм собственности, организационно правовых форм, ведомственной принадлежности и т.п. К налоговой ответственности не могут привлекаться филиалы, представительства и другие обособленные подразделения организаций, так как они не являются самостоятельными участниками налоговых правоотношений (налогоплательщиками, налоговыми агентами и т.п.).

Налоговая ответственность состоит в применении к нарушителю специальных финансовых санкций — денежных штрафов. В связи с этим налоговая ответственность носит исключительно имущественный характер.

Налоговые правонарушения и ответственность  за их совершение установлены разделом VI НК РФ. Предусмотренная НК РФ ответственность за деяние, совершенное налогоплательщиком, наступает, если это деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством РФ. Налогоплательщик может быть привлечен к налоговой ответственности с 16-летнего возраста при условии, что оно виновно в совершении налогового правонарушения.

Налогоплательщик признается виновным в совершении налогового правонарушения, если противоправное деяние совершено им умышленно или по неосторожности.

Налогоплательщик не подлежит ответственности  за совершение налогового правонарушения, если:

  • деяние, содержащее признаки налогового правонарушения, совершено вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств;
  • деяние, содержащее признаки налогового правонарушения, совершено налогоплательщиком в состоянии, при котором он не мог отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния;
  • деяние, содержащее признаки налогового правонарушения, совершено в результате выполнения письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных налоговым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции.

Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных соответствующими статьями главы 16 НК РФ.

Следует иметь  в виду, что при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафов подлежит уменьшению не меньше чем в 2 раза.

При наличии  обстоятельства, отягчающего ответственность, размер штрафа увеличивается на 100%.

Обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются:

  • совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
  • совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения, либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
  • иные обстоятельства, которые судом могут быть признаны смягчающими ответственность.
  • Обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение.

Лицо, с которого взыскана налоговая санкция, считается  подвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев с момента вступления в силу решения суда или налогового органа о применении налоговой санкции.

Лицо не может  быть привлечено к ответственности  за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли 3 года (срок давности).

При совершении одним лицом двух и более налоговых  правонарушений налоговые санкции  взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой.

Сумма штрафа, присужденного  налогоплательщику, плательщику сборов или налоговому агенту за нарушение  законодательства о налогах и  сборах, повлекшее задолженность по налогу или сбору, подлежит перечислению со счетов налогоплательщика, плательщика сборов или налогового агента только после перечисления в полном объеме этой суммы задолженности и соответствующих пеней, в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.

Налоговые санкции  взыскиваются с налогоплательщиков только в судебном порядке.

Налоговые органы могут обратиться в суд с иском  о взыскании налоговой санкции  не позднее шести месяцев со дня  обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции).

В случае отказа в возбуждении или прекращения  уголовного дела, но при наличии  налогового правонарушения срок подачи искового заявления исчисляется со дня получения налоговым органом постановления об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела.

Каждый налогоплательщик или налоговый агент имеют  право обжаловать акты налоговых  органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных  лиц, если по мнению налогоплательщика  или налогового агента такие акты, действия или бездействие нарушают их права. Нормативные правовые акты налоговых органов могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Порядок и сроки  подачи жалобы в вышестоящий налоговый  орган или вышестоящему должностному лицу:

  • Жалоба на акт налогового органа, действия или бездействие его должностного лица подается соответственно в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу этого органа.
  • Жалоба в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) подается, если иное не предусмотрено настоящей статьей, в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. К жалобе могут быть приложены обосновывающие ее документы. В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен соответственно вышестоящим должностным лицом налогового органа или вышестоящим налоговым органом.
  • Жалоба подается в письменной форме соответствующему налоговому органу или должностному лицу.
  • Лицо, подавшее жалобу в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу, до принятия решения по этой жалобе может ее отозвать на основании письменного заявления.

Отзыв жалобы лишает подавшее ее лицо права на подачу повторной жалобы по тем же основаниям в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу.

Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые  органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, - влечет взыскание штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ.

Непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации представить имеющиеся у нее документы, предусмотренные Налоговым кодексом, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от представления таких документов либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренного ст. 135.1 Налогового кодекса, - влечет взыскание штрафа в размере 20 тыс. рублей.

Информация о работе Санкции за налоговые правонарушения и их влияние на финансовую деятельность налогоплательщика