Санкции в налоговом праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 22:12, курсовая работа

Описание работы

Актуальность работы заключается в том, что ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах, являясь достаточно специфичной, тем не менее, обладает всеми признаками юридической ответственности.
Ответственность за нарушения налогового законодательства – совокупность различных видов юридической ответственности.
Такая ответственность наступает только за совершенное нарушение законодательства о налогах и сборах, которое выступает в качестве ее основания. Основаниями привлечения к ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах могут являться:
• налоговые правонарушения;
• нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащие признаки административных правонарушений (налоговые проступки);
• преступления, связанные с нарушением законодательства о налогах и сборах (налоговые преступления).

Содержание работы

Введение
Глава 1. Понятие, функции и признаки налоговой ответственности
Глава 2. Принципы налоговой ответственности
2.1 Обстоятельства, исключающие ответственность и освобождающие от ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах
2.2 Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения
Глава 3. Санкции в налоговом праве
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая на тему.docx

— 55.81 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

Глава 1. Понятие, функции  и признаки налоговой ответственности

Глава 2. Принципы налоговой  ответственности

2.1 Обстоятельства, исключающие  ответственность и освобождающие  от ответственности за нарушения  законодательства о налогах и  сборах

2.2 Обстоятельства, смягчающие  и отягчающие ответственность  за совершение налогового правонарушения

Глава 3. Санкции в налоговом  праве

Заключение

Список литературы

 

Введение

 

Правовое регулирование  ответственности за нарушение порядка  реализации налоговых отношений  относится к объектам законодательства о налогах и сборах и составляет институт налогового права. В НК термины  «налоговая ответственность» и «ответственность за совершение налоговых правонарушений»  используются как равнозначные. Например, п. 2 ст. 101 НК устанавливает, что по результатам  рассмотрения материалов проверки руководителем (заместителем руководителя) налогового органа может быть вынесено решение  о привлечении налогоплательщика  к налоговой ответственности  за совершение налогового правонарушения; ст. 107 предусматривает возможность  привлечения организаций и физических лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

В п. 4 ст. 23 НК РФ определено, что налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных  на него обязанностей.

Юридическая ответственность  за нарушения налогового законодательства – это комплекс принудительных мер  воздействия карательного характера, применяемых к нарушителям в  качестве наказания в установленных  законодательством случаях и  порядке.

Актуальность работы заключается  в том, что ответственность за нарушения законодательства о налогах  и сборах, являясь достаточно специфичной, тем не менее, обладает всеми признаками юридической ответственности.

Ответственность за нарушения  налогового законодательства – совокупность различных видов юридической  ответственности.

Такая ответственность наступает  только за совершенное нарушение  законодательства о налогах и  сборах, которое выступает в качестве ее основания. Основаниями привлечения  к ответственности за нарушения  законодательства о налогах и  сборах могут являться:

• налоговые правонарушения;

• нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащие признаки административных правонарушений (налоговые проступки);

• преступления, связанные с нарушением законодательства о налогах и сборах (налоговые преступления).

Наконец, к существенным признакам  ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах относится  и процессуальная форма ее реализации. Это означает, что привлечение  к ответственности осуществляется в строгом соответствии с процедурами, предусмотренными законодательством.

Цель работы – проанализировать основания привлечения к ответственности  за нарушения законодательства о  налогах и сборах

 

Глава 1. Понятие, функции  и признаки налоговой ответственности

 

Ответственность за нарушение  законодательства о налогах и  сборах можно определить как обязанность  лица, нарушившего законодательство о налогах и сборах, претерпеть лишения имущественного или личного  характера в результате применения к нему государством, в лице соответствующих  органов налоговых и иных санкций.

Налоговая ответственность  — одна из основных категорий налогового права, ее конструкция во многом определяет место и роль правового регулирования  налоговых отношений в системе  права.

Правовая природа ответственности  за нарушения законодательства о  налогах и сборах неразрывно связана  с финансово-правовой ответственностью и местом последней в системе  юридической ответственности.

Налоговая ответственность  по своей природе, предмету и методу регулирования является составной  частью финансово-правовой ответственности  и реализуется в государственно-властных отношениях, складывающихся относительно установления и взимания обязательных платежей. Отнесение налоговой ответственности  к разновидности финансово-правовой ответственности подтверждается и  вхождением налогового права в финансовое в качестве его подотрасли. Ответственность  за нарушения законодательства о  налогах и сборах характеризуется  всеми признаками, свойственными  финансово-правовой ответственности:

1) основана на государственном принуждении и представляет конкретную форму реализации санкций, установленных финансово-правовыми нормами;

2) наступает за совершение виновного противоправного деяния, содержащего признаки налогового правонарушения;

3) субъектами ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах могут быть организации и физические лица;

4) для правонарушителя налоговая ответственность выражается в определенных отрицательных последствиях имущественного характера;

5) налоговая ответственность реализуется в процессуальной форме.

Вместе с тем налоговая  ответственность имеет определенную специфику, обусловленную особенностями  налоговой деятельности государства  и механизмом правового регулирования  налоговых отношений, Выделение  налоговой ответственности в  самостоятельный вид финансово-правовой ответственности обусловлено выделением НК процессуальных норм, регулирующих производство по делам о налоговых  правонарушениях.

Поскольку нормы налогового права, как и другие нормы права, являются разновидностью социальных норм, налоговая ответственность имеет  две формы реализации: позитивную (добровольную, активную) и негативную (государственно-принудительную, ретроспективную).

Для позитивной ответственности  достаточно формального (нормативного) основания, так как она возникает  не на основе налогового правонарушения, а в силу добровольного выполнения субъектом налогового права своих  обязанностей.

Налоговая деятельность государства  основывается не только на установлении запретов относительно совершения каких-либо действий. Одним из важнейших условий  осуществления налоговой деятельности являются добросовестное соблюдение налогоплательщиками, налоговыми агентами и иными фискально-обязанными лицами предоставленных им прав и  реализация возложенных обязанностей. В этой связи субъекты налогового права должны осознавать свой общественный долг, уплачивать законно установленные  налоги и выполнять иные обязанности, связанные с суверенным правом государства  на получение части дохода налогоплательщика. Осознание субъектами налогового права  смысла и значения собственных поступков, согласование их со своими обязанностями  придают налоговой ответственности  позитивный смысл.

В целом позитивная ответственность  носит добровольный характер, но вместе с тем возможна и некоторая  степень государственного принуждения. Некоторые субъекты налогового права  выполняют возложенные на них  обязанности в силу осознания  своего общественного долга, другие — в силу возможности применения наказания за неправомерное поведение. Относительно позитивной налоговой  ответственности принуждение в  виде угрозы наступления негативных последствий является только средством  предупреждения нарушений законодательства о налогах и сборах.

По времени реализации позитивная ответственность предшествует негативной.

В налоговом праве позитивная ответственность основывается на принципах  добросовестности предпринимательской  деятельности и социальной справедливости.

Добровольная форма реализации налоговой ответственности имеет  следующие юридические признаки:

1) неразрывно связана с нормой налоговой ответственности;

2) является юридической обязанностью, обусловленной правовым статусом налогоплательщика или иного обязанного лица;

3) гарантирована государственным принуждением;

4) реализуется добровольно в виде правомерного поведения;

5) одобряется со стороны государства;

6)осуществляется в рамках  общих налоговых правоотношений.

Вместе с тем большинство  налогоплательщиков имеют низкую правовую культуру и соблюдение законодательства о налогах и сборах не является для них типичным правилом поведения.

Нарушение норм налогового права  обусловливает существование негативной налоговой ответственности, которую  можно рассматривать в нескольких аспектах.

Во-первых, в качестве реакции  государства на нарушение законодательства о налогах и сборах, выражающейся в обязанности виновного лица претерпевать карательные меры государственно-принудительного  воздействия за совершенное деяние в форме имущественных лишений.

Во-вторых, налоговая ответственность  может определяться как исполнение юридической обязанности на основе государственного принуждения. Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 15.07.1999 № 11-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений  закона РСФСР «О государственной  налоговой службе РСФСР» и законов  Российской Федерации «Об основах  налоговой системы в Российской Федерации» и «О федеральных органах  налоговой политики»« в целях  обеспечения выполнения публичной  обязанности по уплате налогов и  сборов и возмещения ущерба, понесенного  казной в результате ее неисполнения, законодатель вправе устанавливать  меры принуждения в связи с  несоблюдением законных требований государства.

Такие меры могут быть как  правовосстановительными, обеспечивающими  исполнение налогоплательщиком его  конституционной обязанности по уплате налогов, т.е. погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной  и неполной уплаты налога, так и  штрафными, возлагающими на нарушителей  дополнительные выплаты в качестве меры ответственности (наказания). При  этом в выборе принудительных мер  законодатель ограничен требованиями справедливости, соразмерности и  иными конституционными и общими принципами права.

Наличие либо отсутствие государственного принуждения определяет факт существования  налоговой ответственности. Налоговая  ответственность не связывается  только с неблагоприятными последствиями  для правонарушителя, которые наступают  в результате совершенного им нарушения  законодательства о налогах и  сборах. Карательные механизмы в  налоговой ответственности существуют параллельное правовосстановительными, поскольку государству важно  не только наказать нарушителя налогового законодательства, но и восстановить публичнее имущественные интересы, компенсировать возникший ущерб.

Налоговую ответственность  следует отличать от иных мер государственного принуждения: мер безопасности, мер  пресечения, мер защиты и т.д.

Таким образом, налоговая  ответственность существует в двух формах: карательной (штрафной) и правовосстановительной (компенсационной).

Налоговая ответственность  является развитием, «продолжением» материального  налогового правоотношения, которое  реализуется посредством особой процессуальной формы. * Ответственность  за нарушения законодательства о  налогах и сборах составляет часть  механизма правового регулирования  налоговых отношений и проявляется  в виде наложения запретов. Запрещая нарушать законодательство о налогах  и сборах, государство возлагает  на субъектов налогового права обязанность  воздерживаться от совершения определенных действий либо, напротив, не бездействовать, а своими действиями реализовывать  возложенные Связанности.

Следовательно, налоговая  ответственность существует в рамках охранительного правового института, регулирующего общественные отношения  налоговой сферы посредством  установления запретов. Однако налоговая  ответственность не совпадает полностью  с охранительным правоотношением, возникшим в результате налогового деликта. Охранительные правоотношения по своему составу и объему шире налоговой ответственности. Налоговая  ответственность характеризует  содержание правоохранительных отношений  и прежде всего с позиций правового  статуса правонарушителя, его обязанностей, возникающих в результате совершенного налогового деликта. Вместе с тем  налоговая ответственность существует и реализуется только в рамках охранительных правоотношений.

Юридическим фактом, порождающим  охранительные налоговые правоотношения, является нарушение законодательства о налогах и сборах.

Негативная налоговая  ответственность имеет три основания:

1) формальное (нормативное), выражающееся в наличии системы  норм законодательства о налогах  и сборах, устанавливающих составы  налоговых правонарушений, права  и обязанности участников охранительного  налогового правоотношения, регулирующих  ответственность за нарушение  норм налогового права, принципы, порядок и процессуальную форму  привлечения к налоговой ответственности;

2) фактическое, представляющее совершение субъектом налогового права противоправного деяния, нарушающего нормы законодательства о налогах и сборах;

3) процессуальное, заключающееся в вынесении уполномоченным органом (налоговыми органами, органами государственных внебюджетных фондов или таможенными органами) решения о наложении санкции за совершение налогового правонарушения.

Наступление негативной налоговой  ответственности возможно только при  наличии всех перечисленных оснований  ив строго определенной последовательности: норма права — налоговое правонарушение — применение санкции.

Следовательно, к охранительным  относятся все правоотношения, возникающие  в связи с совершением участниками  налогового правоотношения нарушения  законодательства о налогах и  сборах, а также с привлечением виновного к ответственности. В  рамках охранительных правоотношений реализуются санкции; установленные  налоговыми нормами.

Состав правоотношения налоговой  ответственности представляет сложное  социально-правовое явление, складывающееся из совокупности следующих элементов: субъекты (участники), права и обязанности  субъектов (участников), их действия (поведение), объект правоотношения.

Информация о работе Санкции в налоговом праве